Главная » Файлы » Хроника казачества » Традиции казачества |
24.05.2020, 00:02 | |
За две тысячи лет язык казачьих племен менялся неоднократно. В самом истоке это был «скифский язык», на котором общались готские и сарматские (кавказские) племена общего индоевропейского корня. По Овидию («Понтийские летописи») скифы (сарматы и готы) говорили одним языком, но на разных наречиях. Письменность этого периода была руническая, все священные храмовые книги раннего периода апостольского христианства были выполнены особым скифским алфавитом, позже названным «антикумом». После того, как на территории бывшей Скифии с X века образовалось княжество Тмутаракань (Азовская Русь, как провинция Киевской Руси), племена, его населяющие, стали ускорено переходить на древнеславянский язык. Священные книги со скифского «антикума» переписывались «кириллицей» на церковнославянский язык русского (русьского) православия. При нашествии татаро-монгольской Орды на Русь казаки, находясь в составе ордынских войск на основе «тамги» (то есть «дани по людям»), вынуждены были использовать государственный язык Орды – татарский. Низовые донские и запорожские казаки вплоть до начала XIX века говорили и по-русски (по-славянски), и по-татарски (по-тюрски). Многие тюркские слова и выражения остались в казачьем диалекте до настоящего времени. Л.Н. Толстой служил на Кавказе и писал в повести «Казаки»: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски». Язык является основной опорой этнического самосознания. Именно язык связывает все области расселения любого этноса и четко обозначает этнические границы, которые не всегда совпадают с границами административными. Казаки нашего времени пользуются русским языком. Общая территория проживания и, конечно же, язык общения племен сформировал устойчивый русскоязычный казачий этнос. В настоящее время в литературной и канцелярской формах мало отличается от языка русского (великорусского). Казачья народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка. Диалекты великорусского (русского) и малоросского (украинского) языков. На Дону – гутор, на Кубани – балачка. Наши диалекты принадлежат нам по праву совместного владения с русскими диалектами и исправно выполняют назначенную им роль в общении между людьми и в деле создания, нашей художественной литературы. Они служат нашим национальным интересам, интересам нашей национальной культуры так же, как французские диалекты служат бельгийцам или или швейцарцам, английские – ирландцам и американцам, а тюркские языки кроме Турции – целому сонму азиатских народов. Отсюда следует, что язык, как явление переменное, неустойчивое, может считаться признаком национальной принадлежности только условно. Русские историки не хотят признавать независимого от русских происхождения казаков, ссылаясь и на язык, утверждая, что казаки – русские люди, говорящие на одном с русскими языке. Вместе с тем, единый русский литературный язык – совсем недавнего происхождения. По словам Тургенева, только Пушкин «создал русский язык и установил литературу» (значит, только в первой половине XIX ст., когда Казачество было кроваво подавлено, когда все казачье каленным железом уничтожалось), что до этого времени существовали только отдельные славянские наречия, а вся русская знать считала великорусское наречие языком дикарей и стыдилась говорить на этом наречии. По данному признаку мы должны были бы признать одним народом португальцев и бразильцев. Или испанцев, мексиканцев, кубинцев, филиппинцев. По этому признаку нам пришлось бы признать народом воров, «ботающих» по-фени. Вместе с тем нам пришлось бы считать, что нет немецкого народа, поскольку наречия разных германских земель очень сильно отличаются. Что нет грузинского этноса — там тоже диалекты настолько разнятся, что жители соседних долин могут друг друга не понимать. И что нет еврейского народа — у него много языков: иврит, идиш, английский, русский и др. Так по каким же все-таки признакам выделять народ? Помимо родного языка другой составляющей особого этнического чувства является крепкая приверженность «своей» музыке. Музыка – неотъемлемая и важнейшая часть этнических признаков. Послушай, как поют люди, и поймешь, как и чем они живут. Казаки свои песни не поют, они их играют. Казаки так и говорят: «Я тебе сыграю песню, и ты сразу всё поймешь, что к чему». Редко где найдешь такую музыкальную красоту многоголосого мужского хорового пения как у казаков. Чистые голоса улетают из вольной степи прямо в поднебесье, к Богу. Казачья песня способна сплачивать, объединять, песня направляет людей в одно русло. Абы - кое как, небрежно Баба, Бабаня бабушка. Ватман атаман. Гарище пепелище. Деревника стройное деревце. Жалочка дорогая, милая Замордовать затравить (на охоте) Инищие иностранные. Катух свинарник (где содержались свиньи) Лезть в купырь возмущаться по пустякам Мара смерть, марево. На дым спустить сжечь. Озипать или озепать — сглазить Пабедье время около обеда. Развязка лихость, ловкость Сапуха зола, сажа Таматарха древний город на месте нынешнего поселка Тамань. Ушкуй весельное судно казаков-повольников. Холобуда шалаш Цыбарка ведро Чаво что? Шелепуга плеть. Щикилять хромать. Яма новгородский город-крепость (Ямгород, Ямбург), нынешний город Кингисеп Ленинградской области.
Казачьи поговорки Атаманом громада крепка. Без атамана казакъ сирота. Без атамана дуван не дуванят. Не атаман при булаве, а булава при атамане. Не всем казакам в атаманах быть. Атаманом быть — уряд держать. Добрый казак баче, где атаман скаче. Атаманом не хвалися, а его крепко держися. И у атамана не две головы на плечах. Терпи казак — атаманом будешь. Атаманам пышки, казакам шишки. Атамана из плохого казака не получится. Казаки все наголо атаманы. Казаков мало не бывает. Казак молчит, а все знает. Казака и под рогожкой видать. На казаке и рогожа пригожа. Взял у черта рогожу, отдать надо будет и кожу. Тот не казак, кто боится собак. За правду и волю ешь вволю. Добрый казак не брезгает, что попало, то и трескает. Что казаку здорово, то немцу смерть. Казак что дите: и много дашь все съест, и мало дашь сыт будет. Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает. Не пил воды Дунайской не ел каши казацкой. Хлеб да вода — казацкая еда. Оттого казак гладок, что наелся и на бок. Казак живет не тем, что есть, а тем, что будет. Казак голоден, а конь его сыт. Бог не без милости, казак не без счастья. Не журися, козаче, нехай твой ворог плаче. Куда казака доля не закинет — все будет казак. Казак сам себя веселит. Казак и в беде не плачет. Казак Донской, что карась озерной: и крян, и прян, и солен. Казак журбы не мае. Не тот казак, что водою плывет, а тот что против воды. Что там холод, коли казак молод. Плакать не смею, тужить не велят. Стой за правду горою, тогда и люди за тобою. По правде и сила. Коли всею громадаю дохнути, то и панятко сдохнет. Собором черта поборем. Кто от товарища отстанет, нехай от того шкура отстанет. Где казак, там и слава. Где Дон, там и правда. Ходи прямо, гляди смело. Правды и пуля боится. В Бога верь, врага — бей, землю ори, жинку – пори. Казака мати родила, мужика — женка, чернеца — паниматка. Один раз родила казака мати, один раз и помирати. Казак смерти не боится, он Богу нашему знадобится. Боится дите того, что нет никого. Наш Луг — батько, а Сичь — мати, от где треба помирати. Краше умирати в поли, ниже в бабьячому подоли. Казацкому роду нема переводу. Где враг, там и казак. Мужик врага ждет, казак врага ищет. Хочешь спокою, готуйся до бою. И про единаго казака война будет. Береженого Бог бережет, а казака сабля. Сохрани Боже от бешеной воши. Щирый казак сзаду не нападает. Кто пожалел врага, у того жена — вдова. Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны. От лишних слов слабеют руки. С панами и свиньями не знайся. От беса — крестом, от свиньи — пестом. Пришли казаки с Дону, тай прогнали панив до дому. У всех панов богато купленых брехунов. Высыпался Хмиль (Хмельницкий) из миха, тай наробив панам-ляхам лиха. Що буде, то буде, а казак панщины робити не буде! Пиду на Низ, чтоб никто головы не грыз. На козаку не буде знаку. Житие собачье, зато слава казачья. Коли казак в поли, то вин на воли. Казак, как голубь: куда не прилетит, там и пристанет. У наших казаков обычай таков: где просторно, тут и спать ложись. Не тот казак, что поборол, а тот, что вывернулся. Не все то казак, что списа мае. Казак хороший та нема грошей. Добыть или дома не быть. Конь да ночь — казаковы товарищи. Солнце за лес — казацкая радость. Зипуны у нас серыя, а умы то бархатныя. Без коня казак кругом сирота. На удачу казак на коня садиться, наудачу его и конь бьет. Казак на коня садится, а его невеста родится. У наших казаков обычай таков: поцеловал куму да губы в суму. Пущай с бабами водится сатана, нежели добрый запорожец. Где соколы летают, туда ворон не пускают. Что напишет писака, не слижет и собака. Свой пес, оттого что свой, не перестает быть собакой. Где два хохла, там три гетмана. Не нашего полку, иди себе к волку. Кланяйся своим, да не забывай наших. Спаси нас Боже от папы Римскаго, да от хана Крымскаго. Ляхи нам не паны, а мы им не хлопцы. Пропал, как швед под Полтавой. Голодный француз и вороне рад. Пришли не званы, и уйдете не ласканы. Казак на службе горит, а без службы тухнет. Каков на гумне, таков и на войне. Прежде не хвались, а Богу помолись. | |
Просмотров: 67320 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |