В августе 1314 года при владетельном Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче, в дремучем лесу, среди ночной августовской тьмы, засиял, озаряющий всю прилегавшую страну, свет от новоявленной иконы Пресвятой Богородицы, вливавший живительный бальзам веры и упования в исстрадавшееся сердце человека, придававший ему новые силы для перенесения новых страданий. По этому случаю и на том святом месте, избранном Самой Божией Матерью и была основана монашеская обитель. Вот как произошло это замечательное в истории нашей Церкви и приснопамятное в истории Ярославского края событие.
Ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор), объезжая владения своей обширной епархии и утверждая людей в вере и благочестии, возвращался рекою Волгою в Ярославль из Белозерской страны. Застигнутый поздним вечером в пути, 7 августа, он, вместе с бывшими при нем священниками и клириками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. Место это было тогда необитаемое, а против него, на другой стороне Волги рос большой дремучий лес. В полночь, святитель, пробудившись от сна, видит в шатре своем свет, проникавший в него отвне. Обратившись же к реке, он увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и до того столпа через реку мост. С ужасом удивляется святитель такому видению. Помолившись Богу и взявши свой жезл, идет он к реке, никого не разбудив из своих спутников, входит на зримый мост, шествует по воде, как по действительному мосту, подходит к огненному столпу и посреди его видит Образ Божией Матери с Предвечным на руках Ее Младенцем, стоящий на воздухе, в возвышении от земли более пяти лактей. Святитель повергается перед Образом и молится Царице Небесной с сердечным умилением и слезами. Помолившись же возвращается по тому же мосту в свой ночлег, оставив по забвению свой жезл на месте моления, входя в шатер всех находит спящими, и сам предается покою, смиренно желая утаить бывшее ему дивное явление. Утром же 8 августа, вставши от сна и совершив обычные молитвы, спутники святителя заметили странное исчезновение архиерейского посоха, который вчера был поставлен у изголовья архиерейского ложа, и доложили о том святителю. Уразумев из сего, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было открыто, епископ Трифон показывает перстом за Волгу, не будучи в состоянии ничего выразить словами от сердечного умиления и слез. Потом, несколько успокоившись, он пересказал по порядку все, что видел за Волгой и как там был. Слуги, переехав Волгу, стали искать жезл и обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и близ нее жезл своего архипастыря. На месте явления Чудотворного Образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…». В это время весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Мгновенно стекается сюда множество народа разного звания, возраста, пола и состояния, приходят здоровые и больные, и все, увидевши Образ, радуются радостью великою и помогают святителю Трифону в строении церкви. Молитвами Пресвятой Богородицы и помощью народа церковь к полудню отстраивается, а к вечеру святитель освящает ее во имя Входа во храм Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вносит в нее Образ Божией Матери, названный «Толгским» от небольшой речки Толги, протекавшей на том месте и впадавшей в Волгу, и тогда же устанавливает всегдашнее празднование явлению Ее в 8-ой день месяца августа. В тот же день при сей церкви благословляет быть монастырю и определяет в него настоятеля-игумена.
|