Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2011 » Август » 31 » Святыни Кубанского казачьего хора

Святыни Кубанского казачьего хора

31.08.2011 10:55
Святыни Кубанского казачьего хора
В бой и на парад казаки ходили со знамёнами и хоругвями. Символы веры и мужества, доблести и славы были в особом почёте у наших предков, дорожат ими и артисты Государственного академического Кубанского казачьего хора, ведь истоки этого прославленного коллектива восходят к Войсковому певческому хору Черноморского казачьего войска. 14 октября 2011 года ему исполняется 200 лет. В ходе подготовки к юбилею было решено учредить памятное Знамя, изготовленное в исторических геральдических традициях – с иконами и надписями древнеславянским шрифтом.

Следуя старинным российским традициям, когда знамя полка к древку прикреплял сам Российский Император, когда рождение нового знамени обставлялось особо торжественной, запоминающейся церемонией, коллектив Кубанского казачьего хора подготовил своеобразный предъюбилейный праздник, который приурочил к 4 декабря 2010г. – дню Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В этот день и состоялась церемония крепления к древку полотнища учрежденного Знамени  коллектива — в преддверии 200-летнего юбилея Государственный академический Кубанский казачий хор обрел новую святыню. В этой церемонии приняли участие как артисты коллектива, так и многие друзья и соратники хора по Кубанскому казачьему войску, поскольку в коллективе создано хуторское казачье общество «Кубанский казачий хор» во главе с атаманом, казачьим полковником, художественным руководителем В. Г. Захарченко. Таким образом, это Знамя — ещё и Знамя данного казачьего общества.

Церемония крепления полотнища Знамени к древку это не только крепление материи, это – скрепление истории традиций, скрепление со всем казачьим братством. Каждый, кто вбивает гвозди в древко, вкладывает в будущее Знамя свои мысли, совесть, честь, энергию. Через всё это Знамя оживает, а когда пройдёт освящение, тогда Знамя окончательно станет живым. Во время церемонии был составлен специальный Акт, в котором каждый участник действа расписался, затем Акт и молоток, которым вбивали гвозди, были переданы на хранение в музей истории Кубанского казачьего хора.

Знамя хора отвечает всем требованиям вексиллографии. За образец взяты исторические знамена 19 века, вручавшиеся Российским Императором казачьим войскам, ополченцам, воинским формированиям и иным структурам. С одной стороны на Знамени изображен знак-эмблема Кубанского казачьего хора, учрежденная ещё 100 лет назад, и девиз хора: «Во славу Кубани, на благо России!», а с другой — надпись «В память 200-летнего юбилея Кубанского казачьего хора» и икона Покрова Пресвятой Богородицы – самая почитаемая в православном казачестве и являющаяся покровительницей коллектива.

Образ этой иконы также неслучаен: он взят с древнего аналога, представляющего собой так называемый образ Иконы Божией Матери Покровской «С казаками». Подлинник этой иконы, на которой изображены запорожцы во главе с последним кошевым атаманом Запорожской Сечи Петром Калнишевским, находился в Покровском храме Запорожской Сечи, а ныне хранится в Днепропетровском национальном историческом музее. А современное изображение написано иконописцем Сергием из Тверской области по просьбе казаков Кубанской казачьей общины в Москве. Таким образом, эта икона также утверждает преемственность кубанского и запорожского казачества.

Праздник Покрова — 14 (1) октября - всегда отмечался в Кубанском казачьем хоре как Праздник хора. В этот день в 1974г. состоялось еще одно знаковое событие в истории коллектива - его руководителем стал В.Г. Захарченко. Ко Знамени Кубанского казачьего хора прикреплена орденская лента ордена Дружбы народов, которым награжден коллектив. Сверху древка - навершие с изображением двухглавого орла, исторического символа Российского Государства. Тем самым подтверждается, что казаки Кубанского казачьего хора несут государственную службу по сохранению нашего культурного наследия. Ведь в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 ноября 2008г. № 910-п Государственный академический Кубанский казачий хор отнесен к особо ценным объектам культурного достояния Краснодарского края в области традиционной народной культуры.

Сегодня хор возвращается к своим истокам: как известно он изначально создавался по инициативе войскового протоирея Кирилла Россинского как певческий коллектив для участия в богослужениях в Войсковом храме Черноморского (позднее — Кубанского) казачьего войска.

В августе 1995г. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных литургиях. После окончания одной из служб Святейший, обращаясь к артистам хора, сказал: «Исполнением духовной музыки, а также народных песен и патриотической музыки вы великое дело делаете». Таким образом, Кубанский казачий хор стал единственным светским профессиональным хоровым коллективом, который допущен к богослужениям в храмах.

1 сентября 2010г. в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря хор принял участие в Божественной литургии, которую отслужил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.  По завершении литургии Предстоятель выразил хору благодарность и заключил её словами, исполненными глубокого смысла: «Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор — таким же слаженным должно стать российское казачество!». Святейший Патриарх благословил коллектив хора на участие в Богослужениях и на труды по достойной встрече 200-летнего юбилея.

1 сентября 2011г. в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва) Кубанский казачий хор вновь будет участвовать в Божественной литургии, которую отслужит Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии (Поярков Владимир Кириллович) в ознаменование главного праздника православного казачества. Божественная литургия будет проходить в присутствии первообраза Донской иконы Божией Матери (XIVв.), доставленного из Третьяковской галереи в обитель.

Владыка Ювеналий вручит хору от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Памятную хоругвь в честь 200-летия прославленного коллектива и совершит чин освящения этой Хоругви и Знамени Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Знамя и Хоругвь Кубанского казачьего хора были с любовью изготовлены мастерами специализированного предприятия «Символъ» из г. Кропоткин, Краснодарский край, которое возглавляет генеральный директор С.Г. Бабенко (www.simvol.ru).

Отныне Знамя и Хоругвь Кубанского казачьего хора станут великими регалиями нашего коллектива. Регалии были для казаков Кубани зримым символом высшей ценности – войска и неотделимой от него возможности быть казаком. Драгоценнейшими, заветными сокровищами назвал их наш замечательный историк И.Д. Попко.

Поэтому наши Знамя и Хоругвь — символы нашего единства и принадлежности к многовековой истории казачества и к 200-летней истории Кубанского казачьего хора. С этими реликвиями, утверждающими историческую преемственность коллектива с Войсковым певческим хором Черноморского казачьего войска, Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор вступает в третье столетие своего творчества.

Начало Божественной литургии в Донском монастыре 1 сентября 2011г. в 8.00 ч.

Контакты: (861) 262-46-11, 967-655-23-27 (Соловьёв А.А.).
Адрес Донского монастыря: г. Москва, Донская пл. 1-3, метро «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода повернуть направо, пешком вдоль по ул.Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены – до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади.

Приглашаем Вас принять участие в нашем торжестве!

С уважением,
заместитель директора
Государственного академического
Кубанского казачьего хора          А.А. Соловьёв

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Кубанское казачье войско | Просмотров: 4506 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 10
4   [Материал]
Владимирович, в становлении данного хора в 1811 году принимали участие лишь Черноморцы, в силу того что до 1860 ККВ не существовало вообще. До Усть - Лабинска как известно шла Черномория где колонизующим элементом всегда были малороссы, у линейцев перевес был за великороссами. В Черномории население представляло в этом отношении однообразую компактную группу, на Старой Линии в состав войска вошли довольно разнообразные элементы, связующим звеном для которых послужил великоросс. Тут были и донцы, и хоперцы, и казаки бывшего Екатеринославского войска, и отставные солдаты, и великорусские и малорусские крестьяне. Певучесть же "хохлов" явно отличалась от остальных, поэтому и набирали "солистов" с черноморских станиц. И между прочем... В Государственном архиве Краснодарского края были найдены документы, в которых рассматривается дело по поводу зверского убийства деникинцами казаков станицы Пашковской( теперь окраина Краснодара), только за то, что они распространяли литературу и песни на украинском языке.

ИЗ АРХИВА;
"Первым в Черноморском войске учрежден был войсковой певческий хор. Но особенно сильно любили запорожцы церковное пение, доставлявшее им истинное и ни с чем не сравнимое наслаждение. С этой целью в Сичи, при церкви Св. Покрова, у них было заведено даже особое училище для церковных певчих, управляемое начальником кошевого духовенства. В нем, по свидетельству очевидцев, считалось до 30 взрослых певчих и казаков и более 50 школьников, имевших даже свое особое куренное управление и особого атамана. Туда поступали дети малороссийских казаков, имевших родных в Сичи, или мальчики, захваченные запорожцами при набегах на Польшу и Молдавию.
Сичевые монахи, исполнявшие церковные требы на Запорожье, считались весьма просвещенными, и к ним не только из запорожских паланок (округов), но из всей Украины присылали детей для обучения грамоте и, в особенности, церковному пению, коим тогда славились Сичевые церкви.
Эту же любовь к музыке и пению запорожцы перенесли с собою и на Кубань, куда они переселились по воле ВЕЛИКОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ в 1792 году.
Войсковой протоиерей о. Кирилл Россинский, крупнейшая и выдающаяся личность в истории войска того времени, заботясь о благолепнейшем богослужении в войсковой соборной церкви, первым подал мысль об учреждении войскового певческого хора. В своем ходатайстве от 2 августа 1810 года он просил Черноморскую войсковую канцелярию учредить этот хор, отпустив вместе с тем на его содержание 1 тысячу рублей из войсковых сумм, так как доходы церковные, по своей незначительности, ничего не позволяли уделить на это.
Войсковой атаман генерал-майор Бурсак с готовностью отозвался на это благое дело и предложил войсковой канцелярии совместно с протоиереем Россинским выработать положение и смету на содержание хора.
13 декабря 1810 года Черноморская войсковая канцелярия представила эти штаты и смету на содержание хора Одесскому и Херсонскому генерал-губернатору генерал-лейтенанту Дюку-де-Ришелье, а последний, вполне одобряя это желание войска, предложением своим от 18 января 1811 г. на имя той же канцелярии утвердил эти штаты с отпуском на них денег из войсковых сумм.В сентябре 1861 года войсковой певческий хор при проезде через гор. Екатеринодар ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II-го удостоился исполнять в присутствии ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА некоторые песни, преимущественно малороссийские, за что был осчастливлен МОНАРШИМ вниманием и одобрением, причем ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО соизволил милостиво отметить стройность пения войскового хора и выдающиеся голоса, имеющиеся в хоре.

Александр, все правильно ты написал, и твои высказывания поддерживаю!!! Но все верно написано по Черноморскому войску, до 1864г. И хора черноморского войска. После образования ККВ, ситуация не много изменилась. Я не умаляю достоинств и родоначальников ККхора, и его особых заслуг в становлении его. Но хочу сказать, когда стал ККВ, тогда в него начали включат не только репертуары из песен Черноморцев и Запорожсцев, а и инших казачьих войск...

6   [Материал]
Это с ких пор донские, уральские, терские, оренбургский и т.д. казаки стали великоросами, а также дейнеки козаками?

7   [Материал]
Стех пор как там поселилиясь и приписались к ним.А лучшее тому подтверждение физиономии и фамилии. А не по "удостоверению казака" как сейчас.

8   [Материал]
Обидеть хочешь, брат. Не надо грязи про других. Приезжай в Новочеркасск вечером выйди да и крикни про великороссов, только не взыщи потом на доказательную базу собравшихся на крик хлопцев. Может кто и не тот прописался, но долго такой не задерживается. Да и казаки на том стояли что постоянно кровь добавлялась, а те кому казачья жизнь чужда долго не задерживались. Да и за версту видно не тех людей. Знаю, примеры когда таким на Дону фуражки на крест и порты на ленточки резали, чтобы впредь было неповадно чужую одежду носить не будучи казаком ни по крови, ни по натуре.

9   [Материал]
Один уже зам мэра Новочеркасска крикнул... так первым его атаман и здал. А КАЗАКИ ТО ГДЕ?
Обидеть казака теми словами я не могу. а что мужик может обидется, так на ём воду возят, и не че,стерпится.

10   [Материал]
А я и не обижаюсь, я про то что называть казаков великороссами некрасиво, особенно здесь - между собой. Меня это несколько коробит. А что до людей то они обычно на суть смотрят, а политика дерьмецом всегда попахивала.
Ответ: Пахно; Я не виноват, если кто-то, что-то читает не внимательно.

По моему Евгеньич ты перегибаешь палку.. Как известно в становлении Кубанского казачьего войска принимали участие не только Черноморские казаки, а так же казаки линейцы, хоперский полк, казаки линейцы, 500 казачьих семей было переселено с Уральского казачьего войска и Оренбургского казачьего войска... Вот эта смесь и стала называться Кубанским казачьим войском. Еще долго ( а кое где и сейчас) в одних станицах был слышен запорожский говор, рядом в станицах говорили на Донском и Уральском наречии.. Кубанский хор создавался как конгломират общности всех казаков входящих в ККВ, где были слышны залихватские песни запорожских казаков, и протяжные песни донских и других казаков. Вот небольшая выдержка из документа : -Некоторые проблемы колонизации Закубанья в 60-е гг. XIX в.
(По материалам П.П. Короленко)

О.Н. Хвостенко,
аспирант кафедры дореволюционной
отечественной истории
Кубанского государственного университета

Заселение казаками Закубанского края – одна из дискуссионных проблем Кавказской войны. Историки расходятся в оценке этого явления – от апологетики казачества до обвинений России в геноциде адыгов. Нередко наиболее резкие суждения высказывают дилетанты. Объективную оценку этому процессу и его итогам дали кубанские историки, краеведы А.М. Авраменко, О.В. Матвеев, П.П. Матющенко, В.Н. Ратушняк. В статье «Об оценке Кавказской войны с научных позиций историзма» авторы высказывают аргументированное мнение о том, что вызывает сомнение применение термина «геноцид» к политике царизма по отношению к адыгам .
Представляется важным обратиться по этому вопросу к трудам П.П. Короленко, бывшего не только историком, но и очевидцем описываемых событий. В 1866–1867 гг. по окончании Кавказской войны, а с ней и колонизации Закубанья и южного склона Кавказского хребта был командирован для осмотра вновь устроенных там станиц генерал-лейтенант П.Д. Бабыч. При нем помощником адъютанта служил и Прокофий Петрович Короленко. Именно тогда исследователь увидел злоключения казаков, и это сильно повлияло на некоторую субъективность подхода к проблемам оценки заселения Закубанья .
П.П. Короленко вопросы заселения Закубанья исследовал на протяжении почти 50 лет. Впервые историк затрагивает эту тему в 1864 г. в статье, напечатанной в «Записках Кавказского отделения Русского географического общества», с которым был тесно связан . Одной из последних работ Прокофия Петровича был его труд «Переселение казаков за Кубань. Русская колонизация на западном Кавказе», изданный в 1911 г. Эта работа талантливого кубанского историка-краеведа по своему объему и характеру – монография, всесторонне исследующая многие проблемы переселения казаков за Кубань. Хотя, по мнению М.А. Дикарева, указанная работа Короленко и вызывает сомнения в авторстве , но документальных доказательств, подтверждающих присвоение историком материалов кубанского поэта и прозаика В.С. Мовы по вопросу принудительного переселения казаков в Закубанье в 1860-е гг., нет.
Нами найдены архивные материалы, доказывающие интенсивную и длительную работу П.П. Короленко над этим вопросом. Так, в письмах зятя Прокофия Петровича (мужа младшей дочери Ольги) В.И. Кувшинского, проживавшего в Ставрополе и имевшего возможность работать в архиве, сообщается, что в фонде историка-краеведа И.Д. Попки имеются материалы о «нежелании черноморцев переселяться за Кубань за 1862 год, письма, относящиеся к покорению Западного Кавказа» и другие документы . Учитывая интерес к этой теме П.П. Короленко, Кувшинский высылал копии найденных документов ученому. Прокофий Петрович впоследствии неоднократно ссылается на материалы вышеназванного архивного фонда И.Д. Попки. Так, Короленко в своей работе в списке «источники» указывает «Архив генерала И.Д. Попки» .
Несмотря на имеющиеся в этом исследовании субъективизм в освещении отдельных проблем, труд этот имеет большое историческое значение для всех интересующихся прошлым Кубанского казачьего войска. В своей монографии П.П. Короленко затрагивает вопросы, посвященные причинам заселения, методам засел-
Если интересно могу привести весь полностью материал.

В репертуаре ККХ есть много песен, которые пелись до 17 - года, с разными наречиями, просто так выходит, что самые популярные именно такие, какие нашему слуху предстают российским языком, нет... не так сказал, русским языком. В общем такие песни есть, просто они в песенном чулане хора, так сказать. smile

1   [Материал]
История Кубанского хора начинается с 1811 года. До 1920 года это был Войсковой певческий хор, который пел в храме и давал светские концерты с духовной музыкой и казачьими народными песнями..
Все это конечно хорошо, но вот с репертуаром ... Уж очень мало тех народных до революционных Черморских и "Украинских" песен. Рассейские тогда не пели, да и языка русского многие до 1930-х не знали. Размовлять оно конешно можно. Но ны так жэ...

Имя *:
Email *:
Код *: