06.03.2019 23:52 Роль современного казачества в современной России | |
Тема, вынесенная в заголовок, вполне может послужить темой диссертации или серьёзного многостраничного исследования на тему казачества. Без теории, конечно, никуда, но я не теоретик, я практик. А тридцатилетняя практика работы по возрождению казачества показывает, что реальное возрождение возможно только при активной поддержке и деятельном участии государства, государственной власти. Не диктата государства, не прямого вмешательства, диктуемого желанием покомандовать казаками, а именно поддержке, участии. От слова «участвовать». Работать вместе с казаками. Но для того, чтобы у государства, у властных структур всех уровней появилось желание участвовать в делах казачества, мы, в свою очередь, должно активно участвовать в делах государственных, помогать решать те или иные задачи, зачастую неразрешимые без помощи казаков. В чём может выражаться это участие? Исключительно в службе! Государственной и иной. Ну, государственная служба, это понятно. А что такое «иная»? Приведу пример из личного опыта. Во времена, когда Крым по недоразумению находился под юрисдикцией Украины, полуостров наводнили эмиссары из Киева. Пытались украинизировать все стороны жизни. Местное население было морально подавлено. С одной стороны наглые «украинизаторы», с другой – не менее наглые и агрессивные крымско-татарские националисты. Народ сидел по домам, разговаривал шёпотом. Громко говорить боялись. Потому как «мова» никогда не была здесь в ходу, а заговорить по-русски было просто опасно. В этой обстановке мы провели в Феодосии фестиваль казачьей песни. Под руководством тогдашнего Верховного Атамана «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» (СКВРиЗ) казачьего генерала Водолацкого В.П., в Крым съехалось несколько тысяч казаков из СНГ, стран ближнего и дальнего зарубежья, десятки казачьих творческих коллективов. Праздник удался! Я видел слезы на глазах местных жителей. На мой вопрос, почему они плачут, я получил обескураживающий ответ: «Мы думали, в России нас забыли. Теперь видим – Россия нас помнит! Казаки не оставят нас в беде»! Следующий фестиваль прошёл с ещё большим размахом. Казаки побывали и провели свои мероприятия в Феодосии, Симферополе, Севастополе, Бахчисарае. Воспрянули духом казаки местных казачьих организаций, простые жители. Фестиваль закончился. Казаки попели, поплясали, пообщались, разъехались по домам. Через две недели к Феодосии подошли американские корабли. Пять лет НАТО беспрепятственно проводило здесь свои учения. На этот раз не получилось. Местные казаки, поддержанные жителями, угнали два успевших высадиться бронетранспортера, вынудили корабли отойти от причалов. После переговоров, казаки бронетранспортеры вернули. Но учения проводить им не позволили. Американцам и их НАТОвским союзникам пришлось ретироваться. Народ почувствовал, что он – народ. Народ российский. Сегодня Крым вернулся в состав России. Вернулся добровольно, путём референдума. И, мне кажется, немалая в этом заслуга казачества. Не отдельных казаков, а именно казачества. Это ли не реальная служба Отечеству? Хотел бы сказать несколько слов о казаках и казачестве. В интернете гуляют «мнения», что это, как говорили в Одессе, «две большие разницы. На самом деле никакой разницы нет. Это два равнозначных термина. «Казак» - это отдельный человек казачьего происхождения, «казаки» - это много казаков, «казачья организация» - организационная структура некоторого количества казаков, «казачество» - совокупность казачьих организаций и отдельных казаков, не входящих в казачьи организации. Казачество - это наиболее общий термин, обозначающий казаков как феномен получивший распространение в современный период истории. Только и всего. А что такое «казачья организация»? Это организация, созданная казаками и для казаков, призванная служить делу возрождения казачества. Причём, совершенно неважно, общественная это организация, или какая другая, коммерческая или производственная, творческий ли это коллектив, или организация спортивная. Мы народ не ущербный, среди нас есть и предприниматели, и фермеры, и артисты, и спортсмены, общественные и политические деятели. Но все мы готовы работать на благо своего народа. Имеются казачьи организации, внесённые в реестр. Что такое реестр? Это ни что иное, как список. Список казачьих организаций, члены которых письменно заявили о своей готовности нести государственную и иную службу. Не несущие её, но готовые к этому. Так сложилось, вернее, так и задумывалось, что именно через реестровые казачьи общества, ведётся основное взаимодействие государства с казачеством. Включая финансирование. А там где деньги, особенно большие, там и пристальный интерес чиновников разного ранга. Зачастую случается так, что участие в деятельности войсковых казачьих обществ (ВКО) становятся делом предпенсионного отдыха крупных чинов силовых структур. Отчасти это связано с тем, что нет над реестровыми организациями высшего руководящего и контролирующего органа из авторитетных казаков. Автономность отдельных ВКО, в данном случае, идет ни на пользу ни казачеству, ни государству. С общественными организациями ещё сложнее. Чтобы получить минимальное финансирование, нужно постоянно доказывать свою полезность государству, органам государственного управления. А органы государственного управления, как известно, состоят из отдельных чиновников. И отношение их к казачеству порой неоднозначное. Много сил отнимает борьба казачьих организаций между собой. Стремясь доказать себе и окружающим кто «казакее», кто нужнее, кто главнее, казаки наносят вред в первую очередь самим себе. Опять сказывается отсутствие единого казачьего авторитетного органа, решения которого обязательны для всех. Даже такая мощная организация как СКВРиЗ, единственная, которая официально получила право употребить в своём названии слово «Россия», испытывает определённые трудности. Но, с другой стороны, многочисленные казачьи организации самой разной направленности, позволяют казачеству в целом охватывать более широкий круг проблем, нежели это может сделать организация пусть и большая, но одна. Естественно, мы выносим за скобки организации чисто декоративные, созданные для того, чтобы покрасоваться, члены которых к казачеству отношение имеют весьма косвенное. Что поделаешь, «настоящие казаки», как и «настоящие полковники» из песни Аллы Пугачёвой, были всегда. А мундир казачий, да ещё украшенный многочисленными несуществующими орденами, покрасивше будет, пожалуй, любого другого мундира. Только вот прикрывают эти ордена и мундиры, зачастую полную пустоту. В семье не без урода. Вернемся к настоящим организациям настоящих казаков. Каждая такая организация, призвана решать определённые задачи, стремиться к определённой цели. Но основная цель любой казачьей организации - это возрождение казачества. И на пути к этой цели нужны общие усилия. Рассогласованность действий приведёт к одному: «Воз и ныне будет там», как справедливо отметил писатель Крылов в своей басне «Лебедь, рак и щука». При этом необходимо понимать, что любая организация, это всего лишь организация, инструмент, не более того. Но и не менее. И у каждого инструмента, своё предназначение. Нельзя отремонтировать, например, автомобиль, с помощью одной лишь отвертки. Понадобится и набор ключей и, возможно, домкрат. Это всего лишь автомобиль. Казачество – это гораздо более сложное явление. Нет сомнения, что нам, в процессе возрождения, нужны и казачьи фольклорные коллективы, клубы реконструкторов, военно-исторические общества, казачьи писательские организации, объединения казаков-художников. Нужно поддерживать казаков-фермеров и предпринимателей разного уровня, пропагандировать казачьи обычаи и традиции, казачий образ жизни. Это большая и очень важная часть работы. Но, бесспорно, самое главное, это служба казачества государству Российскому! Так исторически сложилось, что казаки служили России всегда, чем и заслужили особую честь и славу. Служили совершенно добровольно, когда Дон был политически независим, жил по своим законам и обычаям. Казаки помогли Ивану Грозному взять Казань, разгромить Астраханское ханство. Казаки присоединили к России Сибирь, а потом и Дальний Восток. Казаки постоянно воевали с непримиримыми врагами России Османской Турцией, Крымским ханством, Речью Посполитой. А русские самодержцы слали на Дон порох, селитру, свинец, хлеб, ткани, вино, денежное довольствие, другое жалованье. Казаки продолжали служить, когда Дон и другие казачьи территории вошли в состав Российской империи, оказались на значительном удалении от её границ. Не было в истории России такой войны, в которой не принимали бы участие и не отличились бы казаки. Опыт же пограничной службы казаков оказался столь уникален, что предпринимались попытки, не всегда удачные, искусственно создать «казачьи войска» из неказаков. Удачными эти эксперименты оказывались лишь в том случае, если основу, ядро новых формирований, составляли природные казаки, способные передать «новообращённым казакам» не только уникальный боевой опыт, но и обычаи, традиции, образ жизни казаков. Сегодняшние двенадцать официально зарегистрированных войсковых казачьих обществ России, это результат развития казачества с древнейших времён до наших дней. Казаки никогда не были чем-то застывшим на определённом этапе истории. Менялось время, менялись и казаки. Честно говоря, я совершенно не понимаю современных «казачьих сепаратистов», «автономистов», «казакийцев» и прочих, считающих, что можно каким-то образом, отделить казачество от России, создать отдельное «казачье государство». На мой взгляд, это совершеннейшая глупость. Веками наши славные предки создавали Россию. Присоединяли новые земли, защищали от врагов внешних и внутренних, участвовали в государственном строительстве и управлении. И что, теперь отделяться? От чего и чем? Россия сегодняшняя, это не Россия шестнадцатого века, когда казаки впервые проявили себя в Российской истории, стали расширять и укреплять государство. И казаки ныне не те. Вернемся в шестнадцатый век? Ради чего? Чтобы на малой части целого, создать собственную, казачью этнобюрократию? Не помнить о былых свободах, подвигах, не помнить о том, что именно в казачьих сообществах возникли первые на территории России демократические нормы народоправства, значит не иметь сердца. Пытаться вернуть современных казаков в век шестнадцатый, значит не иметь головы. Не то, что в шестнадцатый, в начало двадцатого века, когда казачество подверглось гонениям и настоящему геноциду, было бы неправильно пытаться вернуться. Сегодня мы живём в совершенно ином мире. Сегодня и мы сами – совершенно иные. Да, мы помним свои обычаи и традиции, мы стремимся жить по заветам наших славных предков. И главный из этих заветов – верой и правдой служить России. России, которую, по большому счёту, казаки и создали. Форма служения может быть самой разной. Нет сегодня необходимости в крупных кавалерийских соединениях, в казачьих полках. А кто сказал, что казаки могут только верхом скакать? Нам доступны самые последние, самые сложные инструменты. И всегда были доступны. Не секрет, что в создатель самого современного, самого надёжного стрелкового оружия Калашников – имел кровь кубанских казаков. Казак Токарев разработал легендарный пистолет ТТ, и сейчас стоящий на вооружении многих стран, казак Лисунов – создатель самолёта Ли – 2, между прочим, доставивший акт о капитуляции нацистской Германии в Москву. Это только оружие. Казак Ханжонков снял первый игровой фильм, казак Парамонов организовал мощную торговую империю. Даже телевизор изобрёл казак! Это тоже служба России, вклад в её признанный всем миром авторитет и славу! И сегодня мы можем служить нашей Родине не только на воинском поприще. Хотя и на воинском тоже можем. Муниципальная служба не является государственной. Но кто сомневается в её важности и нужности? Нужности для России, нужности для казачества. Глава хутора, станицы, района, города, области, депутаты всех уровней, не они ли непосредственно влияют на нашу жизнь? Чем больше будет казаков во властных структурах, включая суды, полицию, спецслужбы, тем больше мы сможем принести пользы нашей стране России, тем на большую высоту сможем поднять авторитет казачества. Да, не следует нам забывать о, например, казачьих фольклорных коллективах. Но и вырождаться исключительно в поющих и пляшущих аборигенов казачьих земель, тоже не к лицу. Мы должны быть востребованы, мы должны быть нужны современной России. И мы востребованы, мы нужны. Мы служим, и будем служить своей стране, которую создали, которая создала нас. Только в службе России, предназначение казачества! Всё прочее от лукавого. Верховный Атаман СКВРиЗ | |
Автор: Николай Дьяконов | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||