Главная » 2016 » Март » 10 » Жизнь и дело казака – для людей и на века!

Жизнь и дело казака – для людей и на века!

10.03.2016 09:43
Жизнь и дело казака – для людей и на века!
Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
(казачья заповедь)

 
 
 
На страницах СМИ принято писать о добрых делах казачьих. Но, в большинстве своем, они сводятся к тому, что казаки что-то «провели», где-то «приняли участие» и совсем мало тех дел казачьих, о которых надо писать как можно больше. И, соответственно, делать их. Но как-то не принято. Они проходят тихо, порою незаметно, но имеют огромное значение как для казачества, так и общества в целом...
 
29 февраля 2016 года в Верхопенском филиале Ивнянского историко-краеведческого музея состоялось торжественное открытие персональной выставки коллекционера, поэта, путешественника, казака и просто сотника станицы Преображенской Белгородского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» Черских Геннадия Александровича.
 
Скорее всего слово «персональной» не совсем подходит к данному моменту, ибо все экспонаты были безвозмездно переданы в дар музею.
 
На выставке была представлена богатейшая коллекция почтовых марок Российской империи, СССР, Народной республики Куба, Венгрии, Вьетнама, Монголии, Никарагуа и Малайзии. Отдельное место в выставке занимает коллекция редких книг и печатных изданий конца XIX начала ХХ веков.

 
На открытии выставки присутствовали учащиеся 5-6 кадетских классов МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова», а так же делегация казаков Томаровского хуторского казачьего общества Белгородского ОКО ВКО «ЦКВ».  Выставку проводил заведующий Верхопенского историко-краеведческого музея Дмитрий Михайлович Кременев.
 
После торжественного открытия выставки, Геннадий Александрович Черских рассказал учащимся историю формирования собственной коллекции и ответил на их многочисленные вопросы.
 
Через несколько дней после открытия выставки мне удалось побеседовать с Геннадием Александровичем. Я попросил его более подробно рассказать о своем увлечении коллекционированием.
 
- Геннадий Александрович, как давно Вы занимаетесь коллекционированием?
 
- Коллекционировать я начал еще с детства. Первые марки у меня появились в то время, когда я пошел в первый класс. Это было в далеком 1955 году. Период начала коллекционирования был связан с подростковым возрастом, когда мы жили в «почтовом ящике». Многие ребята, которые были старше меня, служили на Кубе, во Вьетнаме, в Венгрии – это были старшие ребята. Оттуда все пошло, у меня стали появляться марки из этих стран.
 
Потом я к ним вернулся, к маркам, уже когда работал в экспедициях. Там было много людей с разных точек Советского Союза и через них тоже вот это дело шло.
 
Конечно, очень был сильный период, когда я жил в Питере. Тогда я существенным образом пополнил свою коллекцию за счет своих поездок в Финляндию, на блошиные рынки, и на территории Питера было много мест таких определенных. Естественно, круг общения расширялся, я где-то менял, где-то приобретал – хотелось дополнить ту или другую тематику, которая была, на мой взгляд, не полной.

 
- Какой объем коллекции марок, переданной Вами?
 
- Я думаю в пределах, ориентировочно, пяти тысяч экземпляров.
 
- Большая, довольно таки, коллекция!
 
- Да, коллекция большая. Но она экспонировалась частично на выставке, потому что там все упиралось в площадь музея.
 
- Вот этот Ваш дар музею, он заключается только в марках?
 
- Нет, не только в марках. Там мной были переданы раритетные книги. Это книги конца XIX-го века, начала XX-го века. Это и прижизненная книга нобелевского лауреата Генрика Сенкевича «Письма из Африки», 1902 года, и многие-многие другие книги. Перечень очень солидный. Вот лишь некоторое из переданного: А.С. Пушкин «Романтические произведения», Петроград, 1915 год; «Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна», Санкт-Петербург, 1890 год, на старославянском и русском языках;  «Сказки Филиппа Павловича Господарева», Петрозаводск, 1941 год; «Романс и песни для одного голоса», Москва, 1884 год; «Литовская колыбельная песня Селиверстова», Санкт-Петербург, 1904 год; «Спи моё дитятко», ноты и текст В.А. Гиляровского; «Музыка и Пение» П.К. Селиверстова, Санкт-Петербург, 1899 год и еще много других вещей.


Так же мною были переданы музыкальные произведения конца XIX-го века и начала XX-го века, авторами и композиторами которых являлись люди высшего света – князья, графы, бароны и так далее. Эту музыкальную партитуру я по чистой случайности приобрел себе в Питере на одном, из так называемых блошиных рынков, на Удельной. Я просто, когда все это увидел, я уже не мог уйти. Все, что это стоило, я заплатил, чтобы забрать.
 
Произведение куплетиста Борисова, датированное 1926-м годом. Оно в превосходном состоянии, как будто только с типографии.
 
Так же был передан фотоальбом Юрия Лазарева «1/501 ГУЛАГа». Это о сталинской железной дороге, которая шла параллельно морского пути. Этот фотоальбом вышел в 2010 году в количестве 10 экземпляров, всего. Один из этих экземпляров находится у Президента страны. Это редчайший фотоальбом с аннотациями академии наук.
 
Я еще не упомянул, что есть еще и коллекция открыток, конца XIX-го века, начала XX-го века. Они очень интересны по своей тематике, по своему содержанию, по высокому слогу, которым они были написаны. Там переписка между людьми, когда, допустим, приглашают на завтрак, приглашают на ужин. Т.е. тем языком, которым говорили в конце XIX – начале XX века. Читается очень легко, хорошо, обращения превосходные. Это культура, которая когда-то была и причем среди высшего сословия, т.е. есть образец, как все это было. Там, на этих открытках, сохранились марки времен Российской Империи.
 

Там есть уникальнейшие вещи. Там цена по некоторым экспонатам может быть запредельная. Я могу сказать, что марки, с изображением императора Петра I – если у кого-то одного-двух они могут быть, а могут и не быть. Цена на это может быть заоблачной.
 
Сейчас идеей такой выставки загорелись и в Ивне. Там хотят сделать эту экспозицию более обширной, шире ее представить. У них эта идея есть, и они сказали, что это обязательно сделают. И единственно, что просили, чтобы я там обязательно был. Ну, конечно же, я там обязательно буду и постараюсь пригласить с собой тех, кто мне близок и дорог.
 
Все я это сделал сознательно, ни сколько о том не жалея, не считая терпенья и времени, которые я затратил на всю эту коллекцию. Когда я все это передал, то радость и легкость такая – мне было хорошо. Нельзя быть эгоистом и самому наслаждаться тем, что у тебя есть. Считаю, что это не правильно.
 
С городских музеев приехали. Они конечно там цокали языками, кивали головами и все время спрашивали: -  «А, правда, что все это передано бесплатно?» Они не могли поверить, что все это я передал бесплатно, бескорыстно.
 
Что-то вот у меня душа легла к тому музею, которому я решил все это передать.

 
- Почему Вы выбрали именно Верхопенский историко-краеведческий музей?
 
- Получилось так, что наше знакомство состоялось с этим музеем тогда, когда были представлены экспонаты казачьего музея, который формировался в нашей станице Преображенской и которыми занимался Борис Валентинович и с тех времен как-то у нас и продолжается дружба. Я как-то к ним душой прикипел. Там удивительные люди, такие как директор музея Кременев Дмитрий Михайлович, очень удивительный человек, очень образованный, историк. Перед ним была Лихачева Галина Вячеславовна. Я с ними пересекался на многих фестивалях, которые проводились у нас в области – областных, межрегиональных и даже международных. Поэтому у нас давние связи и давние отношения.
 
У меня был выбор – я мог бы передать все это в Ракитное, я там тоже хорошие отношения с музейщиками поддерживаю, но потом, все-таки я склонился ближе к Верхопенью.
 
- Почему Вы решили передать все это в музей?
 
- Почему? Мне просто хотелось, чтобы… Мне почему нравятся сельские дети? Они, в отличии от городских, которые пересыщены изысками, им все интересно. И мне, конечно же, хотелось бы, чтобы из этих детей кто-то будет заниматься коллекционной деятельностью, или будет заниматься тем, что он будет что-то писать… Я просто хотел вызвать у детей интерес к этому. К происходящему, что есть сейчас рядом и к тому, что они уже плохо себе представляют.
 
И другое, дети видят, что среди казаков есть такие, которые могут и делают что-то хорошее и прекрасное. Это еще один плюс в пользу казачества. Такой вот воспитательный момент. Я получил настоящее удовольствие от того, что там произошло. От начала до конца. Все просто замечательно! Мне это в радость, я знаю, что это будет в музее, будут приезжать смотреть люди, будут интересоваться и развиваться. Не будет такого однобокого. Когда дети живописи не знают, мастеров наших не знают. В коллекции марок там все написано - художник, имя художника, с какого музея. Т.е. они проходят первоначальное знакомство – где это все находится и где это можно будет когда-нибудь посмотреть в жизни.
 
Это и для казачества хорошо. Возможно, этот случай даст повод для размышления и казакам и казачьим обществам – если не прямо, то ка-то косвенно в таких делах участвовать. Ведь наверное у кого-то тоже дома хранится какая-то коллекция, может он ее тоже извлечет на свет и с чистым сердцем и душой передаст в какой-нибудь музей.

 
- Не жалеете?
 
- Абсолютно! У меня появилась такая легкость и радость! Вот именно эти два чувства заполнили мою душу – легкость и радость! Я сделал самое главное - то, что у меня было дорогое, я просто отдал людям.
 
- С передачей всей коллекции музею ваша коллекционная деятельность, надеюсь, не закончилась? Что-то еще будете приобретать для пополнения уже музейной коллекции?
 
- Конечно, конечно! Я думаю, что если у нас уже такие долговременные отношения существуют, то естественно я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Мы идем дальше! Останавливаться нельзя, мы живем, мы движемся.
 
- Ну и последний вопрос, Геннадий Александрович. Из всех переданных экспонатов, что самое ценное именно для Вас?
 
- Для меня, как писателя и поэта, как для каждого пишущего человека, самое дорогое и ценное – это мои рукописи. В дар музею были переданы рукописи моих книг, которые уже увидели свет и нашли свое место в сердцах читателей.
 
- Остается Вам только пожелать здоровья и удачи в продолжении дела.
 
- Спасибо, братка!
 
После беседы с Геннадием Александровичем и у меня появилось чувство радости. Радости и гордости за брата казака, многолетней дружбой с которым горжусь. Радости и гордости за то, что есть еще казаки, которые бескорыстно служат своему народу.
 
Свое мнение и ведение о переданной коллекции рассказал и заведующий Верхопенским филиалом МКУК «Ивнянский историко-краеведческий музей» Дмитрий Михайлович Кременев, с которым мне тоже удалось пообщаться.
 
- Знаете, ценность коллекции она не определяется какими-то там деньгами, она сама по себе бесценна, потому что тут человеческий труд, человеческий энтузиазм. И, вообще, это человеческая память, – ответил Дмитрий Александрович на мой вопрос об уникальности и ценности коллекции.
 
Мы вот, даже открывая выставку, задали такой вопрос детям, которые пришли, это 5-6 классы,  мы спросили, они вот кто-нибудь в детстве, да и сейчас, пишет письма друг-другу? Что такое почтовые марки дети знали только понаслышке. Тут они смогли просто реально увидеть почтовые марки. Тем более почтовые марки, которые выражают историю нашей страны, развитие нашей страны и сами по себе являются произведением искусства. На выставке представлены марки, которые, я считаю, уникальнейшие образцы, показывающие и мировое искусство. У нас же выпускалась не просто почтовая марка с изображением цветов, у нас выпускались почтовые марки с изображением картин всевозможных наших художников - Петрова-Водкина, Шишкина, мировых художников - Рембранта, Пикассо и других.
 
Когда готовил выставку, я и сам прикоснулся к этому ко всему и меня самого заинтересовало, хотя до этого в детстве, допустим, я к маркам относился немножко равнодушно. Только соприкоснувшись с коллекцией Геннадия Александровича я понял, насколько это действительно увлекательная вещь собирать эти марки и марки как сами по себе.

 
- Дмитрий Михайлович, Вы можете назвать некоторые музыкальные произведения и книги каких авторов или просто их названия?
 
- Некоторым экземплярам книг более ста лет. В частности «Письма из Африки» Генрика Сенкевича были напечатаны в 1902 году. Там чудесная сохранность! «Посмертные записки Пикветского клуба» Чарльза Диккенса тоже напечатаны больше ста лет назад, в 1905 году.
 
Так же ноты и песни, романсы, которые были в конце 19-го века. Это все история, это наша история. Это наше наследие, к которому мы можем прикоснуться и посмотреть. Все-таки история началась ни 20, ни 30 лет назад – она имеет очень глубокие-глубокие корни.
 
- Переданные вашему музею экспонаты могут представлять ценность и интерес только для небольших музеев или же и более крупных музеев – региональных и федеральных?
 
- Нет, я думаю, что они могут представлять ценность для всех больших музеев. Я считаю, что нашему музею крупно-крупно повезло, что Геннадий Александрович обратил на нас внимание и нам подарил свою коллекцию. С Геннадием Александровичем мы уже на протяжении двух лет тесно общаемся, дружим, делаем совместные мероприятия, вечера встречи и встречи с детьми. Геннадий Александрович рассказывает и про казачество и про свою поэзию. Дети все равно начинают обращать внимание. Вот у нас в декабре прошлого года был вечер встречи и Геннадий Александрович презентовал свой новый сборник «Последний курень», а дети, которые пришли на встречу, они выбрали около десяти стихотворений из предыдущих сборников, которые им понравились и которые они прочитали. По словам Геннадия Александровича он сам не ожидал от детей что вот такое изложение его стихов по-новому он сам свои стихотворения посмотрел.
 
Я считаю, что нельзя отделить наше сотрудничество с ним только как с коллекционером. Оно у нас общее идет и как с коллекционером, и как с поэтом и как с общественным деятелем, одним из тех людей, которые возрождают казачество здесь на белгородской земле.

 
- Какие наиболее интересные из переданных экспонатов Вы могли бы отметить?
 
- Если говорить про марки, то это конечно почтовые марки и почтовые открытки – дореволюционные, 1910-й, 1915-й, 1916-й годы, в том числе и с изображение двуглавого орла. Еще дореволюционные одна копейка, три копейки, также одна копейка с изображением Петра Великого. Ну а также марки советского периода, из истории авиации, авиапочта, из истории нашего советского автопрома. Судя по маркам, то практически полная коллекция собрана. Плюс очень удивительная коллекция собрана кубинских марок, особенно с картинами, на которых показан Наполеон Бонопарт. Так же просто кубинские марки, посвященные истории спорта, олимпиады в Москве в 1980 году.
 
Мы Олимпиаду 1980-го года выделили в отдельную тему, потому что ей были посвящены марки и Советского Союза и Кубинской Республики и Вьетнама. У нас также есть уникальнейший почтовый конверт с маркой, погашенной в день открытия Московской олимпиады 1980 года.
 
- Довольно таки интересно.
 
- Это вот тоже нам передал Геннадий Александрович. Также марки с картинами русских художников. Очень много монгольских марок. Хорошая коллекция Южно-Корейских марок с марками работ Пикассо, именно приуроченных к его юбилею, который был в 1981 году. Погашенные эти марки они также у нас имеются.
 
- Он говорил, что их где-то порядка пяти тысяч?
 
- Ну, вот мы сейчас ведем подсчет. Мы выставили не все, что у нас есть. Выставили всего процентов 10. Я честно не могу сейчас сказать, сколько там марок. Но больше двух тысяч это точно.
 
- Дмитрий Михайлович, как долго продлится данная выставка?
 
- Выставка у нас продлится до 1 декабря. Все желающие могут ее посетить в рабочие дни с 10 до 16 часов.
 
- Будем надеяться, что коллекция экспонатов вашего музея будет только расширяться.
 
- Да, спасибо, я тоже на это надеюсь.
 
«Здравствуйте, Геннадий Александрович! Я хотел извиниться за то, что не присутствовал на выставке, но выставку посмотрел в воскресенье с Дмитрием Михайловичем. Очень заинтересовала коллекция марок! Сегодня посмотрел фотографии с выставки. Спасибо большое Вам за эту деятельность, которую Вы осуществляете в Верхопенье и Белгороде!»
 
P.S. Вот так и живет казак, с Богом в душе, служа своей родной земле – Святой Руси и своему Народу, своими делами доказывая ей свою любовь и ставя общее выше личного.
 
Во славу казачества.



 
Информационно:
 
Выставка работает ежедневно с 10.00  до 16.00 часов кроме субботы и воскресенья по адресу: Белгородская область, Ивнянский район, с. Верхопенье, ул. Центральная, д. 2. Выставка доступна всем желающим и продлится до 1 декабря.

 


Черских Геннадий Александрович - родился в Средней Азии 4 июля 1948 года. Детство и юношеские годы прошли в «почтовых ящиках» и закрытых городах Киргизии и Казахстана. Действительную воинскую службу в рядах Советской Армии проходил в отдельной испытательной команде на Байконуре.
 
После армии работал в геологоразведочных партиях по югу и северу Казахстана. Окончил Фрунзенский политехнический институт по специальности «инженер-строитель». Работал на предприятиях строительной индустрии Киргизии. Прошел путь от старшего начальника смены до начальника управления стройиндустрии республики.
 
В Белгороде с 1990 года. Работал начальником отдела промышленных предприятий в объединении «Белгородагропромстрой». С 1994 года занимался предпринимательством и бизнесом, был инвестором на финансовом рынке «Финам».
 
С 1997 по 2010 год жил в Санкт-Петербурге, работал начальником формовочного цеха на заводе ЖБИиК ОАО «Паркон», специалистом по жилой недвижимости а агентстве инвестиций и консалтинга «Балткоминвест». Неоднократно бывал в странах Западной Европы, Северной Африки, Малой Азии и Ближнего Востока, на турецкой и греческой территории острова Кипр.
 
Стихи пишет с ранней юности. Рукописи раннего периода творчества автора были утеряны, позднее по памяти часть из них была восстановлена и в новом звучании предоставлена в различных сборниках автора. Первые публикации появились в 2005 году. С тех пор вышло тринадцать сборников стихотворений: «Запах джиды» (2005), «Понолуние» (2006), «Утренний сон»(2006), «Почтовый ящик» (2006), «Шотландский виски» (2007), «Это было со мной» (2007), «Черный лебедь» (2009), «Капля росы» (2010), «Столик для двоих» (2012), «Грусть кларнета» (2013), «Сад желаний» (2014), «Брызги шампанского» (2014), «Последний курень» (2015).
 
С 2015 года занимается общественной и издательской деятельностью. Участвует в областных, межрегиональных и всероссийских литературных мероприятиях.
 
Удостоен Сертификата за свой рассказ «Нэцкэ» о Великой Отечественной войне во Всероссийском литературном конкурсе «Герои Великой Победы - 2015», проходящего под эгидой Российского военно-исторического общества Министерства обороны Российской Федерации, Издательского дома «Не секретно» и Управления культуры Министерства обороны РФ.
 
С 2013 по 2015 год начальник отдела по воинскому учету Белгородского ОКО ВКО «ЦКВ». Сотник Белгородского станичного казачьего общества «Станица Преображенская» Белгородского ОКО ВКО «ЦКВ».
 
Николай Волков (Kazak News),
Фото: Геннадий Черских, Галина Лисачева
Категория: Новости КИАЦ | Просмотров: 1608 | Добавил: Николай_Волков | Теги: Геннадий Черских, ВКО ЦКВ, белгород, казаки, Верхопенье, казачество, Музей, коллекция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]