Главная / Финансовая ловушка и экономическая независимость

Финансовая ловушка и экономическая независимость

07.12.2015 20:28
Финансовая ловушка и экономическая независимость

Прошло уже более четверти века, но казаки, в большинстве своём, так и остались на прежнем (советском) уровне, хотя для возрождения и государственного становления казачества принято множество документов как на государственном, так и региональном уровне.

Следует отметить, что большинство этих документов носит декларативный характер, хотя, имея их, можно было бы продвигаться по пути возрождения своих исконных традиций. Казаки же стали предпринимать всевозможные меры, чтобы получать субсидии от государства. А когда государство стало выделять финансы на различные мероприятия, то немногие казаки (особенно руководители казачьих обществ различного уровня и приближённые к ним) довольствовались этим, так как эта кормушка вполне их устраивала.

Финансовая кормушка доставила казакам больше негатива, чем позитива. Ряд руководителей казачьих обществ на вопрос: почему вы не стараетесь возрождать истинные казачьи традиции, казачье самоуправление, казачье землевладение и землепользование, традиционную казачью воинскую службу, настоящее (а не показное) духовно-нравственное воспитание, отвечали: а зачем. То, что было когда-то, устарело. Сейчас такие традиции уже не нужны.

Выходит, что основной своей задачей они считали получать от государства деньги.

Но казаки никогда не просили милостыню у государства. Государство выделяло казакам деньги лишь при переселении и основании новых станиц. А дальше они жили, работали на своих наделах так, что обеспечивали полностью свои семьи, своё станичное общество, руководство, инфраструктуру станиц, казачьих отделов и войск. Казаки с малолетства готовились к воинской службе за свой счёт.

Для того чтобы справить казака на службу, необходимо было затратить до 300 руб. в ценах 1911 г. (достаточно отметить, что корова в те времена стоила 5-7 руб.). Из государственной казны казак получал винтовку, подковы и ухнали, фураж для лошадей, довольствие и постельную принадлежность. Для починки обмундирования и седельного снаряжения еще получал 1 руб. 28 коп. и жалование 50 коп. в месяц (младший урядник получал 1 руб., старший - 3 руб.). Ремонтные деньги для всех были одинаковы.

Конечно же, время настало совсем другое. Земельный пай казак при существующих законах вряд ли получит. В начале 90-х годов ХХ века была возможность получения казаками земли и восстановления утерянных традиций землевладения и землепользования. Указом Президента РФ 1992 года сельским жителям разрешалось получение земельных паёв (наделов) из сельскохозяйственных кооперативов, а также получения земли в аренду. В указе не прописывался вид получения земельных паёв: с правом пожизненного пользования или с правом наследования. Эти вопросы должны были решать местные региональные власти.

Казачество Ставропольского края вышло в марте 1993 года с инициативой в краевой Совет народных депутатов, которая содержала предложение: при наделении всех сельских жителей паями земли закрепить законодательно, что они должны выдаваться им с правом пожизненного пользования. Такое предложение было мотивировано тем, что наследственное пользование паями лишит возможности получения земельных паёв подрастающему поколению. К сожалению, депутаты краевого Совета не прислушались к предложениям казаков. Было утверждено, что земельные паи будут выдаваться по наследству. Теперь земельные паи имеют предки сельчан, проживающие на необъятных просторах РФ и даже за рубежом. Согласно существующему Закону «О земле» каждый владелец земельного пая вправе завещать его любому человеку и продавать. На землю всегда находятся покупатели, что и происходит сейчас в сельских поселениях. Теперь на селе бывшие процветающие хозяйства из-за того, что многие земельные участки проданы, ведут жалкое существование или прекратили полностью свою деятельность. К великому сожалению, казачья молодёжь, не имея земельных паёв, вынуждена покидать свои станицы, сельские населённые пункты в поисках лучшей жизни.

В ряде районов края на базе выданных паёв и аренды земли казаки создали свои фермерские общинные хозяйства. Однако они ни в коей мере не отвечают требованиям, сложившимся веками традициям казачьего землевладения и землепользования. В большинстве своём эта земля всё-таки частная, и частник имеет право всегда ею распорядиться по-своему.

Встаёт законный вопрос: как казакам зарабатывать деньги на возрождение казачьих традиций и своё дальнейшее самостоятельное существование, не быть нахлебниками у государства?

Полпред Президента РФ в СКФО Сергей Меликов потребовал от нового атамана ТВКО (он же и атаман СКО ТВКО) А. Журавского составить план хозяйственной деятельности с тем расчётом, чтобы казаки сами смогли себя финансово обеспечивать. Эта задача не проста в современных условиях.

В Указе Президента РФ и Законе «О казачестве» отмечены 11 видов государственной службы. Помимо прохождения воинской службы, в порядке, установленном федеральным законодательством, казаки могут привлекаться к охране государственной границы в составе общественных формирований, производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для Вооружённых сил РФ и других войск, а также производству, закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд; охране общественного порядка, охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, сопровождении грузов, в таможенной службе в составе таможенных органов РФ, в егерской, природоохранной и экологической деятельности, а также следить за использованием и охраной земель, лесов...

Казалось бы, что на основании таких документов, казакам можно было строить свою экономику и не просить от государства какого-либо вспомоществования. Но, как указывалось выше, практически все документы по казачьим вопросам носят декларативный аспект и воспользоваться ими на практике почти не возможно.

Попробовал я в конце 90-х - начале 2000 гг. создать казачьи организации по экологической, таможенной, МЧС и другим службам. Всё оказалось тщетным, так как эти службы сами испытывали (и испытывают финансовые затруднения) и, естественно, заключать договоры с казачьими обществами отказались.

В 2013 году я вышел в правительство края с инициативой создания на востоке края двух казачьих станиц: одну станицу (25 семей) зернофуражного направления, другую (25 семей) мясомолочного направления. Этим предложением заинтересовался тогдашний председатель правительства Юрий Тыртышов. Вскоре инициативной группой был представлен проект «Агропромышленный холдинг «Казачья станица», разработана комплексная программа, составлен план застройки этих казачьих поселений с учётом современных требований к жилым постройкам.

В станицах предусматривалось строительство комплексов по переработке сельскохозяйственной продукции (в том числе и мясомолочного направления) и поставке её без посредников в созданные казачьи магазины и на казачьи рынки.

Несколько раз в правительстве СК собиралась инициативная группа, на которую приглашались и представители министерства сельского хозяйства. Будто бы у всех эта идея находила поддержку. Требовалось только дать созданному «Агропромышленному холдингу «Казачья станица» гарантию правительства на получение кредита в банке. Привлечённые экономисты из аграрного университета подсчитали, что через пять лет холдинг мог бы полностью выплатить кредит. Однако вскоре Ю. Тыртышов покинул край. К сожалению, у других членов правительства идея строительства новых казачьих поселений не получила поддержки. А жаль. Если бы этот холдинг начал функционировать, то Ставропольский край мог бы стать ведущим в РФ по созданию и организации современных казачьих станиц. Без земли казак вряд ли встанет в полный рост. Земля-матушка во все времена существования казаков давала им всё. Только в станицах возможно возродить традиции казачества, которые его предки создавали в течение многих веков (Выд. авт.).

Сейчас нам жизнь дает еще один шанс сделать реальные шаги по возрождению казачества. С учётом требований полномочного представителя Президента РФ в СКФО С. Меликова комитету Ставропольского края по делам национальностей и казачества следует создать инициативную группу. В неё должны войти видные учёные, практики по казачьим вопросам для того, чтобы написать и утвердить программу (действенную, а не на бумаге), которая позволила бы казакам полностью финансировать свою деятельность.


Источник: http://vechorka.ru/article/finansovaya-lovushka-i-ekonomicheskaya-nezavisimost/

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 1090 | Добавил: Ст-администратор1 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]