25.11.2013 19:05 Казаки на Афоне. | |
Походы, походы… Казаки – это, прежде всего воины, поэтому жизнь казачества во все века нельзя себе представить без них. Походы длительные и тяжёлые, победоносные и стремительные. Три с половиной года уральские казаки находятся в мирном походе – крестном ходе с чудотворным Табынским образом Пресвятой Богородицы. Но этот казачий поход только внешне выглядит мирным. На самом деле в нём идёт непрерывная борьба - духовное сражение за души как самих участников крестного хода, так и тех, к кому направляется и к кому приходит чудесный Образ. На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скорую помощь небесных заступников и, конечно, Божией Матери, чествуемых во время крестного хода, была безгранична. Невидимой духовной нитью связали крестные ходы все века русской истории. Не раз Москва — сердце России была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными ходами. Например, с Владимирской иконой Божией Матери Москва обносилась в 1395 году во время нашествия Тамерлана и в 1480 году во время нашествия Ахмата, а во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери. Ничто так не сплачивает наш народ, как преодоление общей беды. Ничто так духовно не объединяет русских людей, как поклонение святыням. Память о приезде в прошлом году в Россию Пояса Богородицы, многотысячные и многочасовые очереди для того, чтобы к Нему прикоснуться, остаются в глазах и на устах наших дорогих сограждан. Ведь заметьте: никакие материальные блага и феерические шоу, политические лозунги и предновогодние распродажи не заставят русских людей выстаивать с детьми под дождём и на морозе многие часы, выстаивать терпеливо, заботясь при этом о своих соседях по очереди и испытывая благодатную радость. Вот уже более трёх лет чудотворный Табынский образ Пресвятой Богородицы шествует непрерывным крестным ходом по городам и весям российской земли. Более трёх лет его встречают и ему поклоняются тысячи наших сограждан. Пройдено уже более 2-х тысяч православных приходов, а также земли Абхазии и Осетии, Казахстана и братской Сербии вплоть до Косово. И вот, наконец, земли древнего Афона, молитвенного хранителя святынь вселенского православия, главного центра и оплота восточно-христианского монашества. Святой Горой Афон называется восточная часть греческого полуострова Халкидики, омываемая водами Эгейского моря. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с греческой провинцией Македония, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх, и заканчивается горным пиком. Это и есть гора Афон, давшая название всему полуострову. Значительная часть гостей со всех уголков земного шара, ежегодно посещающих Святую Гору, под впечатлением от увиденного в той или иной степени меняет свою жизнь, а некоторые даже остаются на Афоне, становясь на путь монашества. Bсему христианскому миру известно, что Святая Афонская Гора находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы. «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду Заступница места сего и теплая о нем Ходатаица пред Богом» - передаёт церковное предание слова Царицы Небесной об афонской земле. Истину эту всегда признавали православные, её признают также и иноверные и даже неверные. По державной Её воле это место предназначено до скончания мира, как говорят местные предания, исключительно для мужского монашества, поэтому наверно, это географически единственное место на Земле, где женщинам находиться не полагается. Образ жизни на Афоне не подчинён мирским законам. Он населён мужами, которых не удовлетворяет ничего, что может предложить наш материальный мир, в поисках большего они и отправились на Гору Афон, где для многих «кончается земля и начинается Небо». Как же встретила седая и вечно юная Святая Гора крестоходцев – казаков, ведь для современного Афона такой крестный ход с русской иконой – небывалое явление?! Для Афона, где от одного перечисления названий легендарных тысячелетних монастырей и святынь, хранящихся в них, за века здесь произошедших неисчислимых чудес, у любого православного человека захватывает дух?! Казачий афонский крестный ход проходил с 10 по 22 октября 2013 года. В нём принимали участие: казачий генерал В.И.Глуховский, казаки Волжского, Оренбургского, Донского казачьих войск, протоиерей Уфимской епархии о.Михаил (Фёдоров), насельник монастыря Тихона Задонского схимонах Илия (Ретинский), всего 15 человек. Вместе с ними участниками крестного хода были представители братской Республики Сербия: президент сербского мотоклуба «Ночные волки» Александр Савич, представитель сообщества сербских четников Миодраг Баич. Организовывал и возглавлял афонскую экспедицию бессменный руководитель крестного хода войсковой старшина Оренбургского казачьего войска Константин Крылов. Крестный ход прошёл по большинству монастырей Святой Горы и с подъёмом чудотворного Образа на вершину горы Афон – отметку 2033 метра.. Табынская икона Божией Матери перемещалась по Святой Горе на автотранспорте, по морю вдоль побережья и переносилась казаками пешим порядком. Кроме присутствия Образа Божией Матери на богослужениях в афонских монастырях, перед ним каждый день и в каждом монастыре служился молебен с пением акафиста. В молебнах принимали участие братия монастырей и православные паломники из разных стран, а казаки присутствовали на монастырских богослужениях. Зачастую перемещение Святого Образа, особенно на морских паромах сопровождалось многоголосым братским пением. В монастыре Ватопед молебен служился перед Поясом Пресвятой Богородицы, недавно побывавшим в России, и Честной Главой святителя Иоанна Златоуста при открытых царских вратах храма. В монастыре Святого Павла Святой Образ был принесён после восхождения с ним на вершину горы Афон прямо во время праздничного всенощного бдении. Вся братия монастыря во главе с игуменом герондой Парфением и многочисленные паломники с благоговением Ему поклонились. Кроме собственно благодатного пронесения Табынского Образа по легендарному Уделу Пресвятой Богородицы, на Святой Горе было положено начало ещё двух крестных ходов. В монастыре Иверон у чудотворного Иверского Образа Божией Матери «Вратарница» был освящён привезённый казаками список этой иконы в натуральную величину для прохождения крестным ходом по приходам Южного Урала. В монастыре Хиландар у знаменитой «Троеручицы» был освящён список этой иконы, привезённый из Сербии для прохождения непрерывным крестным ходом уже сербскими казаками по землям братской нам славянской страны. После завершения крестного хода по Святой Горе стали поступать предложения посетить с Табынским образом Пресвятой Богородицы земли Болгарии, Германии, Франции, Чехии, Греции и Румынии, это с русской-то иконой по «просвещённой» Европе! В ходе необычного для афонской земли крестного хода было отснято более 20 часов интереснейшего видеоматериала для будущего документального фильма, причём надо отметить, что видеосъёмка на Святой Горе категорически запрещена, а получение разрешения – долгий и тернистый процесс. Но каким-то чудом Божиим съёмочная группа получала эти разрешения во многих монастырях. Работу над фильмом планируется завершить весной – летом 2014 года. Это, так сказать, официальный отчёт, скажет наш внимательный и неравнодушный читатель, ну а где же рассказ об афонских чудесах? Неужели всё было обычно? Нет, конечно, многое было необычно, чудеса были, каждый день афонского крестного хода достоин отдельного рассказа. Но главное чудо творилось не вне, а внутри крестного хода, чудо преображения душ его участников. Преодолевая свои амбиции и внутренние душевные неправды, превозмогая физическую усталость и внешние, кажущиеся непреодолимыми, обстоятельства, казаки каждый день, каждый час шли и шли по Уделу Пресвятой Богородицы, в единении друг с другом укрепляя дух, стремясь всей душой послужить Богу и Божией Матери, творя молитву к Ним за свой род, за своих близких, за всю нашу дорогую Отчизну, многострадальную Русь – Матушку и всех православных христиан. А что же они при этом чувствовали и переживали? Как охарактеризовать состояние, душевное и психологическое, после почти часовой братской молитвы перед Поясом Пресвятой Богородицы? А как после пения Богородице перед Её образом трогательных молебных песен на вершине горы Афон, где по преданию будет перед концом мира отслужена последняя Божественная Литургия на земле, и последующим в этот же день возвращением с иконой Пречистой Девы обратно в монастырь? После 14-ти часового подъёма и спуска, когда чудотворный Образ более 10-ти часов находится на твоей спине? Давно замечено: на Афоне посрамляется любая спортивная гордыня, это не место для горновосходительных рекордов! Здесь на вершину идут не тренированной плотью, здесь идут духом, духом братской любви, духом смиренным - «…духа смиренного Бог не уничижит». Позволю здесь сказать о себе, невольно вспоминая строчки песни Высоцкого: «…я счастлив и нем, и только немного завидую тем, у кого вершина ещё впереди». Так вот душа моя не завидовала, душа плакала, плакала непрерывно вплоть до возвращения с афонской земли, буквально омываясь слезами неземного счастья, прикоснувшись к Небу и какое-то время не теряя этого прикосновения. Слёзы по душе катились, не переставая, частенько материализуясь, и тогда приходилось незаметно их утирать с глаз, щёк и собственного носа, дабы не вводить в недоумение и не искушать ими окружающих. На Афоне ничего не происходит без воли Богородицы, кто там бывал – это прекрасно знает. Что бы ты не планировал – всё может измениться до неузнаваемости и реализоваться совершенно неожиданным образом. В данной казачьей экспедиции всё так и происходило, Богородица сама выстраивала наш путь, где-то его укорачивая, где-то удлиняя, где-то ускоряя нашу неповоротливость, а где-то притормаживая наше нетерпение. Господь, проповедуя в Палестине, без «мигалок» и свиты помпезных сановников, собственными ногами ходил по израильским пустыням, не имея, зачастую, «…где главу подклонить». Богородица, величайшая из рожденных на Земле – Мать Самого Бога, скромно потупив взор, ходила по Иерусалиму или ехала на ослике с Богомладенцем в Египет, спасаясь от царя Ирода. Вот и казачий крестный ход в трудах, без громких встреч с колокольным звоном, не зная, куда придёт завтра, шёл по Афону, а молва о русских казаках катилась по Святой Горе уже впереди их, особенно после восхождения с такой иконой на вершину Афона. Где бы Образ не появлялся, к нему на поклонение шли паломники и монахи всех национальностей. А когда крестный ход возвращался на материк, в городок Уранополис, на пристани икону наши русские паломницы по Греции встречали, стоя на коленях, слезами радости и умиления, а в храме городка до вечера слышалось молебное греческое пение перед русской иконой. А зачем, спросите вы, русская икона ходила по Афону? А затем, чтобы, приходя в православные приходы, в тюрьмы, школы, больницы нашей необъятной Родины, она приносила с собой АФОН, его благодать, ниспосылаемую Божией Матерью на приходящих к Её образу, АФОН, как лечебницу человеческих душ, а для тех, кто несёт крестным ходом икону – АФОН, как чистое, искреннее служение Богу! Александр Иваненко | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |