Танюша_Алексеевна | Дата: Среда, 03.05.2017, 17:18 | Сообщение # 16 |
Группа: Удаленные
| 
ОТЕЦ В КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬЕ.
Батя, папа, папаша — эти термины являются основными для обращения к главе семейства. Важнейшей функцией мужчины - отца в казачьей семье являлась хозяйственно-экономическая. В досоветский период в казачьих общинах существовали малые и большие семьи. Сохранение последних, в столь позднее время, объясняется рядом причин: экономические, — на каждого члена мужской семьи выделялся пай; с уходом казака на службу временная потеря рабочих рук в таких семьях не так ощущалась. Социальные: воспитание у членов семьи чувства "братского плеча", готовности к взаимопомощи (в случае гибели казака роль отца могли выполнять другие мужчины члены большой семьи).
По мере роста семьи роль отца, как главной рабочей силы, изменялась. Взрослые сыновья брали на себя все тяготы по хозяйству, а отцу оставалось лишь распределять обязанности и осуществлять контроль.
Отец в казачьей семье был не только хозяином, но и учителем. Напрямую отцовское воспитание касалось лишь мальчиков, и имело определенные возрастные рамки. В раннем возрасте ребенка, казак-отец не только не вмешивался в его воспитание ребенка, но и не помогал жене по уходу за ребенком, что закреплялось в некоторых формах поведения. Примерно с 7–8 лет начиналось обучение, и по мере того, как ребенок взрослел, оно принимало более сложный хозяйственный характер. Под присмотром отца казак, помимо выпаса и кормления скота, присмотра за лошадьми, работой «погоньчими», начинали овладевать навыками хлеборобства, учиться азам народных знаний (говорим о более позднем бытовании станичной жизни казаков). Естественно, что все навыки отца, его нравственные качества, привычки во многом передавались сыновьям. Показателен и тот факт, что во многих семьях именно отец водил детей в церковь, обучал молитвам. Важная роль отца в казачьей семье подчеркивалась и системой наказаний / поощрений. В большинстве случаев право наказания за небольшие провинности и проступки-«шкоды» оставалось за матерью.
Отцовское наказание было более жестким, хотя и не всегда влекло за собой физическое воздействие, которое могло иметь место при тяжких проступках. В большинстве случаев отец наказывал сыновей, дочери же оставались под присмотром матери, в связи с чем, у женщин сохранялся в памяти образ отца как ласкового и доброго человека. Поощрение со стороны отца чаще всего выражалось в «добром слове», реже в подарках или игрушках (кстати зачастую сделанных руками отца). Наказание взрослого сына могло проявиться при его «отделении»: в большинстве случаев отец старался дать сыну все для самостоятельной жизни, однако в случае серьезных нарушений (оскорбление родителей, брак без благословения и т.п.) сын мог «выделиться без ничего». В конечном итоге отец во многом определял судьбу каждого члена семьи («отделение» сынов, обучение ремеслу, благословение на брак, усыновление).
Высокий статус отца в семье являлся основополагающим и в этикете. За столом он занимал главенствующее место (в Святом/Красном углу), резал хлеб, заранее перекрестив его, читал молитву за столом, первым начинал есть и первым выходил из-за стола. Беспрекословное подчинение отцу-хозяину всех членов казачьей семьи являлось важнейшей характеризующей чертой, что отразилось в фольклоре.
Таким образом, статус отца был очень высок в казачьей семье, что объясняется его важной ролью в деле воспитания детей, хозяйственно-экономической и обрядовой жизни, сохранении и передачи знаний в области системы ценностей, хозяйствования.
Источник: кад.дисер. "Учет гендерных особенностей в воспитании мальчика на основе традиционной культуры казаков", Доронина М.Г.
|
|
| |