Курень
|
|
Танюша_Алексеевна | Дата: Понедельник, 27.02.2017, 00:12 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
|
КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ
Усадьбы казаков – дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы содержались в чистоте и порядке. "Каждый казак – государь с своем дворе" – говорит пословица. Если с юридической точки зрения это было действительно так, и даже атаман не мог войти во двор казака без его разрешения, все же существовали предписания, которые всеми "гражданами станичного государства" выполнялись неукоснительно.
Первым таким требованием-обычаем было: для каждой службы отдельное строение. То есть отдельно конюшня – самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня), как правило, каменное, кирпичное, саманное или деревянное; отдельно – коровник, курятник, свинарник, сараи, амбары. Вторым требованием являлось наличие нескольких дворов: перед куренем – баз (тюрк. песчаный), за куренем – лавада, а сам курень – крыльцом на улицу, окнами в поле, точно как казаки ложились спать у костра – лицом в сторону врага. На задах, рядом с куренем, выращивали овощи, почти в каждом дворе – виноградники, оставшееся место обычно было занято картофелем. Площадь, которую занимал двор казака, была очень мала. Дома были расположены очень компактно, расстояние между соседними домами, особенно в центре станицы – несколько метров. Дело в том, что в старину и сейчас станичные земли – пай казаков, находились за Доном. В самой станице огороды, как их теперь называют, были базами, а фрукты и виноград выращивали в так называемых садах, которые находились на склонах бугров (холмов). Вот так казаки экономно и рационально использовали землю. Для того чтобы зимой в доме было тепло, необходимо было сделать запас угля и дров. Хранилище для дров находится за домом, а навес для угля – рядом с домом. Местом для отдыха обычно служит лавочка перед куренем, у забора, или оплетенная виноградная беседка между домом и летней кухней.
Особо нужно сказать о летних кухнях (летницы). Летницы – чисто казачья постройка, и, надо сказать, разумная. В летнице с весны до глубокой осени готовилась еда, и здесь же семья часто и кушала, что освобождало дом от кухонной толчеи и утвари. Но строительство летницы обеспечивало не только удобство в приготовлении пищи, но и уберегало курень от пожара.
Старые станицы очень часто горели. Это было связано с тем, что вся застройка была деревянной, и дома располагались на расстоянии вытянутой руки. Поэтому, стоило загореться одному дому, как от возникшего пожара выгорала целая улица, а иногда и весь населенный пункт. Казаки принимали чрезвычайные меры предосторожности, на лето все печи в домах опечатывались, и готовить можно было только в землянках или летницах. Виновников пожара выселяли из станицы.
Часто рядом с летней кухней можно увидеть небольшую примитивную печку-горнушку (горн) из кирпича под небольшим навесом. Для удобства около печи ставили стол и лавки, за которыми летом обедала семья.
Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" – название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались "по обету" – людьми, "замаливавшими грех".
Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники вскладчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла работа. Иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читался Псалтырь.
О чем думал он, пробираясь через меловые и песчаные пласты иногда на глубину 40 метров, и оплетая стенки вокруг себя ветками карагача? Что вспоминал? О ком молился? Появление воды в колодце означало, что обет исполнен и Бог простил грех дававшего обет. Но вода могла быть соленой или горькой. Поэтому каждый степной колодец был бережно хранимым чудом.
Колодцы увенчивали надписи: "Люди добрые, испейтя водицы и казаков, бедных пожалейтя, грехи им проститя и в молитвах помянитя", "Сей колодец выкопал по обету донской казак, раб божий Степан в память матери, рабы божьей, Аграфены. Воды его чисты, как материнская любовь, и бесконечны, как слезы матери моей, пролитые по мне".
Ближе ста сажень от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину, дорогу можно было проложить только в 300 саженях от колодца.
Все подворья казаков огорожены заборами, которые называются "Плетни" – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Заборы могли быть каменными – из ракушечника, песчаника.
|
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Понедельник, 27.02.2017, 00:16 | Сообщение # 2 |
Группа: Удаленные
|
Постельное белье – один из элементов традиционного убранства донского куреня. Как свидетельствуют источники по этнологии Донского края, первые двенадцать комплектов постельного белья по традиции готовит невеста со своими подружками заранее, и они почетно вместе с подушками переносятся в дом жениха накануне свадьбы. Исследование убранства спален куреней показало, что постельное белье: наволочки, покрывало, пододеяльник, простынь – украшается двумя способами – вышивкой и кружевами. У многих казачек существуют свои правила украшения постельного белья. Опрос казачек показал, что полотно для постельного белья когда-то казачки ткали сами, сегодня его покупают. Анализ опросных листов дал информацию о том, что на Дону существует и вторая традиция – полотно для постельного белья станичницы и хуторянки выбирают только белое, и кружева к нему вяжут тоже только белые.
Покрывало чаще всего украшают одновременно и вышивкой, и кружевом, в то время, как простынь – только кружевом, которое на Дону называют – подзор. Наволочки большинства казачек станицы Раздорская и хутора Пухляковский вышиты яркими цветами, а вот в станице Старочеркасской – украшены широким кружевом. Для украшения наволочек мастерицы станицы подбирают шерстяную нить ярких оттенков, которыми вышивают любимые цветы членов семьи. Додельницы станицы Старочеркасская кружева вяжут из тонких хлопчатобумажных нитей. Рисунок кружева каждая мастерица выбирает свой.
Донскую постель всегда украшает горка вышитых подушек разного размера. На наволочках рисунок не повторяется. Такая горка из 4-5 подушек никогда не накрывается кружевной накидкой. Накрывается только одна, стоящая на постели подушка.
издревле на Дону существовала еще одна интересная особенность убранства – постель хозяев куреня с 2-х или 3-х сторон (в зависимости от места расположения) закрывалась кружевным пологом, спускающимся с потолка до пола.
Общение с умелицами указанных станиц и хуторов показало, что каждая хозяйка всегда гордиться своей спальней и постельным бельем собственного производства, к его изготовлению подходит особо: вышивает или вяжет под песню, хорошее настроение, с радостью, чтобы сон любимых был сладким и спокойным. Надо отметить, что на Дону в старину существовала еще одна интересная традиция, предоставляющая право спать в постели только женатым мужчинам.
|
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Понедельник, 27.02.2017, 12:23 | Сообщение # 3 |
Группа: Удаленные
|
Особо нужно сказать о летних кухнях (летницы). Летницы – чисто казачья постройка, и, надо сказать, разумная. В летнице с весны до глубокой осени готовилась еда, и здесь же семья часто и кушала, что освобождало дом от кухонной толчеи и утвари. Но строительство летницы обеспечивало не только удобство в приготовлении пищи, но и уберегало курень от пожара.
Старые станицы очень часто горели. Это было связано с тем, что вся застройка была деревянной, и дома располагались на расстоянии вытянутой руки. Поэтому, стоило загореться одному дому, как от возникшего пожара выгорала целая улица, а иногда и весь населенный пункт. Казаки принимали чрезвычайные меры предосторожности, на лето все печи в домах опечатывались, и готовить можно было только в землянках или летницах. Виновников пожара выселяли из станицы.
Часто рядом с летней кухней можно увидеть небольшую примитивную печку-горнушку (горн) из кирпича под небольшим навесом. Для удобства около печи ставили стол и лавки, за которыми летом обедала семья.
Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" – название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались "по обету" – людьми, "замаливавшими грех".
Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники вскладчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла работа. Иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читался Псалтырь.
О чем думал он, пробираясь через меловые и песчаные пласты иногда на глубину 40 метров, и оплетая стенки вокруг себя ветками карагача? Что вспоминал? О ком молился? Появление воды в колодце означало, что обет исполнен и Бог простил грех дававшего обет. Но вода могла быть соленой или горькой. Поэтому каждый степной колодец был бережно хранимым чудом.
Колодцы увенчивали надписи: "Люди добрые, испейтя водицы и казаков, бедных пожалейтя, грехи им проститя и в молитвах помянитя", "Сей колодец выкопал по обету донской казак, раб божий Степан в память матери, рабы божьей, Аграфены. Воды его чисты, как материнская любовь, и бесконечны, как слезы матери моей, пролитые по мне". Ближе ста сажень от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину, дорогу можно было проложить только в 300 саженях от колодца.
Все подворья казаков огорожены заборами, которые называются "Плетни" – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Заборы могли быть каменными – из ракушечника, песчаника.
|
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Понедельник, 27.02.2017, 12:26 | Сообщение # 4 |
Группа: Удаленные
| Плетеные украшения куреня
Донской курень исстари славится плетеными украшениями. Материал для плетения каждый мастер выбирает свой: камыш, лозу, бересту, соломку. Опрос жителей показал, что станичники любят вешать на стены фотографии родных в плетеных из лозы рамочках. Многочисленные документы и письма свидетельствуют, что на Дону всегда высоко ценились различные плетеные шкатулки и коробочки для писем и ценных бумаг, наград и украшений. Изящные шкатулки тонкого ажурного плетения ставили на красивые кружевные салфетки, и в курене им отводились самые почетные места.
Когда казаки уходили на войну и учения, они брали с собой специальные большие короба с хлебом. Эти короба плелись из бересты, а изнутри обшивались бархатом. Хлеб в таких коробах неделями не черствел и не плесневел. Короба назывались «бурсаками» по названию казачьего хлеба.
Особо на донской земле всегда ценились плетеные декоративные вазочки. Эти вазочки плелись в виде диковинных птиц и животных. Мастера плели и специальные ажурные вазочки для букетов из засушенных полевых цветов, и для цветов, вязанных крючком- они украшают подоконники.
Большой популярностью пользуются плетенки. На Дону их называют «сапетки» и используют под ягоды и фрукты, конфеты и вязание. Когда-то по вечерам вся семья плела такие сапетки. Сапетки из соломки имеют более сложные переплетения. Для красоты изделия мастера гладят соломку тяжелыми горячими утюгами, чтобы получить различные цветовые оттенки: от лимонного до кирпичного.
В каждом станичном доме сапетки всегда востребованы. В больших сапетках, похожих на корзины, круглый год жители хранят овощи и фрукты. В таких огромных сапетках хранят рыболовецкие снасти и раколовки. В них хозяюшки хранят сулеи с маслом и банки с заготовками на зиму. Постиранное белье, именно из такой сапетки хозяюшки вешают на веревку. В 19 веке на Дон пришла мода оплетать бутыли с вином золотой соломкой, делать красивые плетеные подстаканники, чтобы не обжигать пальцы во время чаепития. Казаки всегда любили плетеную мебель: этажерки, столики, стулья, кресла-качалки, подставки под журналы и газеты; очень популярны плафоны и абажуры. Когда-то были модными плетеные чемоданы, шляпки и даже игрушки, и у мастеров на их заказы не было отбоя.
|
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Понедельник, 27.02.2017, 12:34 | Сообщение # 5 |
Группа: Удаленные
| Традиционная донская подушка
Накануне свадьбы невеста приглашала в дом своих подруг. В гости приходили друзья жениха и разыгрывали веселую сценку, что тщательно осматривают и проверяют приданое невесты. Сидя на подушках, они лакомились предлагаемым угощением.
Подруги невесты угощали друзей жениха легким вином и всевозможными лакомствами. Эта традиция на Дону переросла в праздник под названием – «подушки». Этот праздник предполагал торжественное шествие гостей невесты в дом жениха, перенос подушек в дом жениха после того, как друзья опробуют их на мягкость, похвалят невесту с подружками за их золотые ручки. В наши дни такой праздник – большая редкость. Опрос станичниц показал, что в Раздорах этот праздник сегодня носит веселый характер. Впереди процессии идет подруга невесты и несет особую подушку, которую в станице называют «надька». Эта «надька», как ее описывают старожилы, всегда была средней величины, нарядная, обильно украшенная красивой отделкой – лентами, цветами, яркой тесьмой, даже аппликацией. Когда-то именно эта подушечка была символом будущей счастливой жизни молодых супругов.
Сегодня такая подушка чаще всего очень похожа на симпатичную, но хитрую кошечку, колючую золотую рыбку, задорную и своенравную козочку или верную собачку. Эта веселая подушечка сегодня отражает скрытые черты характера невесты, дает всем понять ее стремление цепкими коготками удержать свое счастье, большими глазками следить за своим любимым, где бы и с кем он ни был.
У всех таких подушек есть общие черты: из яркой однотонной ткани, большие и мягкие голова и животик, чтобы было удобно спать, очень коротенькие и маленькие лапки, украшенные аппликацией из яркой пестрой цветной ткани; большие глазки, носик; стилизованные коготки. Все стыки разных тканей украшены яркой тесьмой. Все подушечки имеют нарядный вид. Из опроса станичниц мы узнали, что эта подушечка помогает разрешать сложные семейные ситуации и часто участвует в примирении после семейных ссор.
Помимо «надек» Донской край славится гостевыми подушками. Такие подушки разложены по всему дому. Хозяйка раскладывала их для гостей вдоль спинки дивана на закрытом балконе – галдарее перед сенями. И они получили название – «галдарейные». Такие подушки служили для отдыха в летнее жаркое время. Станичницы рассказывают, что галдарейные подушки делают из плотного цветного материала, небольшого размера, плоские, чтобы и под ноги положить, и под спину.
Другие гостевые подушки специально раскладывались в горнице (или зале). Отсюда и их название – «горницкие». В отличие от предыдущих, эти подушки делаются исключительно из белого полотна, с нарядной яркой вышивкой. Горницкие подушки делают больших размеров, они хорошо набиты пухом. Хозяйки складывают их горками – от маленькой, сверху, до большой, снизу. На такой подушке можно восседать за столом, сладко «кемарить», подложив с обеих сторон под бока.
Самыми маленькими и красивыми на Дону являются подушки -»думки». Такие подушечки украшают казачьи спальни. Их редко предоставляют для отдыха обычным гостям. На донской земле «любят думку думать», положив такую подушку на ладошку под ушко, щечку.
В каждой станице и каждом хуторе есть свои традиции изготовления подушек. Раздорские мастерицы украшают такие подушки вышивкой; мелиховские и коныгинские мастерицы предпочитают кружева, а умелицы станицы Старочеркасской украшают яркими оборками из лент и кружев.
|
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Вторник, 28.02.2017, 11:37 | Сообщение # 6 |
Группа: Удаленные
| Традиционная донская кукла
По сию пору в донских куренях можно видеть различных куколок: от маленьких- ангелов возле образов до больших – тряпичных куколок, похожих на казаков и казачек, на сервантах и диванах в куренях хуторов и станиц.
Кукла в условиях традиций, существующих на Дону, очень многообразная и многофункциональная. Все куколки можно классифицировать на : обрядовые (свадебные, урожайные и другие), праздничные (ангелы, нитяночки и другие) и бытовые.
Оказалось, издавна казаки изготовляли маленькие обрядовые куколки из соломки. Такую куколку мама дочери-невесты крепила под навес крыши дома жениха со специальными словами: «Повернись к дочери с добром, а отвернись – со злом», чтобы ее дочери в доме мужа жилось счастливо и спокойно. Многие жители современных станиц жегодно перед Рождественскими колядовками (посеваниями) и Масленицей крепят такие куколки с внутренней стороны забора, чтобы колядовщики не принесли в дом беды и зла.
На праздник любви и верности в честь святых Петра и Февронии в станицах изготовляют обрядовые куколки из нитей. И куколки из соломки, и куколки из нити – «нитяночки» изготавливают по одной схеме. На Донской земле существуют свои традиции изготовления таких символических куколок.
Раздорской свидетельствуют о том, что ежегодно перед Рождественскими колядовками (посеваниями) и Масленицей станичники крепят такие куколки с внутренней стороны забора, чтобы колядовщики не принесли в дом беды и зла. На праздник любви и верности в честь святых Петра и Февронии в станицах изготовляют обрядовые куколки из нитей. И куколки из соломки, и куколки из нити – «нитяночки» изготавливают по одной схеме. На Донской земле существуют свои традиции изготовления таких символических куколок.
В детстве у казаков были для игры особые куколки – «платушки». Оказывается, поляница, особым образом закрученная, очень похожа на младенца. Такую куколку своим дочерям мамы делали из обычного головного платка.
Особо популярными игровыми куклами 19-20 вв. на Дону являются куклы – «закрутки». Делаются такие куколки из кусочка ткани квадратной формы. Складывают два противоположных угла, в середину кладут кусочек белой марли или бумаги, в виде головы, затягивают нитью, делают шею. Пару сложенных вдвое журнальных листов, скручивают трубочкой, вставляют под голову, обвязывают снова нитью, делая талию. Вот наша куколка уже в белой блузе. Как и две предыдущие куколки, закрутка имеет волосы из нитей, заплетенные в косу. Два крайних конца белой ткани связывают с конца нитью, получаются ладошки. Куколка-»ангел», которую по традиции сами изготовляют и дарят друг другу станичницы и хуторянки под Рождество, делается, как и куколка-закрутка.
Очень популярна на Донской земле еще одна игровая куколка из трех косичек. Первоначально из соломки плетут три косички разной длины. Две из них крепятся посередине. Самая длинная – ножки куколки, чуть короче – ручки. Третью косичку пришивают к круглому матерчатому личику. Глазки такой куколки – обыкновенные маленькие пуговки, носик сделан из кружочка ткани с ваткой внутри, красный бумажный ротик просто приклеивается на личико. Одеяние такой куколки различное: сарафан с блузой; донской традиционный костюм – «парочка», платьице. Наибольший интерес для исследователей представляет донская бытовая кукла. В Усть-Донецком районе мы встречаем бытовые куколки трех видов : кукла -»крупеничка»; кукла -»теплушка»; кукла -»хозяюшка».
Куклы – «крупенички» раньше были главной особенностью каждой кухни станиц и хуторов. На Дону все хозяйки хранили крупу в специальных двойных мешочках, внутренний – льняной, предохранял от жучков. Такие мешочки очень похожи на куколок, потому что шились из ярких кусочков ткани, имитирующих наряд хозяйки; имели три перетяжки из яркой тесьмы: по линии шеи, талии и темечка, которые стягивали после того, как отсыпалась крупа для варки. Лицо никогда не вышивали. Каждая хозяйка хорошо знала, в какой куколке какая крупа у нее хранится. Каши на Дону уважали. Были времена, когда кашу считали особым кушанием, дающим силу. Сегодня донские хозяюшки предпочитают хранить крупу в импортных металлических баночках или специальных пластиковых коробочках, в которых крупа «задыхается» и теряет свой аромат.
Второй вид куколок- куколки-»теплушки». Семейство таких куколок – главное украшение каждой донской кухни. Свое название куколки получили благодаря своему назначению: они согревали чайники с заваркой, удерживали тепло куличей в большом казане, тепло каши в чугунке. Такие куколки были разных размеров, но все были яркими, нарядными и обязательно имели большой слой утеплителя в нижнем слое юбки. У таких куколок мастерицы обязательно вышивают симпатичные лица. В каждом доме таких куколок несколько. Многие хозяюшки специально изготовляли такие в подарок друг другу, своим родным и близким. Характерные черты, присущие всем куколкам — «теплушкам», независимо от этноса: наличие юбки и блузки в наряде куколки, наличие кос или прически с косой, в виде задорной петельки, и фартука – неотъемлемой части наряда женщины на Дону.
Третий вид бытовых куколок – куклы-»хозяюшки». Эти куколки были предназначены беречь порядок и тепло родного дома. Ими никогда и никому не давали играть. Такие куколки украшали казачьи горки и серванты, диваны и сундуки. В каждом донском доме у такой куколки было свое постоянное место. Все куклы- «хозяюшки» были одеты, как их хозяйка. Когда-то мама шила своей дочери, выходящей замуж, такую помощницу. Сейчас хозяюшки сами шьют себе такую помощницу. Шьют ее из старых вещей, которые по донской традиции никогда не выбрасывают. Все черты лица «хозяюшки» вышивают гладью, отличительная особенность – румянец. С каждым годом на Дону таких мастериц становится все меньше и меньше. Помимо мастериц Шерстюковой В.М. и Абышкиной А.Г., вековые традиции продолжает ростовчанка Антонова Элла Викторовна, наследница лучших донских традиций. Она активно встречается с молодежью, проводит мастер-классы для школьников, приглашает гостей в свой Музей. Однако, учитывая возраст мастериц, надо спешно изучать их мастерство, овладевать им, чтобы сохранить и возродить на Дону лучшие традиции.
Сообщение отредактировал Танюша_Алексеевна - Вторник, 28.02.2017, 11:41 |
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Четверг, 02.03.2017, 10:35 | Сообщение # 7 |
Группа: Удаленные
| ВНУТРЕННЕ УБРАНСТВО КУРЕНЯ
Первый этаж куреня традиционно называется низы. В центре низов находится комната без окон, но с небольшими отверстиями в стене. Донские казаки называли эту комнату "холодной". Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить "холодную", что в ней постоянно дул сквознячок, остывший в окружающих эту комнату каморах. В прежние времена в холодной легко можно было наблюдать такую картину: сладко пахнут пучки трав, горы яблок, арбузов, развешанный на нитках на сквознячке виноград; вся семья собирается, расстелив кошму на прохладном глиняном полу, пьет "взвар" или ест ледяные шипящие соленые арбузы в полдень, в самую жару, когда над степью плывет в пыльном мареве жары испепеляющее солнце.
Коморы узким коридором окаймляют холодную по периметру при помощи окон – отверстий. Когда-то здесь в нишах хранилось оружие. Узкая единственная дверь (обязательно открывающаяся во внутрь, чтобы легко было подпереть ее бревном или камнем) вела на первый, заглубленный, этаж. Войти сюда можно было только по одному, согнувшись под низкой притолокой, и сразу ухнуть на две ступеньки вниз – мой дом – моя крепость.
А в старину можно было грохнуться и ниже: прямо перед дверью устраивали "ловчий погреб" – яму с колом по середине, закрытую в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшийся в курень, сразу же попадал туда. Вообще, в эту часть куреня чужие не ходили. Гости обычно поднимались по широким ступеням ("порожкам") на второй этаж и попадали на "балясы" – балкон-галерею, террасу. С террасы, пройдя по узкому коридору, мы попадаем в главную комнату (зала), которая всегда была готова к приему гостей. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах (тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лиц и рук). Перед божницей висела зажженная лампада (небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей).
По божнице и между самими иконами висели в маленьких пучках засушенные травы и разные украшения из цветной бумаги и колосьев. Здесь же в углу, под святым образом (иконой) стоял стол, накрытый всегда чистой скатертью. Вдоль стен располагались лавки. В домах состоятельных казаков у одной из стен ставили еще несколько стульев, или из обычного дерева, или резные с высокими спинками из ценных пород деревьев. Все стены залы были увешены оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками, сафьяновые мешочки для пуль. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.
В этой комнате стоял поставчик (постав) – шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке "гостевая" посуда. В центре зала всегда стоял стол. Накрытый скатертью и всегда готовый к приему гостей. У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрытня, окованный железом. В правом углу размещалась кровать, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом. На каждом конце кровати лежали по две взбитые пуховые подушки. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы. Сундук–скрытню покрывали лоскутной постилкой. Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, осад крепостей, а так же семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы. Особенной любовью казачек пользовались герань, олеандры, кадки с которыми выставлялись на балконе.
Из залы дверь вела в спальню, где стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки. Эту комнату казаки называли домушкой. Около кровати висела люлька для младенца, в ней он находился до 4-6 месяцев, а затем ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку.
В правом углу спальни должен стоять сундук, который, как и сундук-скрытня покрыт лоскутной постилкой. В таком сундуке хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения.
В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, оружием, на окнах также были цветы.
При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, или стряпная, где готовили и ели пищу. В кухне, кроме печи для хлеба, размещалась плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью. На полках и в шкафах–поставках расставлялись кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки, ведра, казаны и медные объемные кубы для воды. Для приготовления и хранения пищи пользовались также глиняной посудой, которая также располагалась на полочках поставов. Глиняные сосуды имели разнообразные формы и соответственно названия: кубышки (узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), махотки – низкие кувшины с широким горлом без ручек, по-русски – "крынка", макитры – большие широкие горшки, кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом с ручкой, носиком, иногда с крышкой и т.д. Для придания изделиям нарядного вида их покрывали "поливой": зеленой, синей, коричневой (глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла).
Донские курени отличались чистотой и нарядностью. Выходя из кухни, мы вновь попадем в коридор–галерею. Вот доказательство происхождения слова "курень", то есть расположение комнат по кругу, откуда мы вошли, туда же мы и вернулись. В коридоре-галерее хозяйка хранила сбор лечебных трав, ближе к выходу стоял сундук, на котором были ведра с водой, над ними висело коромысло, при помощи которого казачки носили воду. Тут же вдоль стен могли стоять лавки, стулья. Вот так в чистоте и уюте жили казаки в своих куренях.
|
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Четверг, 02.03.2017, 12:04 | Сообщение # 8 |
Группа: Удаленные
| Традиционная донская посуда и пища
Красивую расписную деревянную и керамическую посуду на Дон привозили торговые казаки из России и Украины. Однако, и сами казаки из коры, бересты и дуба научились вырезать вручную, с помощью ножа и стамески посуду. И на токарном станке станичники и хуторяне из заготовок-баклуш мастерски делали красивую посуду. Малороссы из Харькова научили дончан из природной глины изготовлять гончарную посуду. Пища в такой посуде сохраняет свежесть и имеет особый вкус.
Первая металлическая посуда появилась на Дону благодаря военным походам. Огромное количество медной и латунной посуды привозили из Азербайджана и Дагестана, Турции и Ирана. Татары завезли на Дон чайники-кастрюли. Такая посуда имела посередине перегородку, топилась, как наш самовар, шишками, мелкими веточками и стружками. Готовить в такой посуде можно было два блюда одновременно: кашу и чай, или уху и кашу. Такая посуда стала для казаков настоящей находкой, особенно в военных условиях.
Горнецами на Дону называют глиняные печные горшки. В них готовили кашник – кушанье из круто сваренной крупы, ушное – жаркое из гуся или индейки, ур – кашу из пшена. В праздничные дни в них варили рис — принч и шулюн – наваристый бульон. Особой популярностью на Дону пользовалась и пользуется ныне – тройная уха – щерба, которая варится в несколько приемов из разных видов рыбы с добавлением картофеля и обжаренных в томате овощей со всевозможными специями.
Вторым видом керамической посуды на Дону являются кувшины. В отличие от кувшинов других стран и регионов. Донские покрыты поливой – зеленой или синей глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла. Такие кувшины когда-то украшали все казачьи посудные горки, а ныне их можно увидеть только в краеведческих музеях. В таких кувшинах казачка подавала на стол молоко, взвар. Особой популярностью на Дону пользуются, как и когда-то: квас из терна; квас хлебный; напитки из капустного рассола с черным и красным перцем; многочисленные напитки из трав; морсы; смоквы из винограда и традиционный нардек — напиток из арбузного сока, сваренного с медом.
Чинак – нарядная глиняная миска, богато украшенная росписью изнутри и цветной поливой снаружи – популярная и красочная для Донского края посуда, служащая украшением стола – очень редкий вид посуды для наших современников. Когда-то именно в чинаках на стол ставили: круглики (пирожки), шурубарки (вареники), жареную птицу и рыбу, соленья (арбузы, капусту), праздничную рождественскую кашу с фруктами, орехами и медом. Историки предполагают, что эта посуда татарского происхождения.
Макитра – нарядный глиняный горнец (горшок), богато расписанный снаружи. В него перекладывали, перед подачей на стол, первые и вторые блюда. В дни Масленицы на столе в закрытой макитре стояли праздничные пирожки с изюмом, творогом и цукатами.
Ручник – третий вид редкой глиняной посуды – прадедушка современной чашки. Он покрывался поливой, имел красивую форму. Вероятно, первоначально использовался для лапшевика (лапши, вареной в молоке) или сюзьмы (заквашенное молоко). Второе рождение ручник получил в 19 веке: для бульона, соуса и пр.
Из деревянной посуды наиболее популярным является бурсак. Это – старинная красивая расписная деревянная посуда из бересты, служащая для хранения походного хлеба, изнутри обшита бархатом, имеет крышку. Такой красавец можно увидеть в Ростовском Областном Музее Краеведения. Из документов мы знаем, что казачки в таких бурсаках в годы русско-японской войны возили мужчинам на фронт семечки подсолнечника.
Чалба –деревянная ложка , поварежка.
Корчиками на Дону называются многочисленные черпаки и ковшики. Их известно много видов: грудка (служил для размешивания пищи в казане, выборке масла из бальсана); утица (ковш для питья воды из бадьи, ведра и казана) и др.
Донская металлическая посуда очень разнообразна. Казан – традиционная посуда для праздников и торжеств. Чаще всего на Дон привозились из Персии (Ирана), Турции, Дагестана (по заказу), изготовлялась из серебра и красной меди. Обязательной чертой является чеканка с чернением или без. В такой посуде в старину на стол ставили сбитень (напиток из трав с медом, пряностями и родниковой водой); взвар (компот из сухофруктов); хмельные напитки, иногда каши и вторые блюда.
Популярностью на Дону пользовалась медная посуда: самовары и кофейники, которые чаще всего называли – «кофники», многочисленные ступки с байдиками (пестиками) для кофе и сахара. Вторые в большом количестве казаки привозили с русско-турецких войн. Самовары прочно вошли в быт дончан. Медные красавцы украшали стол состоятельных станичников и хуторян. Медная посуда (красная и желтая) высоко ценилась и стоила дорого. Многие самовары украшались чеканкой и резьбой, делались по специальному заказу и имели инициалы своего хозяина. Украшались узором в виде раковин, цветов, изображений птиц и животных.
Полюбили станичники чайники, хотя чай на Дону пили редко, больше предпочитали кофе. Чаше всего покупали чайники с перегородками. В таких можно было сразу заваривать и ягодный и лечебный травяной чаи. Особо любят на Дону заваривать девясил, царские очи, воловий хвост, соцветия липы и калину. Такой чайник топили шишками и углями. Он был незаменим в казачьем быту и в походе.
Водак – один из самых редких медных сосудов для воды. Такие ставили на полевых станах, в гимназиях и т.д. Такой сосуд можно было поставить на треногу и нагреть в нем воду для чая, сварить в нем компот. На праздник в нем могли налить раку (водку).
Среди металлической посуды у хозяйки пользовались популярностью сковородки, каждая из них на донской земле имела свое название. Дунлик – маленькая сковородка для жарки блинов (часто имела углубления для одновременной жарки сразу двух блинов). Чаплик – легкая сковородка для жарки овощей и грибов. Чагун – самая большая и тяжелая сковородка для жарки мяса, рыбы, большой порции овощей. В отличие от двух предыдущих, чагун не имел ручки.
Много на Дону интересной посуды, всем известной своими названиями. Глиняная кубышка прославилась как народная денежная кладовушка благодаря своему узкому горлышку. Всем известно выражение — «Хранить деньги в кубышке». Чтобы деньги из кубышки достать, чаще всего приходится ее разбивать.
Зализка – так на донской земле называют нож. Вероятно, название идет от украинского слова – «жализка», т.е. -железка.
Украинские корни и у донской вилки – требы. Потребность в этом инструменте появилась на Дону давно, казаки всегда стремились слыть культурными и образованными. Откуда на Дон пришла вилка? Вероятно, из Турции, куда она была привезена после крестовых походов из стран Ближнего Востока.
|
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Вторник, 07.03.2017, 12:10 | Сообщение # 9 |
Группа: Удаленные
| Вышивка и кружева
В станице Раздорская проживает много мастериц, с детства постигающих науку такого убранства куреня, которое было призвано создавать в доме атмосферу торжества. Курень Шерстюковой (ул. Донская, 10) полностью соответствует такому описанию. На Дону таких мастериц, как Валентина Максимовна, издавна называли «додельницами» – умелицами. Во всех комнатах ее куреня гостей встречают необыкновенной красоты нарядная вышивка и тончайшие кружева. Многочисленные кипельные белые салфетки, украшающие иконы Красного угла, ковры на стенах, мебель, станину швейной машинки и полочки серванта, полотенца, горки белоснежных подушек – действительно создают в доме неповторимое ощущение праздника. На фотографии горницы ее куреня Вы видите яркие цветы.
Как оказалось, каждая донская умелица вышивает только те цветы, которые украшают ее сад, дом и клумбы перед ним. Так Шерстюкова В.М. Марченкова А.И. вышивают анютины глазки и мальву, мастерицы Шубина А.П. и Фень Н.М. с детства отдают предпочтение красавице сирени, а Медведкова С.Н. и Абышкина А.Г.- вышивают только полевые цветы – тюльпаны и маки. Вероятно, именно эта вышивка и создает ощущение сада в самом курене, о котором писали в своих воспоминаниях казаки-эмигранты. Казаки, отправляясь на войну или учения, всегда брали с собой из дома полотенца и салфетки, в которые заворачивали хлеб, церковные книги и фотографии родных. Тепло родного дома и дорогой сердцу каждого казака сад – всегда сопровождали его и напоминали о доме.
Жители Усть-Донецкого района Ростовской области рассказали, что донская вышивка имеет свои характерные черты.
Во-первых, донские додельницы отдают предпочтение технике – гладь. Во-вторых, они используют не тонкие шелковые нити, не мулине, а только шерстяные нитки, которые их бабушки и мамы изготавливали сами: стригли своих овец, сучили и окрашивали пряжу. При этом до сих пор нам не известен главный секрет, почему эти яркие шерстяные нитки не линяют на белой ткани при стирке? Безусловно, своей яркостью эта вышивка действительно подчеркивает белизну льняного и хлопчатобумажного полотна, по которому выполнена. А само полотно выгодно оттеняет яркость рисунка.
Какое тонкое чувство цвета нужно иметь мастерице, чтобы создать такую красоту! Сегодня в станице Раздорской только Шерстюкова В.М., а в хуторе Коныгин Абышкина А.Г. – могут сами изготовить красивую шерстяную нить для вышивки. В станице Раздорская и хуторах Пухляковский, Коныгин и Мелиховский мастерицы идут на хитрость: они покупают в магазинах яркие тканые шерстяные платки, распускают их, свивают по 4-6 нитей и ими вышивают. В старину мастерицы сами ткали и полотно для полотенец, скатертей и салфеток. Сейчас казачки полотно покупают.
Третьей особенностью традиционной донской вышивки является то, что все мастерицы вышивают цветок, а не букет и не геометрический орнамент. Поражает величина вышиваемых цветов и особая яркость их оттенков. Каждый цветок на вышивке имеет свое значение. Как рассказали мастерицы – в каждой семье был свой любимый цветок — символ родного гнезда. Особым уважением на Дону и сегодня пользуется тюльпан – лазорик, который, согласно легенде, расцвел от капли крови первого героя, спасшего Землю от разрушительного Огня, стремящегося уничтожить все живое на нашей планете. Вторым донским цветком- символом, наделенным волшебной силой, считают подсолнух. А еще на донской земле особо почитают хлебный колос. В виде хлебного колоса хозяин даже делал тын – плетень вокруг донского куреня.
Есть еще одна характерная особенность у донской вышивки – все опрошенные мастерицы отметили, что предварительно никогда не наносят рисунок на ткань, вышивают его «на глазок», а после работы отбеливают полотно, добавляя при замачивании в воду немного золы от сожженного камыша.
Помимо вышивки каждую салфетку, скатерть и полотенце украшает тончайшее кружево.
Кружево – второе традиционное украшение донского куреня. Именно кружева украшают занавески, шторы и постельное белье. Исстари все донские кружева не просто составляли внутреннее убранство куреня, они воспевали донскую цветущую степь, поле и сад. Исследования показали, что у каждой казачки есть свои любимые ажурные рисунки. На Дону уже к концу 18 столетия сложились свои традиционные ажурные отделки. Одни – для носовых платков и салфеток под вазочки, другие – только для завесок (фартуков), полотенец и постельного белья, третьи – для штор и занавесок на окна. В доме у казачки Марченковой А.И. удивительной красоты кружевной абажур ручной работы.
Особой популярностью на Дону пользуется вязаная тесьма. Белой тесьмой по традиции украшают створки и полочки сервантов и посудных горок, а цветной – верхнюю часть обоев. В донском курене такая тесьма и сегодня выполняет функцию своеобразного кружевного фриза или багета.
|
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Среда, 15.03.2017, 10:44 | Сообщение # 10 |
Группа: Удаленные
| Скатерти и салфетки
У донских казачек скатерти и салфетки, как и подарочные носовые платочки, были двух видов: из куска холста, обвязанного по краям кружевом и полностью кружевных. Если скатерть или салфетка создавались по первому варианту, то подбирали тонкую и красивую ткань, чаще всего белую, льняную. Реже выбирали ткань цветную: в клеточку или яркий мелкий рисунок. При втором варианте казачки выбирали нитки – тонкие белые или яркие цветные. Из них рукодельницы создавали уникальные шедевры: от тончайшей паутинки до затейливых цветочных рисунков. Именно такие скатерти украшают сегодня столы в Доме-музее писателя Анатолия Калинина и в зале Краеведческого музея станицы Раздорская.
При первом варианте казачки -»додельницы» очень тщательно подбирают рисунок для вышивки с целью украшения такой салфетки или скатерти. Эта вышивка делается по центру в виде своеобразного венка из цветов или по периметру края изделия, который затем обвязывается ажурным рисунком, как правило, из белых ниток. Такие изделия ныне украшают курени уже названных мастериц.
Говоря о салфетках, необходимо отметить их отличительную особенность. На Дону салфетками украшают не только полочки этажерок, сервантов и трюмо. Донские хозяюшки салфетками украшают мебель: спинки диванов, стульев, кресел. Во многих куренях сегодня, как и в старину, помимо мебели такими красивыми салфетками украшают стены с обоями, подоконники и даже ковры. На фотографиях мы видим такие салфетки.
Мастерицы изготовляют салфетки очень разной формы: круглые, квадратные, в виде ромба, вытянутого прямоугольника.
У каждой салфетки на донской земле есть свое предназначение. Специальные салфетки в виде ромба используют для «сапеток» – плетеных вазочек под хлеб, конфеты, фрукты. Донской казак Н.В.Альникин вспоминает о родном доме в своих поэтических строчках: «… цветы любимых, что из сада, мы на салфетках видеть рады, они нам снятся за границей, наш сон о доме вечность снится».
Сообщение отредактировал Танюша_Алексеевна - Среда, 15.03.2017, 10:46 |
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Вторник, 21.03.2017, 11:15 | Сообщение # 11 |
Группа: Удаленные
| Полотенца
Начиная исследование, мы даже не знали, что на донской земле нет просто полотенец. Активное изучение документов, экспонатов краеведческих музеев станиц Раздорская и Старочеркасская и общение с местными жителями подарили нам ценнейшую информацию.
Оказывается, все донские полотенца подразделяются на: украшения (интерьерные), праздничные (атрибуты и символы) и бытовые (обычные).
Полотенца, служащие украшением донского куреня, подразделяются на: светочные (украшение ламп и свечей); зеркальные (служат украшением простых настенных зеркал, зеркал сервантов и трюмо, предохраняя отражение хозяев и гостей дома от всяческих бед и болезней); настенные (служат украшением стен и простенков между окон внутри хат и куреней; чаще всего, их на Дону называют «гвоздевыми» за то, что центральную часть полотенца петелькой крепят к гвоздику в стене, а концы растягивают в разные стороны, давая полотнищу чуть провиснуть); иконные (служат украшением икон); портретные и картинные (служат украшением семейных портретов, картин и обычных понравившихся журнальных иллюстраций, которыми местные жители и сегодня очень любят украшать стены домов). Исследования показали, что иконные полотенца вышиты, как правило, красными цветами. Из рассказа мастерицы Шерстюковой В.М. мы узнали, что на портретных полотенцах вышивают любимые цветы тех, чьи портреты они обрамляют.
Праздничные полотенца в себя включают: свадебные полотенца-рушники; венчальные; крестильные; Рождественские и Пасхальные. Данные названия сами говорят об их назначении. Казачка Медведкова С.Н. рассказала, что молодым во время венчания повязывают руки специальным рушником, на котором вышиты полевые цветы, символ защиты брака силами Природы.
Бытовые полотенца чаще всего на Дону называют утирками. Ими хозяюшки вытирают лицо и руки, посуду и зеркала.
Музейные образцы и полотенца из личных коллекций жителей хуторов и станиц показывают, что они, в зависимости от назначения, изготавливались разной длины и ширины, имели соответственно разную отделку и украшения. Так настенные полотенца всегда намного длиннее прочих, так как по традиции их длинные стороны должны были украшать стены. Фотографии полотенец помогают увидеть, что помимо яркой вышивки, казачки – умелицы украшали их широкими и узкими полосками кружевных вставок, обвязывали их с узких сторон или украшали кистями, свитыми из дорогих шелковых нитей.
|
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Среда, 22.03.2017, 17:19 | Сообщение # 12 |
Группа: Удаленные
| Ковры и коврики
Донской край, вероятно, единственный в России, где мастерицы вручную создавали настенные ковры. Такие ковры донские умелицы вышивали яркими шерстяными нитками по домотканому полотну, вручную, крестиком. Знаменитые донские ковры, чаще всего известные как «раздорские», подразделяются на: гостевые (горницкие), подарочные и венчальные. Гостевыми коврами украшались залы и горницы, где вся семья собиралась вместе. У такого ковра всегда сажали дорогих и почетных гостей. Гостевые ковры имели темную основу – черную, вишневую, синюю. Подарочные, чаще всего, имели праздничную ярко-красную или малиновую основу. Венчальные всегда имели белую основу и вышивались яркими нитками нежных оттенков. Настенные ковры поражали своими размерами – всегда были почти во всю стену куреня. Учитывая, что все курени строились примерно одинаковых размеров, мастерицам легко было угадать с размерами ковра. На фотографии вы можете увидеть гостевой ковер мастерицы станицы Раздорская — Шерстюковой Валентины Максимовны, который и сегодня украшает ее курень. Однако, участникам экспедиции не удалось воочию увидеть целый подарочный ковер. В семье Фень Юрия Михайловича сохранился только его фрагмент, используемый в качестве коврика для ног перед дверью куреня. О свадебных коврах слышали многие мастерицы станицы, три из них видели, как их изготовляют, но ни одна из них ни разу не вышивала такого и не получала в подарок.
Коврики в хуторах и станицах производят разные. Популярными по-прежнему остаются тканые коврики, ручной работы. Они всегда в полоску из нитей ярких цветов всевозможных оттенков. Такие коврики украшают мебель (диваны, кресла) и полы в куренях.
Другой вид ковриков, популярных на донской земле – крючковые. Свое название они получили за способ изготовления – связаны крючком. Но и такие коврики бывают разными. Одни из них вывязываются из пряжи или ниток. Другие вывязываются из узких полос цветной ткани. И в первом, и во втором случае коврики получаются яркие, в полоску. Форма у них тоже бывает разная – круглая или прямоугольная.
Исследование показало, что на Дону имеет место и третий вид ковриков – матерчатые. Технология их изготовления такая – на квадратную или прямоугольную ткань специально нашивают один за другим, с узкой стороны полоски, прямоугольные кусочки ткани, разного цвета.
Назначение таких ковриков различное. Имея шероховатую поверхность, они не дают скатываться положенным на них скалкам и прочим принадлежностям хозяйки куреня. Такие тканые и вязаные коврики украшают крышки, порой даже покатые, сундуков, столов. Другие – утепляют пол у диванов, кроватей и кресел. Их стелют в тех местах, где хозяева снимают обувь, ложась в постель. Такие коврики лежат перед входом в летнюю кухню и в ней самой, если пол глинобитный; перед прочими постройками усадьбы. Круглые коврики, вязаные из теплой пряжи, и сегодня кладут в комнате на сиденье деревянных стульев, скамейки в кухне. Хорошие хозяйки, видя какое место в курене облюбовал кот, кладут ему такой коврик, чтобы диван или кресло оставались чистыми от кошачьей шерсти.
|
|
| |
Танюша_Алексеевна | Дата: Среда, 22.03.2017, 17:30 | Сообщение # 13 |
Группа: Удаленные
| МУЖСКОЙ КАЗАЧИЙ КОСТЮМ XIX в.
В 1801 г. «высочайшим повелением» была введена обязательная военная форма по Войску Донскому. Синие шаровары с красными лампасами дозволялось носить заправленными в сапоги, что издавна было в традиции донцов. Специальным циркуляром регламентировалась не только одежда для полковой и строевой службы, но также та, которую следовало носить в домашнем быту.
Летом с шароварами носили защитного цвета гимнастерку. Зимой костюм дополняла шинель из грубого защитного сукна. Головные уборы – фуражки и папахи. В холодную ветреную погоду поверх головного убора надевали башлык – съемный капюшон с длинными концами, которые, обвивая шею, откидывали назад. Шился башлык из шинельного сукна.
Не все казаки были довольны приближением казачьей формы к общевойсковым образцам. Некоторые сожалели о том, что казаки «все менее выделяются и внешним видом, и образом жизни». Автор газетной заметки на страницах «Донской жизни» писал по этому поводу: «Длиннополые чекмени сменили на куцые рубахи цвета хаки и болота. Яркие кивера – папахами. Того и гляди до лампасов доберутся…» [О казачьей форме, 1906]. Но были среди казаков и сторонники унификации. Н.С. Ульянов писал в 1902 г.: «Нет ничего неприятнее, как видеть казачий полк в одежде разного покроя и цвета, видеть казака в халате домашнего сукна и формы, из-под коего выказывается патронница, унизанная серебряными бляхами и цепками, а нередко с такими же украшениями поясок (портупея). Подобные сочетания Ульянов называл «смесью щегольства с неаккуратностью» [Записки 1902: 78]. Особенно упорно казаки держались за дедовское оружие – шашки и сабли, передаваемые в роду по мужской линии – не желая обменивать их на более современные – златоустовского производства. Не смотря на гонения военного начальства, многие офицеры и в начале XX в. продолжали носить старинные сабли и шашки в металлической, дорогой и щегольской оправе [Юдин, 1913]. Военную форму казаки охотно носили в праздничные дни, а отслужившие свое фуражку, гимнастерку и шаровары надевали дома, или, отправляясь на хозяйственные работы.
Основу мужского комплекса по-прежнему составляла льняная или конопляная рубаха туникообразного кроя. Основу такой рубахи составлял согнутый пополам кусок ткани, к которому сбоку пришивались рукава, иногда расширенные книзу с помощью клиньев. Исследователь казачьей одежды Н. Яковлев специально подчеркивал, что рубаха донских казаков шилась «без ластовиц, которые бывают только у русских [Яковлев, 1918: 54]. Другой отличительный признак казачьей рубахи – не косой (как у русских крестьян), а прямой ворот со стоячим воротничком. По вороту, низу рукавов и подола рубахи оформлялись вышивкой, обычно – красными и черными бумажными нитками. Подпоясывали рубахи плетеными из ниток или кожаными поясами. Древние старики носили рубахи длинные – ниже колен и, как правило, не подпоясывали их.
В комплекс мужской одежды входили также шаровары или штаны (с широким шагом) и различного покроя верхняя одежда.
Источник: Рыблова М.А., "Очерк 4, традиционная одежда и пища казаков". Фото: Щербаков Ю.А., Иванов Я.В, Витошнов А.Н.
|
|
| |
Дмитрий_Разумов | Дата: Четверг, 06.04.2017, 11:41 | Сообщение # 14 |
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 1308
Награды: 22
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
| Как и чем лечились казаки 200 лет назад На Кубани столкнулись и затем смешались несколько традиций народного целительства
В 1904 году в Екатеринодаре работали четыре аптеки
Как и чем лечились казаки 200 лет назад Интерьер старой аптеки На Кубани столкнулись и затем смешались несколько традиций народного целительства — русская (принесенная иногородними приезжими), украинская (пришедшая вместе с запорожцами), кавказская, или восточная (которой поделились адыги, армяне, татары и греки).
Лекарственными растениями, продуктами пчеловодства, некоторыми минералами исцелялись наши предки от различных недугов. Многие препараты, которыми нынче пользуются жители Кубани, составлены на основе тех самых старых рецептов.
Сам себе доктор В первые годы казаки, переселившиеся на Кубань, о медицинской помощи имели смутное представление. Была она малодоступной из-за удаленности друг от друга куреней и станиц, бездорожья, опасности передвижения, малочисленности больниц и врачей. Потому, как отмечают в своих очерках «Из истории медицины Кубани» Юрий и Алексей Ионовы, каждая семья в станицах имела свой «лечебник», основанный на семейных преданиях и собственном опыте. И почти в каждой станице был знаток народной медицины — целитель, он же, как правило, и костоправ, пользовавшийся особым уважением земляков и даже властей. От каких болезней лечили целители-костоправы станичников? Наиболее распространенными заболеваниями в конце XVII — начале XIX века были инфекционные. Эпидемии холеры, чумы, оспы, малярия уносили тысячи жизней. Среди хронических болезней преобладали легочные, туберкулез, желудочно-кишечные заболевания, трахома, эндемический зоб.
При легочном туберкулезе, к примеру, больным назначались разнообразные диетические средства — жир барсука, ежа, медведя. Жиры обычно употребляли с подогретым молоком или горячим хлебом. Популярен был и такой состав: внутреннее свиное сало, растертое с пчелиным медом. Сюда же добавляли яичные желтки и сок алоэ — столетника. Принимали снадобье, добавляя по чайной ложке в стакан горячего молока, три раза в день. Вместе с ним больному давали толченую яичную скорлупу.
Бывало, слабогрудых лечили растениями: мать-и-мачехой, полынью, подорожником, зверобоем. Они смешивались в равных количествах и применялись в виде настоя: столовая ложка на кружку кипятка. Отвар из высушенных цветков мать-и-мачехи и корней или листьев подорожника потреблялся и в виде примочек при золотухе.
Фото: lafemme.zenskyweb.skВсе еще не подозревая о существовании фитонцидов, широкое применение в лекарских делах находили казаки луку и чесноку. Свеженатертые чеснок и лук вдыхали и употребляли с пищей. Кашель и простудные заболевания верхних дыхательных путей лечили отваром из овса (1 стакан) и ягод калины — 1/4 стакана на литр воды. Распространен был также и отвар малины для питья, или же яичный белок (2 яйца) взбивали с 2 столовыми ложками меда и назначали такую порцию по 3 раза в день. При удушье использовали «кузьмичеву траву» (эфедру). Ангину лечили полосканием соленой водой (впоследствии на стакан теплой соленой воды стали добавлять 10 капель йодной настойки), при остром насморке (рините) погружали ноги в горячую воду, затем насыпали горчицу в носки или смазывали козьим жиром переносицу и садились у горячей плиты. Так и спасались наши предки от хворей, дожидаясь того времени, когда лекарства можно будет покупать в аптеке.
Аптечный скандал
К 1904 году в Екатеринодаре уже было четыре аптеки. Это были небольшие частные учреждения, действовавшие независимо и без учета бурно развивающегося городского здравоохранения и роста населения. Что, наверное, и заставило медицинскую общественность и городскую управу рассмотреть вопрос о создании новой крупной аптеки, которая бы обслуживала не только горожан, но и городскую больницу, сеть амбулаторий.
Находясь в ведении управы и под контролем врачебно-санитарной комиссии, она могла бы служить оптовым складом для всей системы здравоохранения города, по крайней мере в течение времени, достаточного для выяснения ее доходности. Как это часто бывает, в начале большого дела не обошлось без скандала, задержавшего решение вопроса почти на год. Некий магистр фармации Фризер еще в начале 1904 года направил жалобу в Сенат, в которой доказывал, что только он сможет организовать новую аптеку, а городская управа с этим не справится.
Петербург решил тяжбу в пользу города, но определил жесткие сроки — один год, в течение которого должна быть открыта аптека. В феврале 1905 года Екатеринодарская городская управа (исполнительный орган) представила в городскую Думу доклад по вопросу оборудования, снабжения и содержания аптеки.
Дума утвердила следующие положения: «...обстановка городской аптеки в рецептурной и материальной комнатах, как наиболее открытых для публики, должна быть красива, прочна, солидна и проста. Мебель следует сделать из плотной породы дерева — ясеня или дуба, в прочих же помещениях — сосновую. Аптека должна быть хорошо снабжена всеми необходимыми аппаратами и приспособлениями».
Применяясь к этим требованиям, комиссия, пользуясь опытом ее членов-фармацевтов, сочла, что на оборудование аптеки необходимы следующие расходы: Меблировка рецептурной и материальной, считая до 60 аршин, шкафов, — 3000 рублей. Меблировка прочих помещений — 1000 рублей. Штандгласы и вывески на ящики — 2500 рублей. Дистилляционный и прочие аппараты, приборы и приспособления в кокторию — 1000 рублей. Фарфор, стекло, весы, аппараты, машинки и так далее для фармацевтических лабораторий — 1000 рублей. Меблировка квартир служащих аптеки — 600 рублей. Итого на оборудование (для округления +900 руб.) потребно 10 000 рублей. На покупку аптечных товаров требуется оборотный капитал 5000 рублей, а всего единовременный расход выразится в сумму 15 000 рублей. Также, согласно докладу, на содержание аптеки в год требовались следующие расходы: Наем квартиры для аптеки, квартиры управляющего ею в 3-4 комнаты (и для служащих 2-3 комнаты) — до 2500 рублей. Его заместителю, провизору, при квартире в 1 комнату: жалованья 840 рублей, столовых — 180 рублей. Итого — 1020 рублей. Двум аптекарским помощникам полагалось по 600 рублей жалования и по 180 рублей столовых (в сумме 1560 рублей), аптекарским ученикам — по 300 рублей жалованья и по 180 рублей столовых (всего 960 рублей). Двум рабочим и двум кассирам — 5800 рублей в год. При этом на отопление и освещение помещения должны были расходоваться 900, а на страховку имущества — 200 рублей. Итого округленный эксплуатационный расход достиг 10 000 рублей. Отметим, что буханка хлеба в то время стоила 5 копеек, килограмм говядины — 54 копейки.
Срок открытия аптеки истекал в ноябре 1905 года, было решено «избрать исполнительную комиссию из четырех лиц, уполномочить ее для дальнейших работ по открытию аптеки, предоставить ей совместно с городской управой разрешить вопрос и о выборе места для нее.
Вопрос, где открыть аптеку, обсуждался бурно. В конце концов решили, что аптека должна быть на улице Красной, недалеко от городской больницы и в то же время близко к центру. Остановились на доме № 87, который выкупили у фирмы, занимавшейся монтажом оборудования маслобойных заводов. Здесь в 1905 году, точно в срок, и открылась аптека № 5.
В 20-х годах аптеку перевели в красивое старинное здание на углу улицы Горького (Красная, 92), где был магазин Котлярова по продаже обуви и других кожевенных товаров. Там она и находилась до конца XX века. Старожилы долго называли ее аптекой Каплана. Может быть, выходец из известного екатеринодарского клана, владевший сетью аптекарских магазинов, все-таки выкупил ее у города, доподлинно неизвестно. В прессе эта фамилия иногда ассоциировалась с Фанни Каплан, которая стреляла в Ленина. Но сведения об их родстве и даже учебе в местном Мариинском институте весьма противоречивы.
|
|
| |
Дмитрий_Разумов | Дата: Четверг, 06.04.2017, 11:41 | Сообщение # 15 |
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 1308
Награды: 22
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
| Стеклянная утка и промыватели носа
К 1905 году в 70-тысячном Екатеринодаре существовало 6 аптек, все они, кроме пятой, были частными, или «вольными». Это были добротные одно- или двухэтажные, обычно угловые кирпичные здания, зачастую включающие в себя жилые помещения аптекаря и его помощников. Решение об открытии каждой аптеки принималось после всестороннего изучения городскими властями. Жесткие требования предъявлялись к оборудованию и оснащению аптек.
Кроме аптек, которые могли изготавливать снадобья, существовали еще и аптекарские магазины, торговавшие готовыми лекарственными формами. Наиболее известными и оснащенными были аптекарские магазины Екатеринодарского купца М. М. Каплана, расположенные по улицам Гоголевской и Красной. В связи с чем особым постановлением городской Думы ему позволили продажу сильнодействующих и ядовитых веществ.
Среди аптечных товаров были не только лекарства. Как и сейчас, аптеки предлагали различные приспособления, необходимые для обеспечения ухода за больными. Например, стеклянные полузакрытые рюмки с носиками для лежачих больных, оригинальные стеклянные промыватели носа, глазные ванночки, капельники и пипетки), ингаляторные трубки профессора Пеля, стеклянные трубочки, защищающие зубы от «порчи при пользовании минеральными водами, в особенности содержащими железо».
Представлялся широкий ассортимент рожков для искусственного вскармливания, различные конструкции молокоотсосов, аппарат Сокслет-Гребнера для стерилизации молока, шпатели, шприцы, кисточки для смазывания горла, ляписные палочки (прижигания азотнокислым серебром тогда применялись очень часто). Предлагались доступные по цене (50-70 коп.) специальные мужские и женские мочеприемники из стекла. Кстати, столько же стоил проезд на извозчике через весь Екатеринодар. А вот фарфоровое судно с крышкой стоило уже 2 руб. 50 коп.
Все лекарственные вещества, представленные в аптеках того времени, должны были входить в реестр Российской фармакопеи. Они делились на «допускаемые в ручную продажу» и выдаваемые только по рецепту врача. Лекарственные формы были весьма разнообразны, и большинство из них соответствовало сегодняшним, даже желатиновые капсулы не являлись чем-то необычным. Но все же преобладали жидкие формы и порошки, а вот карманные ингаляторы, спреи, пролонгированные формы препаратов, т. е. требующие высоких технологий, не были представлены в екатеринодарских аптеках начала ХХ века.
Подготовила Екатерина Юрченко
|
|
| |