Главная / Кого считать казаком?

Кого считать казаком?

02.11.2015 14:52
Кого считать казаком?

В связи с бурным развитием казачьего движения, наконец-то признанного законодательно, все чаще приходится слышать один и тот же вопрос: "Кого считать казаком?" В этой статье я постараюсь дать как можно более полный ответ, отражающий мнение Союза казаков Области Войска Донского (ОВД).

Итак, наше казачье движение с первых же дней своего существования провозгласило, что казаки - это четвертый восточнославянский народ и что возрождение наше - возрождение национальное, а не сословное. Кстати, Указ Президента РФ о реабилитации казачества подтвердил отчасти провозглашенные нами принципы. Отталкиваясь от них, Союз казаков ОВД выработал свою концепцию понимания казака, как представителя казачьего народа. Так кого же мы считаем казаком?

Во-первых, всякого донского казака, причем по обеим линиям, т е. и по отцовской и по материнской. Первый Большой Круг казаков Дона признал природными донскими казаками всех, в чьих жилах течет хоть капля казачьей крови и кто имеет казачье национальное самосознание. К этой категории относятся как все потомки донских казачьих родов по всем линиям так и, приемные дети донских казаков, что имеет глубокие традиции в казачестве.

Во-вторых, считается казаком на Дону представитель любого другого казачьего войска или казачьей общины, существовавшей до 1917 года, а именно: Кубанского, Терского, Астраханского, Уральского, Оренбургского, Сибирского, Енисейского, Иркутского, Забайкальского, Уссурийского. Амурского, Семиреченского казачьих войск и Якутского казачьего полка.

В-третьих, казаки ликвидированных царями казачьих войск и групп: Бугского, Черноморского (Приднестровского), Волжского казачьих войск, а также казаки тюменские, сахалинские, камчатские и курильские.

В-четвертых, казаки-булавинцы, т. е. русскоязычные жители территорий, отобранных у Войска Донского Петром Первым за Булавинское восстание. Это: жители южных районов Воронежской области (Богучарского Петропавловского, Верхнемамонского и Калачевского районов) и воронежского Похоперья (Борисоглебск, Новохоперск), жители Луганской области по рекам Айдару, Деркулу и Донцу, жители Белгородской области по Айдару (Ровеньковская станица), оскольские казаки. Эта категория чудом сохранилась и сейчас возрождается остальным казачеством и, - конечно же, имеет равные права с остальными донцами. Так, к примеру, созданы инициативные группы казаков булавинцев в местах бывших казачьих станиц - Богучаре, Петропавловске и Верхнем Мамоне. Казаки этих станиц входят в наш Верхне-Донской округ.

В-пятых, казаки-запорожцы, именно запорожцы, т. е. родовые этнические казаки. Сейчас на Украине возродилось Низовое Войско Запорожское, дружески настроенное по отношению к Дону. Требования запорожцев сходны с требованиями донцов, среди запорожцев немало донских казаков! В определении потомков запорожцев из среды украиноязычного населения запорожцы готовы оказать посильную помощь.

В-шестых, сословных казаков других народов, желающих войти в состав казачьего народа: К сословным казакам относятся потомки тех, кто в старину писался как "русский казак", "украинский казак", "казак-калмык", т. е. "казаки" другой национальности, чье казачество заключалось в несении службы в казачьих частях. Здесь можно назвать казаков: русских (елецкие и липецкие, слободские), украинских (реестровые и слободские), калмыцких (с 1917 года - весь калмыцкий народ), башкирских, мишарских, осетинских, бурятских, тунгусских, черкесских. Однако, в связи с ликвидацией казачьих сословий в данных народах перед потомками названных казаков встанет вопрос: либо влиться в свой родной народ и раствориться, либо влиться в казачий народ. Имеются примеры и того и другого. Так, в Войсковом правлении Всевеликого Войска Донского работал старшиной по экологии Фердинанд Гафарович Ялалетдинов - потомок мишарских казаков Оренбургского Войска. Его предки были мусульманами, но, Ялалетдинов принял православие и полностью оказачился. Понятно, что он пользуется равными правами с донцами.

В-седьмых, восстанавливаются в правах т. н. "казаки-лишенцы". До революции царизмом проводилась специальная политика по отношению к казачеству, которую можно назвать "ориентацией на отцовскую линию". Казаком считался тот, у кого отец был казак. Мать же в расчет не бралась. Теперь же, все те, у кого в роду до революции имелись женщины-казачки, имеют право называть себя природными донскими казаками.

В-восьмых, казаки, принятые в период с 1918 по 1920 гг. По приказу П. Н. Краснова с 1918 года получали статус казака те, кто воевал в Донской армии. Всякий иногородний, вступивший в эту армию, автоматически становился казаком и получал казачьи права.

В-девятых, восстановлен статус приписного казака. Хуторская община может принять в свой состав приписным казаком любого человека православного вероисповедания. Этот акт подтверждается станичным, окружным и войсковым атаманами и священником. Он означает получение "донского гражданства", а не казачества как национальности. Ведь нельзя же немцу "вступить" в русские, как нельзя "вступить" в казаки. Только дети приписного будут природными казаками, т. к. казачья среда ассимилирует их.

Все перечисленные категории, представители которых имеются на Дону, будут пользоваться равными правами на землю и Дон, ибо они составляют казачий народ.

Теперь стоит обратиться к двум не менее жгучим вопросам сегодняшнего дня: "Как быть с женщинами?". "Как быть с иногородними?". В 1917 году атаман Алексей Максимович Каледин уравнял казаков и казачек в правах. Нынешнее казачество верно заветам предков. Донская казачка имеет равные права на участие в выборах и общественной жизни. Правда, я думаю, некоторый консерватизм у казаков в этом вопросе есть, поэтому, вероятно, в ближайшее время атаманш мы не увидим. Но казачье движение по Дону привлекает в свои ряды все больше казачек, создан Союз донских казачек, имеются женские казачьи организации в 5 округах Войска Донского. Именно сейчас, в дни бездуховности и засилья массовой культуры, мужского пьянства, возрастает роль матери-казачки, которая должна воспитать настоящего казака.

И последнее. Об иногородних. Тот же генерал Каледин уравнял в правах казаков и иногородних. Союз казаков считает, что коренные иногородние имеют право на донскую землю и Дон, имеют право на выдвижение своих представителей ("иногородний список") на Войсковые Круги Дона. Большая часть иногородних уже давно смешалась с казаками и ассимилировалась. К этому имеются все условия: идет смешение казаков и иногородних (замужества и женитьбы), имеется статус приписных казаков. Иное дело представляют люди с иной верой (мусульмане, протестанты) и другие. Казаки выступают против наделения их правами на землю и прочее, т. к. это иногородний элемент; не смешивающийся с казачеством и отстаивающий воинственную религию, несущий произвол и коррупцию в донские станицы. Те, кто живет с миром на Дону, кто уважает обычаи коренного народа - казаков, никогда не будут притесняемы. Это говорит вся история донских казаков.

Юрий КАРТАШОВ, атаман Верхне-Донского округа

Статья взята с сайта "Родимый Край".


Справка КИАЦ

Карташов Юрий Ильич (р.2.06.1968), казак нижнего (Пекинского) поселения ст.Вешенской, поэт, журналист, атаман Верхне-Донского округа (с 1992). Окончил отделение журналистики Ростовского Государственного Университета (1991). Издал две книги стихов: «Донник» (1991), «Казачий напев» (1992). Казачий полковник (1998). Справочное пособие «Казачьи населенные пункты Всевеликого Войска Донского в 1918 году». Проживает в ст.Вешенской.

На фото: вручение атаману Юрию Карташову Диплома от Международного союза литераторов (Карташов в защитного цвета рубашке. 2011 год).

Автор: Юрий Карташов


Источник: http://nativregion.narod.ru/

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 1488 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2  
Поддерживаю позицию Лаврикова и считаю необходимым всё же придерживаться заповедям Игната. ........... а цирк в атаманшей с погонами вверх ногами и кружевами на "мундире" в наших кругах неприемлим

1  
Как только наделили казачек равными правами с казаками (право голоса на круге, право производства в чин, право ношения казачьего мундира), так сразу и предали память предков.
Поймите вы, новосочинители казачьих традиций, - имей казачка голос на круге - не сформировалось бы казачество, как воинское братство и не о чём было б сегодня разговаривать.
Эмансипация казачек - решающий гвоздь в гроб казачества.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]