В статье предпринята попытка провести анализ того, как шло возрождение Терского казачества в русле Федерального Закона № 154 «О государственной службе Российского казачества». Отмечены наиболее важные вехи и итоги реализации этого Закона за прошедшие 20 лет на примере Терского войскового казачьего общества.
">
Воскресенье, 09:19

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Кремлевские игры или реальный шанс? (начало статьи)

Кремлевские игры или реальный шанс? (начало статьи)

03.04.2013 19:51
Кремлевские игры или реальный шанс? (начало статьи)
Терское казачество на современном этапе

Конец 2005-го года открыл новый виток в развитии взаимоотношений между Центральной властью Российской Федерации и возрождающимся казачеством. Так, 9 ноября 2005 года Государственной Думой РФ был принят в третьем чтении Закон № 154 «О государственной службе Российского казачества», 23 ноября одобрен Советом Федерации РФ, а 5 декабря подписан Президентом РФ В. В. Путиным.

Главными положениями долгожданного для казачества Закона были определения, касающиеся взаимоотношений между казачьими обществами и структурами государственной и муниципальной власти. Закон обозначил виды «государственной и иной службы российского казачества», а также порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации. Сам факт принятия федерального Закона «О государственной службе Российского казачества» является важнейшим историческим событием и не только для казачества. Однако в Законе есть и существенные недоработки, в частности в статье 5 данного Законоположения прописано, что «…Российское казачество в установленном порядке:

1. Оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ. Организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членной казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

2. Принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

3. Принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

4. Осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие неутешительные выводы:

- обозначенные в законе те виды деятельности, которые для казачьих обществ на данный период являются основными, подпадают под определение «иной» (т.е. второстепенной) службы, да и само это понятие очень расплывчато и не имеет серьезного юридического обоснования;

- право казаков, как и остальных граждан Российской Федерации, проходить государственную гражданскую, военную, а также правоохранительную службу и без того закреплено Конституцией и законодательством РФ, и говорить о том, что только Закон № 154 открыл перед казаками перспективу нести эту службу, было бы нелепо;

- в Законе казачьим обществам в вопросах организации службы дается возможность заключать договора с соответствующими структурами власти, но сам порядок заключения таких договоров (соглашений) не был определен.

При этом кажется странным, что в Законе не было определено основным направлением казачьей службы подготовка и содержание в состоянии боевой готовности вооруженного резерва, находящегося под командованием Президента РФ. Остальные виды деятельности, прописанные выше, могли бы просто стать составными частями этой главной задачи.

Этот вопрос стал наиболее актуальным в нынешнее время, когда была пересмотрена военная доктрина России. Отказ от системы многочисленных военных приграничных гарнизонов, необходимых при фронтальной войне, в пользу мобильной профессиональной армии, способной подавить очаговую опасность, делает актуальным создание милитаризованных групп гражданского населения, проживающего на приграничных территориях. И казачьи войска, географически прикрывающие Россию с юга, востока, а теперь и запада, могли бы стать составной частью системы безопасности страны.

Конечно, несмотря на все недостатки принятого Закона «О государственной службе Российского казачества» нельзя не сказать и о главном позитивном его факторе. Заключается он в том, что наконец-то за пятнадцать лет со дня возрождения казачества законодательно было подтверждено само существование казачьего движения в России, с которым приходится считаться, и который невозможно выбросить из современного периода истории России.

С принятием Федерального Закона «О государственной службе Российского казачества» стал намечаться в целом позитивный процесс укрепления статуса казачьего движения на всей территории Российской Федерации. Не обошел стороной данный процесс и Терское казачество. Так, в Северной Осетии-Алании Президент Т. З. Мамсуров, возглавивший республику в 2005 году, начал оказывать серьезную поддержку обществам Аланского округа. Появились предпосылки и для значительного увеличения бюджетного финансирования деятельности казачьего движения в этом регионе.

Изменилась в лучшую сторону и ситуация в Ставропольском крае. В краевой целевой программе «Государственной поддержки казачьих обществ Ставропольского края на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением Губернатора Ставропольского края от 20 апреля 2006 года № 223, была обоснована сумма в размере 50-ти миллионов рублей (на трехлетний срок).

Увеличение бюджетного финансирования позволило часть выделяемых финансовых средств направить на нужды созданного в 2006 году по инициативе атамана Ставропольского округа М. И. Серкова и при поддержке атамана Терского казачьего войска В. П. Бондарева государственного учреждения «Ставропольский казачий культурный центр». Таким образом, был сформирован профессиональный штаб округа.

К сожалению, государственная поддержка казачьих обществ является существенной только на Ставрополье и в Северной Осетии-Алании. В Дагестане, Чечне и Кабардино-Балкарии бюджетное финансирование деятельности казачьих обществ, внесенных в Государственный реестр, до настоящего времени или же отсутствует, или же имеет мизерные объемы.

В сентябре 2006 года Большой Круг Терского казачьего войска, проходивший во Владикавказе, большинством голосов переизбрал атамана Василия Павловича Бондарева на третий срок.

Эйфория, связанная с событиями 2005 года сменилась растерянностью и очередным разочарованием. Так, на протяжении всего 2006 года казаки Терского казачьего войска, да и других казачьих войск России, с нетерпением ждали Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ – подзаконных актов, запускающих механизм реализации Закона «О государственной службе Российского казачества». И полное молчание со стороны федерального центра в отношении казачьего вопроса вызывало у казаков недоумение.

Со стороны казалось, что Москва специально оттягивала время, как это было уже неоднократно, отложив «дорогой подарок» на тот момент, когда казачий электорат будет востребован на фоне каких-либо широкомасштабных событий политической жизни страны. И события эти – выборы в региональные и федеральный Парламент 2007 года и Президентские выборы 2008 года были уже не за горами.

Начало нового периода правления атамана Бондарева было связано и с новшеством в общественной жизни Терского казачьего войска. Если ранее в казачьей среде декларировался принцип политического нейтралитета («казаки – вне политики»), то теперь, накануне выборов в Государственную Думу РФ, терцев начали призывать к политической активности. Атаман Терского казачьего войска безоговорочно потребовал от атаманов округов и отделов поддержать на предстоящих выборах партию «Единая Россия». Таким образом, произошел разворот на 180 градусов, от полной аполитичности до бескомпромиссной поддержки партии «Единая Россия».

Федеральные власти в благодарность за столь серьезную поддержку не замедлили прореагировать. Уже 3 июля 2008 года вновь избранным Президентом РФ Д. А. Медведевым была утверждена «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», представляющая собой «систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований… в отношении российского казачества». В Концепции, в частности, говорилось, что целями государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи. Однако в принятой «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении казачества» речь идет в основном о создании «условий для возрождения государственной службы российского казачества». Но, ни словом не говорится, ни о возрождении национальных традиций казачества, ни о национальном принципе отбора в казачьи войска, ни говоря уже о территориальной реабилитации.

12 января 2009 года Распоряжением Президента РФ № 15-рп был образован «Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества». Председателем Совета был назначен заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Александр Дмитриевич Беглов. В совет также вошли атаманы всех реестровых казачьих войск РФ и атаман Союза казаков России П. Ф. Задорожный. В Положении о Совете говорится, что он «…является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества». Появление Совета и его статус позволяет предположить, что «казачий вопрос» вновь стоит на повестке дня федеральных органов власти. Необходимость динамичного, поступательного развития государства, а также мировой финансово-экономический кризис и связанная с этим растущая опасность социально-политических волнений заставляют власть вновь перейти к более активной политике в отношении казачества.

С возрождением Совета при Президенте РФ по делам казачества началась новая эпоха во взаимоотношении государства с казачеством, наметился целый ряд позитивных моментов и в тех субъектах федерации, где ранее казачество попросту не замечали (Чеченская и Кабардино-Балкарская республики).

В сентябре 2009 года Большой Круг Терского казачьего войска, проходивший в городе Новопавловске, на четвертый срок переизбрал своим атаманом В. П. Бондарева. За сравнительно короткий отрезок времени со дня переизбрания атамана в Терском войсковом казачьем обществе произошел ряд знаменательных событий:

- 25 октября 2009 года был подписан план совместной работы Кизлярского особого приграничного окружного казачьего общества ТКВ с Пограничным управлением ФСБ России по республике Дагестан. Это положило начало выполнению подписанного ранее договора «О несении государственной службы казаками Кизлярского округа в части, касающейся участия в охране государственной границы РФ на добровольной контрактной основах»;

- в декабре 2009 года – подписано трехстороннее соглашение между правительством Северной Осетии-Алании, Управлением пограничной службы ФСБ России по РСО-А и командованием ТКВ о проведении совместных рейдов казаков АРКО ТКВ и пограничников РСО-А по охране государственной границы РФ;

- февраль 2010 года – заседание Совета при президенте РФ по делам казачества, подписание указов, регламентирующих чинопроизводство, вид знамен, гербов, формы и знаков различия, утверждение удостоверений единого образца;

- 5 марта 2010 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви проходившей в Санкт-Петербурге по предложению Святейшего Патриарха Кирилла было принято решение об образовании Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Председателем Синодального комитета был назначен епископ Павлово-Посадский Кирилл;

- 10 марта 2010 года создана постоянная комиссия по взаимодействию министерства обороны РФ и войсковых казачьих обществ в составе Совета при президенте РФ по делам казачества;

- 20 июня 2010 года – в городе Кисловодске прошло заседание геральдической комиссии под руководством государственного герольдмейстера Георгия Вадимовича Вилинбахова, на котором была утверждена казачья символика.

Самым главным и волнующим событием начала 2010 года для казаков Терского Войскового казачьего общества, бесспорно, стало создание Северо-Кавказского федерального округа. Решение о создании Северо-Кавказского федерального округа президент РФ Д. А. Медведев принял 19 января 2010 года. Эта административно-территориальная единица была выделена из состава Южного Федерального округа. В новый округ вошли Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чеченская республика и Ставропольский край, т.е. те земли, которые до 1917 года входили в Терскую область. Центром округа был обозначен город Пятигорск. На должность полномочного представителя президента РФ в округе и вице-премьером был назначен Александр Геннадьевич Хлопонин. За короткий срок А. Г. Хлопонин провел ряд встреч с представителями казачества в национальных субъектах вверенного ему округа.

6 июля 2010 года полномочный представитель президента РФ в СКФО А. Г. Хлопонин утвердил состав Комиссии СКФО в составе Совета при президенте РФ по делам казачества. Председателем комиссии был утвержден Юрий Павлович Олейников. Спустя две недели 22 июля 2010 года в городе Ессентуки прошло первое организационное заседание Комиссии Северо-Кавказского федерального округа в составе Совета при президенте РФ по делам казачества.

Не менее значимые события произошли и в среде общественных казачьих движений. Так на прошедшем юбилейном круге Союза Казаков России в конце июня 2010 года было объявлено о создании новой общественной организации Терское казачье войско Союза казаков России. Этому решению предшествовал приказ Атамана Общероссийской общественной организации Союз казаков России Павла Федоровича Задорожного от 23 июня 2010 года «О выводе из состава Союза казаков России межрегионального общественного движения терских казаков «Терское казачье войско». В приказе в частности объяснялись причины, побудившие Верховного Атамана Союза казаков принять столь радикальные меры: «За последнее время сложилось тяжелое положение в Терском казачьем войске. Инкавцов Михаил Васильевич, являясь атаманом Терского казачьего войска (межрегионального общественного движения терских казаков), которое в соответствии с пунктом 1.10 входит коллективным участником в Общероссийскую общественную организацию Союз казаков, занял непонятную для Союза казаков позицию. Заняв враждебную позицию по отношению к соседнему Ставропольскому войску, полностью потерял управление войсковой общиной, допустил в войсковое Правление случайных для казаков людей, лишился штабов, отделов, станиц, да и самого войска. Умышленно утратил связь с Союзом казаков России, не присутствовал ни на одном из трех последних Советов атаманов Союза казаков, хотя за это время побывал на всех мероприятиях в структурах, параллельных и даже враждебных Союзу казаков. Не выполнил решений Омского, Красноярского и Оренбургского Советов атаманов Союза казаков России.

Устав межрегионального общественного движения терских казаков «Терское казачье войско» входит в противоречие с уставом Союза казаков России.

Терское казачье войско, возглавляемое Инкавцовым М. В. – единственная структура в Союзе казаков, не приславшая в Правление Союза казаков ни одного отчета о своей деятельности за последние десять лет. Дошло до того, что Союз казаков России получает сведения о тех или иных инцидентах, связанных с сообществом казаков и русским населением на Северном Кавказе не из войскового Правления ТКВ, а из других источников или от рядовых членов общины Терского казачьего войска.

Вся десятилетняя деятельность Инкавцова как атамана связана с поездками на Украину, на организацию предвыборной компании президента соседней Республики, выборы «президента Донской республики» и посещение различного рода мероприятий параллельных Союзу казаков структур, либо организаций деструктивного характера.

Учитывая сложность нынешнего положения в Северокавказском Федеральном округе, Союз казаков не может смириться с таким положением в некогда сильном, крепком хорошо структурированном Терском казачьем войске, когда атаман самоустранился от выполнения своих прямых обязанностей. Он так и не выстроил политику Терского казачьего войска, столь необходимую нынче на Северном Кавказе. Не создал нормального работоспособного войскового правления, почти полностью свернул войсковую структуру.

По не понятным причинам не провел очередной отчетно-выборный круг войска.

На основании вышеизложенного, и в соответствии с Уставом Общероссийской общественной организации «Союз казаков» п.п. 3.1-3.4; п. 4.4.1; и решения Атаманского правления приказываю:

1. Вывести из состава Союза казаков России Межрегиональное общественное движение терских казаков «Терское казачье войско», устав которого не соответствует основным положениям устава Союза казаков России, и входит в противоречие с ним.

2. Исключить Инкавцова М. В. из состава Союза казаков России с лишением всех наград и чинов Союза казаков России.

3. Создать на территории Северокавказского Федерального округа региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз казаков» - «Терское казачье войско».

4. Наказным Атаманом регионального отделения Союза казаков России – «Терское казачье войско» назначить есаула Логвиненко Игоря Анатольевича. Верховный атаман Общероссийской общественной организации «Союз казаков» полковник П. Ф. Задорожный». Как говориться, комментарии излишни, если бы не одно «но». Ликвидация одного общественного войска и создание на его месте другого вызвало очередной раскол в общественном движении терских казаков. Таким образом, вместо одного общественного объединения возникло два: Межрегиональное общественное движение терских казаков «Терское казачье войско» атамана М. Инкавцова, и Общероссийская общественная организация «Союза казаков» - «Терское казачье войско» атамана И. Логвиненко.

Еще более интересные события произошли в самом начале июля 2010 года, когда общественными казачьими организациями было вновь воссоздана «Кавказская казачья линия». Так 3 июля 2010 года в город Армавир Краснодарского края на Учредительный большой круг Кавказской казачьей линии Юга России приехало 1143 делегатов-казаков с Дона (250 человек), Кубани (413 человек) и Терека (480 человек). Делегаты учредительного круга единогласно проголосовали за создание ККЛ на Юге России. Атаманом ККЛ был избран Юрий Чуреков – бывший атаман реестрового Пятигорского округа ТКВ, также были назначены два заместителя атамана ККЛ – Дмитрий Разумов и Юрий Тюрин, начальником штаба провозглашенной линии был избран Валерий Провоторов.

Примечательно, что в работе Учредительного круга ККЛ на Юге России не принял участие ни один представитель властных структур ни Южного, ни Северокавказского федеральных округов. Как в дальнейшем собираются строить свою работу руководители самопровозглашенной линии, и каковы их планы так и не были озвучены участникам круга.

Совсем по другому сценарию проходили мероприятия у реестрового казачества. 12 сентября 2010 года в городе Ессентуки прошел Большой Круг Терского войскового казачьего общества. На Круг прибыло более 350 выборных казаков Ставрополья, Дагестана, Северной Осетии–Алании, Кабардино-Балкарии и Чеченской Республики. Среди почетных гостей – советник заместителя руководителя администрации Президента РФ Александр Юрьевич Грошев, советник заместителя руководителя администрации Президента РФ Виталий Иванович Михайленко, заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Дмитриевич Ушаков, председатель комиссии СКФО Совета при Президенте РФ по делам казачества Юрий Павлович Олейников и управляющий Ставропольской и Владикавказской епархией архиепископ Феофан. Круг продлился более трех часов без перерыва. За это время был принят устав Терского казачьего войска в новой редакции. Всего Большим кругом было внесено порядка 20 поправок в Устав.

Очередной Юбилейный Круг, посвященный 20-й годовщине возрождения Терского казачьего войска, пошел 30 октября 2010 года в городе Пятигорске. На круге присутствовали Заместитель председателя Правительства РФ, Полномочный представитель в Северокавказском Федеральном округе Александр Геннадьевич Хлопонин, Советник по делам казачества при Президенте РФ Александр Дмитриевич Беглов и ряд высокопоставленных должностных лиц Северо-Кавказского Федерального округа. Работу Круга благословил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. После торжественного построения и прохождения церемониальным маршем по центральной площади города, более 800 делегатов и гостей Большого круга собрались в помещении городского Театра оперетты.

В докладе атамана ТКВ В. П. Бондарева были отмечены основные вехи возрождения Терского казачества в течение последнего двадцатилетия, проанализированы достигнутые успехи и намечены задачи стоящие перед казачьим движением. Далее было оглашено решение руководства Терского Казачьего войска о присвоении полномочному представителю Президента Российской Федерации по Северокавказскому федеральному округу Александру Геннадьевичу Хлопонину звание «приписного терского казака».

Полномочный представитель Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин поблагодарил Атамана ТВКО и делегатов Юбилейного Круга за то, что они оказали ему честь, приняв в свои ряды, и произнес слова присяги «Служу России, Терскому казачьему войску и Господу Богу». После произнесения присяги Атаман ТВКО В. П. Бондарев вручил вновь испеченному «казаку» комплект холодного оружия и Серебряный крест «За возрождение Терского казачьего войска». Комичность ситуации с принятием Полномочного представителя Президента РФ в СКФО в казаки заключается в том, что в уставе ТВКО отсутствует такое понятие как «приписной казак». Отсутствие официального документа, а значит и точной формулировки по «оказачиванию» Александра Геннадьевича Хлопонина и обещание выдать новому высокопоставленному казаку данный документ позже, создавало ощущение экспромта. При этом приписать к тому или иному войску можно только уже готового казака.

В последовавшем после процедуры «оказачивания» выступлении полпред отметил, что возрожденное терское казачество должно стать опорой мира и служения России может и должно быть примером для всех в деле укрепления российской государственности в регионе. Полномочия и права реестрового казачества будут расширяться, казаки должны стать помощниками государственных силовых ведомств в деле укрепления законности и борьбы с терроризмом на северокавказском регионе. Но все это требует большой и разноплановой совместной работы. Эта работа пока ведется неудовлетворительно. Казаки практически не представлены в местных органах власти, их туда почти не допускают, зачастую, из-за «противодействия местных элит». Сами казаки «не спешат выращивать кадры» в своей среде, не проявляют необходимой воли и желания быть представленными в органах государственной власти. На первом этапе, по словам полпреда, должна быть проведена работа по реальной поддержке казачества, а затем надо будет «…на втором этапе обратиться к нему для решения тех проблем, которые есть на Северном Кавказе». Особо Хлопонин отметил, что казаки должны не стесняться озвучивать свои проблемы во время рабочих встреч с ним, и совместно, эти проблемы будут оперативно решаться. Из состава ТКВ так же должна быть сформирована «единая база кадрового резерва», из которой «подготовленные профессиональные кадры» будут выдвигаться на государственно-административные должности.

Выступивший после Александра Хлопонина Председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, заместитель руководителя администрации Президента РФ Александр Беглов, зачитал делегатам Круга приветствие Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. В выступлении Александра Беглова отмечалось, что развитие и процветание казачества должно происходить в результате совместной работы, когда власть создает широкие возможности для проявления казачьей низовой инициативы, а казаки делом доказывают верность российскому государству и своим традициям.

Несмотря на праздничные и оптимистичные настроения, царившие на этом юбилейном круге, все же надо отметить, что положение дел с казачеством в Северокавказском регионе не столь гладки как в докладах казачьих лидеров и федеральных чиновников. Практически исчезли терские казаки в Ингушетии, на своих исторических, выделявшихся некогда в отдельный «Сунженский казачий округ», землях. Почти не осталось казаков в Чеченской республике. На данный момент в Чеченской республике официально зарегистрировано 250 казаков, вместе с семьями это порядка 1500 человек. О поддержке казаков только говорится, но ничего не делается. Некоторые официальные лица открыто заявляют, что казаков в Чечне нет, и никто их не собирается туда возвращать. Гибнет казачество в Дагестане. В конце июля 2010 года, исчерпав все другие методы борьбы, терские казаки из Кизлярского и Тарумовского районов Дагестана вышли на митинги в центре столицы республики Махачкалы. Но эти «митинги отчаяния» остались практически без внимания центральных СМИ. Исчезающее русское и казачье население Дагестана, по сути, никому не нужно. Однако после круга 30 октября ситуация изменилась. Так, 3 ноября 2010 года решением правительства республики Дагестан на «целевую государственную поддержку казачества» было выделено 15 миллионов рублей сроком на три года.

Серьезные проблемы испытывает так же терское казачье население Северной Осетии – Алании и Кабардино-Балкарии. К концу 2010 года стало известно, что правительства и парламенты этих республик приняли целевые программы Государственной поддержки казачьих (реестровых) обществ. Так в Северной Осетии принята целевая программа «Государственная поддержка казачьих обществ РСО-А на 2011-2012 годы», в которую заложены 5 миллионов рублей. Ее главными целями являются развитие государственной и иной службы казаков, возрождение и развитие духовно-культурных основ, семейных традиций казачества, военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи. Программа предусматривает обеспечение казачьих обществ автотранспортом, оргтехникой, снаряжением, закупку сценической одежды и музыкальных инструментов для фольклорных коллективов. В числе мероприятий, реализуемых через программу, планируются организация телевизионных и радиопередач, выпуск печатных изданий о деятельности казачьих обществ Аланского республиканского казачьего общества ТКВ, фестивали и конкурсы республиканского и местного уровня[1].

Весьма позитивным и обнадеживающим является факт, что полномочный представитель Президента Российской Федерации по Северокавказскому федеральному округу Александр Геннадьевич Хлопонин, в своем выступлении на Круге 30 октября 2010 года, не только не пытался пригладить картину современного положения казачества в регионе, но и сам акцентировал внимание на острых проблемах существования терского казачества. Желание Александра Хлопонина иметь в казачестве дополнительную опору в борьбе с северокавказским экстремизмом и терроризмом, весьма понятно. Искренне радует, что полпред признает серьезность положения. В частности факт активного «противодействия местных этнических элит» некоторых северокавказских республик делу возрождения казачества как реальной, а не декоративной, общественной силы. Казачество как серьезная общественная сила «северокавказским удельным княжествам» не только не нужно, оно изначально вызывает у них отторжение. Даже сам факт наличия этнического казачества в своих республиках многие руководители национальных республик стараются всячески принижать. В частности, на прошедшей в октябре 2010 года Всероссийской переписи населения в Кабардино-Балкарской республике переписчикам запрещали в графе «национальность» записывать людей «терскими казаками».

Что же касается итогов самой Всероссийской переписи населения, то она вызывает сомнения. Так согласно итогам проведенной переписи в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Чечне и Ингушетии казаков вообще не стало. В Ставрополье количество казаков сократилось до 3006 человек, в республике Северная Осетия-Алания до 297 человек. Исконно казачий Краснодарский край дал стране 5261 казака. Волгоградская область – 18452 казака. Ростовская область – 29682 казака. Карачаево-Черкесская республика – 465 казаков. Остальные казачьи территории оказались вообще без казаков. Таким образом, количество казаков в стране со 142 тысяч согласно переписи 2002 года сократилось до 67 тысяч. В целом же фальсифицированные результаты Всероссийской переписи населения вызвали недовольство в среде казачества. «С чем связаны подобные катастрофические изменения численности народа, у которого традиционно силен культ семьи, причем в семьях нормальным считается количество 3 и более детей»[3]? За год до обнародования официальных результатов переписи, Минрегионразвития опубликовало карту народов России, на которой впервые после многих десятков лет указаны казаки как субэтнос русских. Карта составлена по результатам переписи-2010 и четко показывает, на какой территории проживают сегодня казаки, рассеянные среди представителей других народов[3]. О том, что результаты сфальсифицированы, говорит и тот факт, что еще за полгода до официального оглашения результатов переписи Председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Александр Беглов в одном из интервью, озвучивал цифру, согласно которой в стране начитывается более 7,5 миллионов казаков из которых 750 тысяч изъявили желание взять на себя государственную службу. В самом начале возрождения казачества в начале 90-х годов общая численность казаков и их потомков по дан­ным Института этнологии и антропологии РАН составляла примерно 5 миллионов человек, а по подсчетам специалистов-социологов - до 10 миллионов человек[4], из них потомков терских казаков насчитывалось около 500 тысяч человек[5]. Игра, идущая вокруг казачьей этничности сегодня, не может не волновать казаков.

Продолжение следует


Примечания

1. «Казачий Терек», № 12 (147), декабрь 2010.

2. Бурда Э. Терское казачество. 20 лет возрождения. //Дипломатика. Журнал общественной дипломатии. Специальный выпуск: «Русский Большой Кавказ». № 3, 2011.

3. Перепись. Казаки на карте. // «Казарла». № 1 (14), февраль 2012

4. Жур. «Российский обзор». № 1-2. 1992.

5. «Терский казак». № 5. апрель, 1991.

Автор: Эдуард Бурда


Источник: http://www.apn.ru/publications/article28693.htm

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество2 | Просмотров: 2273 | Добавил: Сталкер | Теги: Терское казачество, казаки, Терское казачье войско | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: