Понедельник, 00:07

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2012 » Ноябрь » 2 » Об одном частном суждении, или посмотрим на себя в зеркало

Об одном частном суждении, или посмотрим на себя в зеркало

02.11.2012 16:56
Об одном частном суждении, или посмотрим на себя в зеркало

Когда тебя нежно гладят по голове, не исключено, что это
не похвала, а проверка, в какую сторону она вертится…

В некоторых казачьих изданиях, в том числе и на сайте Казачьего центра, был размещен интересный материал - Фоторепортаж представителя московской Кубаньщины о фестивале "Казачья станица Москва". Автор материала высказал собственное суждение об организации второго фестиваля в Лужниках. Его мнение во многом совпало и с моими оценками увиденного, что тогда же, непосредственно на фестивале, я высказал в узком круге знакомых. Более того, тогда же с горяча я пообещал подготовить критическую заметку и честно говоря, был готов уже сесть за стол, когда задумался над вопросом: - А почему всё вот так произошло?

Поверьте, размышления и внутренняя полемика с самим собой о будущем казачества, в преломлении через увиденное на фестивале, заставили меня остановиться и взглянуть на всё произошедшее с позиции стороннего наблюдателя. Случайно или нет, я взглянул на зеркало и в голову пришла мысль о том, что этот злополучный фестиваль в Лужниках является отражением тех реальных процессов, которые ныне происходят в казачестве. Это же очевидно, просто задуматься об этом всем нам недосуг. Одни заняты решением неотложных государственных дел и задуматься о таких мелочах, как организация фестиваля, им просто некогда. Другие попросту не готовы к таким думам или же не желают задумываться, им так комфортнее жить, без напрягов и душевных переживаний. Кому-то, как говорят, хоть «…. в глаза, всё Божья роса», они целенаправленно и энергично гнут свою линию, укрепляя собственные позиции. Для них казачество, это лишь средство для достижения собственных целей. Говорить с ними о совести или стыде, в том числе и за произошедший конфуз, бесполезно. Найдется тысяча отговорок, тут же отыщутся крайние, но добиться того, чтобы у них покраснели уши от стыда – не получится. Да и нужно ли разбираться в том, что произошло? Именно это осмысление произошедшего остановило меня от заметки по вопросу организации фестиваля.

Однако, прошедший фестиваль видимо затронул некие наши душевные струны, всё же заставил многих казаков задуматься. Если промолчать сейчас, не попытаться проанализировать случившееся, такая ситуация может повторяться и повторяться.

Я не преследую целью кого-то опорочить или обвинить в чем-либо. Нет у меня ни права, ни желания судить кого-либо. Скорее, это личные размышления вслух, вызванные одним частным суждением по поводу данного события, в преломлении к зеркальному отражению.

Так что не понравилось в организации фестиваля? Большинство говорят - Всё! Следовательно, проблемы были заложены ещё на этапе организации мероприятия. Я не нашел открытых источников, в которых были бы указаны члены оргкомитета фестиваля, его концептуальная идея и цели, которые преследовались этим мероприятием. Что поделать, о прозрачности, а тем более об отчетности мы пока можем только мечтать. Поскольку фестиваль проводился за счет бюджетных денег, можно предположить, что в рамках ФЗ №94 столичное правительство вероятнее всего проводило соответствующий конкурс. Это обычная практика и не вызывает удивления.

Недоумение вызывает другое - неужели за двадцатилетие возрождения казачества ни одно ВКО, ни одна казачья организация, ни казаки-предприниматели не заработали грошей, которые можно было бы направить на организацию такого мероприятия? За свои-то кровные гроши со всех этих организаторов и массовиков – затейников спросили как положено и халтурить никому не позволили. А сейчас как с них спросишь, если деньги государственные, из бюджета? Вот в этом и заключается наша главная ошибка, которая практически повторяется постоянно. Столичные власти вместо того, чтобы закупить новые автомашины для скорой помощи или хворым детишкам купить лекарства, было вынуждено выделить из бюджета деньги для казаков, для их праздника. Мол, пусть казаки потешатся, если сами заработать для своего праздника не могут. Обидно? Конечно, обидно! Всем известно, если где-то что-то прибывает, то откуда-нибудь что-нибудь, непременно, убывает.

Почему столичные предприниматели проводят выставки-ярмарки за свои гроши, оплачивая своё участие? Вот глядят они на казаков и думают: - Чем же это таким-этаким казаки проняли столичное правительство, коль им и территорию и бюджетные деньги выделили на организацию праздника? Отчего такая любовь? И нет у них ответа, а тем временем налоги только и делают, что повышаются. И не могут налогоплательщики задать свой каверзный вопрос – Куда, на какие такие благие цели, насколько эффективно и результативно из городской казны тратятся их деньги? Так чего же сетовать на организацию праздника, деньги – то из городской казны, кого смогли подрядить - так и провели.

Здесь возникает вопрос о концептуальной идее и целях мероприятия. Хорошо, допустим организаторы оказались некудышные, но ведь им можно и нужно было подсказать, разъяснить – каким должен быть праздник, кого пригласить и на каких условиях, как удобнее и правильнее всё организовать. И тогда на первый план выступает вопрос об участии казаков и господ атаманов в организации праздника на этапе подготовки. Разве кто-то препятствовал пригласить из регионов самобытные самодеятельные коллективы, мастеров-золотые руки, песенников, народных умельцев? Я сомневаюсь, что существовал запрет на всё это. Просто никто не пожелал взять на себя ответственность за такую подготовку и по привычке воспользовались административным ресурсом – разослав по городам и весям разнарядку. Вот и приехали Дома культуры со своими рукодельницами и поделками, которые к казачьему быту отношения не имеют. Что смогли – то и наскребли. И то, Слава Богу, что люди приехали, потратили время и деньги на дорогу, могло оказаться и хуже, когда вообще никто не приехал бы. Так кто же виноват в том, что со всех 11 ВКО, СКВ и других казачьих обществ так и не смогли набрать достойных? Кто этим должен был заниматься? Чиновники? Организаторы? Или господа атаманы? С кого надобно спрашивать?

И на это есть ответ. Все мы проявили равнодушие и безинициативность. Опять нас подвела наша надежда на авось. Мол, и без меня умных голов хватает, чего выпячиваться, инициативу проявлять. И ведь такое положение повторяется всё чаще и чаще. Вместо настоящих самодеятельных коллективов приезжают профессионалы, не имеющие ни какого отношения к казачеству, кроме песенного репертуара. Более того, порою смотришь и диву даешься, как эти профессиональные коллективы «привязывают» к казачеству. Я полагаю так- если казаки и казачки собрались и создали коллектив- честь и хвала им. Если казачье община содержит их, помогает с костюмами, с поездками – честь и хвала им. Но когда ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, финансируемые за счет бюджета, профессиональные коллективы вдруг оказываются при казаках, на языке так и вертиться вопрос: - А в чем заключается участие казаков в деятельности этого коллектива? И ведь такая тенденция всё нарастает! Можно вообще ничего не делать, а только в нужный момент присоседиться и назваться для собственного пиара.

А по сути - от реального казачества там и нет ничего. Эта ситуация опасна тем, что ради конъюнктуры, сиюминутной выгоды размываются старинные устои, упрощаются дедовские обычаи, казачьи традиции перерастают в этно-шоу представления, что посторонним человеком воспринимается как действительные обычаи и традиции. Так можно скатиться в примитив и упрощенное представление о казачестве и казацкой культуре, а это чревато самыми негативными последствиями. Как природным самородкам пробиться, если о них никто не знает или знают только в своей округе?

Я не знаю, оплачивают ли профессиональным коллективам участие в мероприятии, вполне может статься, что действительно за выступления им платят. Но тогда возникает вопрос – за что казаки платят казакам? Насколько это морально и этично?

О подготовке к фестивалю господа атаманы знали ещё с лета. Знали, но ничего не делали для того, чтобы создать «СВОЙ», настоящий курень. В чем выражается самобытность каждого ВКО? Каким образом это можно выразить, донести до гостей? Вот здесь заложена вторая главная ошибка – нет у фестиваля концептуальной идеи, нет внятных и понятных целей, признанных всеми казаками. Оттого и пошел разброд и шатания, потому как каждый гнул свою линию, лишь ему одному понятную. Вместо того, чтобы рассказать о Войске, об общине, о традициях и обычаях, всё свелось к хаотичным перебежкам от куреня к куреню. Где гармоника громче заиграла, туда и побежали… А ведь хороший опыт- это выставка ВДНХ, где каждая Республика имела свой «дом», где рассказывалось об успехах и достижениях. Кажется, чего проще- воспользоваться хорошим опытом во благо всех… Вот так на протяжении двадцати лет казачество и кидает из стороны в сторону, то объединяя, то разделяя. Порой закодычные друзья становятся яростными противниками, до хрипоты доказывая свою собственную правоту, которая никому не интересна, а чаще всего – просто безразлична.

Сейчас стало модным ругать чиновников. Порою они действительно заслуживают этого, но если задуматься, то – всегда ли они виноваты? Вот, например, фестиваль. Худо- бедно, но благодаря поддержке чиновников проводится это мероприятие. А если оглянуться вокруг- сколько похожих мероприятий проводится в регионах, на уровне муниципалитетов. И деньги дают, и поддерживают казаков как могут, а нам всё не так, всё не этак. А как надо- мы порой и сами себе объяснить не можем. И денег на мероприятия у нас нет. Так чего же мы всё ругаем и ругаем чиновников? Если можешь сделать лучше- так делай, а не можешь, так хотя бы скажи спасибо тем, кто хоть что-то делает. Представим себе, что больше никакой помощи НЕ будет. Что тогда будет, какие проекты или идеи будут реализованы? Так чего же пенять на чиновников, если это всё - НЕ их жизнь, Не их помыслы, Не их думы. Они делают то, что могут и так, как это для себя понимают. Хорошо, если рядом окажется мудрый советчик, а если – прости Господи, дурак.

Привыкли мы ругать этих чиновников, а чуть что - обращаемся за поддержкой, ни чуть не стыдясь своей прошлой критики в их адрес. Ведь и законы приняли, и Концепцию со стратегией, и нормативно-правовые акты разные, а нам всё не так. Ну не нравиться, присядь, напиши так, как считаешь нужным, убеди казаков в своей позиции, докажи чиновникам правоту своих убеждений. Так ведь нет, критиковать оно проще, чем перелопачивать тонны бумаг, пытаясь докопаться до самой сути. Вот и получается, те кто по мудрее отходят в сторону и молчат, а наперед вылезают другие, не желающие кропотливо работать, а желающие громко заявить о своей правоте. Так и топчемся двадцать лет на одном месте, вытанцовывая странный танец…

Учет и контроль, эффективность и результативность, прозрачность и отчетность – вот что нужно сейчас всем нам. Я твердо уверен, без этого, всеобщий формализм и равнодушие нас всех погубят. И обратной дороги у нас нет.

А в заключении скажу одно – не понравилось мероприятие, давайте организуем альтернативное, своё, настоящее, казацкое. И никто нам ничего плохого не скажет. Только деньги из бюджета мы брать не станем….

Михаил Переславцев

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Текущие события | Просмотров: 2471 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: