13 апреля. Радоница —
9 день от Пасхи — родительский день, день особого поминовения усопших.
По
свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник
отмечался на
христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от
общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших,
называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.
Этимологически
слово "радоница" восходит к словам "род" и
"радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных
праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает
христиан
не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот,
радоваться
их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью,
одержанная
смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с
родными,
и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой,
надеждой
и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
«Для посещения кладбища Церковь
назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник
Пасхи
продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной
недели.
Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии
совершается
полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие
посещают
кладбище – помолиться об усопших.
Нужно
помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это
язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство
преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые
суеверия.
Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки
зрения
обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию
усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например,
фотография
появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
Что
касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В
священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце
человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не
упивайтеся
вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя
напиваться. И
снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и
трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка»,
напоминает священник
Александр Ильяшенко.
По
свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник
отмечался
на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в
годичном
круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели —
как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти
близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь
вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа,
вытесняет
печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита
Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у
гроба
усопших».
Как
относиться к могиле православного христианина
Кладбища – это священные места, где покоятся
тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы
считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай
отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь
украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым
Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным
над
надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не
умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и
поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина –
молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в
землю
и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело
умершего
находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто
семя,
которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так,
чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не
покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева
более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие
монументы
и надгробия из гранита и мрамора.
Как вести себя на кладбище
Придя на кладбище, надо зажечь свечку,
совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное
моление. Для
совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить
священника. Более
краткий чин, который может совершить и миряни, приведен ниже «Чин литии,
совершаемой мирянином дома и на кладбище»).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении
усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать,
вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно
недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память
покойного.
Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего»
является
пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее
нищему или голодному.
Как правильно поминать усопших
«Постараемся, сколько возможно, помогать
усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о
них
молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам
получить
обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших – это самое большое и
главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в
гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую
потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может
творить
добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва
на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение
в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из
родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с
именем
усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание
на
проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а
затем в
знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в
этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит
поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере,
сподобившихся
христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью,
не был
напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни,
именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами.
Все
они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим
великопостно-пасхальным
циклом.
Это дни: 1.Суббота мясопустная – за восемь
дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. 2.Родительские субботы – на
второй, третьей и четвертой неделях Великого поста. 3.Троицкая родительская суббота –
накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся
особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают
вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская
Православная Церковь установила еще некоторые, а именно: 4.Радоница (Радуница) –
пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во
вторник. 5.Димитриевская родительская суббота
– день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в
память
о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех
православных
воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому
ноября – дню
памяти великомученика Димитрия Солунского. 6.Поминовение усопших воинов – 26
апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый
усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его
рождения,
кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на
церковь,
подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в
вере и надежди живота
вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и
Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и
прости
вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня
геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих,
уготованных
любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во
Отца и
Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в
Троице и
Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания
исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со
святыми
Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но
Ты
Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси
Един Бог
милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и
Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Чин литии, совершаемой
мирянином
дома и на кладбище
Молитвами святых отец наших, Господи,
Иисусе Христе,
Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде
сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися
в ны,
и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный,
помилуй нас. (Читается трижды, с
крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и
присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти
грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели
немощи
наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и
присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя
Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на
земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы
оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от
лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви
нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу,
Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесйаго водворится. Речет
Господеви:
Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той
избавит
тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под
криле
Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха
нощнаго, от
стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса
полуденнаго.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не
приближится,
обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты,
Господи,
упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло,
и рана
не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе,
сохранити тя
во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень
ногу
твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя
упова,
и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его:
с ним
есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и
явлю ему
спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и
присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба
Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе,
Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои
упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог,
сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего
упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина
Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе
его.
Кондак, глас 8:
Со святыми упокой,
Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание,
но
жизнь безконечная.
Икос:
Сам
Един еси
Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли
создахомся и в
землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко
земля еси
и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание
творяще
песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения
Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и
присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды),
благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь.
Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в
род и род.