03.05.2011 18:34 Памяти Семиреченских казаков | |
Семиреченское казачье войско было образовано Высочайшим повелением Императора Всероссийского Александра II, 13 июля 1867 года из 9-го и 10-го полков Сибирского казачьего войска. Земли войска располагались на территории нынешнего юго-восточного Казахстана и северной Киргизии, где уже давно обжились сибирские казаки. Войсковой центр – город Верный (ныне Алма-Ата), основанный сибирскими казаками и солдатами в 1854 году. В 1920 г. упразднено. Возрождено СКВ в 1992 году. Первое место, где была взята земля – Свято-Казанский собор. Осенью 1871 года крестьяне, торговые люди да казаки поставили в предместье старой Алма-Аты станичную церковь, собрав на устройство церкви «от каждого православного землепашца по полпуда хлеба с десятины и от каждого пчеловода по десять копеек с колоды». Пожалуй, это самое старинное здание города, сохранившееся до наших дней. Оно возникло в казачьем выселке Больше-Алматинской станицы. Малостаничную церковь возвели по проекту местного зодчего Павла Зенкова, в память основания первых алма-атинских поселений и изгнания из Семиречья кокандцев, осенью 1860 года. Стало быть, она памятник отечественной истории, свидетель событий, которые происходили под благодатным покровом иконы Богоматери, именуемой Казанской, и небесных заступниц Семиречья Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Собственно, само храмозданье возводилось из материалов старой Софийской Алматинской церкви, по ее образу и подобию, возведенной еще раньше, в 1858 году. При строительстве каменного храма старую церковь бережно, по бревнышку, по гвоздику перенесли в Малую станицу, «придав ей высоты, красоты и прочности основания». И дали новое имя — Казанско-Богородицкая. Украшал станичную церковь великолепный пятирядный иконостас работы петербургского мастера, академика византийской живописи В.В.Васильева. Малостаничному храму суждено было стать соборной кафедрой вновь созданной Туркестано-Ташкентской епархии. Летом 1872 года владыка Софония, назначенный настоятелем епархии, прочитал здесь свою первую проповедь. Ему пришлось вложить массу энергии и таланта в устройство и формирование штата архиерейского дома, кафедрального собора и консистории, в инспектирование строящихся православных храмов, в миссионерство от границ Китая до берегов Каспийского моря. Его помощниками были пионеры освоения края, священники Алексей Бенедиктов, Михаил Путинцев, Афанасий Рыжкин, Александр Векшин, Константин Седачев, иные патриоты земли русской. Благодаря их подвижничеству главным центром православия в крае становится город Верный: «по имени города Верного да будет и житие Ваше», — обращались священники к народу. Десятилетия спустя, в советский период истории, Казанской церкви было уготовано нести свет православия через тернии мракобесия в атеистической республике. Церковь закрывали последовательно, начиная с организации в Малой станице колхоза «Луч Востока» и деятельности ее первого председателя, «воинствующего безбожника» Ивана Громова-Амосова. С его подачи начались гонения на клир и прихожан. Не выдержал издевательств и скоропостижно скончался настоятель храма протоиерей Димитрий (Поливкин). Был осужден и погиб в Карлаге епископ Алма-Атинский и Казахстанский Герман (Вейнберг), а с ним десятки прихожан, безвинных жертв сталинской голгофы. В трудное время Отечественной войны, когда храмы стали возвращать верующим, а священники вышли из советских тюрем, колокола вновь обратились с молитвой к Богу. И первым в Алма-Ате воссиял именно храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, что в Малой станице. 16 декабря 1944 года колокола старинной станичной церкви вновь заговорили и под ее сводами зазвучали молитвы о спасении, о даровании обетованного мира. Полгода спустя здесь отслужил первую службу вновь назначенный на кафедру архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (в миру — Могилевский Феодосий Никифорович). Священник повторил судьбу многих первосвященников Алма-Аты и тихо скончался в Алма-Ате, уже в преклонном возрасте. В 1955 году, незадолго до кончины, по случаю 35-летия пребывания во епископстве, архиепископ Николай был возведен в сан митрополита. Второе место, где была взята земля-Первый форпост Российской Империи в Тянь-Шане. Укрепление Верный Третье место, где была взята земля - Узун - Агач. Место разгрома кокандцев Семиреченскими казаками. Четвертое место, где была взята земля – Свято – Никольский собор. | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |