Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Казаки Украины и России – пять главных отличий

Казаки Украины и России – пять главных отличий

22.03.2019 12:59
Казаки Украины и России – пять главных отличий

Попытки сравнения украинского и российского казачества предпринимались с давних пор и при этом редко были корректными. В последние же годы, когда все русское объявлено на Украине «враждебным», «неправильным» либо, наоборот, «украденным у украинцев», о каком-то объективном сравнении и речи быть не может. Однако мы все же попытаемся найти главные различия между теми людьми, которые в разные века в двух соседних землях именовали себя казаками.

Речь, естественно пойдет не о том, кто носил шаровары – а кто галифе с красными лампасами, и не о наличии или отсутствии на казацких головах «оселедцев» (с каковыми, если верить летописям, первыми стали красоваться еще воины Князя Киевского Святослава – общие предки обоих народов). Поговорим о вещах, так сказать, основополагающих и наиглавнейших.

Верность присяге

Российских казаков не зря называли в Империи опорой трона и порядка. В подавлении всяческих бунтов и заварушек в России они принимали самое активное участие вплоть до падения монархии, да и после такового десятками тысяч сражались и гибли за Белое движение. При этом нельзя не вспомнить о том, что два восстания самих казаков в свое время сотрясли Россию сильнее, чем все «крестьянские войны», вместе взятые. Речь, естественно, о событиях, связанных с именами Степана Разина и Емельяна Пугачева. Бунтовать казаки умели, да еще как! Но…

После принесения Донским казачеством присяги на верность Государю с крестным целованием ни о каких заговорах и бунтах в нем и речи быть не могло! Слово – Е.П. Савельеву, автору книги «Древняя история казачества»: «Донское войско … как народ прямой, непосредственный и честный и притом искренне религиозный, старалось по мере сил выполнять принятые на себя обязательства. Всякое малейшее нарушение данной клятвы, даже в отдельных случаях, считалось великим преступлением, позором для всего войска…»

Украинские казаки были в этом отношении полной противоположностью своим русским собратьям. Антиподами, можно сказать! С кем только они не заключали договоров «о вечной дружбе», кому только не клялись в верности, и каким только правителям не присягали… Чтобы потом нарушить все собственные клятвы при первой же подвернувшейся возможности. «Патриотические» историки Украины могут сколько угодно твердить о том, что гетман Мазепа был анафемствован Православной церковью за то, что «хотел сделать Украинцу свободной» (что само по себе – бред, ибо Мазепа просто продавал ее королю Швеции!). Но правда заключается в том, что церковному проклятию гетман был предан за измену не царю, а как раз данной ему клятве, считавшейся в те века абсолютно нерушимой – крестного целования. Эта клятва, собственно говоря, давалась не Государю, а Богу – отсюда и наказание.

Впрочем, подобное «вольное отношение» к взятым на себя обязательствам (вечным и нерушимым, а как же!) украинские казаки проявляли не только с Государями России, но и Речи Посполитой, а также прочими европейскими монархами. О всяких там ханах и султанах вообще говорить нечего. Эти парни были настоящими «хозяевами своего слова»: сами давали – сами и обратно забирали…

Сотрудничество с иноземными завоевателями

Из предыдущего пункта плавно вытекает следующий – пособничество разнообразным чужеземным ордам и, говоря в современных терминах, «военное сотрудничество» с таковыми. Уже упомянутый выше Мазепа со своим запроданством шведскому королю Карлу – пример общеизвестный. Гораздо меньше историки любили вспоминать (особенно в советские времена, дабы не рушить «дружбу народов») о той страшной и кровавой роли, которую украинские казаки сыграли в Смутное время, совместно с поляками грабя, убивая, насилуя и сжигая все, что только можно на Руси. Их орда под предводительством Сагайдачного и Дорошенко бесчинствовала от Путивля (сейчас – территория Украины) до Москвы, оставив по себе жуткую и позорную память.

Еще меньше сказано о том, что потомки считающихся «эталоном» украинского казачества запорожцев долгие годы, точнее – века, усердно и прилежно служили Османской империи. И отнюдь не занимаясь хлебопашеством. Казаки так называемых Второй и Третьей сечи, основанных на территории Турции ренегатами, участвовали в русско-турецких войнах на стороне Оттоманской порты, и под ее же знаменами подавляли восстание в Греции в 1821 году, пролив реки православной крови.

На совести русского казачества имеется лишь одно позорное пятно – сотрудничество с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Тут уж ничего не попишешь – как бы не пытались некоторые историки подводить под эту гнусность «базу» в виде мести за «расказачивание» и прочие жестокости, творимые большевиками на тех же Дону и Кубани, оправдания сотрудничеству с фашистами быть не может никакого и никогда. Впрочем, подчеркну еще раз – русские казаки (да и то – далеко не большинство их) оказались под вражескими знаменами единожды. Для украинских это было совершенно нормальной практикой.

Наемничество

Неудивительно, что при таком отношении к морали самым, что ни на есть обыденным делом для украинских казаков было наемничество. Русское казачество воевало за Веру, Царя и Отечество. Могло воевать даже между собой… Но, исключительно за деньги – никогда! Не были русские казаки наемниками. Украинские же «лыцари» отметились по всей Европе и за ее пределами. Причем даже на этом поприще они умудрились снискать, мягко говоря, не самую лучшую славу.

Войны в Саксонии, Люксембурге, Франции, Австрии, на Балканах и в Молдавии – далеко не полный перечень мест, где украинские казаки выступали в качестве «солдат удачи». При этом девизом их было – «Казаки в долг не воюют!» Стоило кому-то из нанимателей задержать выплаты, или же выдать слишком маленькую, по мнению казаков, сумму, как те преспокойно бросали войну и отправлялись по домам. Но это – в лучшем случае! Запросто могли и на сторону противника перейти.

Именно так поступила половина казаков, нанятых на Украине кардиналом Франции Мазарини для войны с засевшими в Ла-Рошели гугенотами и их союзниками – испанцами. После взятия Дюнкерка, обидевшись на нанимателя (вроде бы «кинувшего» их с деньгами), половина «лыцарей» вернулась по домам, а вторая … переметнулась к испанцам. Те, как видно, платили неплохо, и по свидетельствам некоторых историков, украинские казаки воевали на их стороне против французов еще лет десять.

При всем при этом, превозносимые кое-кем боевые качества казаков-наёмников были более, чем сомнительными. Будучи, по сути своей, не более чем иррегулярной легкой кавалерией, дисциплину и выучку они имели, говоря по-нынешнему, «ниже плинтуса», зато склонностью к мародерству и грабежу отличались необычайной.

Родная кровь

Как бы не драли отнюдь не отличавшиеся кротостью нрава и мягкостью характера русские казаки собственных «революционных» соотечественников нагайками, случаев массового пролития ими крови таковых до Гражданской войны, в общем-то, не было. Ну, разве что, за исключением все тех же бунтов Разина и Пугачева. Впрочем, это тоже, можно сказать, были гражданские войны в миниатюре… В особой жестокости русское казачество упрекают разве что по отношению к «инородцам» и «иноверцам».

Совсем не то казаки украинские. В свое время они особо любили «резвиться» на территории нынешней Белоруссии, входившей тогда, кстати, как и Украина, в состав Речи Посполитой. Казацкие атаманы Кошка и Куцкович, вообще-то отправленные польским королем в поход против Швеции, взяв штурмом, разграбили Витебск и Полоцк. Кстати, несколько ранее в тех же землях чумой прошелся другой атаман – Северин Наливайко, начисто разоривший Могилев. Зверства и бесчинства, творимые украинскими казаками в белорусских землях, заставили тогдашних летописцев заклеймить их определением «хуже татаровей».

Для того чтобы забрать эдакую «пальму первенства» у татар, считавшихся «абсолютными чемпионами» по грабежу и насилию не только на Руси, а и в Европе, нужно было очень постараться. Кстати, с самими татарами у украинских казаков была (по крайней мере, в определенные периоды истории) тесная и взаимовыгодная дружба. Большинством побед над поляками Богдан Хмельницкий обязан именно татарам – при этом в качестве трофеев угонявших в рабство и жителей Украины. Впрочем, доставкой в Крым невольничьих караванов не брезговали и некоторые казаки – исторических свидетельств тому предостаточно...

За Веру и Отечество

а протяжении всей своей истории украинское казачество, особенно – запорожское, неизменно провозглашало себя «опорой и защитой Православной церкви». Во всяком случае, именно этим оправдывались совершенно невообразимые зверства, творимые его представителями в отношении евреев и католиков. Широко известны случаи убийства украинскими казаками католических священников и монахов, которых впоследствии даже запрещали хоронить, как полагается. Однако, это лишь одна сторона медали...

В отношении православных храмов и духовенства «лыцари» творили те же самые жуткие вещи. Разграбление ими церквей и расправы над священниками отмечены на всем их кровавом пути. Казаки Дорошенко в Смутное время проделывали это по всей Русской земле, где прошлись, а с татарами украинских казаков сравнил как раз белорусский священник. Наверняка, знал, о чем писал. Участие в войнах с единоверцами на стороне страшнейшего врага Православия – османской империи и резня вместе с ее янычарами православных греков также говорят о многом.

Роль русского казачества в истории России кому-то может показаться неоднозначной и иногда противоречивой. Однако бесспорным является то, что именно русское казачество своей кровью добыло для России многие земли – Сибирь, Урал, Дальний Восток, веками стояло на страже ее рубежей на Юге и Кавказе. Украинское казачество не то, что не принесло породившей его земле ни малейшего приращения – оно ее едва не погубило окончательно. Страшнейший период с 1657 по 1687 год, названный в украинской истории «Руина», был порожден именно безумной жаждой власти гетманов – предводителей украинского казачества. За это время их, присягавших то России, то Польше, то Турции, сменилось полтора десятка. На территории Украины разграблено и разрушено было все что можно, а человеческие жертвы вообще не поддавались исчислению…

В итоге украинское казачество окончательно выродилось в откровенную банду, носившую имя Запорожской сечи и совершенно справедливо ликвидированную императрицей Екатериной ІІ. К истинному служению Отчизне в условиях нормального, цивилизованного государства оно оказалось просто неспособно. Наверное, в этом и состоит главное отличие украинского казачества от русского…

Автор: Александр Неукропный


Источник: https://topcor.ru/2092-kazaki-ukrainy-i-rossii-pjat-glavnyh-otlichij.html

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 1444 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
Мы свою историю знаем. Никто не просил сравнивать и выравнивать. Только враг может подсунуть такую цидулю. Во мне запорожские корни ( деды писались Безпятые) и донские - хоперские. Мы линейцы Кубани с Черноморцами одной крови. С правнуками Атамана Дорошенко жизнь армейская сводила. Дружба эта до гробовой доски. Мы один народ. Мы все и казаки, и козаки , милостью Божьей один народ.

1   [Материал]
Прочитал статью. Она откровенно провокационная, вбивающая очередной клин между казаками.
На фото (явно подобранных) якобы казаки Украины отображены, как откровенная махровая банда, маргинального типа. Но мы знаем, что это скорее всего не казаки, а какие- нибудь, реконструкторы или национально настроенные псевдо- украинские патриоты. А возможно просто ряженные. Точно такие же каких и по сей день полным полно в Росии матушке. Еще не так давно каждый уважающий себя казачий ресурс считал обязанностью и необходимостью вести ветку с названиями: "Ряженные" "Казачий цирк" и т.д
Только только начало происходить частичное очищение казаков в России от такой же шелухи которая изображена на фото.
Касаемо материала то же самое. В нем лишь негатив на Украину и как противовес все хорошее от нас. Только лапшу вешать не нужно, история не так однобока как написано в статье. Много славных дел делали вместе запорожцы и донцы.Всякое было. А малоросийские корни в Кубанском и Терском войсках И в других. С этим что делать? У нас общая история и общие корни.Нужно думать как скреплять отношения.
Это вредительство .Хватит стравливать народы прикрываясь ура-патриотизмом. Нацистов краиних радикалов и подобную нечесть конечно нужно бить нещадно , но этот метод сомнителен. У нас своей нечести выше крыши.

Имя *:
Email *:
Код *: