Главная / Платовские места

Платовские места

31.03.2016 19:57
Платовские места

Бирючий кут - в переводе с казачьего диалекта - «угол», где водятся волки (бирюки). Еще в начале XIX века Бирючьим Кутом считался весь массив холмов от Аксая до Новочеркасска. Казаки берегли его природу. Для них это было не только охотничье урочище, с XVIII века здесь стали появляться загородные дачи, где владельцы участков, разводили виноград.

Связано дикое урочище и с именем прославленного атамана Матвея Ивановича Платова. Здесь находились принадлежавшие ему земельные участки. Платов был страстным охотником. Ружья не признавал, на охоту ездил с татарским луком и стрелами. Этим оружием он владел блестяще.

Богатый зверьем Бирючий Кут настолько полюбился атаману, что здесь, на восточной границе своих угодий, он построил главную усадьбу своего имения. Теперь это хутор Малый Мишкин. До основания Новочеркасска, на платовском хуторе Мишкин зимой было тоскливо. Большой атаманский дом стоял пустой, с заколоченными ставнями. Платовы в зимнее время жили в станице Черкасской. К платовскому дому, как цыплята к курице, жались небольшие хатенки. В них жила многочисленная прислуга. В строящемся Новочеркасске дома у Платова не было, с 1805 года жизнь в Мишкине оживилась круглосуточно.

Хутор Мишкин являлся основной резиденцией Матвея Ивановича, особенно в последние годы его жизни. Здесь он часто находился в промежутках между войнами в последние годы, решая войсковые дела. Отсюда донские казаки провожали в последний путь своего атамана. 3 января 1818 года Матвей Иванович скончался в одном из своих имений на берегу Азовского моря, в слободе Еланческой. По распоряжению атамана Н.И. Иловайского тело графа Платова 8 января было перевезено в Мишкинский загородный дом, где его встретило духовенство, генералитет, штаб- и обер-офицеры. Тело было выставлено в доме, а затем, 10 января, на руках было перевезено высшими чинами в Новочеркасск и погребено в специально устроенном склепе, ставшим в последствии родовым. Донской историк Е. Савельев так описал это событие: «Едва разнеслась весть о кончине любимого атамана, как со всех станиц Дона стали стекаться в Новочеркасск по собственному почину соратники его походов и битв, его «детушки», чтобы еще хоть раз взглянуть на своего донского богатыря, поклониться в последний раз его праху... была суровая и жестокая зима. Мороз доходил до 25 градусов и более. Участвовали в похоронной процессии войска, генералы, штаб- и обер-офицеры, бывшие все в парадной форме, то есть в одних мундирах и киверах, страшно страдали от холода, в особенности при перенесении тела от Мишкинского имения до города. Много было обморожено лиц, рук, носов и ушей; несмотря на это все, хранили гробовое молчание, на всех лицах лежала печаль непритворимой грусти, тяжелого страдания». 

В дальнейшем имение носило название «Голицыно», получившее от князя Дмитрия Григорьевича Голицына, женатого на внучке Матвея Ивановича - Марфе Ивановне, к которой имение перешло в качестве приданного. Марфа Ивановна отдала много сил благоустройству имения.

В 1849 г. княгиня М.И. Голицына (Платова) обратилась с просьбою к Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Ирану разрешить ей построить церковь в хуторе Мишкинском. Необходимость строительства церкви была вызвана тем, что жители хутора и близ находящихся дач относились к приходу Войскового Кафедрального собора, а большое расстояние «при ненастном времени года весною затрудняет им относиться с нуждами своими по религии» в приход к собору. 

После осмотра представителями Донской духовной консистории выбранного места было дано согласие на строительство храма. 28 мая 1855 года место для предполагаемого храма было освящено и начато строительство. Составить проект и руководить строительством церкви был приглашен академик архитектуры И.О. Вальпреде, внесший огромный вклад в благоустройство Новочеркасска и строительство церквей на Дону. В 1865 году строительство храма было окончено.

В мае 1865 года назначенным от Донской духовной консистории священником Иваном Ястребовым храм был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В состав прихода нового храма изъявили желание войти помещики - соседи Платовых - Слюсаревы, Яновы, поручик Дм. Курнаков, жена поручика Н. Грекова и жители хутора Мишкина.

На сегодняшний день сохранилось, пожалуй, единственное воспроизведение этой церкви (в' книге П.И. Краснова (Былое Тихого Дона» 70-х гг. XIX в.). Но в областном архиве, в фонде, относящемся к делам Донской духовной консистории, есть пробное описание с планом внешнего облика и внутреннего убранства церкви Рождества Богородицы. «Рождественско-Богородицкая церковь каменная, мраморным в алтаре до половины попом и окрашенным от Престола до Торного места под мрамор, отштукатурена внутри, снаружи же покрыта масленою желтого, с белою по углам краскою, покрыта железом, окрашенным зеленой краскою. Под церковью подвал. Престол из липового дерева...»

До 1875 года тело М.И. Платова находилось в склепе кафедрального собора в Новочеркасске, к тому времени еще недостроенного, который обрушивался два раза - в 1844 и 1863 годах. Кроме того, разработка проекта, строительство нового (третьего) собора на другом месте, и возведение на этом месте второго городского сада вызвало, опасение у родственников покойного атамана «в ближайшем будущем видеть семейный склеп Платовых центром общественной прогулки»

В 1868 году сын Матвея Ивановича - Иван Матвеевич Платов обратился в Войсковое Правление с просьбой разрешить ему перенести прах атамана, его супруги и других членов семьи в родовую усыпальницу на Мишкинскую дачу в склеп, устроенный под церковью Рождества Богородицы специально для этой цели. Склеп в подвале был построен под руководством известного архитектора Александра Григорьевича Реми (являвшегося, кстати, родственником Платовых; он был женат на дочери Д. Леонова и графине Платовой - Марии Дмитриевне). 

Одновременно с этим Иван Матвеевич изъявил желание пожертвовать свою дачу в Мишкине и церковь Архиерейскому дому на вечные времена. 

Узнав о пожертвовании Ивана Матвеевича, Дмитрий Курнаков и жена поручика Наталья Грекова «изъявила желание подарить Архиерейскому дому принадлежащие им участки земли, находящиеся в смежность с Мишкиным». С этого времени имение в Мишкине стало называться «Архиерейская дача».

К сожалению, Иван Матвеевич не успел закончить много начатых дел. Он умер в 1874 году в возрасте 79 лет. Дело о перенесении тела М.И. Платова, членов его семьи, из Новочеркасска решилось только в 1875 году. Закончить дело о перенесении взялась жена Ивана Матвеевича - Анна Степановна и близкие родственники.

Событие это описано одним из организаторов переноса праха В.Истоминым.

3 января 1875 года у склепа собралось много народа. Гроб с прахом Платова был вынесен накануне из склепа в специально устроенную деревянную палатку. Затем процессия с прахом атамана двинулась по направлению к железной дороге. За гробом, из ближайших потомков, шли родной правнук Матвея Ивановича - граф М.М. Платов и родной внук по женской линии - Н.Т. Греков. Тело поставили на открытую платформу и тихим ходом повезли на Мишкино, где гроб был встречен архиепископом Платоном, высшим духовенством, Анной Степановной Платовой и почетными гражданами города. Гроб был внесен в церковь, и после литии опущен в склеп. Сюда же был перевезен памятник, стоявший в Новочеркасске, работы знаменитого Мартоса, и поставлен перед алтарем. В самой церкви над местом погребения была положена плита с соответствующей надписью, «а перед образом теплилась неугасимая лампа». Сюда же были перевезены, накануне, и останки родственников атамана - сына атамана - Матвея Матвеевича, младенца князя Голицына, жены атамана и дочерей: Марфы Матвеевны (Иловайской) и Александры Матвеевны, умершей еще при жизни атамана.

Однако это не было последним пристанищем праха Донского героя. Прах М.И. Платова находился в усыпальнице церкви Рождества Богородицы в Мишкино-Голицыно до 1911 года.

В честь приближающейся столетней годовщины Отечественной войны 1812 года донское дворянство постановило перенести прах М.И. Платова в склеп войскового Вознесенского кафедрального собора. Сюда же было решено перевезти остатки героев Отечественной войны донцов: генерала Ефремова, графа Орлова-Денисова и героя Кавказа - Бакланова.

4 октября 1911 года состоялось торжественное перенесение праха героев. На Архиерейской даче собралось огромное количество народа из окрестных селений и депутации от округов. Духовенством была совершена панихида по покойным. После этого, гробницы донских героев и архиепископа были "перенесены в специально оборудованный траурный вагон и поезд, сопровождаемый народом в глубоком молчании, тихим ходом отправился в Новочеркасск. В усыпальнице Войскового кафедрального собора прах героев нашел наконец-то свое последнее пристанище.

В двадцатые годы XX века церковь Рождества Богородицы была отдана под хуторской клуб, позже В НЕЙ РАЗМЕСТИЛИ СВИНАРНИК.

Потом изгаженная церковь вообще была заброшена. 
Во время Великой Отечественной войны «местные жители прятались в церковных подвалах от бомбежки. В полуразрушенном виде прибывает она и до сегодняшнего времени.

Усадьба за годы советской власти также была разрушена. 
СЕЙЧАС В отремонтированной и видоизмененной УСАДЬБЕ, бывшей основной резиденции Матвея Ивановича Платова, НАХОДИТСЯ по сей день ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНИЦА №1.

Исторический памятник героя Отечественной войны 1812 года от этого, естественно, не выигрывает...

В станице Старочеркасской, на родине М.И. Платова, есть два места, тесно связанные с его именем. Это Ратненское урочище, где были погребены его родители, сын и брат, и многие герои Отечественной войны 1812 года. И церковь Петра и Павла в центре станицы, в которой крестили Платова.

В Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике есть рисунок 1919 года старинных надгробий и склепов на кладбище у Преображенской церкви, среди них и изображение с надгробия родителей атамана, которое, к сожалению, не сохранилось.

Архивы свидетельствуют о том, что платовское имение было и в хуторе Большой Лог. 28 февраля 1819 года «вдова подполковницкая жена Дарья Матвеевна Платова продала... сотнику Федору Ивановичу сыну Девяткину... деревянного строения дом…

Ю. ЗОРОВ, 
старший научный сотрудник 
В. ГЛАДЧЕНКО, 
директор Аксайского военно-исторического музея

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 713 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
ЛЮБО!!!

1  
Статья эта со стажем, еще при жизни Гладченко.
Этой статье цены нет, так как писали ее наши казаки от всей души и сердца.
Писал он ее для нашей Войсковой газеты "Дон Батюшка". Газета была зарегистрирована еще при Атамане Фадееве. При Атамане Водолацком она "ПРИТИХЛА".
Подал ее я для публикации в "КАЗАЧИЙ ЦЕНТР", чтобы наши казаки помнили - откуда мы пошли. Возможно, кто-то из нашего молодого поколения задаст вопрос губернатору - как еще долго позор, выставленный на показ всему миру еще при советской власти, будет пятнать доброе имя выдающегося полководца Атамана ПЛАТОВА.
Это ж надо додумать - разместить в главной резиденции Платова - ПСИХУШКУ.
И сколько уже лет толдычат этот вопрос и в реестре, и общественники - как с гуся вода.
Мне нравится, что вы посещаете КАЗАЧИЙ ЦЕНТР, возможно и меня еще помните, как редактора газеты "Донские Войсковые ведомости"
Если есть у вас возможность, передайте мой привет Михаилу Солдатенко и Атаману Черкасского округа Ивану Капустину.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]