Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » Файлы » Хроника казачества » Этот день в истории казачества

10 августа

10.08.2023, 00:01

10 августа Праздник Гребневской иконы Божьей Матери официально отмечаемый Русской Православной Церковью
Существует еще одна древнеказачья реликвия – Гребневская икона Божьей Матери, чье празднество установлено в 1380 году, в год победы на Куликовом поле. Праздник Гребневской иконы Божьей Матери официально отмечается Русской Православной Церковью 10 августа (28 июля по старому стилю). "Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии” составлена в Москве в 1471 году. Это самый древний, из сохранившихся, документ об участии Донских казаков в Куликовской битве.

Гребенская летопись сообщает: "И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка и из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

И тогда князь Дмитрий Иоаннович принял сей бесценный дар... и по Дону реки достигает еще казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, свое жалование "за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка”.
Древнейшая из сохранившихся казачьих икон, икона Гребневской Божьей матери до 5 июня 1935 года находилась в Москве, в храме Гребневской Богородицы на углу Лубянки (бывшей площади Дзержинского). Этот храм, постройки XV века (архитектор - Алевиз) был снесен 5.06.1933 г. по приказу Л. Кагановича, в ту пору первого секретаря московского горкома ВКП(б).

Описание иконы Богородицы Гребневская:
Во время возвращения великого князя Дмитрия Донского с Куликовой битвы жители городка Гребени, расположенного на притоке Дона реке Чири, подарили ему местночтимую чудотворную икону, названную по месту своего нахождения Гребневской. По прибытии в Москву великий князь велел поставить икону Божией матери в Успенский собор, в котором она пребывала около ста лет.

В 1471 году внук Дмитрия Донского великий князь Иоанн Васильевич III взял с собой Гребневскую икону в поход на покорение новгородских земель. После одержанной победы князь во исполнение данного им обета построил на Лубянке храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и перенёс туда чудотворную икону.

Из многих чудес, прославивших икону Божией Матери, особо известен случай, происшедший во время пожара в церкви в 1617 году. Пламя так быстро охватило здание церкви, что вынести икону Божьей матери не успели. Но вдруг присутствующие на пожаре люди увидели стоявшую в воздухе Гребневскую икону Божией Матери. После окончания пожара выяснилось, что в церкви всё было истреблено огнём, но чудотворная икона Божией Матери осталась совершенно неповреждённой.

10 августа 1638 года в царском Указе "О черкасах" их называли холопами.
Русский историк Н. Костомаров дает для XVI в. такое определение: «Холопами в обширном смысле назывались все те, которые были обязаны какой нибудь службой другому лицу. В этом отношении ж бояре и князья писались царскими холопами». Если обедневший князь шел на службу к богатому князю-вотчнику, он таким образом тоже становился его холопом. «Я холоп твой» для того времени тоже самое, что недавняя вежливая форма «Ваш покорный слуга». В XVII в. слова «холоп, холопство» еще употребляются, как синонимы понятий «слуга, служба». Например, в царском Указе от 10 августа 1638 г. о «черкасах», Казаках, которые переселились из Гетманщины в Белгород, сказано: «они де люди вольные и знатные» «и отбрались в наше Московское государство на вечную службу, все люди лутчие и пришли под нашу царскую руку в вечное холопство». (Акты «Воссоединение Украины с Россией», т. I, стр. 249, М. 1954). К концу того же века слово X. окончательно заменяется обозначением «служилые люди», «дворовые слуги».

Служилые Казаки тоже числились в Москве царскими Холопами. Они получали от своего хозяина-государя в XVI-XVII вв. корм и жалованье. При этом, когда о них идет речь, в актах всегда подразумевается «прибор людей вольных и охочих», т.е. набор на службу добровольный, без прямого принуждения. В этом и заключалось основное свойство их служебного договора.

10 августа 1917 года - "Главковерх" Керенский объявил донского атамана Каледина изменником революции и предал его суду.

10 августа 1942 года передовая "Правды" писала о стойкости казаков.
Казачьи части в эти дни показали образцы стойкости, мужества, дисциплины и организованности, умение сражаться с численно превосходящими силами противника. Передовая «Правды» за 10 августа 1942 г. озаглавленная «Еще выше боевую активность каждого воина» писала: «Настоящий пример стойкости и боевой активности показывают казаки. Части кубанских казаков под командованием т. Тутаринова выполняли приказ, во что бы то ни стало удержать важный рубеж. Силы были далеко не равны: против казаков действовали части горно-стрелкового корпуса, двух танковых и двух пехотных дивизий. Но советские воины стояли непоколебимо. Развернулись ожесточенные бои. Одна из станиц трижды переходила из рук в руки. Казаки не только искусно отбивали вражеский натиск, но и сами искали слабые места в обороне противника, нанося ему сильные стремительные удары. В результате стойкости и боевой активности часть выполнила боевой приказ и нанесла противнику серьезный урон. Вместе с другими подразделениями казаки истребили два вражеских полка, уничтожив более 3000 гитлеровцев, вывели из строя десятки орудий и танков, захватили в плен 80 немецких офицеров и 200 солдат.
Так нужно драться каждой части, каждому подразделению, каждому советскому воину».


На фото: Гребневская икона Божьей матери.

Категория: Этот день в истории казачества | Добавил: Сталкер
Просмотров: 3955 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: