Память по церковному календарю - 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.
Атаман стар казак Илья Муромец - ПЕРВЫЙ СПЕЦНАЗОВЕЦ РОССИИ
Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачарова
Была тут поездка богатырская,-
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром кони,
И во том ли выезжает во кованом седле ... .
Кабы жили на заставы богатыри,
Недалеко от города — за двенадцать верст,
Кабы жили они да тут пятнадцать лет,
Кабы тридцать-то их было да со богатырем:
Атаманом-то стар казак Илья Муромец,
Податаманьёем Самсон да Колыбанович;
Да Добрыня-то Микитич жил в писарях...
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: СВЯТОЙ БОГАТЫРЬ Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил
в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года.
Память по церковному календарю - 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.
Достоверных
сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне
мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности
страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига
состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и
невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии
показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма
внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.
Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и
германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних
сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей
Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой
воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно
такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается
впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была
пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо,
вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни
иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую
лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для
православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить
дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия - не первый
и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно
в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а
также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших
послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на
Куликовом поле.
Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно
свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел
провести не так много времени. Это дает основание предположить, что
постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа
Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого
подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова.
Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны
великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел
обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с
двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров.
Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший
славный ратник преп. Илия.
В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность
отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем.
Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно
лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит:
"Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым;
ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем,
язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".
В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации
образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в "воплощение
народного идеала героя-воина". Так, например, характерной чистке
подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу
приходят "калики перехожие", которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они -
во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины
"калики" - это Христос с двумя апостолами.
В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу
мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных
применялась самая современная методика и сверхточная японская
аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст -
40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют
говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей
(строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти
стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели
была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Интересен тот факт,
что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой
руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые
перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со
старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным
доказательством в пользу трехперстного сложения.
Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще
шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство
считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории
одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен
замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.
В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе
внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что
при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо
человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во
славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости
и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи
велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.
Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под
Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева
сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание
отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором
складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным
действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и
германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних
сказаниях.
***
С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом
получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих
странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана».
Взяв родительское благословение, –
«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться* за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую», –
* Заложиться – поступить на службу. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и
невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами
Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А
обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое»
(так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с
хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и
кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом
спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский
сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я
спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей.
Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила
богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и
повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском
Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч
железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за
земные ценности, а за небесные.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно
свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел
провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его
постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского
(1164–1182).
Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.
Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской
лавры.
…Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»
В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 году.
В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом
храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом –
яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся
знать (видна), а правая изображена крестным знамением».
В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу
мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни
былинного богатыря: определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177
см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста);
выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о
перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти
– обширная рана в области сердца.
К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.
***
Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его
предполагаемой родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и
Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его
мощей. В 1994 году на городском кладбище была заложена часовня во имя
святого, которую освятили через четыре года. Преподобный Илия Муромец
причислен к собору Муромских святых.
Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы
России, а также части специального назначения считают святого богатыря
своим небесным покровителем.
В 1998 году на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье
был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре
храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.
В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года – с июля
1999-го по июнь 2003-го – был развернут полевой храм преподобного Илии
Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском
районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года.
В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение
большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память
преподобного.
Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден
преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и
миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе
и в «горячих точках».
Преподобный Отче Илия, моли Бога о нас!
Молитва святому преподобному Илии Муромцу
О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче,
могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем
благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно
послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не
оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему
царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от
нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов,
замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же
нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли,
да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах
наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь
Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою
и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго
Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 3
Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего
Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая,
соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и
невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно
славят и чтут людие русские Христа Бога.
Тропарь, глас 8
Постом душу Твою просветил еси, молитвами непрестанными
сердце Твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие.
Темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси, и яко победоносец
истинный воздаяния получил еси от Христа Бога. Тому помолися о душах
наших.
Александр Карачаров ,
урядник Семиреченской казачьей общины. |