Главная » 2013 » Январь » 22 » День казачьей скорби

День казачьей скорби

22.01.2013 19:02
День казачьей скорби
Накануне одной из самых черных дат истории моего народа мне хочется поделиться со всеми читателями КИАЦ публикацией из номера 26 (январь-февраль 1960 года) журнала «РОДИМЫЙ КРАЙ» (Орган общеказачьей мысли. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av. de la Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 1-2):


День казачьей скорби
 
Многие государства, чтобы почтить память погибших за Родину создали в своих столицах могилу, а вмести с ней культ «Неизвестного Солдата». Этот неизвестный солдат как бы олицетворяет собой всех погибших на поле брани и перед подвигом всех их преклоняется и вся нация. Но в то же время в этом и посильное утешение для жен и матерей тех воинов, о которых семья не имела точных сведений, где и когда погиб их родимый: каждая семья может с одинаковыми основаниями думать, что в лице «Неизвестного» именно ему, их близкому, воздаются почести с возложением неугасимой лампады, возложением венков и служатся панихиды…

Волей судеб, мы казаки не имеем возможности иметь такую символическую могилу «Неизвестного Казака»… Где же мы, казаки Донские, Кубанские, Терские и всех остальных девяти Казачьих Войск можем поклониться праху наших героев? Казачьими костями усеяны были в течении веков обширные пространства Европейской России, Сибири, Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока, Балкан, Центральной и Западной Европы, включая и Лиенц…

В феврале месяце каждого года, в ближайшее воскресение к годовщине смерти Донского Атамана А.М. Каледина, в «День Казачьей Скорби» зарубежное казачество поминает своих ушедших вождей, а вместе с ними и всех погибших казаков и казачек всех Казачьих Войск.

Вместо безмолвной могилы мы должны во имя павших укрепить в душе своей и передать потомству культ доблести казачьей, вековых традиций и идеалов казачества, его «древних обыкновений», не угашать, а развивать впитанную с молоком матери неистребимую в душе казака действенную любовь к свободе в сочетании с порядком.

Вместо же пышного венка мысленно от всего сердца возложим на братскую могилу, следуя примеру нашего безвременно погибшего 20 февраля 1919 года от сыпного тифа в Новочеркасске донского поэта Кумова «несколько былинок донской седой горькой полыни и полевого цветущего чебора».

Незадолго до своей смерти Роман Петрович Кумов, друг Федора Дмитриевича Крюкова, автора любимого казаками стихотворения в прозе «Родимый Край» поместил в № 12 «Донской Волны» от 26 августа 1918 года, издававшейся нашим талантливым писателем и журналистом, также безвременно погибшим, Виктором Севским (В.А. Краснушкиным) – трогательные строки, посвященные погибшим героям.

Мы помещаем ниже полностью это произведение Р.П. Кумова: пусть оно послужит также и нашим венком и на могилу трех друзей, бывших гордостью Донской Земли на литературном и общественном поприще.
 Н.М. Мельников


Пусть позволит мне ваша чистая память возложить к подножью ваших безвременных могил несколько смиренных благодарных благоговейных былинок.
Я не погублю для этого в моем маленьком цветнике ни пышных маков, ни тонкостебельных синеоких васильков – пестрое, но непрочное богатство. Пусть они живут и дышат в память вашу…
Но я отдам вам то, что мне дороже всех пышных маков, синею васильков и благоухающих левкоев: несколько былинок седой горькой полыни и полевого цветущего чебора. Пусть они напомнят вам, как напоминали когда то мне на чужбине, о прекраснейшей стране под солнцем, где течет единственная в свете по синеве своих вод старая Река и где на пустынных прибрежных горах колышется белая подсохшая полынь да сладко курится розовый ладонный чебор.
Пусть расскажут они вам, как рассказывали когда то мне в далеких землях, о нашей тихой станице под высокими горами – Пирамидами, о милых изрытых дождевыми потоками, улицах, о старом задумчивом соборе, на котором чудесно трезвонят ко всеношной под праздники, о сиреневых палисадниках, о заросших шумящими пахучими левадами и садами Базах и Клинах, о коротеньких переулках к Дону с восхитительными видами на старую синюю богатую воду.
Пусть скажут они вам о ваших оставленных на степной стороне, беленьких домах под лепечущей вишней, о грустных лампадках, зажженных в вечерний час близкой рукой во имя ваше, о родных, о близких людях, - о всем том, что вами, высокими, оставлено ныне беззаветно и беспрекословно, ради долга и высокой чести…
И пусть передадут они вам, что вся великая Донская Степь с седой полынью и розовым чебором, с чистой ромашкой и важными красноголовыми татарниками, с холодной мятой и узорчатым тысячелистником, со всяким, всяким полевым разнотравьем, ныне клонится перед вами ниц и поет, как под сильнейшим свежим ветром: «слава вам, слава»…
Клонятся ниц полинявшие под солнцем деревянные голубцы при дорогах, возмутились в глубоких тенистых оврагах ключевые воды, возшумели полевые дикие красавцы – боярышники и луговые терны, задымила травяным ароматом дебелая яркая «рожа» под подъемным слуховым оком: «слава вам, слава»…
Падают ниц, до самой сырой земли, степные народы, и те, которые пьют воду из старой синей Реки, и те, которые пьют воду из далеких степных жемчужных озерец, на белых хуторах: «слава вам, слава».
СЛАВА ВАМ, СЛАВА.

Роман Кумов.

 
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Роман Петрович Кумов (родился 21 ноября 1883 года, станица Казанская, Область Войска Донского — умер 20 февраля 1919 года, Новочеркасск) — русский писатель-прозаик, драматург, журналист.
Из донских казаков. Отец — отставной генерал, почетный мировой судья, действительный статский советник. По состоянию здоровья на воинской службе не был. Образование получил в Усть-Медведицком духовном училище (1894—1899 года), затем Новочеркасской духовной семинарии (1899—1905). Продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета, который окончил в 1910 году кандидатом прав.
Начал печататься в донских газетах и петербургских религиозно-философских ежемесячниках еще в младших классах семинарии. После окончания университета полностью посвятил себя литературе.
После окончания университета переехал на Дон и жил, в основном, в станице Усть-Медведицкой (теперь - город Серафимович).
Наездами жил в столицах и сотрудничал с журналами «Летопись», «Исторический Вестник», «Путь», «Мир», «Нива». Пьесы автора с большим успехом ставились в столичных театрах.
Драма Кумова «Конец рода Коростомысловых» (1916 год), за которую он был награжден первой премией на литературном конкурсе имени А. Островского, с успехом поставлена в 1917 на сценах Петрограда и Москвы.
Постоянный автор православного журнала «Отдых христианина», с 1904 по 1916 года опубликовал в нем около 100 своих произведений. Часть из них вошла в его сборник рассказов «Бессмертники» (СПб., 1909 год), тепло встреченный церковной общественностью. В произведениях Р.П. Кумова задушевно изображены образы духовенства. Прозаик много трудился над составлением книг для чтения в православной семье. Получили также известность созданные им житийные тексты.
Во время первой мировой войны (1914—1915 года) был мобилизован и служил на фронте санитаром.
Октябрьскую революцию Кумов не принял. Во время революции писатель уехал на родной Дон. Все месяцы войны, начиная с января 1918 года, когда власть в его родной станице Усть-Медведицкой захватили отряды большевиков во главе с войсковым старшиной Филиппом Мироновым, Кумов оставался на Дону, под пулями уходя в Новочеркасск, если станицу вновь захватывали красные.
Здесь обратился к казачьим темам. Активно сотрудничал в белогвардейской прессе, печатался в усть-медведицких и новочеркасских газетах («Север Дона») и в журнале «Донская волна», издававшимся его близким другом Виктором Севским, погибшим в застенках ростовского ЧК в конце 1919 года.
К 25-летнему юбилею литературной деятельности писателя Ф.Д. Крюкова с которым Кумов близко сошелся в 1917—1918 годах, опубликовал пьесу из казачьего быта: «Уж ты сад, ты мой сад, сад — зеленый виноград».
Ряд произведений был написан Р.П. Кумовым в период Гражданской войны на Дону: «Наказ», «В черном море земли» (из романа «Терновая гора»), «Малый огонь» (эпизод из гражданской войны на Дону 1918 года), «Господня земля (Усы жизни)», «Стихотворение в прозе» (посвящено памяти первых усть-медведицких повстанцев) и др.
Получил прижизненное признание — почти все написанное донским прозаиком увидело свет еще до его кончины. Было издано четыре тома его пьес, очерков и рассказов, а книга «В Татьянину ночь» выдержала 5 изданий.
Умер от тифа в 36 лет и был погребен в Новочеркасске с казачьими воинскими почестями, как национальный писатель Дона. Войсковой Круг тогда воздал надлежащие почести талантливому писателю, который морально и духовно поддерживал восставших против большевиков соплеменников.

Сочинения:
- Бессмертники. СПб., 1909, РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ: http://orth.narod.ru/articles/kumov/pred.htm
- В Татьянину ночь. СПб., 1913
- В гостях у батюшки
- Отец Георгий
- Очерки и рассказы. 2-е изд. Пг., 1915
- Лиза. М., 1916
- Конец рода Коростомысловых. Пг., 1916
- Малаша с Перекопских гор // Летопись. 1917. Кн. 7—8
- Уж ты сад, ты мой сад, сад — зеленый виноград
- Игумен Иосаф
- Степной батюшка

Неизданными остались подготовленные Кумовым к печати тома рассказов «Малаша с Перекопских гор», «Ясмень-трава», ряд пьес и роман «Пирамида» («Святая гора») о гражданской войне на Дону, закопанный писателем в станице Усть-Медведицкой накануне захвата ее красными.

24 января в стенах Донского ставропигиального мужского монастыря соберутся казаки Москвы, Московской области и других городов и областей России на поминальную молитву по безвинно убиенным казакам – жертвам репрессий.

Надеюсь, что многие из собравшихся поклонятся легендарным представителям нашего народа, которые нашли последнее пристанище у стен Донского монастыря:

Иван Кузьмич Краснов - генерал-майор войска Донского, герой Отечественной войны, казак станицы Букановской, родился в 1752 году, сын казака, вступил на службу в 21 год в полк полковника Коршина; будучи грамотным и развитым, он скоро получил звание полкового писаря, в 1781 году был произведен в сотники, в 1785 году в поручики (что тогда считалось выше). Участвуя затем в турецкой войне в полку Пантелеева, И.К. Краснов особенно отличился 1 октября 1787 года, во время Кинбурнского боя, когда, состоя ординарцем при Александре Васильевиче Суворове, был послан последним к одному из батальонов с приказанием идти в атаку; прискакав к батальону, И.К. Краснов узнал, что все офицеры ранены и перебиты, и некому передать приказа. «Друзья! — воскликнул Иван Кузьмич — Суворов приказал ударить в штыки! Ура!» — и, выхватив саблю, повел лично батальон в атаку; рана в ногу пулей не остановила его, он довел атаку до конца и сбросил турок в море. Наградой ему за это дело был чин капитана. В 1788 году Краснов с небольшим отрядом совершил поиск к Бендерам; по тонкому льду он переправился через реку Днестр, внезапно напал на турок и уничтожил их сторожевую команду, а затем на Дунае, подстерегши турецкое судно, напал на него со своими казаками, посаженными на плоты, и овладел им. Произведенный в майоры, Краснов в 1790 году участвовал в штурме Измаила и, находясь в колонне Платова, взял 3 орудия; в бою у Мачина он взял с бою 2 знамени, за что получил золотую медаль на Георгиевской ленте с портретом Императрицы. В 1792 году Краснов сражался в Польше и при местечке Мурафе разбил 3 эскадрона польской конницы и снова был ранен в ногу; затем при Полонцах он разбил 7 неприятельских эскадронов и 300 человек пехоты; за взятие орудий под Прагой получил орден святого Георгия 4-й степени, а за взятие на Висле 48 орудий был произведен в полковники. В 1798 году, командуя в звании походного атамана 5-го казачьего пехотного полка на границе Молдавии и Австрии, И.К. Краснов не допустил чуму в Россию и за это был произведен в генерал-майоры. В 1803 году И.К. Краснов был назначен войсковым атаманом Бугского казачьего войска. С началом Отечественной войны И.К. Краснов усиленно просился в действующую армию, ходатайствуя в письме к Платову «дать ему возможность умереть на войне». Просьба его была уважена, и он получил в командование отряд из 9-ти казачьих пехотных полков в армии Багратиона и отличился с ними в боях при Поречье, под Миром, Романовом и Смоленском; 25 августа в авангардном деле под Колоцким монастырем, когда «60-летний герой скакал впереди своих казаков», французское ядро оторвало ему уже дважды раненую ногу. И.К. Краснову ампутировали ногу, но через 14 часов он умер в палатке Платова. «Отражай врагов, — были его предсмертные слова, сказанные им своему соратнику, есаулу Галдину, — а я умру радостно, услыша, что враг побежден». Иван Кузьмич Краснов погребен 27 августа 1812 года на кладбище Донского монастыря в Москве, рядом с могилой войскового атамана Иловайского. Имя И.К. Краснова носил впоследствии 15-й Донской казачий полк («Русский Вестник», 1817 год, № 3—6; Пивоваров. «Донские казаки». СПб., 1909 год. Изд. 2).

Судьба славного родоначальника донских Красновых как бы «задала тон» жизни всех его потомков, посвятивших ее беззаветному служению Отечеству.

«Его бренные останки покоятся среди так называемых невостребованных прахов жертв политических репрессий советских карательных органов в некрополе московского Донского монастыря, где рядом с мощами Святого Страстотерпца Патриарха Тихона должна хранится величайшая святыня российского казачества — Чудотворная икона Божьей Матери Донской, по преданию, поднесенная Благоверному Великому Князю Московскому Димитрию Ивановичу донскими казаками перед судьбоносной Куликовской битвой. И каждый год 1 июня им приходят поклониться немногие уцелевшие ветераны Белого казачества, потомки казаков-жертв красного террора и представители нынешнего казачьего движения — слабого, рыхлого, разобщенного, как никогда, в кровь раздираемого групповщиной и мелкими амбициями «атаманов» (которых, как порою кажется со стороны, гораздо больше, чем рядовых казаков!), но все же существующего, наперекор всему, и служащего живым доказательством того, что — всем расказачиваньям вопреки! — казачьему роду нет переводу. Нет и не будет! И вот, перед мысленным взором православных христиан, приходящих сюда помолиться и поклониться невостребованному (слово-то какое!) праху мучеников, встает видение посмертного парада Всевеликого Войска Донского у гроба Войскового Атамана и его верных соратников, сопровождавших его на протяжении всего его жизненного пути — светлого, как клинок казачьей шашки — и вместе с ним едину чашу смертную испивших.

Лучи яркого июньского солнца озаряют пробудившуюся от подобного смерти зимнего сна природу и заливают морем золота то место, где навеки упокоился Атаман. В конном строю застыли бравые донцы с красными лампасами, с боевыми наградами на груди, заслуженными в кровавых схватках с большевизмом, в лихо сдвинутых набекрень фуражках, с шевелящимися на ветру чубами, обнаженными шашками салютуя праху своего славного Атамана.
 Трепещут эскадронные значки и сине-желто-алые донские казачьи знамена, а впереди — значок командующего, черное Баклановское знамя с Адамовой головой — белым черепом, перекрещенными костями и заключительными словами Православного Символа Веры: «ЧАЮ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА. АМИНЬ». Пританцовывают кони, прядают ушами, втягивают широко раскрытыми ноздрями теплый летний воздух. Вот они, казаки, наши последние рыцари! Они ушли в Вечность, навстречу свету, и мрак не поглотил их, по слову Священного Писания: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его!».

Эта статья родилась из небольшого очерка, задуманного как венок на могилу доблестного генерала от кавалерии Русской Императорской Армии, Атамана Всевеликого Войска Донского, классика русской военной прозы, крупного русского военного мыслителя и ученого, создателя и основоположника новой в истории русской военной школы науки — военной психологии — Петра Николаевича Краснова. Талантливый полководец, он разил врагов России и казачества мечом на поле брани. Талантливый публицист и писатель, он неустанно поражал ее врагов пером. Православный русский воин, он всю свою жизнь, во всех своих ипостасях, нес службу Богу, Царю и Отечеству — службу, бывшую для него нераздельной со службой родному Казачеству, всегда живым в его душе и сердце, а через это — всему миру и человечеству.

Иловайский 12-й, Василий Дмитриевич (30 января 1788 года – 3 ноября 1860 года, Москва), генерал-лейтенант (26 августа 1826 года). Сын генерала от кавалерии, наказного атамана войска Донского. В 1792 году записан в Атаманский казачий полк. Образование получил во 2-м кадетском корпусе. Службу начал в 1801 году есаулом Атаманского полка. С 1802 году служил в полку Иловайского 2-го. Участник кампании 1806-07 годов. Отличился в сражениях при Пултуске, Гогенштейне, Янкове, Прейсиш-Эйлау, Гуттштадте, Гейльсберге и Фридланде. В 1808-10 годах служил в Молдавской армии. За боевые отличия в 1809 году награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, а в 1810 году произведен в полковники. В марте 1812 года во главе полка включен в состав 2-й Западной армии, находясь в арьергарде, прикрывал отступление армии от Волковыска к Смоленску. 2 июля нанес поражение 2 полкам французской кавалерии у местечка Романове и взял в плен 9 офицеров и 189 рядовых. Блестяще проявил себя при освобождении Велижа, Суража, Поречья. После отступления русских войск из Москвы вел партизанскую войну в окрестностях города. Первым вошел в оставленную французами Москву, разбил отставшие отряды и за это был произведен в генерал-майоры. 8 октября разгромил 4 полка Императорской гвардии. При преследовании отступающей Великой армии действовал в авангарде. При Духовщине атаковал отряд генерала Сансона, взял в плен командира, почти всех офицеров, 280 рядовых и 10 орудий. В сражении при Ковно (4 декабря) взял в плен 1 генерала, 202 офицера и 2262 солдата. Всего в 1812 году отряд Иловайского взял в плен более 4900 человек, в т.ч. 3 генералов. В 1813 году успешно сражался при Наумбурге, Вейсенфельсе, Лютцене, Бауцене, Лейпциге. Отличился в сражении при Кульме (1813 год), где его отряд взял в плен командира корпуса генерала Д. Вандама и еще более 4700 человек. При Ханау взял в плен около 4 тысяч человек и был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. В кампанию 1814 года взял в плен более 2 тысячи человек, в т.ч. 900 человек в сражении при Фер-Шампенуазе. С 1823 году походный атаман донских казачьих полков Отдельного Кавказского корпуса. Участник русско-турецкой войны 1826-1828 годов. В сентября 1827 года вернулся на Дон. 22 мая 1840 года вышел в отставку. Погребен в Донском монастыре.


Его братья:
 - Павел Дмитриевич Иловайский 2-й (1764 год - ?), войсковой старшина, командир полка. Отличился в сражении при Рущуке во время русско-турецкой войны 1806-12 годов.
 - Иван Дмитриевич Иловайский 4-й (1766 год - ?), генерал-майор (06 мая 1799 года). 21 мая 1772 года записан казаком в Атаманский полк, 17 марта 1775 года произведен в сотники. В 1782-86 годах участвовал в военных действиях на Кавказе. С 1789 года командир казачьего полка. 13 декабря 1797 года произведен в полковники. В кампанию 1807 года командовал 3 казачьими полками. Отличился в сражениях при Гуттштадте, Гейльсберге, Фридланде. Во время Отечественной войны 1812 года сражался в арьергарде 2-й Западной армии, участник боев при Романове, Велиже, Рузе. 11 октября во главе отряда занял и очистил от остатков Великой армии Москву. За кампанию 1812 года награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. В кампанию 1813-14 годов в составе корпуса генерала П.Х. Витгенштейна отличился в сражениях при Лютцене, Бауцене, Лейпциге, Краоне, Лаоне, Париже. В 1827 году вышел в отставку.
 - Степан Дмитриевич Иловайский 8-й (1778 год – 30 января 1816 года), полковник. В кампанию 1806-07 годов командовал казачьим полком своего имени.
 - Григорий Дмитриевич Иловайский 9-й (1778 год – 1847 год), генерал-майор (18 июля 1813 года). 05 января 1787 года записан на службу казаком, 15 мая 1788 года произведен в сотники. Участник русско-турецкой войны 1787-91 годов, сражался при Очакове, под Каушанами, Бендерами, Килией, Измаилом. В 1800 году во главе полка направлен в состав войск, предназначенных для похода в Индию. В кампанию 1806-07 годов был ранен при Прейсиш-Эйлау, Аленштейне, Гуттштадте, Гейльсберге. 11 января 1810 года произведен в полковники. В сентябре 1812 года прибыл с казачьими полками с Дона в Тарутино. Разбил под Медынью отряд генерала Тышкевича. Отличился в боях при Ляхове, Красном, Орше, Вильно, за что был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В 1813 году принял участие в осаде Дрездена. С 1814 года непременный член войсковой канцелярии войска Донского. В 1827 году вышел в отставку.
 - Тимофей Дмитриевич Иловайский 11-й (1786 год – 1812 год), войсковой старшина. С 1810 года командовал казачьим полком. Смертельно ранен в бою под Вильно 27 ноября 1812 года.
(Использованы материалы книги: Залесский К.А. Наполеоновские войны 1799-1815 годов. Биографический энциклопедический словарь, Москва, 2003 год).


Кроме того, в Донском монастыре похоронен полковник Петр Александрович Донауров, командир Уссурийского казачьего полка. На могиле написано, что 21 апреля1904 года он прибыл из Ляояна, а 24 апреля 1904 года скончался.
Кроме того, на могиле выбито: «Воля же пославшаго Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все воскресить в последний день; (Иоанна Гл. 6 Ст. 39)».
Надгробие довольно богатое. Гранитная колонна с цепями вокруг.
Путь из Москвы в действующую армию занимал в это время 18 дней, если предположить те же сроки для пути обратно, то из Манчжурии полковник Донауров выехал примерно 2-4 апреля.
Уссурийский казачий полк, на начало война дивизион двухсотенного состава (приказ о развертывании в полк в марте 1904 года) в составе Уссурийской конной бригады куда кроме него входили:
- Приморский драгунский полк.
- 1-й Нерчинский казачий полк.
- Амурский казачий дивизион (трехсотенного состава, в ходе войны полк шестисотенного сотава).
 
Мне очень хочется, чтобы 24 января 2013 года казаки, собравшиеся в Донском монастыре не только оплакали безвинно убиенных казаков, не только поклонились легендарным представителям нашего народа, нашедшим последнее пристанище у стен Донского монастыря – я хочу предложить всем казаком Москвы не забывать свой святой долг: уход за могилами своих предков!

Евгений Гладков.
Категория: Совет по делам казачества | Просмотров: 2107 | Добавил: Евгений_Гладков | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 6
6  
...вечная память тебе, святая жертвенная кровь! Пусть внуки и правнуки наши будут достойны памяти предков! Храни вас Господь!

5  
ЮЖАНИНУ: Сбрось источник!!! Не сентиментальный, но за душу взяло - в несколько строк всю боль за наш народ вложить...

4  
ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ!!!

3  
Они рубилися с плечя. России славу добывая! Но по приказу "ПАЛАЧА" Их как скотину убивали! И пока труп их не остыл Глаза потухшие слепили И им Георгия кресты, К груди живой гвоздями били! И чтоб Народ изведал страх И чтобы на столетья знали На их ослабленных ногах Лампасы с кожи вырезали! За то что "ВОЛЕ" вопреки Шли прямо чести не нарушив! Помянем СТОЯ, МОЛЧЯ КАЗАКИ. Дедов растерзаные души! 

2  
Вечная Память и Слава нашим великим предкам!

1  
Спаси Господи! Слава казакам защитникам Отечества!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]