23.06.2011 23:11 Казаки. Глоссарий терминов и выражений (окончание) | |
а) казачья община: солидарное объединение казачьих семей, как правило, на основе общего вероисповедания. Община образуется вокруг конкретной церкви (храма) и составляет ее приход; б) казачий курень – а) основная (первичная) ячейка этнического объединения – казачьей станицы . Объединяет около 10 казачьих семей и одиноких казаков (казачек). Минимальный состав – 3 семьи, максимальное – 15-20 семей; Общее собрание куреня – собор, так как все решения относительно общей жизни куреня должны приниматься согласовано и единогласно, то есть соборно. Куренной собор собирается не реже 1-го раза в месяц. Собор выбирает из своих рядов куренного атамана (руководителя), гласного (старейшину), уставщика (связного с храмом) и мамуку(матрону – старейшину из казачек куреня). Куренной атаман представляет собору на утверждение кандидатуру товарища атамана (куренного есаула), он же казначей и писарь куреня. Собор устанавливает минимальный размер ежемесячного взноса от каждой семьи, кроме этого принимаются добровольные пожертвования в казну куреня и станицы. Основные задачи казачьего куреня – выявление возникающих житейских проблем, укрепление православной веры, помощь казачьим семьям, имеющим детей до 4-х лет, помощь больным и немощным, находящимся в опеке куреня;. б) традиционное казачье жилище – двухэтажный (низы и верхи) дом с крышей «шатром»; в) три и более хат (флигелей, изб), стоящих особняком; г) воинское полковое соединение (у запорожских казаков).
в) Казачий хутор – а) традиционное поселение казаков, сходное с великоросской (русской) деревней. В отличие от казачьей станицы (или славянского села) не имеет на своей территории храма; б) отводная хозяйственная усадьба – «ферма», в Сибири «заимка», в Прибалтике «мыза», в Польше «фольварок», в Германии «фольварк»; в) организованное городское объединение казачьих куреней, если казачий хутор, в свою очередь, является структурным подразделением казачьей станицы. Минимальное количество – 3 куреня, максимальное 10-12 куреней, то есть состав казачьего хутора от 30 до 100 семей. Хуторной атаман выбирается на общем хуторном Круге только из числа куренных атаманов, входящих в данный хутор. Хуторной Круг (общий, валовой) собирается 4 раза в год (весной, летом, осенью, зимой), желательно, в памятные для казаков даты, с приглашением настоятеля станичного храма. На хуторном Круге председательствует председатель хуторного Совета старейшин, там заслушивается и обсуждается отчет хуторного атамана, выступают председатель хуторного Совета старейшин (гласных), Председатель хуторного женского Совета (хуторная мамука), настоятель станичного храма (или главный хуторной уставщик). Проводится общее застолье, выступает хуторной ансамбль с песнями и плясками. В казачем хуторе ежеквартально проводятся Малые хуторные Круги под председательством хуторного атамана, в них участвуют куренные атаманы и их товарищи (куренные есаулы), куренные старейшины (гласные), куренные уставщики, куренные мамуки. Также ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание хуторного Совета старейшин, заседание женского Совета, собрание уставщиков (при станичном храме). Основные задачи хутора, как казачьего объединения – выявление случаев нарушения гражданских прав, случаев оскорбляющих честь и достоинство (юридическая помощь), помощь в воспитании детей в возрасте до 7 лет (организация детского сада), мониторинг здоровья (организация диспансеризации), благоустройство мест совместного проживания;
г) Казачья станица: а) традиционное казачье поселение, аналогичное русскому селу. В настоящее время на юге России – поселок городского типа в несколько тысяч жителей; б) основополагающая ячейка этнического объединения казаков в городе. Казачья станица, как правило, объединяет около 1000 казачьих семей и имеет трёхзвенную структуру «курень – хутор – станица». Малая казачья станица имеет двухзвенную структуру «курень - станица» и объединяет не менее 100 казачьих семей. Казачья станица является юридическим лицом, имеет свое оригинальное название (логотип), Устав (типовой), регламентирующий ее деятельность, печать и расчетный счет. Учредителями являются инициативная группа лиц («отцы-основатели»), как правило, куренные и хуторные атаманы и их товарищи. Казачья станица, как правило, создается вокруг православного храма и образует его приход. Станичный казачий Круг (общий, валовой) собирается один раз в год в День главного храмового праздника после молебна. Станичный атаман выбирается на общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов, входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного Круга благославляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана, выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, председатель станичного женского Совета (станичная мамука), руководители (атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день принимают казачью присягу. Выступает станичный ансамбль с песнями и плясками, выступают казаки, казачки и казачата. Проводятся спортивные состязания и показательные выступления, награждаются победители. Работают буфеты и закусочные. На станичные (хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в национальной казачьей одежде, а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные награды и почетные знакиОсновные задачи станицы, как основополагающего казачьего объединения (в дополнение к перечисленным на уровне хутора и куреня): организация станичной казачьей школы для казачат и девчат от 7 до 14 лет, внешкольная работа с казачатами (приобщение к православию, физкультура и спорт, приобщение к искусству, приобретение хозяйственно-бытовых навыков, организация летних лагерей), медицинская и акушерская помощь станичникам, информационное обеспечение (выпуск газет, сайтов), поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности (организация станичной дружины).В казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин, заседание станичного женского Совета, собрание хуторных (куреныых) уставщиков при станичном храме.Ежеквартально проводятся Малые станичные Круги под председательством станичного атамана, в них участвуют хуторные (куренные) атаманы и их товарищи, хуторные (куренные) старейшины (гласные), уставщики, мамуки. Заслушиваются отчеты о работе станичной школы, о нарушениях в общественном порядке и работе казачьей дружины. Обсуждаются вопросы о ежемесячных взносах в станичную казну и о пожертвованиях, а также вопросы формирования станичного бюджета и отчисления в бюджеты казачьих ассоциаций.3. Казачьи этнические ассоциации:а) казачий юрт - объединение 3-х и
более казачьих станиц как городских, так и сельских, для совместной культурной
и хозяйственной деятельности. Численность объединившихся в юрт казачьих семей –
не менее 2-х тысяч, предельное – до 10-ти тысяч.
Основные задачи: а) регулирование совместного
общинного землепользования и использования природных ресурсов местного значения (покосы, севооборот, орошение); б)
организация профессиональных учебных заведений для казачат от 14 до 18 лет
(казачьих кадетских корпусов, сельско-хозяйственных,
строительных, индустриальных, информационно-технологических, медицинских,
педагогических, творческих училищ);
б) казачий округ – объединение 3-х и
более казачьих юртов для совместной культурной и хозяйственной деятельности.
Численность объединившихся казачьих семей – не менее 8-ми тысяч, предельное – до 50-ти тысяч. Основные задачи: а) благоустройство местных дорог; б) благоустройство
территорий и экологического состояния поселений; в) организация высших
профессиональных учебных заведений – колледжей (бакалавриат);
в) казачья область ( войско)–
объединение 3-х и более казачьих округов. Минимальная численнсть – 100
тысяч семей, максимальная – без ограничений. Основные задачи: а) регулирование совместного землепользования и
использования природных ресурсов
войскового значения (лесное хозяйство,
гидроресурсы, охота и рыболовсьво, мелиорация); б)
благоустройство дорог, территорий и
экологического состояния городов; в) организация высших профессиональных
учебных заведений – университетов (магистратура и докторантура); г) поддержание
общественного порядка.
Как предложение для обсуждения. Административное
деление России как федеративного государства по национально-этническому
признаку безнадежно устарело. Административные границы внутри России
проводились и проводятся как попало и являются предметом постоянных этнических и
бюрократических споров. Для развития и
укрепления России нужны незыблемые «берега», то есть постоянные незыблемые административные границы. Это
касается и границ, установленных для Центрального казачьего войска (ЦКВ).
Государство
Россия административно реально может делиться внутри себя на крупные
федеративные образования – Края. Границы Краев следует проводить не по этническим, историческим или
экономическим признакам (все это изменчиво, а оттого зыбко и спорно), а по
незыблемым географическим понятиям. Это,
прежде всего, водоразделы главных рек России. Таких новых Краев, административные границы которых будут совпадать с
водоразделами рек, с населением
порядка десяти миллионов человек
каждый, будет на территории России не много, не больше двенадцати-пятнадцати. В европейской России это два Волжских края – Верхнее-Волжский Край (до притоков Суры и Ветлуги) и Нижне-Волжский Край, Донской Край,
Кубанский Край, Терской Край, Двинско-Печерский Край, Ладожско-Онежский Край
(включая Карелию и Кольский полуостров). Административные границы Днепровского
и Уральского Краев придется урегулировать с новоявленными государствами –
Украиной и Казахстаном (осколками бывшей России).
В Зауралье возможны свои незыблемые
административные границы, привязанные к географическим признакам: Иртышско-Обский Край, Енисейский Край (с Байкалом), Ленский
Край, Приамурский Край, включая Уссури (совместно с Китаем), территория
Дальнего Востока (Сахалин, Камчатка, Чукотка и Магаданская область).
Внутри Краев административные границы Областей (с населением в миллион жителей) тоже должны приближаться к водоразделам
главных притоков краевых рек и естественным природным границам. Области, в свою
очередь, могут делиться на Округа с численностью в сотни тысяч жителей. Округа – на Районы
(Юрты) с населением в десятки тысяч, а Районы – на Поселения (села, станицы, аулы, кишлаки, в городах – коммуны), где проживает около тысячи человек (семей).
Все административные названия должны иметь географическую ориентацию
(название рек и притоков, озер, островов, горных массивов и т.п.) или
традиционно-историческую, но никак не связывать названия с этническими или
национальными признаками. Тем самым,
каждый Край (Область, Округ и т.п.) будет иметь незыблемые административные
границы, а внутри этих границ –
свое полиэтническое наполнение в виде
самоорганизующихся общин (станиц, землячеств, диаспор и пр.) в их ассоциативном виде. На этом пути казаки могут
сформироваться правила общежития с учетом интересов всех народов, больших и малых,
проживающих на землях бывшего казачьего Присуда. Ни
один народ не может быть ущемлен или поставлен в привилегированное положение по
отношению к другим народам. Это не дань
пресловутой толерантности, а суть выражения свободы.
4.
Казачья автономия: а) казачья национально-культурная автономия создается на основе казачьих этнических ассоциаций
(юртов, округов, областей (войска);
б) казачья территориальная автономия может быть создана для районов компактного проживания казачьего этноса, где
казаки составляют большинство населения. Пример, Ростовская область, где по
переписи населения казаки составляют около 60% населения. Образование казачьей
территориальной автономии требует внесения изменений в конституцию РФ;
в) казачья республика – радикальные
требования казачьих националистов об образовании самостоятельного госудрства-республики «Казакия»
5. Общественные казачьи объединения
(некоммерческие юридические лица):
1) культурно-исторические
– клубы, ансамбли, общества, развивающие культурные основы казачьего этноса.
Предполагает индивидуальное членство взрослых мужчин и женщин;
2) общественно-политические – движения, союзы, фронты, партии,
отстаивающие интересы казачьего народа .
6.Хозяйственные
казачьи объединения (коммерческие юридические лица):
1)
негосударственные предприятия, корпорации, общества, банки и пр., учрежденные отдельными
казаками, казачьими станицами или юртами;
2) артели (коши) – предприятия, где, в основном, работают казаки без найма (на договорных паях) при выборном руководителе (кошевом атамане) | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||