Рамзан Кадыров установил памятник девушкам, которых полевой командир Джохара Дудаева нашёл в народных песнях и выдал за настоящих
">
Понедельник, 17:02

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Памятник чеченским эльфийкам

Памятник чеченским эльфийкам

19.09.2013 12:06
Памятник чеченским эльфийкам
Рамзан Кадыров установил памятник девушкам, которых полевой командир Джохара Дудаева нашёл в народных песнях и выдал за настоящих

Глава Чечни Рамзан Кадыров торжественно открыл памятник 46 чеченским девушкам, погибшим при штурме аула Дади-Юрт русскими войсками 15 сентября 1819 года. Согласно официальной чеченской версии, попав в плен после штурма мирного аула кровавыми русскими карателями, девушки утопились с ними в Тереке. В 2009 году Рамзан Ахматович в честь 190-летия этого события объявил каждое третье воскресенье сентября Днём чеченской женщины, о чём сообщил в блоге:

«Сегодня мы после реконструкции торжественно открыли мемориальный комплекс памяти погибших в сентябре 1819 года жителей села Дадин-Юрт. Этот населенный пункт был полностью сожжен по приказу Ермолова. Все жители, включая женщин, стариков, детей, погибли. Девушки Дадин Айбика, Амаран Зазу и их подруги вдохновляли песнями защитников села, а оказавшись в плену, со связанными руками бросились в бурные воды Терека. Они предпочли смерть бесчестию. Именно ко дню их подвига мы приурочили празднование Дня чеченской женщины».

Интересно, что четыре года назад, сам Рамзан Ахматович описывал события несколько по-другому:

«Мы учреждаем этот праздник также в ознаменование подвига 46 чеченских девушек, которые во главе с Дадин Айбикой 15 сентября 1819 года после того, как село Дади-Юрт было полностью разрушено и сожжено войсками генерала Ермолова и девушки были схвачены в плен, во время переправы через реку Терек предпочли смерть в волнах реки позорному плену и не захотели, чтобы их касались руки тех, кто повинен в убийстве отцов, матерей, братьев, сестер, повинен в сожжении родного села, и они бросились в реку».

Третью версию озвучил сайт Chechenews.com, по данным которого девушки утопились вместе с конвоирами, но конкретно Дади Айбика погибла на вражеских штыках. Есть мнение, что девиц было 36 и утопились они вместе с 36 офицерами, собиравшимися их изнасиловать… Так утопились со связанными руками или бросились в воду вместе с конвоирами? Когда Кадыров лгал: четыре года назад, сейчас, или оба раза? Как погибла прекрасная Дади Айбика? И вообще откуда взялась информация об утонувших девах?

В исторических документах того времени ничего подобного нет, хотя сам управляющий гражданской частью в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях Алексей Ермолов, описывая штурм аула, не скрывает жестокости боя и лишь указывает, что карательная экспедиция была предпринята в ответ на чеченские набеги:

«Желая наказать чеченцев, беспрерывно производящих разбой, в особенности деревни, называемые Качкалыковскими жителями, коими отогнаны у нас лошади, предположил выгнать их с земель Аксаевских, которые занимали они, сначала по условию, сделанному с владельцами, а потом, усилившись, удерживали против их воли. При атаке сих деревень, лежащих в твердых и лесистых местах, знал я, что потеря наша должна быть чувствительною, если жители оных не удалят прежде жен своих, детей и имущество, которых защищают они всегда отчаянно, и что понудить их к удалению жен может один только пример ужаса.

В сем намерении приказал я Войска Донского генерал-майору Сысоеву с небольшим отрядом войск, присоединив всех казаков, которых по скорости собрать было возможно, окружить селение Дадан-юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут противиться, наказать оружием, никому не давая пощады. Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением. Двор каждый почти окружен был высоким забором, и надлежало каждый штурмовать. Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жен своих в глазах их, дабы во власть их не доставались. Многие из женщин бросались на солдат с кинжалами.

Большую часть дня продолжалось сражение самое упорное, и ни в одном доселе случае не имели мы столько значительной потери, ибо кроме офицеров простиралась оная убитыми и ранеными до двухсот человек. Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены, и число оных не менее могло быть четырехсот человек. Женщин и детей взято в плен до ста сорока, которых солдаты из сожаления пощадили как уже оставшихся без всякой защиты и просивших помилования (но гораздо большее число вырезано было или в домах погибло от действия артиллерии и пожара). Солдатам досталась добыча довольно богатая, ибо жители селения были главнейшие из разбойников, и без их участия, как ближайших к линии, почти ни одно воровство и грабеж не происходили; большая же часть имущества погибла в пламени. Селение состояло из 200 домов; 14 сентября разорено до основания».

(«Записки А. П. Ермолова. 1798–1826 гг. » М.: Высшая школа, 1991)

Сами чеченцы, десятилетиями обличая Ермолова и живописуя его зверства, до недавнего времени ни словом не упомянули утопление. Впервые о нём заявил министр и полевой командир Дудаева Далхан Хожаев в своей книге «Чеченцы в Русско-Кавказской войне», изданной в Чечне в 1998 году. Конкретных ссылок на источник информации Хожаев в ней не дал, но в соответствующей главе книги в качестве такового указано: «Илли о завоевании Дади-Юрта // Нохчийн фольклор. Т. 1. Грозный, 1959».

Иначе говоря, Хожаев всунул в историческое исследование сюжет из илли – вайнахской героико-эпической песни, а Кадыров после его гибели в бою с российскими войсками приватизировал сюжет и положил эту байку основу своего фальшивого памятника. Солгал он и о поголовном уничтожении населения Дади-Юрта. Трое из переживших штурм детей прекрасно известны всем образованным жителям Чечни.

Один - Константин (Озебай) Айбулат - вырос в семье участника штурма прапорщика Михаила Розена, служил в хозяйственном управлении Синода и, став одним из первых чеченских поэтов, печатался в пушкинском «Современнике». Другой - Пётр Захаров, всегда добавлявший к своей фамилии Чеченец, с юных лет демонстрировал талант художника. Благодаря покровительствовавшему ему Ермолову получил образование и, несмотря на раннюю смерть от чахотки, написал много портретов, часть которых и сейчас можно видеть в Третьяковской галерее. Третий - Боча Шамурзаев - пошёл по военной части и зарекомендовал себя подобно многим чеченцам в последующие века. То есть служил в конвое императорского наместника в Царстве Польском Великого князя Константина Павловича и воевал против бывших соплеменников. Потом перешёл на их сторону, дослужился у имама Шамиля до старшего наиба Большой Чечни, а поссорившись с Шамилём, снова перешёл к русским и опять сражался против земляков…

Жизнь каждого из «кавказских пленников» из Дади-Юрта достойна отдельного исследования и навсегда вписана в историю как Чечни, так и России. В отличие от утопления 46 девственниц, которые имеют к реальности примерно такое же отношение, как ушастые эльфийки из американских блокбастеров. Впрочем, чтобы кинуть лишнее полешко в незатухающий костерок ненависти к русским гоблинам, и эльфийки сгодятся.

Юрий Нерсесов


Источник: http://www.apn-spb.ru/publications/article14272.htm

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: На заметку казакам | Просмотров: 1677 | Добавил: Ст-администратор1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: