Главная / Верной ли дорогой идем, казаки?

Верной ли дорогой идем, казаки?

23.01.2017 13:43
Верной ли дорогой идем, казаки?

Те казаки, которые все еще не разуверились в своих позициях и питают надежды на вполне реальное возрождение казачества, конечно же, знакомы со многими постановлениями и указами последних лет. В их числе такие знаковые документы, как Концепция развития казачества 2008 года и «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» 2012 года выпуска.

Но вдохнули ли эти солидные документы свежую струю в дальнейшую жизнь казачества; получило ли движение позитивный импульс, насколько реальны перспективы становления казачества России и, в частности, донского, – весьма проблематично.
В тот день, когда в Москве Президент России Владимир Путин с учеными мужами, учителями и экспертами обсуждали новую концепцию единого учебника истории России (сегодня таковых несколько десятков), в Волгоградском государственном университете по инициативе регионального комитета по делам национальностей и казачества и того же вуза проходило заседание «круглого стола» по актуальным вопросам реализации государственной политики в отношении казачества на территории Волгоградской области.

Мы тоже пишем свою историю, а она, как известно, основана на конкретных фактах.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности – завет предков к потомству,  дополнение настоящего и пример будущего» – отмечал в свое время историограф Николай Карамзин.

Программа «круглого стола» весьма внушительная. В соответствии с ней и список участников хорошо известен нашим читателям. Это представители государственных структур, общественных, культурных и научных организаций, так или иначе связанных с казачеством. Не случайно разговор пошел о нынешнем положении казачества и его истории. Не случаен и выбор места проведения столь солидного мероприятия. Ректор ВолГУ, а именно это  высшее учебное заведение принимало гостей, доктор экономических наук, профессор, председатель Общественной палаты Волгоградской области, член Общественной палаты РФ Олег Иншаков, открывая форум и приветствуя его участников, привел ряд примеров, которые свидетельствуют о том, что их вуз – своего рода экспериментальная площадка, образовательный и культурный центр для современной молодежи. Здесь реализован очередной проект по теме «Паспорт казака» – просветительское издание, полезное молодым – о статусе казака, его роли в истории, взаимоотношениях с другими национальностями, в том числе, с точки зрения противостояния терроризму.

Олег Васильевич поведал также о формировании кабинета по истории казачества на базе их университета. Все это необходимо, чтобы земляки с детских лет понимали и осмысливали роль казаков в отечественной истории и использовали полученные знания в образовательном и воспитательном процессе.

Четыре серьезных доклада прозвучало на том «круглом столе». Начальник отдела по реализации государственной политики в сфере казачества комитета по делам национальностей и казачества Александр Фалалеев «прошелся» по основным документам, адресованным казачеству.

«Вопрос дальнейшего существования казаков очень актуален, он непосредственно касается нашей безопасности, традиций и культуры казачества, – отметил Александр Владимирович. – Во все времена необходима родовая связь с предыдущими поколениями. Но, к сожалению, основная масса нашего населения своих корней не знает. В этом плане казаки лучше, чем кто-либо, имеют представление о предках своих»...

Отмечая роль казачества в истории России, докладчик сказал о том, что этнокультурная основа, которая держит связь поколений – это, в первую очередь, казаки. При их участии в 1613 году определился государственный суверенитет.  И в минувшие трагические предновогодние дни в Волгограде активнее и организованнее других проявили себя опять же казаки, осуществляя патрулирование и охрану общественного порядка в городе и области...

«Казачество, заключил свое сообщение А. Фалалеев, реальная, составная часть нашего общества. И политическая линия возрождения казачества остается непрерывной».

Каково же современное состояние казачества в рамках Концепции, Стратегии государственной политики в отношении российского казачества и других документов федерального уровня?

Своими наблюдениями, личными соображениями и кратким анализом Стратегии поделилась Ольга Рвачева, кандидат исторических наук Южного научного центра РАН, член Консультационного совета при региональном комитете по делам национальностей и казачества. В первую очередь, она отметила, что в последнее время не очень активно идет работа в казачьих обществах. Одна из причин, по мнению докладчика, заключается в том, что в целом ряде пунктов документа даны нечеткие определения, касающиеся положений о казачестве. Как в Концепции, так и в остальных документах власть видит в казаках определенную социальную группу нашего общества, но не народ.

Отмечая положительные и отрицательные стороны Стратегии, Ольга Владимировна говорит, что в целом Стратегия государственной политики в отношении казачества напоминает некий декларативный документ. И в результате получается противоречие между реалиями и тем взглядом, которым определяет казачество верховная власть.

И это действительно так. Четче всего, на наш взгляд, такие тенденции прослеживаются в докладе доктора исторических наук, профессора ВолГУ, члена Консультационного совета комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области Марины Рыбловой: «Казаки – своего рода катализаторы современного общества. Много чего делается в казачьих обществах. Но как живут казаки в хуторах и станицах на самом деле?

Когда мы говорим о казачьем возрождении, эксперты, наблюдатели, исследователи часто отмечают его противоречивость, которая связана, в первую очередь, с тем, что в казачестве времен Российской империи тесно переплелись этничность и сословность.
И в современной ситуации, с одной стороны, казачье движение можно определить как сугубо мужское и социальное, направленное на возрождение прежнего, по сути сословного, статуса казаков. А это такие понятия, как государственная служба, военные казачьи формирования, ряд привилегий. С другой стороны, казачье движение изначально включало в себя и требования этнической реабилитации, с мощным ростом интереса к собственной этнической культуре.

Эта присущая казачьему возрождению противоречивость впоследствии была усугублена политикой федеральных и местных властей. Тут же приложили свои старания и сами лидеры движения.

Федеральный закон от 1991 года «О реабилитации репрессированных народов», в котором казачество было определено как культурно-этническая общность, впоследствии получил новую трактовку. Со стороны федеральных властей были предприняты настойчивые усилия к тому, чтобы направить движение в социальное русло и избежать развития казачьей этничности.

Так, Федеральный закон от 2005 года уже именует казаком любого человека, вступившего в казачье общество. Получается: все, кто не состоит в реестре – по данному закону не казаки?!

При такой ситуации о каких-то серьезных перспективах этнического казачьего возрождения говорить не приходится. Да и само понятие казачества, как особой социальной группы, части гражданского общества, а не этнического сообщества, закреплено и в принятой в 2012 году Стратегии государственной политики в отношении российского казачества»…

«Не случайно, говорит Марина Александровна, давая оценку состоянию казачьего возрождения на нынешнем этапе, не только эксперты и исследователи, но и многие представители самого движения говорят о глубоком кризисе. Приходится признать, что большинство из поставленных ранее задач не выполнено. До конца так и не решены проблемы ни военной, ни так называемой государственной, ни «иной» службы Отечеству. То есть, всего того, что, по задумке, включало собственно социальную составляющую программы возрождения».

Объективности ради, заметим, в нелегком процессе на пути возрождения казачества, сделано немало полезного и значимого И об этом Марина Рыблова тоже говорила, приводя многочисленные примеры. Но в широкие массы казаков, проживающих в хуторах и станицах, многие достижения не внедрились. «Несомненно, есть рациональное зерно в возрождении, констатирует докладчик. Но пути его, на мой взгляд, должны меняться».

О работе казачьих организаций на территории региона прозвучал отчет руководителя общественной организации «Волгоградский округ донских казаков» Виктора Селезнева. Повествуя о деятельности казаков, он привел немало положительных примеров, которые вписаны в историю современного казачества.

Об этом же говорил и директор Волгоградского кадетского казачьего корпуса имени К. Недорубова Эдуард Давыдовский. На сегодня, по его словам, в корпусе обучается 300 кадет, из них половина проживает и получает образование непосредственно в учебном учреждении. Желающих стать кадетами много, ежегодно принимается порядка 20 подростков. Пребывание в этом корпусе положительно сказывается как на физическом, так и моральном состоянии воспитанников. Дети меняются к лучшему. В настоящее время руководство корпуса тесно сотрудничает с рядом вузов страны. Но одной из главных проблем, как всегда, является финансирование.

В процессе обсуждения за «круглым столом» было немало вопросов, в том числе не очень удобных. И все же ответы звучали, вполне откровенные и реальные.

В итоге, при подготовке проекта решения со стороны участников совещания поступило немало предложений, которые будут четко сформулированы и направлены для рассмотрение в соответствующие инстанции. Так, например, один из ветеранов казачьего движения Валерий Андреев предложил четче определить основное понятие – кто такие казаки.

Заключая встречу, Александр Фалалеев произнес: «Мы сегодня не только обсудили намеченные вопросы, но и вышли на новый уровень проблем.

Остается добавить – неплохо, чтобы о них узнала наша власть на всех уровнях и  попыталась хотя бы помочь в их решении.

Владимир Весов.


На фото Александр Фалалеев

Автор: Владимир Весов


Источник: http://cossack-circle.livejournal.com/100964.html

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные | Просмотров: 347 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
О том, что не верной дорогой идем уже давно говорят многие, и казаки, и бывшие войсковые атаманы Громов, Глуховский, Шевцов, Федосов и т.д. Казаки разделились по признаку самоидентификации. Кто - то считает себя сословием, состоянием души, а кто - то народом, нацией.
Пока не будет решена эта проблема просвета не будет.
Пусть государство четко озвучит: что есть казаки - народ, а есть казаки новое неосословие. Что в неосословие может войти любой гражданин РФ, а вот в народ казачий не любой. Пусть один представится неосословный казак, а другой этнический казак. Конечно было бы лучше перевести неосословных в "Стрелецкое войско", чтоб путаницы не создавать. Все эти концепции без учитывания интересов этнических казаков - это топтание на месте и откладывание проблемы в дальний угол.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]