08.11.2013 00:43 Их опыт достоин подражания | |
![]() В источниках времён Павла I и Александра I упоминается сотник созданного в 1803 году и охранявшего границы России по Днестру Бугского казачьего войска — Лукьян Колчак, получивший земельный надел в Ананьевском уезде Херсонской губернии, близ Балты, — прапрадед А.В. Колчака. Два сына сотника, Иван и Фёдор, после смерти отца разделили между собой его имение. Фёдор Лукьянович выбрал военную службу и дослужился до чина полковника. Иван Лукьянович продал свою часть имения и уехал в Одессу, где приобрёл дом и поступил на гражданскую службу. Материалы ревизии 40-х годов XIX века дали основания для указа Сената от 1 мая 1843 года, коим Колчаки были утверждены в потомственном дворянстве и внесены в родословную книгу дворян Херсонской губернии. Иван Лукьянович был отцом многодетного семейства: он воспитал троих сыновей и нескольких дочерей. Сыновей звали Василий, Пётр и Александр. Все они выбрали для себя военную карьеру, став морскими артиллеристами. Младший сын, Пётр, дослужился до капитана 1-го ранга; Александр, от которого взяла начало средняя линия Колчаков — помещиков Тамбовской губернии, закончил службу в чине генерал-майора. Родитель А.В. Колчака. - Старший сын, Василий, родился 1 января 1837 года. Воспитывался в одесской Ришельевской гимназии, хорошо знал французский язык и был поклонником французской культуры. Василий готовился родителями к гражданской службе, но в 1853 году началась Крымская война, и Василий поступил на службу в морскую артиллерию Черноморского флота в младшем офицерском чине. В ходе обороны Малахова кургана отличился и был награждён солдатским Георгиевским крестом. Чин прапорщика В.И. Колчак получил, будучи раненным при обороне Севастополя. После войны он окончил Горный институт в Петербурге и был командирован для прохождения практики на Урал, в Златоуст. Дальнейшая судьба Василия Ивановича была связана с Обуховским сталелитейным заводом, начиная с его пуска в 1863 году. Вплоть до отставки он служил здесь приёмщиком Морского министерства, имел репутацию человека прямого и крайне щепетильного. Был специалистом в области артиллерии, опубликовал ряд научных трудов о сталелитейном производстве, в 1903 году вышла его книга по истории Обуховского завода. После выхода в отставку в 1889 году (с присвоением генеральского звания) ещё 15 лет продолжал трудиться на заводе, заведуя пудлинго-прокатной мастерской. Но мы речь сегодня поведем не о Колчаке А.В. а о его достойном потомке, казаке, морском офицере. В советские времена этот факт сыграл определенную роль в судьбе офицера. Но речь сейчас не об этом. Такая родословная не могла пройти даром, не оставив следа в крови. Родился наш герой 09.03.1954 г. в небольшом белорусском городке Ганцевичи, Брестской губернии. Выпускник средней школы № 1 г. Ошмяны. Парнишке по генам со стороны матери передалась сила духа и стальная воля предков, и понятие о чести, достоинстве, выкованные многими поколениями. Просоленные ветра приносили к его колыбели с далеких морских берегов запахи бескрайних водных просторов, брызги пенных волн, бившихся о каменистый берег, да эхо крика белокрылых чаек. И как ни крутила жизнь, как ни были извилисты и витиеваты пути-дороги, они все же привели нашего героя в Ленинградское высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Но почему– то, вместо штурманского наш герой поступил на факультет противолодочного оружия, специальность минно-торпедного вооружения. Изучаемая специальность ему понравилась. Зацепила. И он решил освоить это мудреное морское ремесло до конца. По окончанию обучения служил честно. В 1987-м одолел учебу в Военно-морской академии. Легких путей не выбирал, шел по жизни с девизом: «Где трудность там и я». Службу нес на Камчатке, на Курилах и на Сахалине. Уж больно крут был характером как настоящий потомственный казак. Политесы никогда не разводил, слюни не распускал. Любил очень уж так рубануть правду-матку сплеча. В решениях был неудобен командованию. К делу относился самоотверженно и с любовью. За чужие спины не прятался. Ответственность его не пугала. Всегда смел, решителен, грамотен – командование считало его горяче-головым. Очевидно, поэтому, когда поднялся вопрос о назначении на должность командира строившегося в Санкт-Петербурге крейсера «Петр Великий», выбор пал именно на него. Такие неудобные офицеры могут поднять неподъемное. А груз приходилось поднимать действительно нелегкий. ![]() Такого мощного оружия нет ни на одном другом крейсере мира. Зенитное, ударное, противолодочное вооружение позволяют крейсеру решать практически любые боевые задачи. Крейсер оснащен противокорабельными ядерными крылатыми ракетами «Гранит», способными поражать цели на расстоянии до 550 километров. Помимо этого на вооружении корабля находятся 96 зенитных ракет противовоздушного комплекса «Форт», 128 зенитных ракет корабельной системы ПВО «Кинжал». А также два противолодочных ракетно-торпедных 533-мм комплекса «Водопад», 6 зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик», универсальная спаренная артустановка АК-130 и 8 шестиствольных 30-миллиметровых пушек. Основные характеристики таркр «Петр Великий» - Экипаж 760 человек , водоизмещение- стандартное – 24 300, полное – 26 190. Дальность хода (м. миль) на вспомогательных турбинах – 1 000. на ЯЭУ не ограничена. Скорость в узлах полного хода – 31, экономический – 18. Автономное плавание в сутках - 60. Главная энергетическая установка 2 ядерных реактора КН-3 (300 МВт), 2 паровые турбины ГТЗА по 70 000 л.с, 4 паротурбогенератора по 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт Габариты в метрах- длина – 251,ширина – 28,5, осадка – 10,3. Это военно-техническое чудо, несомненно, является гордостью нашей страны. «Машина машин» - именно так называл тяжелый атомный ракетный крейсер (таркр) «Петр Великий» его первый командир – наш герой. Он произносил эти слова с особой, неповторимой интонацией, в которой сочеталось и любовь, и гордость. Под руководством этого сильного, мужественного человека прошло формирование, а точнее, если выражаться по-морскому, сколачивание экипажа во Владивостоке. При нем было завершено строительство корабля в Санкт-Петербурге. Именно он привел его на Северный флот, где проходили государственные испытания. Наш герой после увольнения в запас остался жить на берегах Невы. А мы постараемся сейчас заглянуть в души этого морского «Дьявола», казака. Ну, и пришло время наконец-то знакомить читателя с нашим героем. Итак: ![]() Евгений Николаевич Добрышев – родовой казак, моряк в четвертом поколении, капитан первого ранга в отставке, бывший командир российского крейсера «Фрунзе» и первый командир крейсера «Петр Великий» Военно-морского флота Российской Федерации, главный специалист комитета правопорядка и безопасности Правительства Ленинградской области. Его морские корни уходят в царские времена. В его роду было много достойных морских офицеров. И если внимательно изучить дореволюционные архивы, по материнской линии можно проследить родственную связь с адмиралом Колчаком. Постараюсь передать слово в слово состоявшийся наш с ним разговор без купюр. - Евгений Николаевич расскажите, как долго строился этот крейсер «Петр Великий»? - Строился он очень долго. Крейсер был заложен в 1986 году на стапелях Балтийского завода. В 1989 году спущен на воду. При закладке именовался «Куйбышев», затем – «Юрий Андропов». В 1992 году его переименовали в «Петра Великого». Строили всем миром. В строительстве участвовали и Армения, и Грузия, и Белоруссия, и Украина. Когда Союз рухнул, возникли перебои с комплектующими деталями, узлами и агрегатами. В 1993 году, когда готовность составляла семьдесят пять процентов, приняли решение «посадить на корабль экипаж. - Как формировался экипаж? - В 1993 году в Смоляниново, создавался учебный отряд под Владивостоком. Именно здесь происходит формирование экипажа нового крейсера, который по замыслу командования должен был усилить тихоокеанскую группировку. А мне как, командовавшему до этого крейсером «Фрунзе», предстояло сколотить экипаж «Петра Великого». Вслед за мной на новый крейсер пришло около 30 офицеров с «Фрунзе». Они составили костяк новой команды, стали его стержнем. Добрышеву необходимо было отлучиться, чтобы уладить ряд вопросов по передаче прежней должности. – Берите всех, кого дают, – сказал он перед отъездом старпому. – Это наши люди. Из них будем клепать экипаж, воспитывать. Спустя несколько дней его разбудил ночной звонок: – Это не экипаж. Это Кронштадт настоящий 17-го года, – услышал он взволнованный голос старшего помощника. – Они все «не встрою», народ просто. – Приеду, разберусь. – ответил Добрышев. По возвращении Добрышев построил личный состав на плацу. Февраль. Мороз. Перед ним стояла сбившаяся в каре ощетинившаяся людская масса. Разношерстная, плохо обмундированная, расхлябанная. Озлобленные взгляды исподлобья. Смешки. Ухмылки. Офицер долго смотрел на личный состав. – Ядреный корень! – обратился он к притихшему от неожиданности строю. – Правительство и командование поставило нам задачу взять в Санкт-Петербурге машину. И эту задачу мы должны выполнить. Вы – цвет нации. Цвет Флота. Других матросов у России нет. Вы передовой отряд, люди первого броска на передовой рубеж. Вам доверили лучшее, что на сегодняшний день есть в русском флоте. А теперь посмотрите на себя. Народ ошалело стал оглядываться по сторонам. – Какой вы цвет? - послышались возгласы из толпы. Добрышев сделал многозначительную паузу, точно давал возможность каждому определить, насколько он соответствует сказанному. – Я никого не держу, никто никого здесь не собирается держать. Кто не с нами – пусть выйдет из строя. Все будут уволены в течение суток, переодеты в зеленую форму, сапоги, и отправлены по домам, на зимние квартиры, с записями в военные билеты об увольнении в установленные каждому сроками окончания службы. Тот, кто останется, пойдет с нами до конца. Мы должны взять «машину», нашу «машину», научить ее ходить, если хотите плавать. Кто пойдет с нами - честь, гордость и слава России. Кто не с нами, тот против нас. Я не собираюсь вникать, кто и за что списан со своих частей и кораблей, да и времени у нас с вами «на разборки» нет. Дело надо делать, а не копаться в вашем «белье». На вас одна печать – матросская честь, честь матросской тельняшки. Матрос с Петра Великого не может быть плохим матросом, матрос с Петра – честь и совесть России. Все ваши характеристики и служебные карточки, исписанные только со стороны «Дисциплинарные взыскания» будут уничтожены. Жизнь свою, повторяю Жизнь, а не службу, потому что служба, это и есть часть вашей жизни, вы начнете с чистого листа. Праздной «житухи» вам не обещаю, подачек не ждите. Со мной сложно и трудно служить. Кто пришел со мной с крейсера «Фрунзе», это знают. Я могу обещать вам, наравне с суровыми матросскими буднями, полными тревог и забот, честь и славу русского матроса. Задача, поставленная нам, должна быть выполнена, каких бы сил и усилий не потребовалось бы. Из строя тогда никто не вышел. Правда, перед отлетом сбежало восемь человек. Каким образом Добрышеву и его команде удалось в максимально сжатые сроки сплотить эту люмпенскую массу, говорить не берусь. Но факт остается фактом. 4 марта 1994 года в Санкт-Петербург прилетел в новенькой, с иголочки, форме экипаж, объединенный общей идеей – взять «машину». Вот такой наш герой во истину настоящий моряк и казак. Да кстати это он мне рассказал, что первую победу на море, которую одержали казаки еще в 12-ом веке на берегах Балтии, разбив швицкие ладьи. Некоторое время спустя капитана 1 ранга Евгения Добрышева из-за открывшейся язвы списали с корабля. Перевели к новому месту службы. Государственные испытания завершились под началом другого командира. В состав Военно-морского флота крейсер приняли уже без него. Годы, прожитые вне «машины», были не менее насыщенными и значимыми для героя моего рассказа. Но все, же… некоторая недосказанность, незавершенность начатого дела саднит занозой в просоленной морскими ветрами душе капитана. Сильного, мужественного человека. Морского волка, Казака! Первого командира легендарного тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» – «машины машин». На морском параде, посвященному 50-летию Великой Победы советского народа в Великой отечественной войне, в 1995 году с катера Главнокомандующего Военно-Морским флотом России прозвучали слова признания Родины своего славного сына, что «Петр Великий» возглавляет один из славных сынов Отечества – капитан первого ранга, Добрышев Евгений Николаевич, командир от Бога. Ну а на Родине ему присвоено звание «Почётный гражданин города Ошмяны» за номером 18-7 от 19.09.2006г.. За отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, большой личный вклад в развитие и укрепление дружеских отношений и сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, активную общественную деятельность на благо города Ошмяны и Ошмянского района. Ну это еще не все. Приступив к обязанностям в правительстве Ленинградской области его, в прямом смысле слова, бросают на передовую. Поскольку наш герой зарекомендовал себя как преданный делу кадровый офицер и казак, а не ряженое быдло, естественно ему всегда поручали только неподъемные дела и предметы ведения государственной службы. И опять же почему–то власть не жалует его регалиями и повышениями по должности. Имея за плечами военно-морскую академию и в подчинении 1,5 тысячи человек на корабле и в обслуге, командование флота не спешило с присвоением звания контр-адмирала по должности и по заслугам. Был у него в подчинении такой морской офицер, как адмирал Высоцкий Владимир Сергеевич, Главнокомандующий ВМФ России (2007—2012). И вот в свое время на определенное подразделение пришла разнарядка только на одного офицера для обучения в академии генерального штаба. Так вот, наш герой по дружбе уступил Высоцкому В.С., который после окончания академии генерального штаба быстро пошел по карьерной лестнице, совершенно забыв про услугу, когда–то оказанную беззаветно другом. Ну и естественно ни какого участия в жизни нашего героя не принял. И такое бывает даже в генералитете наших вооруженных сил. Но это не в коем разе не падает тенью на заслуги нашего героя. ![]() И вот в обязанности нашего героя вменили развитие казачества Ленинградской области. Любой казак Санкт-Петербурга и Ленинградской области знает его и только с хорошей стороны. Ведь благодаря ему казачество в области увидели и власть и жители региона. Он настолько органично вписался в казачестве, что просто стал своим. А ведь никто не знает, что он потомственный казак, да еще и с дворянским сословием. ![]() Наш бравый морской волк не привык жаловаться на судьбу. Ну, видно невооруженным взглядом, что он переживает за дело своих предков - ведь это его кровинушка и его корни, ЕГО НАРОД. Братья казаки и сестры казачки, если Вы считаете, что среди Вас живет достойный казак, не важно, кто по чину и должности, присылайте информацию о нем на эту электронную почту looko-kazaki@mail.ru или сюда http://vk.com/club59550906 и мы обязательно опубликуем. Казаки я знаю и уверен, что среди нас есть такие, перед кем мы просто обязаны ломать папаху!!! С уважением, Член Экспертно-консультативного Совета Комитета по культуре и Комитета по образованию Федерального Собрания Государственной Думы Российской Федерации Беличенко Владимир Владимирович | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |