Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Основатель этноспорта: казачий спорт не следует превращать в спорт в англосаксонском виде!

Основатель этноспорта: казачий спорт не следует превращать в спорт в англосаксонском виде!

23.04.2025 10:01
Основатель этноспорта: казачий спорт не следует превращать в спорт в англосаксонском виде!

В Санкт-Петербурге с 19 по 20 апреля прошел Международный форум этноспорта, в рамках которого министр спорта России Михаил Дегтярев заявил, что Россия задает тренды для проведения международных стартов.

«Для России этноспорт имеет особое значение. На территории страны проживает 190 народов и у каждого из них есть свои спортивные традиции. Среди них городошный спорт, лапта, гонки на оленьих упряжках и десятки других видов спорта.Сегодня мы задаем новые тренды для проведения крупных международных соревнований. По инициативе президента России Владимира Путина уже десять лет проводится фестиваль по национальным и неолимпийским видам спорта», — заявил глава Минспорта.

Что такое этноспорт, в чем его принципиальные отличия от национальных видов спорта, и почему традиционные казачьи виды спорта можно отнести именно к этноспорту, хотя казаки не этнос и не национальность? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью … поведал известный российский ученый-антрополог, доктор культурологии Алексей Кыласов, автор термина и концепции этноспорта, президент-основатель первой в мире этноспортивной организации  «Всемирное общество этноспорта», учрежденной в 2011 году и аккредитованной ЮНЕСКО в 2020 году, автор книг «Этноспорт. Руководство пользователя» и «Этноспорт. Конец эпохи вырождения».

Алексей Валерьевич, объясните, пожалуйста, что такое этноспорт, и зачем он вообще нужен, когда есть олимпийские виды спорта?

– Начну с того, что этноспорт является спортом только по форме, потому что сейчас любые состязания проводятся как спортивные. Но в этноспорте сохраняются настолько простые правила, что это даже трудно представить современному человеку – ведь они передавались в устной форме и просто не могли быть столь же изощренными, как правила вида спорта и регламенты современных соревнований. Так что этноспорт – это фольклорная форма спорта.

Какую практически полезную и значимую для общества функцию может выполнять этноспорт?

– Этноспорт состоит из традиционных игр и состязаний, где определяют победителя, а также из исконных забав, где победителя нет. Все это традиционные виды физической активности – часть народной культуры, составляющая его самобытность и культурное наследие вместе с танцами, песнями, кухней, обрядами. Приобщение к этноспорту позволяет сохранить традицию и ментальные установки справедливости любых состязаний, которая устанавливается, начиная с детских игр.

В последнее время часто говорят о необходимости развивать национальные виды спорта. В чем принципиальное различие между национальными видами спорта и этноспортом?

– Национальные виды спорта развиваются по тому же принципу, что и весь спорт – англосаксонский по происхождению: голы, очки, секунды, спортзалы. Их отличает только стилизованная одежда с орнаментами и правила с исходными лексемами. А этноспорт – это форма проведения традиционных игр в рамках гуляний народных праздников. В нем не нужно допусков, он по-прежнему остается открытым для всех.

Как бы Вы охарактеризовали понятие «казачий спорт», какие виды соревновательных активностей можно к нему отнести?

– Казачий спорт состоит из двух частей – с одной стороны, это занятия теми видами спорта, которые есть в России, с другой стороны, это интерес к традиционным играм и состязаниям, которые бытовали в прошлом на праздничных гуляниях казаков – борьба, кулачный бой, конные состязания, упражнения с оружием.

Почему казачий спорт можно отнести к этноспорту, если казаки не этнос?

– Потому что казаки – это часть русского этноса, субэтнос. Казаки - не отдельный этнос, никогда им не были, и уже не будут. Поэтому и этноспорт казаков может быть только в русском ключе, ибо они в большинстве русские. Да, исторически есть и казаки-якуты, и казаки-башкиры, и казаки-калмыки, и другие. Но у них всегда были свои игры. А общие с остальными казаками – только войсковые игры. Но это уже не этноспорт, а военные учения.

Сегодня казаки пытаются возродить свои состязания и забавы по историческим описаниям. Но проблема в том, что они хотят сделать именно виды спорта. И когда они создают современные правила, то это уже мало чем напоминает забавы предков. Все дело в том, что искони казачьи игры устраивали в календарно-обрядовые праздники русского цикла и в особые обряды казаков, а не в спортзалах и не к датам праздничного календаря Российской Федерации. Отсюда, когда пытаются возрождать традиционные казачьи игры, часто и погода не та, и выпадают они на будни, когда не все могут принять участие, да и зрителей зачастую нет.

Какие отличия и особенности имеет казачий спорт от войска к войску и от региона к региону?

– Различия те же, что и во всех народных играх – разные стили борьбы, разные состязания, да и праздники разные в разных местностях и регионах, с существенными локальными особенностями. Так в традиционной русской борьбе за-вороток имеется несколько региональных разновидностей. Об этом даже бытует присказка: Москва бьет с носка, а Питер бока повытер. То есть у одной и той же народной забавы в двух столицах очень разные стили.

Или, например, на Дону издавна были шермиции – показательные воинские состязания с особыми обрядами. Мой коллега – доктор философских наук и этнограф, председатель правления Ассоциации шермиций Андрей Яровой – полжизни потратил на их изучение и возрождение, он вместе со своими друзьями проводит из года в год эти праздничные шермиции.

Какое значение казачий спорт имеет, на Ваш взгляд, для сохранения и развития казачьей культуры?

– Такое же, как и любые другие народные состязания. Даже виды спорта народы выбирают те, что им любы, а точнее соответствуют их природно-климатическому ареалу, ментальности и культурному коду, который тем самым и сохраняется.

Насколько совместимы на ваш взгляд этноспорт и казачий спорт с интеллектуальными, инновационными и цифровыми видами спорта?

– Нет никаких противоречий. Вполне можно обучать двигательным навыкам при помощи виртуальной реальности или 3D-очков, а также оценивать результаты и вести счет, если делаете стрим или телетрансляцию. Хорошим примером может служить симулятор рубки шашкой в виртуальном пространстве, разработанный терскими казаками. В основе их «Кибершашки» все равно лежит традиционная казачья забава –  рубка шашкой. Те же движения, то же назначение: продемонстрировать окружающим ловкость и сноровку во владении клинковым оружием.

Что необходимо сделать казачеству и государству, чтобы казачий спорт и этноспорт стали более популярны и востребованы у молодежи, в том числе казачьей?

– Признать право народов на этноспорт без превращения его в англосаксонский спорт. Это право на самобытность, которому давно пора найти место в законе о спорте. Примером служит отрасль культуры, где традиционные игры упомянуты (правда, в архаичном виде как устаревшее понятие «игрища») в законе «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации».

Автор: Сталкер

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 191 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]