Дмитрий_Разумов | Дата: Понедельник, 02.01.2017, 19:59 | Сообщение # 1 |
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 1308
Награды: 22
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
| сами же гребенцы до сих пор являются представителями старой земской Руси с общинно-вечевыми порядками. Почти четырех вековая боевая жизнь на Кавказе дала возможность гребенцам усвоить себе много туземного и, благодаря этому, они еще резче стали отличаться от переселенцев «хохлов», этих по природе мешковатых, неповоротливых и флегматичных людей. И до сих пор старообрядцы к своим станичникам новообрядцам относятся недружелюбно, недоверчиво и даже с некоторым оттенком презрения. До сих пор старожилы-гребенцы живут своей обособленной замкнутой жизнью, делят между собой горе и радости, взаимно помогая друг другу, и в то же время считают себя верными и единственными хранителями древнерусских обычаев и порядков. Все указанные обстоятельства придают казакам нравственную силу, сплоченность, выносливость и гордость. И действительно, среди старообрядцев древний русский уклад с его бытовыми характерными особенностями сохранился в полной неприкосновенности. Население станицы по религиозным воззрениям распадается на три группы – старообрядцев, православных и магометан. Эти три различные религиозные элементы группируются в отдельных частях станицы, не имея совершенно никакого отношения друг к другу. С казанцами еще старожилы сходятся, но к «хохлам» и до сих пор гребенцы питают какую-то неприязнь и почти никогда не сходятся, за самыми редкими исключениями. Эта нетерпимость гребенцов к переселенцам сохранилась со дня переселения последних в среду гребенских казаков. Гребенцы-старожилы, считая себя, прежде всего, воинами по призванию и происхождению, вполне убеждены и совершенно справедливо, что самый дух казачества и все военно-казачьи способности приобретаются не только воспитанием, но и рождением в силу наследственной передачи. По их мнению, казаки родятся, а не «делаются», и поэтому люди свободные, но не казачьего рода, никогда не смогут быть настоящими казаками, а тем более никогда не могли и не могут ими быть люди зависимые, чернорабочие, силою взятые от плуга и других занятий. Подобный низкий элемент не только не способен стать в уровень с природными казаками и, подобно им с полным достоинством и гордостью держать знамя казачества, но не способен даже на то, чтобы усвоить себе те уже готовые принципы, которые сами собой выработались боевой казачьей жизнью с первых времен образования этого свободолюбивого народа. Само собой понятно, что при таком взгляде старожилы до сих пор не могут и не хотят помириться с тем неизбежным обстоятельством, что им в станицу переселили каких-то переселенцев." Источник: СМОМПК. Вып. 44.1915 г. Ф.С. Гребенец. "Новогладковская станица в ея прошлом и настоящем." Под псевдонимом Ф. С. Гребенец публиковал свои работы подъесаул Федор Степанович Панкратов.
|
|
| |
Дмитрий_Разумов | Дата: Понедельник, 06.02.2017, 13:29 | Сообщение # 2 |
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 1308
Награды: 22
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
| Волюшка во широком полюшке http://www.opengaz.ru/stat/volyushka-vo-shirokom-polyushke Номер 4 (748) от 1 – 8 февраля 2017 г. Общество
Достигнув возраста Христа, сельский житель переосмыслил многое в своей жизни и решил, что надо жить по заветам предков Александр Калинин говорит, что до 33 лет он был обычным человеком, сформировавшимся на сломе двух эпох – социализма и вернувшегося капитализма. Думал, как заработать на хлеб насущный, при этом скептически относился к любой официальной работе. Словом, крутился как умел. Так поступали многие сельские жители, решившие порвать колхозную пуповину. При этом глубокими нравственными раздумьями себя не утруждал, плыл по течению. А в 33 что-то в душе перевернулось. Стал интересоваться своей родословной, у которой глубокие казачьи корни. Стал размышлять над той нравственной основой, на которой зиждился казачий уклад. И понял: уйдя от традиций предков, мы многое потеряли, помельчали духовно. Так он стал приверженцем казачьего образа жизни.
Так завещал Игнат Некрасов Выглядит Александр весьма колоритно. Борода - чуть ли не до локтей. На голове огромная папаха из волчьего меха. Под папахой тоненькая шапочка - наподобие той, что носят мусульмане. Александр говорит, что называется она «тафья» или «скуфья» (ее всегда носили под папахой или шапкой). При крещении младенцев мужского пола в старообрядческих храмах ее надевали на голову ребенка. Еще ее называли «куколь незлобия». Я поинтересовался, при чем здесь старообрядчество? Александр рассказал, что его предки исповедовали старую веру, не приняв никонианство. В селе Донском было много казаков-старообрядцев. Вот и он, возвращаясь к корням, стал придерживаться канонов старой православной веры. - Сегодня же в Донском нет старообрядческого храма, да и таких, как вы, единицы. Как вы ладите с теми, кто придерживается других взглядов? - Нормально. Например, готовим купель для крещенских купаний. Ее придет освящать местный батюшка. Мы с ним ладим. А кроме нас, казаков, никто не будет этим заниматься, никому это не надо. Да и у нас в казачьем обществе много тех, кто исповедует традиционное православие. Религиозные предпочтения не являются решающими для местных казаков. Главное - быть православным человеком, хранить честь казачью, любить свое Отечество. Образцом нравственности и верности казачьим традициям для Калинина является Игнат Некрасов, не принявший реформы Никона и выступивший против царя Петра I вместе с Кондратием Булавиным. Потерпев поражение в этой борьбе, Некрасов ушел на Кубань, которая тогда принадлежала Турции, да так его последователи и остались там на 200 лет. Вернулись на родину только в 60-е годы прошлого века в Левокумский район Ставрополья. И сейчас там живут некрасовские казаки, которые в массе своей, по словам Калинина, не выдержали испытания соблазнами современного общества и растеряли традиции предков. А Игнат Некрасов создал целый свод правил, которым должны следовать казаки, последовавшие за ним. В частности, высшим органом власти для их общины являлся Круг, решения которого были обязательными для всех, в том числе и для атаманов. Запрещалось пить спиртное, курить, прелюбодействовать, эксплуатировать чужой труд, ну и, конечно же, неуклонно хранить устои старой веры. Вот примерно такое кредо у атамана Донского казачьего общества Александра Калинина. Со спиртным он давно завязал, чего требует и от товарищей. По этой причине потерял многих единомышленников. Такие ограничения даются русскому человеку с величайшим трудом. Слово «русский» Калинин приемлет, но предпочитает говорить «казачий народ» - про тех, кто решил вернуться к корням. Исходя из этих представлений, он не видит смысла вступать в официальное Терское войско. Казаки села Донского живут сами по себе, никому не навязывая своих взглядов. Настоящий труд - это не работа Калинин говорит, что никогда не трудился на официальной работе. По его понятиям, так работать – это тащить на себе кучу дармоедов. Не зря в народе говорят: «Работа не волк, в лес не убежит», «От работы кони дохнут». А вот труд на себя, на свою семью – это святое дело. Спорное, конечно, утверждение. Но он живет и трудится таким образом. У атамана свое хозяйство: коровы, овцы, козы. Конечно же, кони для верховой езды и джигитовки, верблюды. Продажа верблюдов – один из доходных промыслов Александра Калинина. Цирки, зоопарки и богатые «москали», то есть москвичи, охотно покупают у него верблюдов. Калинин со своими товарищами ездит за верблюдами в Калмыкию, где покупает их у местных фермеров. Верблюды там находятся в полудиком состоянии. Поэтому отловить их – это целая наука, иногда сопряженная с опасностью. - Нужно суметь заарканить верблюда, зацепить веревку за специальный столбик, чтоб он тебя не утащил. А потом попытаться завалить его и сесть ему на голову, тогда он покоряется. Но бывает всякое. Мне однажды верблюд так дал по зубам, что два месяца потом шатались. Немудрено, ведь вес взрослого самца более тонны. Верблюдов потом Калинин и его товарищи воспитывают месяца два, можно сказать, обучают хорошим манерам. Такие обученные верблюды стоят до ста тысяч рублей. Спрос превышает предложение. Клинок не блестящий, а воронёный Вторая статья доходов Калинина – кузнечное ремесло. Он не кует решетки на ограды и ворота, а исключительно клинки и ножи. Александр показывает мне еще не законченный кавказский кинжал. Поразила очень короткая рукоятка. Я давно обратил внимание на эту особенность подобного оружия, рассматривая его в музеях. - Кинжал не надо держать всей рукой. Это не шашка, которой рубят, кинжалом колют. Его берут в руку так, чтобы большой палец находился сверху, чуть касаясь лезвия. Это самый удобный способ нанести удар снизу вверх. Александр рассказал еще о многих приемах, как лучше защитить себя. Но оставим это за рамками повествования. Кинжал не блестящий, а вороненый. По словам Александра, боевое оружие и не должно блестеть. Блеск – это для парадов. В подтверждение своих слов он показал мне шашку, изготовленную в Златоусте в 1917 году. Тоже вороненый клинок. Его нашли в «закладке», когда разбирали старый дом. Александр сделал для него рукоять, ножны. Ножны делаются из ольхи или липы, так как эта древесина не деформируется от сырости. Потом ее обтягивают кожей. Шашка, по словам Калинина, это оружие первого удара. Она не предназначена для фехтования. По этой причине ей не нужно перекрестие – гарда. Это все изыски для фехтования. Шашкой рубят и практически не колют. Если казак перерубает 12 лоз, значит, способен снести голову с плеч. У Калинина есть товарищ, который перерубает 50 лоз. Представляете, какая сила удара! Вернее, не сила, а скорость. Шашки и кинжалы Калинин выковывает из стальных заготовок - брусков. Это называется «вытягивать клинок». Сталь для боевого оружия должна быть высокоуглеродистой. Чтоб казаков не обвинили в незаконном изготовлении оружия, они слегка недодают в расплавленный «компот» железа и углерода второй компонент. Но могут делать и настоящий булат. Булат – это высокоуглеродистая сталь, которая после расплавления подвергается очень медленному остыванию. При таком подходе образуются видные невооруженным глазом кристаллы углеродистых соединений. Вот они-то и делают клинок крепким и острым. Но строгать древесину таким клинком не получится. Булат исключительно для того, чтобы рубить человеческую плоть.
В культработники пойду Несмотря на столь воинственный вид и навыки владения холодным оружием, джигитовкой, Александр в очередной раз удивил меня, заявив, что учится заочно на руководителя этнокультурного коллектива. Казаки давно собираются вместе, чтобы попеть старинные казачьи песни. Причем предпочтение отдают тем, которым перевалило за двести лет. Такие не испорчены цивилизацией. Четыре раза в год члены Донского казачьего общества проводят «военные» сборы, на которые приезжают более сотни человек из разных уголков страны. Всех желающих обучают джигитовке, владению холодным оружием. Для чего? Чтобы мужчины чувствовали себя мужчинами, воинами. Несмотря на то что в нынешней войне не понадобятся шашки и кони, но воинский дух, отвага будут востребованы всегда. Если в стране переведутся воины, кто же будет защищать Отечество? Еще Александр мечтает создать на семи гектарах земли, которую он арендует у сельсовета для выпаса скота и занятий верховой ездой, казачий этнопоселок, где будут представлены быт и культура казачьего народа. Для этого ему и нужно образование культработника. Сергей ИВАЩЕНКО Фото автора Село Донское, Труновский район
Сообщение отредактировал Дмитрий_Разумов - Понедельник, 06.02.2017, 13:31 |
|
| |