26.09.2013 10:11 Нужна холодная голова | |
– Полтора года назад Вы возглавили Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. А ранее занимались вопросами казачества? Только боль за происходящее Всё с точностью наоборот. Выступая в своих статьях с позиций русского национального самосознания, автор прекрасно осознаёт, что без православия и РПЦ удержаться русскому населению на Ставрополье в ближайшей исторической перспективе задача просто нереальная. Искренне огорчает тот факт, что никто из многочисленных комментаторов не отреагировал на приведённые в статье цифры о гибели за последние годы в СКФО тысяч людей в результате терактов и вооружённых столкновений. Полное онемение сострадания, а также инстинкта самосохранения? Не знаю. Но точно знаю, что такое отношение к смерти людей, созданных по образу божьему, – не в православных традициях. Политический диалог возможен Для продолжения взвешенного разговора необходимо сразу определиться, что каноническим главой РПЦ, в отличие от католической церкви во главе с Папой Римским, является Иисус Христос. Как известно у нас по Конституции церковь отделена от государства, но отделить её от общества невозможно. Тем более у нас в крае, который граничит с республиками, в которых у высоких чиновников в кабинетах рядом с Путиным и Медведевым соседствует портрет местного шейха. А сам чиновник является его мюридом, т.е. беспрекословным учеником. Учёные и эксперты утверждают, что процесс политизации религии по всей стране, и особенно на юге России, неизбежен. Поэтому полемика со священнослужителем, в том числе и православным, заявившем себя на политическом поле, не является подрывом устоев РПЦ, как и православный священник в политике далеко не всегда является субъектом божественного откровения. После того как было варварски разрыто Успенское кладбище в Ставрополе для вроде бы благого дела – строительства православной гимназии, у бывшего политизированного члена Общественной Палаты РФ, ставропольского архиепископа Феофана духовных чад поубавилось, а вскоре и самому ему пришлось отбыть в далёкий Челябинск. Вера – дело интимное. На исповедь к любому не пойдёшь. В далёкие времена наши православные предки своих священников выбирали. «Аксиос», – провозглашали они, что значит «достоин». Кстати, казаки эту традицию сохраняли долго. По скандалам мы впереди всей страны Ставрополье, житница и здравница, при последних губернаторах и так прославилось на всю страну своими скандалами. Но то, что произошло на круге Терского казачества 14 сентября в Ессентуках, – беспрецедентный случай. Губернатор Ставрополья В. Зеренков объявил его казачьим краем, а себя – потомственным казаком в пятом поколении. На Северном Кавказе это серьёзное политическое заявление. В таком крае все процессы, связанные с казачеством, должны быть под пристальным вниманием серьёзных экспертов и политологов. После объявления епитимьи Председателем синодального отдела РПЦ по взаимодействию с казачеством, Митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом атаману Терского войска С. Клименко, да ещё с требованием оставить должность на 40 дней, духовные чада – реестровые казаки – взроптали. Да так, как это умеют делать именно казаки. Либеральная пресса зашлась в заголовках и язвительных комментариях: православного владыку освистали казаки, хорошо, что не в рогожу завернули по старинному казацкому обычаю! РПЦ, и без того переживающая нелёгкие дни, получила ещё один информационный удар. Да ещё в ходе круга казаков, которые веками заработали право называться рыцарями православия. Как такое могло произойти? Или казаки религиозную дисциплину потеряли, или политизация владыки перешла некоторую дозволенную грань, или – и то, и другое. Сначала закон, потом эмоции Попробуем разобраться. Ни в одном государственном федеральном документе, регламентирующем деятельность российского казачества, нет ни слова о религиозной принадлежности казаков. Более того, «Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года» гласит: «Российское казачество исторически имеет многонациональные корни. Важным фактором… должно стать привлечение к государственной и иной службе российского казачества, представителей различных национальностей…». Такая формулировка тем более не содержит в себе ограничений по конфессиональной принадлежности. Закон от 5 декабря 2005 г. № 154 «О государственной службе российского казачества» приближает казаков к категории государственных или муниципальных служащих, в которой конфессиональная принадлежность казака не оговаривается. И Федеральный закон, и «Стратегия…» написаны в полном соответствии с Конституцией РФ, разделяющей церковь и государство. Поэтому епитимья, с точки зрения российского законодательства, наложенная на служивого казака, есть просто отход от конституционных норм. Нормы взаимодействия казачества и РПЦ, основанные, подчёркиваю, только на казачьей исторической традиции, появляются в Уставе Терского казачьего войска. Они закреплены всего в трёх его пунктах. «37. На открытие войскового круга Терского войскового казачьего общества приглашается уполномоченный представитель религиозной организации Русской Православной Церкви. Открытие заседания войскового круга Терского войскового казачьего общества может сопровождаться проведением религиозных обрядов, уполномоченным представителем Русской Православной Церкви. 51. Войсковой атаман избирается войсковым кругом сроком на пять лет… получивший благословение уполномоченного представителя религиозной организации Русской Православной Церкви. 54. Избрание войскового атамана может сопровождаться проведением религиозных обрядов уполномоченным представителем Русской Православной Церкви в соответствии с историческими традициям терского казачества». Исключительно на вере! И всё. Ни о каких уставных правах священнослужителей РПЦ, влияющих на решения казачьих кругов, в Уставе ТКО не сказано. Тем более Устав не регламентирует наложение каких-либо религиозных санкций на казаков. Взаимоотношения представителей РПЦ и казачества строятся исключительно на вере и моральном авторитете священнослужителя. Может быть, Устав Синодального комитета по взаимодействию с казачеством РПЦ, образованный в 2010 году, наделяет его председателя какими-то особенными правами по отношению к казакам? Ничуть не бывало. В уставе записано: «1.6. Комитет не участвует в деятельности политических партий и политических движений. (Т.е. деятельность недавно созданной Казачьей партии РФ (КаПРФ) находится вне компетенции синодального комитета. – Здесь и далее прим. авт.) 2.1. …Задача Комитета заключается в осуществлении и координации деятельности Русской Православной Церкви, её диалога и сотрудничества с казачьими обществами и общественными объединениями казачества (а не руководства ими). 2.2.3. …Координирует и направляет деятельность привлечённых к работе с казачеством священнослужителей (здесь его полное право). 2.2.7. Проводит постоянный мониторинг участия членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр Российской Федерации, включая их семьи, в религиозной жизни соответствующих приходов Русской Православной Церкви в целях выработки соответствующих предложений по оптимизации процессов духовного окормления данной группы населения Российской Федерации». (Т.е. оптимизация… окормления других групп казаков-общественников в задачи комитета не входит.) Этот пункт явно не состыковывается с заявлением Владыки Кирилла о том, что «принцип равного окормления всех казаков (т.е. и казаков нереестровых) нашёл своё отражение в создании Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и распоряжении о закреплении священников за каждым казачьим обществом, что и сделано по всей стране…» (газета «Православная Осетия», № 9 (125), 2011 г.). По крайней мере, за Кавказской Казачьей Линией такой священник не закреплён. Закулисы круга Какие причины заставили столь авторитетного архиерея РПЦ преступить границы дозволенного светскими законами, собственным уставом и Уставом ТКО, пойти на конфронтацию со значительной частью терского реестрового казачества? Причём в его выступлении более преобладал приобретённый казачий дух, чем положенное по сану смирение. Ведь Его Высокопреосвященство не мог не знать о настроениях казаков, собравшихся на круг, и тех событиях, которые этому кругу предшествовали. Тем более когда представители светских властей всех уровней, которые год назад согласовали кандидатуру С. Клименко, предпочли не явиться на круг. Необходимо напомнить, что 8 сентября 2012 г. на отчётно-выборном круге, наделившем атаманскими полномочиями С. Клименко, присутствовали: заместитель полпреда в СКФО Ю. Олейников, член Совета по делам казачества при Президенте РФ А. Ярин, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и несколько краевых начальников. «Бардак»? От кого? Попробуем проанализировать выступление владыки на круге. Слово «бардак», которым Владыка Кирилл «окрестил» состояние Терского войска, было полностью комплиментарно более интеллигентной оценке этого же явления, которую дал С. Клименко на сходе казаков 8 июня в Лермонтове, оценивая работу своего предшественника. Никого эта оценка тогда не удивила, хотя в президиуме был полный набор и присутствовал сам владыка Кирилл. Но как можно было за полгода навести порядок там, где «бардачили» 15 лет? В войске переругались. Кому же понравится, что казачью верхушку начали оттаскивать от привычных кормушек. Не создана молодёжная организация казаков? Но ведь 15 лет её тоже не было. Тем не менее эти претензии ещё можно было как-то понять. Чужой игрок Но когда владыка заговорил о конфронтации нового атамана и его окружения с аппаратом полпреда, он явно заиграл на чужом светском поле, и казаки это сразу почувствовали. С этого момента православный иерарх стал просто игроком команды полпреда А. Хлопонина, с которым ни канонически, ни экономически, ни ещё как-то он не должен быть связан. Может быть, только приятельскими отношениями с главным федеральным инспектором аппарата полпреда в СКФО Сергеем Ушаковым, недавно назначенным на эту должность. На том же сходе в Лермонтове Клименко позволил себе слегка покритиковать полпреда, но президиум на это также никак не среагировал. И тут владыка в запале на круге в Ессентуках обронил… Вот, дескать, если бы я заранее знал, какую резолюцию С. Клименко приготовил на сход, то не пришлось бы сегодня так выступать против него. А с чего бы это? Ведь в резолюции речь шла не о строительстве православных храмов, а об экономической базе Терского войска, без которой казаки остаются пасынками не только в соседних республиках, но и на самом «казачьем» Ставрополье. Что же так встревожило аппарат полпреда и почему анафема С. Клименко прозвучала из уст председателя правительства Ставропольского края Ковалёва только через полтора месяца, мы расскажем в следующем номере. Реванш, который добьёт всех А пока на сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством РПЦ появилась информация такого содержания. «19 сентября 2013 года состоялось заседание Епархиального комитета по взаимодействию с казачеством Ставропольской и Невинномысской епархии, на котором члены комитета осудили деятельность войскового атамана ТВКО Клименко С.А., который фактически привёл к расколу Терское войско… Также протоиерей… представил на заседание рапорт от 16 сентября 2013 г. на имя атамана СОКО ТВКО Фалько А.Н. от атамана Изобильненского РКО Шатерникова В.В., в котором говорится, что принятое решение круга недействительно из-за грубых нарушений Устава ТКВ и традиций казачества». Организация реванша, как говорится, налицо. Раскол в Терском войске набирает силу. Кому он так необходим? Не пора бы подумать холодной головой о его последствиях для Ставрополья и всего российского казачества. Ведь Терское казачье войско фактически в походе… Сергей ПОПОВ, госсоветник РФ 2 класса, секретарь Межконфессионального совета при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО (2002–2009 гг.) | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||