Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / О воспитании достойного подрастающего поколения в современных условиях

О воспитании достойного подрастающего поколения в современных условиях

Вчера 16:17
О воспитании достойного подрастающего поколения в современных условиях

Доклад на VI-м ежегодном Круглом столе 80-й годовщине
Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов
и 34-й годовщине со Дня возрождения
Черноморского казачьего войска.


Уважаемый Александр Степанович! Досточтимые Честные отцы! Уважаемый участники круглого стола!

Данный этап времени, как в отечественной научно-педагогической литературе, так и в общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры, особенно – подрастающих поколений. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами.  Те ценности, с которыми Россия жила веками постепенно отодвинулись на периферию жизни.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.

Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.

Пропаганда  европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.

Либерально - демократические преобразования принесли с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идёт фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.

В Толковом словаре русского языка душа определяется как «внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п.», а также как «…совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека/

Интеллект – это качество человеческого ума; это не то, чем обладает душа. Ум не может дать и не даст нам нашего истинного богатства, тогда как душа сделает это. Хотя человек может быть разносторонне образованным и интеллектуальным, он совершенно не обязательно будет духовным. Существуют чрезвычайно интеллектуальные люди, но им не хватает внутреннего зова, а именно духовности.

Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».

Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально - позитивным ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый,, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям,  способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот.

Россия имеет богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Стратегическая идея формирования подрастающего поколения  как подвижника возрождения и развития нации должна составить главные принципы: патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов - грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.

Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Духовный человек – это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации.

Духовный человек – это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Выработка новой философии и этики отношения к природе, необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий – сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед Природой.

Духовный человек – это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения.

Духовный человек – это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения действовать по воле случая. Культура поведения – это лицо нации, уважение к себе и другим.

Духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Положительно то, что сегодня произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.

Возникает вопрос: на каком фундаменте (идеологии) мы будем формировать духовного - нравственного человека?

Одна из существенных проблем современной России — отсутствие понятной, объединяющей всех идеологии.

Вопрос должен быть поставлен так: в чём вечный смысл краткой, временной человеческой жизни. И если ответа нет, то просто  невозможно жить.

Для поиска смысла нужно выйти за границы времени, а, значит, прийти к вечности, к Богу, – другого пути просто не существует.

Национальная идеясмысл жизни народа, его исторического пути. Это должен быть великий и вечный смысл, а не жалкая идейка о благосостоянии, даже если она в какой-то момент кажется целесообразной.

«Отсутствие национальной идеи приводит к духовной дезориентации общества»

«Национальная идея есть кормчий на корабле, который знает, куда необходимо направить корабль, чтобы он достиг намеченной цели».

«Национальную идею нельзя написать в тиши кабинета, ее нельзя вымучить в угоду настроениям переживаемой эпохи. Национальная идея всегда связана с пониманием своей истории, с сознанием героев, с сознанием подвига своего народа, во имя чего жили люди, что они защищали, ради чего они умирали. Эти цели и ценности, ради которых люди жили на протяжении тысячи лет на нашей земле, — это и есть контуры национальной идеи».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилла

Русская национальная идея призвана выражать самобытность русской нации, ее историческое богатство и указывать на ее историческое призвание: «Известный русский философ и мыслитель Иван Ильин говорил, что русская национальная идея призвана формулировать то, " что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия во всем: в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах"».

 «Наша история и духовная культура имеют более чем тысячелетний опыт, —Воспитанный на духовных традициях Православия, с уважением к традиционным религиям народов России, этот опыт выражен в лицах. Это те имена, кто созидал на протяжении веков нашу державу: Александр Невский, Сергий Радонежский, Иван Грозный, Серафим Саровский, Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Федор Достоевский. Этот список можно продолжать бесконечно. Но если мы сейчас откажемся от этого опыта, от этого вектора развития, то наше Отечество не имеет того будущего, той миссии, к которой мы призваны Господом. Поэтому очень важно говорить о том, что есть национальная идея России, важно раскрывать ее смысл и передавать будущим поколениям».

Православный человек, живя в мире, может далеко исходить из церковной ограды, взгляд его может погружаться глубоко в бездны зла, он будет говорить о мире и для мира, но его созидание вдохновляемо теми первичными различениями добра и зла, которые зиждутся на смыслах православия. Он никогда не будет отвергать церковную культуру, но будет возвращаться к Церкви, припадая к истокам, животворную силу которых он однажды испытал и навсегда доверил себя им.

Если мы хотим иметь будущее мы должны воспитать достойное подрастающее поколение.

Только опираясь на Священное писание и Святоотеческое придание можно воспитать духовно-нравственного человека.

Верховный Атаман
Общероссийской общественной организации «Союз казаков»
П.Ф. Задорожный.

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 42 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]