Понедельник, 21:36
Главная » 2011 » Июнь » 6 » Куда поскачут всадники с шашками

Куда поскачут всадники с шашками

06.06.2011 21:15
Куда поскачут всадники с шашками
Новость на Newsland: Куда поскачут всадники с шашками

В Культурно-просветительском центре Московского Патриархата проходят торжества по случаю пятой годовщины организации Культурно-просветительской инициативы (КПИ) «ПоходЪ», ядро которой составляют представители российского казачества. На праздничном вечере «Маршрутами «Похода» побывал корреспондент «СП», который попытался выяснить, куда держат путь современные казаки.

Исторический экскурс

На Дону и Кубани, в Сибири и Забайкалье, на Урале и Уссури нынче можно встретить необычного вида людей, словно явившихся в наше пестрое и бурное сегодня из дальнего далека. В черкесках и бурках, кубанках и папахах, нередко — на конях они гордо шествуют по улицам бывших казачьих городов и станиц, собирают митинги и сходы, на которых звучат подернутые забвением слова: курень, атаман, хорунжий, Рада, Круг, община… А иногда и просто гарцуют «верхи», демонстрируя удаль, будто стремясь доказать кому-то: жив и неистребим казачий дух. Остановится прохожий, проводит их взглядом, пожмет плечами: кто эти всадники? Зачем примчались из невозвратного прошлого? Куда скачут?

Хотя слово «казак» тюркского происхождения («вольный всадник», «молодец», «удалец»), явление, стоящее за ним, — чисто российское, присущее только нашей стране. Небезынтересно напомнить, что былинный богатырь Илья Муромец — казацкого роду. Атаманами были Пугачев, Ермак, Разин, Булавин… Из более близкого прошлого известны такие казачьи фамилии, как Миронов, Кочубей, Пархоменко.

Несколько веков тому назад казацкие общины стали по сути реализованным на практике стремлением народных масс строить свою жизнь на излюбленных началах равенства и самоуправления, не нашедших осуществления в общих государственных порядках. На окраины Руси, «на вольницу», стекались беглые крестьяне, люд других сословий, пополняя жившие там издревле свободолюбивые многонациональные сообщества (когда и как они сформировались, до сих пор еще до конца не выяснено исторической наукой). Устройство казацких общин, говоря современным языком, было демократическим: общее владение земельными угодьями, равенство всех членов общины между собой, управление через выбираемых на определенный срок, подлежащих отчету перед общиной атаманов.

Исторически сложилось так, что казачество, с одной стороны, было крепким и надежным буфером, прикрывающим Россию от набегов и войн, с другой стороны — постоянной «народной оппозицией» деспотической власти набирающего силу государства. Поэтому все великие князья и самодержцы всегда стремились укрепить его первое качество и свести на нет второе. Действовали, как водится, и кнутом, и пряником. Жестоко подавлялись восстания и бунты. Дважды уничтожалась, вновь самовозрождаясь, Запорожская Сечь — самое первое казачье объединение, оформившееся в организационном и военном отношении почти полтысячелетия тому назад. Одновременно совершенствовалась система привилегий за службу царю, что постепенно приручало казачество. К началу прошлого века оно выкристаллизовалось в военное сословие, обладающее особыми правами и преимуществами. Главным из них была земля. Казачьи наделы в несколько раз превышали крестьянские — не менее 30 десятин на душу мужского пола. Казаки освобождались от уплаты государственных налогов, в том числе и поземельных.

Их войска были, что называется, легки на подъем. Казак имел собственную лошадь, собственное обмундирование, снаряжение, амуницию, получая от казны лишь огнестрельное оружие. Храбрый, с традиционно высоким чувством патриотического долга воин! Казачьи войска участвовали во всех войнах России XVII—XX веков. Широко известны их подвиги в Семилетней войне 1756—1763 годов, Отечественной войне 1812 года, Крымской войне 1853—1856 годов, русско-турецких войнах.

К началу первой мировой войны казачье население составляло около 4,5 миллиона человек. Они представляли Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское войска. Почти 300 тысяч воинов поставили они в тот период фронту.

Расколотые революцией

О судьбе казачества после октября 1917 года — разговор особый и сложный. Оно, как и весь наш народ, было расколото революцией, гражданской войной на две враждующие части. С одной стороны, в составе РККА действовало 8 кавалерийских дивизий Червоного казачества. С другой — тысячи и тысячи казаков влились в белогвардейские армии. По данным некоторых историков, 65 тысяч белоказаков эмигрировали за рубеж, спасаясь от Красной армии. Значит, воевало против нее значительно больше.

В январе 1919 года оргбюро ЦК РКП(б) приняло секретную директиву об отношении к казачеству. Это было началом политики, получившей в народе название «расказачивания». Ее основные результаты — истребление большой части казаков в 1919—1920 годах, упразднение в 1920 году казачества как сословия, существенные ограничения для службы его представителей в РККА, массовые выселения в Сибирь и период коллективизации. В короткий исторический период с лица русской земли была по сути дела стерта многочисленная этническая группа со своей многовековой историей, социальной организацией, культурой, традициями.

Но так же, как закатанное под асфальт семя в стремлении к жизни пробивает ростком, казалось бы, непреодолимую преграду, не мог не восстать из небытия и казачий дух. Не могла умереть память народная, закодированная в казачьих песнях, обрядах, традициях. «Тихий Дон» Шолохова, «Даурия» Седых, другие многочисленные, большие и маленькие, ростки этого семени делали свое дело. В 1936 году были отменены ограничения для воинской службы выходцев из казацкого сословия. Когда же над страной нависла угроза войны, высокий боевой дух, традиции воинской доблести казачества вновь потребовались Отечеству — началось формирование соединений из его представителей. На фронтах Великой Отечественной сражались шесть казачьих кавалерийских дивизий, два кав. корпуса — Донской и Кубанский, три кавалерийских полка, другие части и подразделения. Всем казачьим соединениям присвоено звание гвардейских, десятки их представителей стали Героями Советского Союза.

Сергей Турченко
Источник: svpressa.ru
Категория: Текущие события | Просмотров: 879 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 16
16  
На мой взгляд ничего негативного автор статьи не высказал.

12  
Барс, брат! Извини это я сгустил краски. Не держи зла, не в обиду тебе и казакам.

15  
Какие обиды, брат! Мы здесь и собрались для того, чтобы спорить, дискутировать, обнаруживать ошибки свои и чужие и исправлять их! Мы учимся друг у друга, так я думаю! Так что, все в порядке, храни тебя Господь! Не каждый казак найдет в себе духа так вот запросто извиниться!

11  
Статья приведена в сокращенном варианте. Информационный ресурс, на котором была размещена статья, судя по всему с желтоватым оттенком. Автор - капраз запаса, пишущий на любые темы, связанные с "людьми в погонах" (http://svpressa.ru/themes/news.php?id=%d1%e5%f0%e3%e5%e9+%d2%f3%f0%f7%e5%ed%ea%ee). А споров вокруг статьи развернулось как-будто она с передовицы "Коммерсанта", "Российской газеты" и т.п., а написана - уважаемым казаком.
В Интернет можно найти статьи о том, что казаки произошли от евреев и прочий бред. Давайте их тоже разместим и обсудим. Охота вам, уважаемые, всякую бредятину-отсебятину обсуждать?!

Всех православных поздравляю от души с празднеством Третьго обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна! Храни вас Господь!

13  
В Интернете всякого "г" хватает. Но тут ведь Культурно-просветительский центр Московского Патриархата, а не "желтый" Интернет-журнал. Как-никак Святейший Патриарх Кирилл взял казаков под личное духовное водительство.

14  
Я не нашел подтверждения связи с РПЦ (МП) ни редакции сайта (Автономная некоммерческая организация «Интернет-Пресса»), ни издательства (Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом Свободная пресса»).
Почему информация о праздничном вечере "Похода" была взята с "левого" сайта, а не с официального (www.noxog.ru) - непонятно.
Официальная информация от первого лица - http://www.noxog.ru/svezhie-novosti/pyatiletie-kpi-pohod.html

7  
Осознаю, что вызову на себя град ударов со стороны "родовых", но все же выступлю в защиту автора статьи! Где вы нашли его утверждение о бегло-холопском происхождении казачества? Он пишет: "На окраины Руси, «на вольницу», стекались беглые крестьяне, люд других сословий, пополняя жившие там издревле свободолюбивые многонациональные сообщества (когда и как они сформировались, до сих пор еще до конца не выяснено исторической наукой)." То есть он ничего такого не утверждает! Или Вы будете утверждать, что такого пополнения не было? Казаки все время воевали и гибли, несомненно, сотнями. Было пополнение за счет беглого свободолюбивого люда! Другое дело, что не все приживались! Оставались бойцы по духу, лучшие из лучших!
Запорожская сечь приведена как пример, тоже ничего не утверждающий! Но разве не было этих исторических фактов?!
Как то так вот моё мнение!

8  
Уважаемый Барс, Основной упор в этой статье, сделан не только на искажение фактов по казачеству ( хотя и другими авторами он не разбирался, а только декларировался), и не столько конкретными выводами по статье автора, а в основном - не соблюдением автором заявленных тем, что в названиях статьи, и сущностью самой статьи. автор не описывает как проходил малый юбилей КПИ " ПОХОД" в Культурно- просвятительском центре Московского патриархата! А дает нам краткий экскурс по истории становления казачества, да еще не первой пробы!!! surprised Хотя мероприятия там прошли интересно. И у меня есть информация о этом, как о самом факте празднования, так и фото документы по ним... Автор статьи ничего этого не привел, а начал вести диспуссионые высказывания, на что другие казаки, ему и ответили, что они думают по его статье. Думаю, что они в праве это сделать и дать свою оценку сказанному.

9  
Так и надо было давать ответы по существу - что статья не в тему вообще, а не вести ее обсуждение! Тем более, выхватывая отдельные фразы из общего контеста! cry

Так было и сделано... Посмотри пост 2 и 4.

6  
В статье действительно искажен ряд фактов. Но, думаю не умышленно, а по незнанию. В частности, распространенная ложь, относительно сбегания на "вольницу" крестьян. На Чрезвычайном Круге вольного казачества, который прошел в воскресенье в Подольске, и на котором мне посчастливилось побывать, был зачитан доклад председателя совета атаманов СКВР А.Т.Ветрова, в котором он очень подробно и доказательно показал как именно формировалось казачество, что такое казачий народ, и кто, как и почему искажал и искажает его настоящую историю. Надеюсь получить эту информацию и довести ее до наших читателей.

5  
Не удачная статья. В ней вреда больше, чем пользы. Искажены исторические моменты. Бегло-холопское происхождение казачества просто не выдерживает критики. Создалось впечатление, что казачество пришло из Запорожской сечи. А все обезяны произошли от негров. У нас много было "историков" которые втюривали нам информацию одна другой "правдивее".

4  
В Культурно-просветительском центре Московского Патриархата проходят торжества по случаю пятой годовщины организации Культурно-просветительской инициативы (КПИ) «ПоходЪ», ядро которой составляют представители российского казачества.

3  
И все кацапы с умным видом, чисто бриты и слегка пьяны, спрятав пейсы под папахой стали в очередь в казну.

2  
На фото Сергий Арчедынец, Донской казак, искусный боец какв пешем так и в конном строю, на позиции в ст. Старочеркасской, на Георгиевских Шермициях.
А вообще, статья была под заголовком :"В Культурно-просветительском центре Московского Патриархата проходят торжества по случаю пятой годовщины организации Культурно-просветительской инициативы (КПИ) «ПоходЪ», ядро которой составляют представители российского казачества..." А по сути обнародовали краткий экскурс в казачество, с весьма вольной трактовкой. Т.е. название статьи и её суть автором, на мой взгляд, не соответствует.

1  
Вот после таких статей, все становятся знатоками казачей истории и говорят: "Казаки не народ".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]