Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / О культуре и традициях сибирских казаков

О культуре и традициях сибирских казаков

17.11.2021 22:14
О культуре и традициях сибирских казаков

Надежда Гвоздева художественный руководитель ангарского шоу-театра «Сибирские казаки» культурного казачьего центра «Иркутские казаки» в интервью пресс-секретарю Иркутского войскового казачьего общества и корреспонденту газеты «Областная» Марии Слепцовой рассказала о популяризации казачьей культуры.

Связь поколений

Прадед Надежды Гвоздевой участвовал в Великом Сибирском Ледяном походе, когда в 1920 году Восточный фронт Русской армии отступал все дальше на север, оттесняемый силами Красной армии. Вслед за военными шли их семьи. Среди них была прабабка Надежды, которая годы спустя рассказывала внукам и правнукам о том непростом времени. Семья Надежды, осевшая на севере Красноярского края, большая и творческая: многочисленные родственники, возглавляемые бабушкой Марией Александровной, поют, танцуют, рисуют, шьют одежду и обувь, занимаются разным творчеством. Кто-то дипломированный специалист в области искусства, а кого-то просто на уровне хобби, для души.

 – Бабушка моя – родоначальник всей этой творческой истории, по-моему, родилась танцуя. Человек-зажигалка, ей 88 лет будет, и она постоянно собирает всех родственников – делаем огромные концерты, это вошло в хорошую привычку, стиль жизни, у меня дорога получается такая – творческая. С раннего детства родителей просила купить фортепиано, – вспоминает Надежда.

Приход в казачью культуру наша собеседница называет не иначе как генетической связью. Во многих народных песнях поется про любовь, есть произведения, которые исполняются в календарные и церковные праздники, обрядовые песни. У казаков главная тема песен – любовь к Родине, земле, на которой вырос. Коллектив активно изучает церковные песни, в чем им помогает опять же бабушка Надежды.

– Мы пели на рождественских праздниках в усольской церкви вместе с местным ансамблем «Славица». Для людей это было в диковинку – прийти на службу и побывать на концерте, – рассказывает худрук «Сибирских казаков». – Для казака в первую очередь – душевное состояние, вера в Господа, ты должен иметь стержень внутри, а если его нет, неоткуда брать силу и понимание того, что ты делаешь правильные вещи, и тогда все пропало.

Кто первым встал, того и шашка

Неотъемлемой частью выступлений шоу-театра является фланкировка.

– Мы с артистами ансамбля решили усложнить хореографическую лексику. К фланкировке у многих казаков скептическое отношение, считают, что это просто показное. Обычно в бою рубка другая, но есть такое понятие, как психологическая атака, когда враг увидел казака, что он там шашкой вытворяет, а потом еще встал на коня – страшное дело! Не только детям об этом рассказываем, но и взрослым, – продолжает Надежда Гвоздева.

Свои первые шаги коллектив делал с детскими шашками в руках. С ними артисты тренировали правильный хват, учились фланкировать, развивать мышцы, чувствовать баланс. Нехватку профессионального реквизита частично помог решить отец Надежды Виктор Михайлович:

– Так получилось, что мой отец, царствие ему небесное, рукодельник из креативной семьи. Он все делал, вплоть до музыкальных инструментов: трещотки – это мои детские лыжи, сделал нам хлопушки, ложки вырезал, колотушки, сам расписывал, изучая узоры. Короба, пики, ремонтировал костюмы. Он был наш друг, соратник, однополчанин, будто с нами всегда концертировал. Сейчас очень его не хватает. Он сказал: «Хотите, я вам шашку сделаю? Дай-ка посмотрю эту вашу детскую». Он ее полностью изучил и сделал две в увеличенном размере. Они получились сбалансированные, удобные и для правой, и для левой руки. Потом мы приобрели боевые подарочные шашки.

Сейчас у «Сибирских казаков» семь шашек, у каждой есть владелец, следящий за надлежащим состоянием. Но самой любимой у коллектива является шашка 19 века, попавшая к артистам по счастливой случайности, но не в самом лучшем состоянии. Восстановлением оружия занялся Виктор Михайлович, сумевший вернуть ему былую красоту. Теперь старинная шашка – полноправный участник номеров и талисман шоу-театра.

Казаки или казахи?

Наличие слова «шоу-театр» в названии коллектива Надежда Гвоздева объясняет широким охватом исполняемых жанров: от песен и плясок до демонстрации обрядовых действий и сценарной линии, чтобы выступление превращалось в рассказ. Кроме концертной деятельности «Сибирские казаки» проводят просветительские мероприятия. Участниками становятся ученики городских школ, гимназий, а также взрослое поколение.

В коллективе понимают, что для привлечения внимания нужно идти в ногу со временем: знакомство школьников с казачеством происходит в формате викторин и квестов. Также проводятся флешмобы под народные песни, мастер-классы по игре на простых шумовых инструментах. Пока ребята увлечены играми, им дается серьезная информация: кто открыл Сибирь, кто такие казак, атаман. К взрослым подход точно такой же. Но несколько другие цели, когда встреча проходит с людьми, проходящими лечение от алкогольной или наркотической зависимости.

– Эти люди становятся на другой путь, они понимают, что больны, и лечатся больше внутренне, душой, психологически настраиваясь на здоровую жизнь. И тут мы приходим. «О, интересно, как правильно – каза́ки, казаки́ или казахи? А че это у тебя за плетка?» Они-то побольше детей знают, кто такие казаки. И идет беседа, – делится Надежда Гвоздева. – Мы рассказываем, что можно заменить употребление запрещенных веществ экстремальными видами досуга, ставить другие цели и строить другие планы. Чего в жизни не хватает? Ощущений? Фланкировку, джигитовку попробуйте, песню выучите! Да, так получилось, что они зависимы, но среди них столько людей, которые интересные собеседники, коммуникабельные, грамотные!

Надежда Гвоздева отмечает, что с развитием интернета не так-то просто завладеть вниманием зрителя. Для большей популяризации казачества песенный репертуар «Сибирских казаков» обрабатывается в сторону современных аранжировок, исполняются авторские песни, усложняется хореография – в ней присутствуют трюки, элементы постановочного боя. А костюмы – яркие, красного цвета, не типичного для иркутского казачества.

– К сожалению, сейчас я нарядом в горошек или в цветочек со сцены мало кого заинтересую, но хочу, чтобы глаз радовался. Мы понимаем – каноны костюма нужно соблюдать, на фольклорных фестивалях и конкурсах жюри уделяют этому большое внимание, – объясняет Надежда Викторовна. – С мужской формой дело обстоит проще, хотя и здесь приходится четко измерять ширину лампаса, а с девочками сейчас проблема: мы не знаем, во что одеваться, какая форма должна быть у нас? Но мы работаем для зрителя, чтобы дети, подростки и взрослые на нас обращали внимание, знали про подвиги дедов и прадедов, любили свою землю и не стеснялись понятия «патриот». Я не позорю своих предков, а самое главное, что рядом атаман Александр Анатольевич Машуков, он всегда поможет и советом, и делом. Мы получили благословение и от отца Владимира. Вот такое мы современное казачество!

https://vsko.ru/


Источник: https://vsko.ru/o-kulture-i-tradicziyah-sibirskih-kazakov/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 584 | Добавил: Поддубный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: