07.08.2010 09:27 Казаки и кочевники | |
«ИЗВЕСТИЯ» на Дону Вторник. 3 августа 2010 № 141 (28156) Геннадий
Белоцерковский На
юго-востоке Казахстана расположе-но Семиречье – удивительно красивая земля, окаймленная
с юга высокими горами Заилийского Алатау. С гор на север стекают не семь, а
значительно больше рек, делая предгорья плодородными и живописными. Сегодня
наряду с казахами, титульной нацией, которая численно преобладает, здесь живут
русские, украинцы, уйгуры, корейцы, дунгане и т.д. Среди русских есть те, кто
называет себя семиреченскими казаками. При советской власти эта тема не
приветствовалась. Расказачивание коснулось не только Дона, но и всех территорий
бывшей Российской Империи. В Семиречье к моменту распада Союза элементы
казачьего быта сохранились лишь высоко в труднодоступных горных уголках, примыкающих
к китайской границе. После 1991
года возрождение казачества не обошло и Казахстан. Поначалу хватало, как и в
России, «пены», к движению примазывались политиканы и экстремисты. В начале
1990-х в Казахстане и слышать не хотели о регистрации казачьих общин. В прессе
расписывали, как «царские сатрапы» охаживали нагайками спины «угнетенных
кочевников», которые то и дело устраивали мятежи, т.е.
«национальноосвободительные восстания». Выплескивались исторические обиды.
Нарядиться в казачий мундир тогда было рискованно – можно было оказаться в
кутузке за экстремизм. Но затем
внутренняя казахстанская политика стала терпимее в казакам. Их общины стали
регистрировать, и порой даже слишком охотно. Казачьих организаций сейчас пруд
пруди. Возникли даже подозрения - а не специально ли дробят казачье движение?
Возможно, что и так. Принцип «Разделяй и властвуй» в мире все еще популярен.
Однако дело не только в этом. Никто не мешает не только казакам, но и всем
русским в Казахстане создать мощное политическое ядро, которое защищало бы их
интересы. Так сделали, к слову, корейцы. С этой консолидированной диаспорой
власти Казахстана считаются, у корейцев там крепкие позиции и в бизнесе, и в
политике. Для казахстанских русских в этом смысле все еще впереди. ...Недавно я вновь
побывал в бывшей столице Казахстана Алма-Ате. Уладив личные дела – родни там еще
хватает – я расчехлил свой журналистский диктофон. Давно хотелось разыскать
казаков-семиреков и рассказать о них. Я еду к Александру Щеглову, атаману
Семиреченской казачьей общины. Автобус мчит по главному проспекту города –
имени Абая. Его пересекает широкая улица им. Ауэзова. Вспоминаю: ее в 1960-е
годы называли 5-й линией. Одной из более чем 30-ти. И линии – одно из важнейших
доказательств того, что у города – казачьи корни. В Казахстане это особо не
афишируется, но против правды не попрешь: Алма-Ату наряду с многими другими
городами основали в 19 веке именно казаки. Высочайшим повелением их перебросили
сюда из Сибири - защищать новые, еще зыбкие рубежи Российской Империи. У
подножия Алатау казаки основали свои станицы – Малую и Большую Алматинские,
Тастакскую. Позже они влились в город Верный. Его план был составлен лично
генерал-полковником Колпаковским. Линии послушно следовали генеральской линейке
– с юга на север, с гор на равнину. ...Я вхожу в
тесный полуразбитый подъезд старенькой хрущевки на окраине города. Меня
встречает крепкий, в казачьем мундире, с фигурой борца мужчина. «Привет с Дона»
и «Здорово дневали» звучит почти как пароль. На руках атамана его двухлетняя
дочка. Ему уже 52 года, и на здоровье не жалуется. Заходим в гостиную –
тесновато, но есть место и для икон, и для казачьих атрибутов. К настенному
ковру прилепились казачьи шашки и нагайки,
пестрые регалии.Разговорились. Начали с родословной. О казачьих истоках Саше
рассказывала еще его бабушка, приехавшая сюда «на колышке из Сибири». Отцовская
родня, из гребенских казаков, перебралась сюда с Терека. Они и основали здесь
станицу Тастакскую – сейчас это центр Алма-Аты. Там до сих пор стоит родовой
дом Щегловых. В 1930-м эти хоромы у семьи отобрали и бросили ее в амбар, где
разместилось еще несколько семей. Занозистые
были Щегловы, с Советами не дружили. Брат деда бежал с белыми в китайскую
Кульджу, где возглавлял казачью газету у легендарного атамана Анненкова,
злейшего врага большевиков. Однако часть казаков решила не идти с атаманом на
чужбину, а остаться в Семиречье. В их числе был дед Александра. От большевиков
казаки откупились, отдав им всю станичную казну – около 10 тысяч рублей
золотом, целое состояние по тем временам. И их не тронули. – Когда был
пацаном, бабушка часто повторяла: «Вы роду казачьего. Хитрость и удача
рождается с вами». Воспитывали в казачьем духе. В то же время родители не
советовали афишировать мое происхождение, боялись репрессий. История казачьего
возрождения в Казахстане довольно запутана. Лет 15 тому назад у всех на слуху
был атаман Гулькин, по своему темпераменту и бесшабашности – вылитый Махно.
Созданную им организацию – Семиреченское казачье войско – власти не признавали
на том основании, что по Конституции никаких войск, кроме подчиненных
президенту, в Казахстане быть не должно. Конфронтация с властями,
экстремистские выходки принесли возрождающемуся движению один вред.
Трезвомыслящие казаки тогда отошли от горе-атамана, решив не «бодаться» с
властью, а спокойно, в рамках законов, о чем то договариваться. И это принесло
хорошие результаты. Не поддались Щегловы и на модную в 90-е годы тему массового
возвращения казаков, да и всех русских из Казахстана в Россию. Отец Александра
тогда как отрезал: «Это наша земля тоже, тут могилы наших дедов, наши храмы. Их
мы не оставим». В 2006 году
казаки огромной республики попытались сплотиться в единый «Союз казачьих
объединений Казахстана». На деле единой структуры с жесткой вертикалью власти
так и не возникло. В Казахстане только семиреченских казачьих организаций целых
пять. И никому они, по большому счету, не подчиняются. Во имя чего же создаются
все эти казачьи объединения? Что реально делает немногочисленная община,
возглавляемая Щегловым? Община берет
на себя охрану христианских храмов во время первопрестольных праздников.
Порядка стало на них больше. Казаков все чаще стали приглашать на различные
мероприятия, организуемые городскими властями. На ежегодном празднике
весны Наурызе казаки традиционно ставят свою палатку. Выставляют на продажу
атрибутику – форму, шашки,нагайки, книги. Кстати, только благодаря казакам
стало возможным репринтное переиздание «Истории Семиреченского казачьего
войска» Н.В. Леденева, изданной в 1909 году. Электронную версию издания
предоставила Новосибирская «публичка». Года три
назад казаки потребовали у городского акимата, т.е. мэрии, переименовать одну
из центральных улиц Алма-Аты – им. Фурманова в им. Колпаковского. Того самого,
которому город обязан своим существованием. Вскоре заявителям преподнесли
сюрприз: просьба ваша удовлетворена, улицу в честь генерала переименовали,
только – другую. Как оказалось, третьестепенную, на задворках. Что касается ул.
Фурманова, то для алмаатинцев давно не секрет, что ее держат про запас. На
случай, если придётся увековечить одну очень известную особу... Каковы же
ближайшие задачи казаков Семиречья? – Мы
создавали союз, чтобы не плодились казачьи организации, как грибы. Да, властям
выгодно дробить наше движение. Думаю, что сообща с нашими братьями-казаками
поправим дело. Есть и еще один вопрос – нам на праздниках запретили появляться
с шашками на том основании, что мы – не воинская структура. Да, это так.
Но ведь шашки – это часть нашей национальной одежды! Тем же чеченцам разрешают
появиться на праздниках с кинжалами. А у нас даже нагаек не было. Будем готовить
иск в суд по поводу ущемления
национальных прав, – говорит мне Щеглов. В
Казахстане, где с каждым годом русских на улицах городов становится все меньше
– они выделяются в толпе как островки в океане – сохранение такого явления, как
казачество, кажется очень важным. Наверное, Лев Троцкий, главный идеолог
расказачивания, был прав в том, что это единственная сила в русском народе,
которая способна к самоорганизации. Казаки в Казахстане – это некое серьезное
напоминание местным жителям о соседней России, об истории, которая веками
связывала и связывает Россию и Великую Степь. Гордая стать казаков, их красота,
ловкость и нравственное здоровье напоминают казахстанцам об истинных чертах
русского характера. А то ведь до чего
дошло – казахстанские газеты заполнены статейками о том, что русские в России якобы
подчистую спились и морально разложились. – Собственно
говоря, казаки под началом Колпаковского завоевали эти края, отбив их у
Кокандского ханства, в котором главными были узбеки, – говорит мне атаман. –
Только после этого здесь стали свободно жить казахи. Получается, что казаки,
русские люди свою кровь ради них проливали. Так что это наша земля тоже. И
когда местные националисты начинают «посылать» казаков «в свою Россию», мы
терпеливо им рассказываем, откуда есть пошла Алма-Ата и все наше Семиречье.
Ведь здесь что ни город, то бывшая казачья станица. С них все начиналось. И это так.
Областной центр Талды-Курган до революции величали Гавриловкой. В Семиречье
еще до развала Союза было много районных центров с характерными названиями
Антоновка, Алексеевка и т.д. После обретения Казахстаном независимости власти
постарались переделать топонимику на казахский лад. Крупные города Гурьев и
Шевченко стали Атырау и Актау. Потерял свое название город Ермак – как же,
донской казак, покоритель Сибири. «Жестоким колонизатором» был Ермак
Тимофеевич, если верить местным учебникам. К счастью, эта судьба не постигла
таких названий, как Уральск, Павлодар, Усть-Каменогорск. Не все русское удалось
выкорчевать из названий. Многое удалось сохранить благодаря таким подвижникам,
как семиреченские казаки. Атаман
рассказал мне об одном свежем эпизоде. В Алма-Ате он наблюдал, как один китаец,
держащий тут торговлю, на ломаном русском втолковывал парням-казахам, показывая
на заснеженный горный хребет, парящий над Алма-Атой: «Видите гору? Когда отсюда
уедут все русские, мы заставим вас на нее воду носить». Думается,
эта угроза не надуманна. Китайцы все увереннее чувствуют себя в Казахстане. В
их руки переходит все больше предприятий, обрабатываемой земли. Политологи
считают, что в обозримом будущем одним казахам, которых не более 10 миллионов,
не удержать огромную территорию – более 2,7 млн. квадратных километров. Ведь
налицо ползучая экспансия с Востока, где проживает полтора миллиарда человек.
Такую лавину просто не удержать, если не иметь за спиной сильного друга. И
потому еще союзом с Россией здесь дорожат. Многие в Казахстане всерьез
обеспокоены тем, что русских в республике осталось мало, из-за этого целые
отрасли экономики – там, где нужна высокая квалификация – начали испытывать кадровый
голод. http://semirekcossack.ucoz.ru/blog/kazaki_i_kochevniki/2010-08-07-45 | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |