22.02.2015 19:34 Прощеное воскресенье | |
В Церковном календаре последняя неделя перед Великим постом именуется Сырной седмицей. Она берет свое начало от палестинской монашеской практики. Иноки почти на весь период Великого поста расходились в пустынные места и проводили сорокадневный пост в одиночестве. К началу Страстной седмицы монахи приходили обратно в монастырь, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Каждый новый пост мог стать последним в их жизни, зная это, черноризцы просили прощения друг у друга перед расставанием. Отсюда произошла также традиция всю неделю вкушать молочную пищу даже в постные дни – среду и пятницу. Перед тяжелым аскетическим подвигом нужно было накопить силы. В старину на Руси в течение масленичной недели люди, не имея таких средств связи как сегодня, посещали друг друга, чтобы попросить прощения, примириться в преддверии Прощеного Воскресения. Француз Маржерет в начале 17-го века писал: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости»». Именно этим обусловлены масленичные гуляния на Руси, которые сейчас превращают в псевдо христианские, подчас, даже осуществляющие возрождение языческих традиций действа. Масленица заканчивается Прощеным воскресением. Даже при дворе московских государей существовал обряд прощения, который впоследствии вырос в сложную торжественную церемонию. Царь объезжал московские монастыри, «прощаясь» с братией, просил прощения у домочадцев и приближенных. В эти дни отпускали на свободу многих заключенных. В сам день Прощеного воскресения после Литургии Патриарх посещал дворец, спрашивая прощения у всех дворовых чинов. Вечером в Прощеное воскресение чин прощения совершался в Успенском соборе, после Государь отправлялся в Чудов и Воскресенский монастыри, в Архангельский и Благовещенский соборы, чтобы попросить прощения у гробов своих родителей. Масленичная неделя – это подготовка к посту перед Великим праздником Воскресения Христова. Каждый постится по совести. Если кто из братьев казаков не в силах соблюсти в полной мере пост в трапезе по причине каких-либо обстоятельств, или по состоянию здоровья, то духовный пост по силам всем. Мы должны примириться друг с другом, чтобы в духовной чистоте встретить Христово Воскресение, которое является прообразом общего воскресения из мертвых всех людей, живущих на Земле, когда Господь испросит у каждого ответ за все дела, совершаемые при жизни. Святые отцы, размышляя о необходимости поста, едиными устами восхваляют спасительное и благотворное действие постного подвига на христианскую душу: Общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте. Итак, никто не скорби, никто не являйся печальным, но ликуй, радуйся и прославляй Попечителя душ наших, открывшего нам этот прекрасный путь, и с великим весельем принимай его наступление! Да постыдятся эллины, да посрамятся иудеи, видя, с какой радостной готовностью мы приветствуем его наступление, и да познают самым делом, какое различие между нами и ими. Пусть они называют праздниками и торжествами пьянство, всякого рода необузданность и бесстыдства, которые обыкновенно при этом они производят. Церковь же Божия, вопреки им, да называет праздником пост, презрение (удовольствий) черва, и следующие затем всякого рода добродетели. И это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие, откуда изгнана всякая житейская пышность, где нет ни крика, ни шума, ни беганья поваров, ни заклания животных, но вместо всего этого господствует совершенное спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага. (святитель Иоанн Златоуст) «Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь — плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух. «Не упивайтесь вином… но исполняйтесь Духом» (Еф. 5, 18). Постись и молись — и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу. Имей простоту веры — и совершишь великие дела: ибо «все возможно верующему» (Мк. 9, 23). Имей тщание и усердие — и совершишь великие дела.» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский) С любовью о Господе в этот праздничный день испрашиваю прощения у собратьев священнослужителей, господ атаманов, братьев казаков и сестер казачек! Бог да простит, помилует и спасет всех нас! Аминь. Желаю успехов и помощи Божией на духовном поприще Великого Поста. Войсковой священник Центрального казачьего войска 22.02.2015г. | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||