26 июля 1867 года - День учреждения Семиреченского казачьего войска.
Семиреченское казачье войско образовано в 1867 г. из 9-го и 10-го полковых округов сибирского казачьего войска, уже находившихся в Семиреченской области.
Начало продвижения русских в Илийскую долину было положено в 30-40 годы 19-го века. В 1847 году линейное войско (Сибирское) впервые было разделено на полковые округа, и населению 9-го округа выпала миссия «открыть систематическое мирное наступательное движение русских в глубину Средней Азии». Было переселено по желанию, но главным образом по жребию и назначению несколько более полусотни семей 9 полка, которые и образовали на территории будущего Семиреченского войска первую, самую северную станицу Аягузскую, названную потом Сергиопольской.
В 1847 году было заложено Капальское укрепление, возле которого было решено устроить казачье поселение. С этой целью из состава 9-го полка было выделено две сотни казаков с семьями.
Государственная граница была перенесена с реки Лепсы, на реку Или. После этого началось заселение русскими Заилийского края.
Был сформирован Зайлийский экспедиционный отряд , который перезимовав на реке Исык, в 1854 году приступил в долине реки Малой Алматы к постройке укрепления, названного Заилийским , позже оно было переименовано в укрепление Верное. Так началась современная история «славного города Алма-Аты» .
3-го апреля 1855 года из Верного выступила сотня казаков 10-го полка в составе 1 офицера, 7 урядников и 99 казаков, назначенная для постройки 7 пикетов в сторону укрепления Капальского: Заилийского, Илийского, Чингельдинского, Карачекинского, Куянкузского, Алтын –Эмельского и Тер –Аканского. К этому же времени казаками Капальского отряда выстроены, на встречу, следующие 5 пикетов: Коксуйский, Джангыз-Агачский, Каратальский, Сарыбулакский, и Ак-Ичке. Все они были заняты казаками и по ним, пошло почтовое сообщение под прикрытием пикетных казаков. Так начинался Капальский тракт и позже Турксиб, как путь из Туркестана в Сибирь.
В конце XIX в., кроме города Верного, где находился центр казачьего управления, семиреченские казаки населяли 13 станиц: Сергиопольскую, Урджарскую, Лепсинскую, Сарканскую, Копальскую, Кок-суйскую, Каскеленскую, Голубовскую, Надеждинскую, Софийскую, Большую Алматинскую, Малоалматинскую и Николаевскую. Кроме того, они имели 17 выселков. На начало 1894 г. население на территории Семиреченского войска было всего около 32,5 тыс. человек, в том числе войскового - 25 тыс. и 7,5 тыс. иногородних.
26 июля 1891 г. на площади станицы Каменно-Озерная (в 32 верстах от Оренбурга на восток) казаки встретились с наследником престола Цесаревичем Николаем Александровичем. Наследник ехал из Японии. В станицу он прибыл на лошадях со стороны Орска.
Казаки станицы встретили Цесаревича у станичного поселка Вязовка на «Царской» дороге. Сопровождая наследника, казаки показывали казачью удаль: отчаянно джигитуя, они скакали вдоль дороги. На всем скаку схватывали брошенную на землю шапку, делали стойку на крупе коня, а затем спускались под живот лошади или спрыгивали и запрыгивали на лошадь на полном ходу. Цесаревич многим казакам подарил по серебряному рублю, и они берегли рубль до окончания гражданской войны, до начала репрессий и расказачивания.
В Кунгурской летописи рассказывается: «И приплыли к устью Турбы, к концу Долгого Яра, в 26 день июля на восходе солнца. И увидели, что стоит огромное басурманское войско, ожидающее прихода Ермака. Казаки же совсем испугались и причалили к острову повыше Яра, поразмыслили, помолились святой Троице, пречистой Богородице и прочим святым с усердием.
26 июля 1581 г. - Чудо в устье реки Турбы.
В Кунгурской летописи рассказывается: «И приплыли к устью Турбы, к концу Долгого Яра, в 26 день июля на восходе солнца. И увидели, что стоит огромное басурманское войско, ожидающее прихода Ермака. Казаки же совсем испугались и причалили к острову повыше Яра, поразмыслили, помолились святой Троице, пречистой Богородице и прочим святым с усердием.
И после явления Спасителя, когда Ермак и казаки увидели, что хоругвь с Его изображением, почитаемая среди казаков, сама собой [снялась] с места и пошла вперед вниз, вдоль левого берега. Нечестивые же выпустили стрелы без числа, словно дождь, с горы на струги. Но это место, спасенные Богом, проплыли, что и волоса с их головы не упало. Когда же приплыли, то хоругвь сама на свое место встала. В то же время виделся басурманам около противоположного берега во облаках, в ярком сиянии, царь величественный и самый прекрасный, и множество вооруженных воинов, летящих и несущих Его престол на плечах своих чудесным образом; и грозил им царь, в левой [руке] обнаженный меч держал против них. О чудное видение Божьего Суда! По их же басурманским рассказам, когда кто-нибудь из сильных стрелял издали в него, то у тех руки цепенели и луки ломались. И когда увидели басурманы, какой с казаками царь величественный и страшный приближается [грядет] со [своим] войском на бесчестье и погибель их, то очень испугались и растерялись, что не только злоумышлять против них, но и взглянуть на казаков из-за этого не могли. А когда Кучуму и приближенным его рассказали увиденное, то этого предзнаменования Кучум и басурманы очень испугались» |