Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2009 » Ноябрь » 25 » Долгожданное возрождение храма

Долгожданное возрождение храма

25.11.2009 12:15
Долгожданное возрождение храма
9 июня 2009 г. в станице Лепсинской Алматинской области, основанной в 1855году, возле бывшей Никольской церкви благочинным о.Григорием была проведена Литургия в память о последнем настоятеле Владимире Лепсинском (Цидринском).
Протоиерей Владимир Ионович Цидринский служил в Никольской церкви г. Лепсинска. В воскресной проповеди 11 августа 1918 г. он стал обличать большевиков, призывать православных противостоять им. В среду 14 августа, когда он служил литургию, к церкви подъехали красноармейцы и объявили, что он арестован. Цидринский попросил подождать окончания службы, и те согласились. Когда же литургия закончилась, священника погнали на городское кладбище и тут же на глазах у женщин, бежавших за арестованным, зарубили его шашками. В 2000 году настоятель Владимир был канонизирован, день его Памяти 14/27 августа.

О бедственном состоянии храма делегации Союза казаков Семиречья в составе С. Машкацева, В. Шихотова, В. Ульянина, А. Егорова, В. Бидарева, В. Старосотникова и П. Валькова, объезжающей станицы Семиречья с целью приглашения на чрезвычайный круг, поведала матушка Лукерия, несущая послушание в Казанском храме г.Учарала. Прибыв 15 мая в ст. Лепсинскую, мы воочию убедились в его плачевном состоянии, отсняли материал о катастрофическом положении нашей святыни: нет ни дверей, ни окон, нет ни полов, ни лаг, и даже стропила местами жителями выпилены. 
По ходу запланированных мероприятий представители делегации вместе с атаманом станицы Кавешниковым встретились с администрацией и местным участковым и передали жалобы жителей о невозможности окормляться и совершать православные таинства в станице. После непродолжительной беседы было найдено полное взаимопонимание в вопросе сохранения и восстановления храма, наметились определенные планы по спасению церкви. 
По прибытии в Алматы о состоянии дел было доложено Верховному Атаману казаков Казахстана Ю. Захарову и секретарю епархии о.Андрею. Он пообещал передать информацию о плачевном состоянии храма Владыке Мефодию, а нам доверил передать просьбы жителей Православной общине казаков Казахстана.



В канун праздника Петра и Павла мы поздравили нашего митрополита Мефодия с престольным праздником и передали поклон и благодарность от станичников за заботу о восстановлении храма с пожеланием Владыке многая лета. Владыка благословил атамана Союза казаков Семиречья войскового старшину Сергея Васильевича Машканцева, и товарища Верховного Атамана войскового старшину Владимира Семеновича Шихотова.
По исследованию А.Ушакова Лепсинск – последнее местопребывание оренбургского атамана и генерал-губернатора Семиреченского края А. И. Дутова. С января 1920 года и до ухода дутовцев весной того же года в Синьцзян Лепсинск был столицей Белого Семиречья.
При образовании Семиреченского фронта в отдельных населённых пунктах северных районов области тоже располагались руководящие центры белых частей: в Уч-Арале – штаб-квартира атамана Б.В. Анненкова, Сергиополе – Семиреченское Войсковое Правительство, станице Урджар – органы управления генерала Бакича, а после взятия Копала – органы управления Семиреченской казачьей бригады генерала Щербакова, заместителя войскового атамана.
В самом Лепсинске с Дутовым находился отряд конвоя и местные казаки-семиреки. Там же, вероятно, находилась священная реликвия Оренбургского казачьего войска – Табынская икона Божьей Матери.
Лепсинск – небольшой казачий городок Семиреченской области, центр одноименного уезда. Вырос из станицы Лепсинской, основанной сибирскими казаками-переселенцами с Бийской и Кузнецкой линий в 1855 году в долине Чубар-Агач, вблизи китайской границы, в самом центре Русской Джунгарии. Славился здоровым климатом и ландшафтом, напоминающим швейцарские Альпы, горным мёдом. Казачьи пасеки и заимки были разбросаны по всем прилегающим ущельям-"щелям".
Впервые попытку прочного закрепления в крае Россия предприняла в 1825 году, когда по просьбе султана Большой Орды Сюка Аблайханова в урочище Каратал был образован сторожевой пост и возведены некоторые постройки. Однако из-за протеста китайской стороны все сооружения были снесены уже в 1826 году. И только в 1831 году на подступах к Семиречью было заложено первое русское укрепление – Аягуз, впоследствии Сергиополь.
С 1847 года началась интенсивная казачья колонизация края, довольно подробно описанная в 1908 году историком Н. В. Леденевым в его "Истории Семиреченского казачьего войска". Вот как он излагает историю основания Лепсинска: "Для поселений на реке Лепсе в 1855-1856 гг. повелено водворить две сотни сибирских казаков из 6,7,8 и 9 полков Сибирского линейного казачьего войска и 200 крестьянских семейств. Первая партия казаков-переселенцев прибыла 18.06.1855г. Местом для поселения была избрана, верстах в 40 с небольшим от истоков реки Лепсы сильно расширившаяся здесь долина этой реки. Казаки, расположившиеся здесь, основали поселение, названное сначала поселением Лепсинским, затем, спустя некоторое время, станицей Верх-Лепсинской и потом уже, значительно позже, просто Лепсинской".
Известны имена первых командиров сибирских казачьих отрядов, расположившихся на реке Лепсе – войсковой старшина Тычинский, хорунжие Лаптев и Александров, командующий Верх-Лепсинским отрядом есаул Иванов.
Во многом из-за своей оторванности от основных почтовых трактов и тупикового местонахождения, станица, по-местному Лепса, и спустя 150 лет сохраняла первоначальный патриархальный облик: те же добротные, построенные в сибирском традиционном стиле деревянные избы, крытые железом, с резными крылечками и ставнями, а рядом двухэтажные, типично семиреченские казачьи и купеческие усадьбы, тенистые садики из тополей, арыки вдоль улиц, кладбище на пригорке и характерный для Семиречья приземистый православный храм в форме корабля – типичный облик семиреченских казачьих поселений.
Как и все азиатские городки, Лепсинск делился на собственно город, где располагались казённые учреждения, храм и была сосредоточена вся торговля, казачью станицу и татарскую слободку, где жили местные мусульмане – татары, сарты, кашгарцы, киргиз-кайсаки, чала-казаки. Абсолютное большинство горожан и станичников составляло славянское население – семиреченские казаки и мещане, в основном этнические великороссы и малороссы, встречались также калмыки, евреи, немцы, поляки.
На 1906 год в городе числилось 75,9 % русских. После окончания активных боевых действий в 1920 году численность русского населения снизилась до 58,2%, но уже в 1923 году вновь поднялась до 65,9 % из-за возвращения беженцев.
С 1870 года станица Верх-Лепсинская фактически являлась центром Сергиопольского уезда, куда из Сергиополя были переведены все государственные учреждения, а в 1883 году стала городом и официальным центром уезда. Семипалатинский краевед Н. А. Абрамов: "Станица Верхлепсинская 10-го полкового округа Сибирского казачьего войска есть одна из самых лучших местностей в Семиреченском крае Семипалатинской области как по своему положению и качеству почвы, так и по благорастворенному воздуху, обильной, в ее окрестностях растительности разного рода деревьев, плодоносных кустарников и трав и, наконец, по разным выгодам и удобствам жизни".
На 1913 год в городе со станицей числилось 15500 душ обоего пола, храм, мечеть, два учебных заведения, несколько промышленных предприятий, уездные учреждения.
Лепсинск, его история была связана с именами Семенова-Тян-Шанского, Валиханова, Потанина, Голубева, Северцова, Гейнса, Сапожникова и других исследователей края.
В гражданскую войну северному Семиречью пришлось стать эпицентром драматичного противоборства казаков и крестьян-новоселов, недавних переселенцев в область. В основе конфликта лежал неурегулированный земельный вопрос, обострившийся до вооружённого противостояния. Большинство казаков влилось в Белое движение, крестьяне поддерживали советскую власть.
Большевики и левые эсеры, захватив власть в областном центре - городе Верном - в начале марта 1918 года жестоко подавили вспыхнувшее казачье восстание. Многие заилийские станицы были, в буквальном смысле, снесены с лица земли, а само население либо уничтожено, либо бежало на север области и к китайской границе с войсковым атаманом А.М. Поповым.
Очагом сопротивления с лета 1918 года и до весны 1920-го оставались только Лепсинский и северная часть Копальского уездов.
После прихода из Семипалатинска в северное Семиречье отряда под командой полковника Ярушина и занятия им Сергиополя, здесь вспыхнула новая волна казачьих восстаний. Семиреки сумели взять под свой контроль станицы Саркан, Тополевку, Копал, Аксу, Урджар, выселки Каргалы, Баскан и ряд крестьянских сел. Из Лепсинска красные были выбиты отрядом капитана Ушакова, из Урджара, Маканчей и Бахтов - отрядом капитана Виноградова.
В конце 1918 года из Семипалатинска на помощь восставшим пришёл партизанский отряд атамана Анненкова, значительно укрепив позиции белых на севере области. Данное обстоятельство способствовало возврату из Китая казаков, ушедших туда после неудачи восстания в заилийских станицах - Малой и Большой Алматинской, Софийской, Надеждинской, Тастакской, Каскеленской и Илийской. На севере области вновь возродилась казачья власть во главе с Войсковым Правительством, легитимно избранная на Войсковом Круге в феврале 1918 года.
Однако больше года в центре Лепсинского уезда 13 крестьянских сёл оставались очагом красного сопротивления – в советской историографии названным "Черкасской обороной" (по с. Черкасское – центру восстания). Лишь к осени 1919 года анненковцам удалось подавить его, но время уже было упущено, красные получили подкрепление из Ташкента, и Семипалатинск и Омск пали.
Оренбургская армия Дутова была разгромлена и с огромными потерями в конце 1919 года прибыла в северное Семиречье, заняв Сергиопольский район – вдоль хребта Тарбагатай до китайской границы. Анненковцы обосновались на юг от цепи семиреченских озер – Сассык-куль, Уялы и Ала-куль, со штаб-квартирой в ст. Стефановской (Уч-Арал). Южное направление, часть Копальского уезда, прикрывала Семиреченская казачья бригада заместителя войскового атамана генерала Щербакова. В приграничных с Китаем районах, в Джаркентском и Пржевальском уездах действовали партизанские части полковника Сидорова.
После разгрома крестьян-черкасцев Семиреченский фронт удалось сместить на юг, с линии ст. Аксуйская - ст. Сарканская - к пикетам Ак-Ичке, Сары-Булак - с. Гавриловское. Были освобождены станицы Абакумовская, Арасан и Копал, но на продвижение вглубь области, к Верному, сил уже не было. Организованного сопротивления в тылу у красных не существовало: заилийские станицы были разгромлены, а отдельные очаги в Прииссыккулье и приграничье не могли изменить создавшееся положение.
Учитывая сложившуюся обстановку, остатки Оренбургской армии во главе с генералом Бакичем перешли границу в районе Бахтов, к китайскому городу Чугучак; к границе же через Джунгарские ворота и перевал Сельке (Чолак) двинулась часть дивизии атамана Анненкова.
Оставив из-за опасности окружения в конце марта 1920 года Лепсинск и соединившись с остатками отряда Щербакова, разбитого у ст. Арасан, дутовцы по Сарканскому ущелью и через перевал Кара-Сарык вышли в районе р. Боротола на территорию Китая. Так началась история русской казачьей эмиграции в Синьцзяне.
Основная же масса семиреченского казачества осталась на родине, испытав всю тяжесть расказачивания, выслений, расстрелов и земельно-водных реформ. До начала 30-х годов в лепсинских горах ещё действовали повстанческие отряды, а в самом городе - подпольная белогвардейская организация во главе с Сушковым, разгромленная чекистами только в 1928 году. Так и закончилась история Белого Лепсинска…
Ну, а сегодня у станицы долгожданный праздник. По молитвам нашего святого Владимира ЛЕПСИНСКОГО, владыки Мефодия, благочинного о.Григория, матушки Лукерии, Верховного Атамана Юрия Захарова, казаков Семиречья и заботами администрации Алматинской области возрождается православный храм. Поздравляем многонациональную станицу Лепсинскую с ее несокрушимой верой и истинным казачьим духом!   
  Товарищ Верховного Атамана В. Шихотов

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Семиреченское казачество | Просмотров: 2930 | Добавил: Урядник | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Донской казак  
Сибирского казачье войско не было, подобно Донскому, Запорожскому, продуктом вольной колонизации окраин Московского государства всякими недовольными тогдашними порядками людьми. Оно образовалось всецело почином самого русского правительства, заселившего новую обширную страну воинскими людьми "принудительно". Сибирские казаки никогда не были "вольными", а всегда исключительно, служилыми, хотя ядром для них и послужила волжско-камская вольница, уцелевшая от знаменитого сибирского похода Ермака. Катанаев считает, что сам акт завоевания Сибири нельзя считать "самовольным" захватом чужой страны, ибо еще в 1572 году Иван Грозный уполномочил Строгановых набрать отряды и посылать их против "наших изменников" воевать. Но мы всё равно рады что есть казаки сибири.

Имя *:
Email *:
Код *: