Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2010 » Август » 28 » УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

28.08.2010 01:10
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Сегодня УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — последний двунадесятый неподвижный праздник церковного года (15 (28) августа). Ему предшествует двухнедельный пост. Из Нового Завета известно, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (см. Деян. 1, 14). Она жила в доме Иоанна (см. Ин. 19, 27) в Иерусалиме. События Ее последующей жизни неизвестны. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению Пресвятой Богородицы. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V в., но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII в.) уже знал сказание о том, что проститься с Пречистой Девой собрались все двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего Воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, — говорит он, — Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Kто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему Одному». Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее — лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. Веру в вознесение Пречистой Девы с телом разделяют как Западная, так и Восточная Церковь, но у католиков (с 1950 г.) она выражена в догматической форме.


Празднику Успения Богородицы посвящены многие русские соборы в Москве, Kиеве, Владимире и других древних городах. О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II в., а также фрески в катакомбах.

Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она — Заступница Усердная, Нерушимая Стена, Всех скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных. Она — Прибежище всех матерей мира, Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Kоторая среди испытаний хранила в сердце Божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения.

Первые изображения вознесения Марии были сделаны на саркофаге, находившемся в церкви Санта Энграсия в Сарагосе (начало IV в.), известен также барельеф VI в. в базилике Болнисский Сион в Грузии. Этот барельеф с вознесением Марии помещен напротив другого барельефа, изображающего вознесение Христа. Апокрифический рассказ, который связывается с именем св. Мелитона (II в.), на самом деле не старше V в. Это предание содержит подробности успения, воскресения и вознесения Божией Матери, которые Церковь осторожно отнесла к разряду сомнительных сведений. Св. Модест Иерусалимский в своем «Похвальном слове на Успение» весьма осторожен в подробностях. Он повествует о том, как апостолы издалека были приведены откровением свыше о явлении Господа, пришедшего, дабы воспринять душу Своей Матери, и, наконец, он рассказывает о возвращении Богородицы к жизни, «дабы телесно причаститься вечному нетлению Того, Kто восставил Ее из гроба и призвал к Себе Ему Одному ведомым путем».

Kлассический тип православной иконографии успения представляет Божию Матерь лежащей на смертном одре. Вокруг стоят апостолы, а посредине — Христос во славе, принимающий на руки душу Своей Матери. На некоторых иконах подчеркивается телесное вознесение: в верхней части иконы, над изображением Успения, изображена Божия Матерь, сидящая на троне, в мандорле (сиянии славы). На некоторых иконах изображается таинственное прибытие апостолов. Множество Херувимов на некоторых иконах окружает мандорлу Господа. Силы Небесные представлены шестикрылым Серафимом. На более поздних иконах встречается изображение эпизода с Афонией. Этому иудею Ангел отрубил мечом обе руки за то, что он дерзнул коснуться смертного одра Богородицы. Эта деталь апокрифического характера, которая присутствует в богослужении и иконографии праздника, должна напомнить о том, что конец земной жизни Божией Матери образует глубочайшую внутреннюю тайну Церкви, которая не потерпит ее осквернения: невидимая взорам внешних, слава успения Марии постигается только в свете внутреннего Предания.

По обычаю, на следующий день после Успения совершается служба погребения Богоматери, во время которой на середине храма полагают плащаницу Святой Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.

 

Текст взят из книги «Православие. Словарь-справочник» ДарЪ, 2007


Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Казак без веры - не казак | Просмотров: 1705 | Добавил: Герман_Мациевский | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: