Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Генезис и эволюция казакийства

Генезис и эволюция казакийства

03.04.2016 18:14
Генезис и эволюция казакийства

Недоброжелатели России, как внутренние, так и иностранные, обожают изобретать разнообразные сценарии её развала. В ход идёт всё — неизбежное вымирание этнических русских, апокалиптические сценарии социальных взрывов, альтернативные идентичности от мордовской до ингерманландской. Особенно популярен в этом смысле казачий вопрос. Попытка сделать из казаков еще одних украинцев началась не вчера, ей почти сто лет. Поговорим об истоках и перспективах казакийской самостийности.

Череп кубанца

Начало серьезного казачьего сепаратизма — эпоха Революции и Гражданской войны (о трагикомической истории кубанской независимости мы уже писали). Россия тогда дробилась на глазах, русская национальная идентичность переживала глубокий кризис. Но и в это страшное время апологеты казачьей самостийности почти никогда не шли дальше требования автономии или формальной самостоятельности до свержения большевизма.

В эмиграции казакийская идеология тоже не была особенно популярна — её по большей части двигала небольшая группа отчаявшихся казаков (в изгнании каждый сходил с ума по-своему — взять хотя бы князя Трубецкого и его евразийство). Основная масса казаков сохраняла общерусскую идентичность, хотела продолжения борьбы с большевиками и восстановления единой и неделимой России, монархической или демократической — пусть и с некоторыми автономистскими оговорками для себя.

Активнее всего самостийники, как их тогда называли, проявили себя в Чехословакии. Прага сделалась своеобразным центром казачьего национализма. Интересно, что активную роль в пропаганде этого движения играли украинцы-галичане, в особенности этнические калмыки — они тоже мечтали о независимой Казакии, а Калмыкию видели автономией в этом будущем государственном образовании. Псевдонаучные труды многословно доказывали родство казаков с калмыками и прочими степняками, пропагандисты усердно искали в казачьих традициях монгольские корни. Один из самых заметных идеологов казачьего национализма, калмык Шамба Балинов, в своей работе «Чем было казачество?» делает такой вывод: «Казаки не имеют ничего общего с русскими…»

kk01

Этнический калмык Шамба Балинов, один из самых известных казачьих националистов

Самостийники двенадцать лет выпускали официальное издание «Вольное казачество» и другие газеты. Всё это печаталось в основном на польские деньги — поляки имели свой интерес в развитии сепаратизма в СССР. Потом по тем же самым соображениям газету и движение взяло под крыло немецкое правительство. В межвоенный период особенно активничала организация «Казачий национальный центр», связанная с НСДАП. Члены КНЦ агитировали за Гитлера и надеялись, что после победы Германии над СССР немцы упразднят Россию, и на её обломках можно будет создать независимое казачье государство.

Центр не пользовался в эмигрантских кругах популярностью и был скорее личной инициативой нескольких атаманов, хотевших в первую очередь денег и место в какой-нибудь оккупационной администрации, и только во вторую — национального строительства. Основная масса казаков и признанные казачьи вожди оставались вполне равнодушны к этим прожектам. Легендарный белый атаман Шкуро, например, писал: «Я прочитываю каждый номер „Вольного казачества“. Когда я читаю стихи, я плачу; когда читаю „преданья старины глубокой“, я восторгаюсь, но когда говорят, что череп донца и кубанца отличается от русского, мне становится страшно…»

kk02

Карикатура на «Казакию» в эмигрантском журнале

Батька фон Паннвиц

После того как началась война, в казачьем движении произошли существенные метаморфозы. Казаки, как и многие другие русские эмигранты, увидели в нападении Германии на СССР возможность вернуться на родную землю, пусть и пока что под немцами. Движение раскололось. Меньшая его часть, казакийская (часто молодежь, попавшая в Европу в детстве), обвиняла старых казачьих вождей в русском патриотизме и стремлении навязать Германии идею восстановления старой России. Сами самостийники продолжали требовать создания казакийского национального государства. После вторжения в СССР группа активистов отправила лично Гитлеру письмо с подробным разъяснением своей точки зрения на «казачий вопрос», проектом казачьей республики и даже картой «всех исконно казачьих земель».

Самостийники старались во всём брать пример с нацистов — копировали их пропагандистские приёмы и даже манеру поведения. «Казачьи историки» писали многочисленные публицистические работы об особом или даже арийском происхождении казаков — казаки у них получались совершенно отдельным неславянским народом, потомками готов, казахов, хазар, монголов или кавказцев. Доходило до смешного: так, один рьяный казакийский исследователь доказывал арийскость казаков при помощи фольклора. Он объявлял народную песню «Индрик-зверя» связанной с арийской богиней Индрой. Кроме того, казаки теперь должны были приветствовать друг друга фразой «Слава казачеству» и вскинутой правой рукой, а в ответ говорить «Слава».

Казакийцы собирались активно решать национальный вопрос. Помимо собственно казачьей этносоциальной общности на Дону, Кубани и Тереке издавна жили «иногородние» — недавние русские переселенцы из Центральной России, и «хохлы» — переселенцы-малороссы. По одной из переписей немецкой оккупационной администрации из почти 500 тысяч жителей Ростова коренными казаками получались чуть больше 6 тысяч. Похожая ситуация сложилась в Таганроге. В Новочеркасске, станицах и хуторах из-за бытовой отмены сословных предрассудков казаки начали активно смешиваться с иногородними еще до Гражданской войны, постепенно образовывая единую южнорусскую идентичность. В конце концов, даже самым радикальным самостийникам пришлось объявить казаками всех без исключения жителей региона.

Но все эти проекты так и остались на бумаге — признанные казачьи лидеры, даже сотрудничавшие с немцами, не занимались маргинальным самостийничеством. Пётр Николаевич Краснов начинает свою брошюру «Казачьи Войска», методичку для немецких офицеров, так: «Казаки не представляют из себя отдельного народа, и тем более не являются представителями отдельной расы. Казаки — русские, они происходят из двух ветвей русского народа, великороссов и малороссов».

kk03

Казаки в Вермахте

После окончания Второй мировой войны центр казакийства переместился из Европы в США, где движением заинтересовались местные спецслужбы. В частности, «Казакия» упоминалась на мероприятии «Неделя покорённых народов» в качестве территории, утратившей независимость из-за «агрессии России».

Шел казак куда-то вдаль

С развалом СССР идея возрождения казачества в южных регионах России стала особенно популярна. Но увы, через некоторое время стали проявляться негативные стороны такого возрождения. Во-первых, в этот процесс повсеместно проникли люди, вообще никакого отношения к казакам и казачеству не имевшие, и пришедшие в движение ради разноцветной униформы и возможности каждую неделю раздавать друг другу только что изобретённые ордена.

Во-вторых, как это уже однажды случилось в эмиграции, появилось несколько разных течений — с разными целями, разными лидерами и идеологией. Многие из таких одиозных «атаманов», особенно в 90-е годы, для привлечения к себе внимания и финансирования переходили на радикально самостийнические позиции, повторяя идеи радикальной части казачьей эмиграции на новый лад. Даже государственные «казачьи» структуры и официальные «атаманы» местами предлагали записываться на переписях этническими казаками (хотя на самом деле никакими казаками не были — ни этническими, ни социальными).

kk04

Современная пропаганда казакийцев в социальных сетях

Местные жители, которым поначалу нравилось казачье возрождение, откровенно устали от этого цирка. Определенная вина в этом лежит и на государстве, которое так и не смогло внятно объяснить, кем считает казаков — русскими, «уже русскими», субэтносом русских или отдельной нацией. Впрочем, российское государство не в состоянии объяснить само себя, не говоря уже о казаках, так что тут как раз нет ничего удивительного.

Причина популярности неоказакийства в постсоциалистической Российской Федерации понятна — у людей нет вообще никакой идентичности, и они хватаются за любую, даже самую дурацкую. Власти РФ это вполне одобряют — в момент официальных переписей населения в РФ альтернативные идентичности поощряются и пропагандируются в центральных СМИ (особенно это было заметно в 2002 г.); люди постепенно поддаются. Забавно, что у молодого поколения современных казачьих самостийников заметно желание культурно и идеологически сблизиться с кавказцами (и это тоже понятно — разгулянные российской властью кавказцы сейчас кажутся обывателю сильными и крутыми). Разумеется, «терские казаки выписываются из русских в чеченцы» — это для любого настоящего казака нонсенс и грустный анекдот.

***

К счастью для нас и к несчастью для фанатов несуществующих государств, движение за казачью самостийность никогда не было особенно популярно. В эмиграции свидомые казаки были печальными маргиналами, строившими фантастические проекты один безумнее другого. В казачьем движении военной поры возобладала общерусская идентичность.

Что до современных казакийцев, то они до боли напоминают незалежных украинцев и белорусских лицьвинов — с той разницей, что большинство реальных южнорусских казаков всё-таки считает себя русскими, и на самостийников смотрит как на городских сумасшедших. Многие казаки активно радеют за русскую ирреденту, некоторые и вовсе воюют за неё в Новороссии.

С другой стороны, всего сто с чем-то лет назад независимые Украина и Белоруссия тоже были скверным анекдотом. Нет никакого сомнения, что при первой же возможности из казаков попытаются сделать ещё один русофобский лимитроф; удастся это или нет — уже совсем другой разговор.

Автор: Григорий Миронов


Источник: http://sputnikipogrom.com/russia/52815/kazakyistvo/#.VwExuXpvD_D

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 3674 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 4.3/6
Всего комментариев: 3
3 Пасик_АА  
Соглашусь с Яковым и Качановым, нет им спокойствия за наши победы :)

1 Качанов_ИВ  
Интересно,этот негатив,когда нибудь прекратиться? Почему вы не вспомните, что казачий народ для Московского царства и Казань и Астрахань и Сибирь взял. Если бы не казаки ни Крым, ни Новороссия не была бы в Российской империи. А кавказкая,а сибирская линии? Дальний Восток, Аляска, Средняя Азия, Кавказ. Всё это присоединили и осваивали казаки. Казаки стояли грудью на границах России. Наполеон сказал: "Дайте мне 20 тыс. казаков и я завоюю весь мир".Казаками из Великого Княжества Московского на Куликовом поле доросла Москва до Российской Империи. И где ж благодарность? А вот где геноцид при Степане Разине, Булавине, Пугачеве, расказачивание и уменьшение Войсковых земель, уничтожение казачьих войск,ограничение казачей демократии,уничтожение казачей истории, попытка записать казаков в холопы. Да перечислять можно безконечно. Почему Некрасовцы оказались в Турции? Да, потому, что им устроили геноцид на Дону, почему Запорожцы ушли за Дунай, да потому, что Сечь уничтожили. Почему белоказаки стали на сторону Германии? Да, потому, что большевики устроили геноцид казачьего народа. 70% казаков было истребленно. Этот геноцид признан 26апреля 1991 года законом о репрессированных народах. Легко осудить тех людей которые воевали на противоположной стороне. А вы задайтесь вопросом если убили вашу мать или отца, вашего ребенка, брата, сестру, изгнали вас из родины, что бы вы сделали? Кто то смог бы смириться,а кто то нет. Власть большевиков для них была властью Антихриста. Нам ли судить их не побывав на их месте?Весь суд у Бога. Я не призываю оправдать, но и не берусь судить. Нужно просто принять этот факт и жить дальше не разделяя народ на приверженцев каких либо политических возрений. Единство народа прежде всего.

2 Яков_Нетименко  
Они никогда не успокоятся. Мы им своим патриотизмом и казачьей ментальностью, любовью к своей малой и большой Родине, спать спокойно не даём. Все многолетние попытки разобщить, размыть посторонними казакующими гражданами и невнятными идеями, направить за "морковкой", навязать фальшивых "вождей", не дают желаемого результата. Вот и придумывают, всё новые и новые. Выдавая за заботу о нас. Лучше бы не мешали!

Имя *:
Email *:
Код *: