Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Казаки, да не джигиты

Казаки, да не джигиты

07.02.2017 21:37
Казаки, да не джигиты

«Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака», – говорилось в Уставе строевой казачьей службы от 1899 года. Сейчас среди терских казаков редко встретишь умелого наездника и уж тем более джигита. Почему конные казачьи традиции не получили такого же развития, как обрядовая культура или навыки пешего боя?

Одно на всех седло

В феврале этого года в Михайловске на средства гранта молодежного форума «Машук», выигранного Терским войсковым казачьим обществом, будет запущена конно-спортивная секция.

Почти год назад ее уже анонсировали, когда Конный завод имени Первой Конной Армии подарил станичному казачьему обществу лошадей буденновской породы.

Однако тогда организовать на достойном уровне обучение казачьей молодежи не удалось. Общество располагает всего одним седлом и не имеет средств, чтобы платить зарплату тренерам.

По словам руководителя проекта Игоря Кочубеева, грантом предусмотрено приобретение шести комплектов конной упряжи и седел трех видов, включая джигитовочные, и запуск регулярных тренировок.

Сейчас за подаренными лошадьми ухаживает конюх. Он же обучает азам верховой езды учащихся Многопрофильного техникума им. казачьего генерала Николаева.

Помогают в этом деле и нереестровые казаки, разбирающиеся в лошадях, например, из села Донского Труновского района, а также казаки-джигиты из Волгоградской области. «Рассматривался вопрос в теплое время отправить туда на стажировку наших казаков», – добавил Игорь Кочубеев.

Он признал, что пока в Терском войске нет учителей, которые бы могли преподавать джигитовку, и обучение строится на обмене опытом.

«Если нам удастся создать определенную систему, курсы, где казаки на практике могли бы осваивать традиционное мастерство, это будет большое благо», – считает казак.

В большинстве же казачьих обществ Терского войска нет не только занятий по джигитовке, но и конюшен.

Казак без коня – что воин без ружья

На вопрос, кто такие казаки, любой из них ответит, что это православные воины. Но как-то все опускают одну немаловажную деталь – казаки исторически поголовно были блестящими наездниками. И если уж ставить целью возрождение казачьих традиций, то начинать надо именно с искусства управления конем.

Чтобы быть принятым в Запорожскую Сечь, казаку вовсе недостаточно было перекреститься, как сейчас иногда говорят. Он показывал, на что способен как всадник с оружием в руках.

Умение вести бой на коне было обязательным и в царских казачьих войсках, поэтому мальчишек в станицах сызмальства готовили к конным соревнованиям.

Сохранив запорожские традиции и впитав особенности конного мастерства других народов, казаки создали свой набор необходимых в бою кавалеристам умений, который получил название «казачьей джигитовки».

В эмиграции после революции 1917 года генерал Шкуро и полковник Елиеев созывали казаков со всей Европы и проводили соревнования по джигитовке. Они считали, что без нее казачество просто не может существовать. Ею казаки покоряли весь мир и выделялись среди других народов.

В советской России джигитовка, несмотря на расказачивание, сохранялась до Великой Отечественной войны, пока кавалерия не потеряла смысл в бою.

С тех пор она перешла в разряд циркового искусства. Отчасти ее элементы используются в конном спорте.

Подальше от коммерции

Современные казаки навыками верховой езды почти не владеют. Исключение составляют воспитанники некоторых конно-спортивных школ в Москве, на Кубани, в Волгоградской области.

На территории Терского войска таких школ нет, хотя достаточно много частных конно-спортивных секций.

Атаманы сетуют, что на коммерческой основе заниматься могут позволить себе немногие. Часовой урок чемпиона России по джигитовке в одном из клубов на КМВ стоит 800 рублей.

Помимо михайловского общества, четырех коней в прошлом году подарили, как писали СМИ, Ессентукскому городскому казачьему обществу.

Когда корреспондент КАВПОЛИТа связалась по телефону с городским атаманом Виктором Борисенко, выяснилось, что лошадей получил конно-спортивный клуб, с которым общество больше не работает, потому что там «на детях стали зарабатывать деньги».

Но даже когда казакам обещают льготные условия, желающих учиться почему-то не находится.

В Дагестане руководитель одного из конно-спортивных клубов Оксана Старчак предложила недавно открывшемуся казачьему культурному центру в Кизляре заложить в бюджет ставку для тренера и помочь кормами. Сама она готова обучать верховой езде в полцены, если воспитанники клуба будут помогать в уходе за лошадьми.

Казаки отказались, сославшись на недостаток финансирования. Хотя к помощи этого клуба они периодически обращаются, когда нужно блеснуть всадниками на казачьих мероприятиях. Им не отказывают, стараясь поддержать престиж казачества в республике.

К слову, в Карачаево-Черкесии для обучения карачаевцев местный конно-спортивный клуб в свое время нанял волгоградского казака-джигита Степана Щеглова. И финансы нашлись, и желающие заниматься.

Конный патруль вместо понятых

Странно, конечно, что в госпрограмме по поддержке казачества находятся средства на дружины и войсковой ЧОП, в традиционности которых многие казаки сомневаются, но не закладываются деньги на обучение верховой езде, хотя конь наравне с шашкой был неотъемлемым атрибутом казака.

Тех же «понятых», в роли которых часто при полицейском патруле выступают казаки-дружинники, могли бы заменить всадники в казачьей одежде. Такой «исторический» патруль давно действует в окрестностях Пятигорска.

Мечтают о конном патруле и в Павловском районном казачьем обществе. По словам районного атамана Владимира Рогового, несколько лет назад предыдущее руководство общества распродало лошадей и конюшни. 

Остались только казаки-любители, которые держат коней дома и дают возможность покататься детям. В городе Новопавловске уверенно сидеть в седле могут человек десять. Видимо, поэтому на шермициях до 90% конкурсов проводятся в пешем порядке.

«У нас управа находится в центре города. Думаем выкупить участок, поставить хотя бы двух лошадей, и отбоя не будет от детей, – уверен Владимир Роговой. – Все, кто приходит к нам, сразу спрашивают лошадь и шашку. К тому же мы бы могли патрулировать город на этих лошадях в рамках казачьей дружины».

«Казаки – это по сути каскадеры»

Казак Иван Дорофеев в юности занимался верховой ездой при Терском конном заводе в Минеральных Водах. Его отец задолго до начала возрождения казачества гарцевал на коне в мохнатой бурке и приучал к казачьим традициям своих сыновей.

Семь лет назад Иван начал самостоятельно осваивать искусство джигитовки. Смотрел видеоролики из казачьей эмиграции, наблюдал за соревнованиями мастеров и отрабатывал трюки, одновременно дрессируя коней. Не своих, арендованных в конюшнях состоятельных людей.

Он предлагал разным казачьим обществам в краевом центре проводить занятия по джигитовке, но это оказалось никому не нужным. Дальше танцев, песен, пускания корабликов и «детских игр» – шермиций – казаки идти не захотели.

«Казачество в 90-е годы началось не с возрождения традиций, а с требований вернуть землю, отнятую большевиками. С самого начала возобладали шкурные интересы, поэтому настоящего казачества нет и не будет, – негодует вышедший из реестра казак. – Туда идут не ради традиций, а чтобы устроиться в дружины и ЧОПы, созданные атаманами. У них такой бизнес, а все эти песни и казачья форма нужны только для того, чтобы пустить пыль в глаза губернатору, митрополиту».

По словам Ивана Дорофеева, казачество собирает большие суммы в виде взносов и пожертвований. Но тратятся эти деньги «на всякую мишуру», а можно было бы организовать занятия в конно-спортивных секциях.

Ведь верховая езда и джигитовка развивают силу, ловкость и смелость – то, чем выделялись казаки в царское время.

«Когда делаю некоторые трюки под шеей на скаку, я боюсь, но надо же преодолевать этот страх. Казаки – это по сути каскадеры, а не биржа труда для отставных пенсионеров и инвалидов, – подчеркивает наш собеседник. – Конечно, и раньше у кого-то лучше получалось петь, у кого-то – джигитовать.

Помните, в "Тихом Доне" отец Гришки Мелихова хромал, потому что на императорском смотре сломал ногу? Да, бывают и травмы. Я себе ребро сломал. Этого многие боятся. Даже самые духовитые казаки, с которыми я занимался, и тех надолго не хватило. 25 лет как форму надели, а казаками так и не стали».

Были бы гроши

Джигитовка в современной России развивается и отдельно от казачества. В прошлом году она была признана самостоятельной дисциплиной конного спорта.

Зато среди терских казаков популярность набирают скачки. В Георгиевском районе Ставрополья ежегодно проводятся конные соревнования на приз атамана.

Возглавляющий районное общество Андрей Калиткин поясняет, что участники скачек тренируются сами на собственных лошадях. Джигитовать умеет только один казак общества – Петр Мячин. Но его уже подводит здоровье. А молодежь, вкусив первые трудности, к джигитовке быстро охладела.

Но самым большим препятствием для возрождения этой казачьей традиции Андрей Калиткин все-таки считает не человеческий фактор, а экономический.

«Были бы гроши, а грошей нема для содержания лошадей. Это очень дорогое удовольствие, –  подчеркивает он. – Сегодня конь в хозяйстве даже у тех, кто на земле живет, только для души, потому что требует одних расходов. Сто лет тягловая лошадь стоила 10 рублей, а строевая 70 рублей. Государство этих лошадей закупало, и они были ходовым товаром».

Проблемы начинаются у наездников с поисков кузнецов, шорников и специализированных ветеринаров и заканчиваются покупкой перспективных племенных скакунов. Племенное коневодство этого направления сходит на нет. Сделанные на заказ седла и упряжь стоят дорого, как эксклюзивные изделия.

Больших вложений требует строительство крытых манежей и утепленных конюшен. Лошадям нужен выпас и корма. Даже вывезти навоз сейчас без разрешения проблематично.

Поэтому любое казачье общество, которое пытается возродить казачество на общественной основе, должно сначала решить массу попутных вопросов.

«Все разрешимо, если будет госпрограмма поддержки конного спорта, – полагает Андрей Александрович. – Кремлевская школа верховой езды поздравляла с юбилеем королеву Англии и произвела там фурор.

Вот у нас есть ДЮСШ, которые финансируются из бюджета. Так же должны финансироваться конно-спортивные школы. Мы должны понимать, что если мы хотим сохранить традицию, это стоит достаточно больших денег».

Автор: Светлана Болотникова


Источник: http://kavpolit.com/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 2488 | Добавил: Сталкер | Теги: казаки, казачество | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: