Главная » Файлы » Хроника казачества » Традиции казачества |
07.12.2018, 22:01 | |
Шашка – Рубяще-колющее длинноклинковое холодное оружие. Первоначально на вооружении русской иррегулярной кавалерии состояла шашка кавказского типа, имевшая клинок небольшой кривизны с двулезвийным боевым концом и эфес, состоящий из одной рукояти с раздваивающейся головкой, без каких-либо защитных приспособлений. Такой типично кавказский эфес вообще можно считать одним из основных отличительных признаков шашки как вида холодного оружия. Русские армейские образцы шашек (например драгунская образца 1881 г.) отличались от шашки кавказского типа устройством эфеса и ножен. Клинки первых армейских шашек имели среднюю кривизну и по форме приближалась к сабельным. В 1881 г. под руководством и при непосредственном участии известного русского конструктора-оружейника генерал-лейтенанта А. П. Горлова была проведена реформа вооружения, целью которой было установление для всех родов войск единого образца холодного оружия. За образец для клинка был взят кавказский клинок, известный под названием "волчок", «...имеющий на Востоке, в Малой Азии, между кавказскими народами и нашими тамошними казаками высокую известность как оружие, оказывающее необыкновенные достоинства при рубке». Эфес вначале предполагался единого образца, с защитой передней дужкой, но затем было решено оставить для казачьих шашек традиционные эфесы, состоящие из одной рукояти. В результате на вооружение русской армии были приняты драгунская (офицерская и солдатская) и казачья (офицерская и солдатская) шашки. Артиллеристы получили укороченный вариант драгунской шашки. Холодное оружие Кавказского, Уральского и других казачьих войск отличались существенным разнообразием на протяжении всего рассматриваемого периода. Лишь в 1904 г. в казачьих войсках царской армии было принято решение о применении единого образца шашки, как для офицеров, так и для нижних чинов. Поскольку в то время все офицеры и рядовые казаки уже имели шашки и кинжалы, то решено было их оставить, но при замене на новые, последние должны были соответствовать образцам, принятым для нижних чинов казачьих войск. Правда при этом офицерам не возбранялось по своему желанию украшать ножны и рукоятки. Сама же шашка должна была иметь длину клинка 740 мм и шириной в 35 мм, при обшей длине в 920 мм. Шашка с давних времен и до сего дня – главное оружие казака, имеющее символическое и священное значение для казачества. Казак, берущий шашку по прихоти, не достоин носить оружие. Это говорит о справедливости и благородстве казаков. Шашка без нужды никогда не снимается со стены и не вынимается из ножен. В Церкви в момент слушания Евангелия шашка обнажается наполовину. В воскресный день нарядно и праздно в станичном храме. Что ни казачка – хоть в королевы зови, что ни казак – хоть в атаманы выбирай. Но вот возглашает священник: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем...». Диакон называет нам евангелиста и вторит иерею: «...Святаго Евангелия чтение...», – и священник обращается ко всем в храме: «Вонмем». Тогда словно по команде сжимают правой рукой казаки эфесы шашек, и над ножнами сверкают отражения свечей в обнаженных на половину клинках. Значит это, что казак в любой миг готов защищать Веру свою. И что характерно – только казакам разрешено приходить в церковь при шашке. Это стародавний обычай. Откуда он? Может прояснит его казачья легенда? Когда-то, после принятия казаками крещения православного, понадобилась Господу людская подмога. Вот и обратился он к людям. Вроде бы все свершилось такое по весне, 27 апреля, на Семеона-ранопашца. Первым воззвал Господь к крестьянину, мол, помоги немедля мне, христианская душа. Крестьянин затылок почесал, чой-то на пальцах прикину и отвечает: «Немедля не могу. Вот на Пахомия овес отсею, пшеничку в землю покидаю, тогда и приду!» Опечалился Господь и послал зов боярину, у которого одних крестьян под рукой тыща была. Боярин управителя позвал, долго они на костяшках считали. Досчитались. «Ни ныне, ни на Пахомия не управлюсь, – говорит боярин. – Тут, Господь, глаз да глаз за людишками требуется. Вот на Алену они лен отсеют, с ядрицей, гречей да ячменем управятся – я тебе, Господи, хоть сто холопов в подмогу пришлю!». Еще шибче опечалился Всевышний. Прикинул: Пахомий – 15 апреля, Алена – 21-го... Не годится. И вспомнил тут Господь о казаках. Может, их попросить? Да только слух идет, что казаки народ самостоятельный, вольницу любят, сами себе законы пишут и по нему только и живут. Но делать нечего. Воззвал Господь к казаку. А казак тот сидит, саблю точит, казачата вокруг него шастают, а жена сидит на лавке – рубаху казаку чинит. Услышав зов, встрепенулся казак, тоже чегой-то стал на пальцах прикидывать. И ответствует он Вседержителю так: «Господи! Дай мне, Родимый, пять минут сроку. А на шестой минуте я к тебе поскачу!». – А на что тебе такой малый срок? – Спросил Господь. Казак удивился: «Для казака – это срок не малый, а нужен мне он вот для чего: казачат у меня восемь, на каждого по пол-минутке, того четыре минуты. Попрощаться значит. А с любимой женой меньше чем за минуту не обнимусь-поцелуюсь. Того пять...» На шестой минуте вскочил казачина на коня и поскакал помогать Всевышнему. За то и разрешил Господь казакам ходить в храм Божий при сабле-шашке и повелел во время чтения святого Евангелия приобнажать клинок в знак верности Православию. Не обладающий полноправием шашку носить не смеет, что является уже знаком превосходства, субординации. Таким образом, шашка — символ всей полноты прав у казака, символ свободы. С потерей силы старик меняет шашку на посох. При отсутствии наследника шашка ломается пополам и укладывается в гроб. Шашку и шапку казак теряет только с головой. По решению Круга казак может быть лишен права ношения оружия. Именно поэтому основным казачьим девизом стало: «Шашку без нужды не вынимай, без чести не вкладывай». По книге Валерия Никитина "Традиции казачества" | |
Просмотров: 17860 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |