26.02.2011 23:53 Казачий вестник 4(69) 2010 г.Уральск | |
Мы уже публиковали материалы об обретении и утрате Табынской иконы Богоматери, любезно предоставленные нам Трофимовым (житель станицы Соболевской, автор ряда изданий и публикаций об истории Причаганья). Теперь дополняем их подробностями, актуальными по сей день. Источник - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии, статья священника Н.Н. Модестова "Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии," Выпуск XXXI. Предоставлен А.П.Трофимовым. Публикуется с сокращениями.
Значение крестного хода вообще и с Табынской иконою Божией Матери в особенности
С самой глубокой древности в церкви православной утвердился обычай по случаю общественно-скорбных или радостных событий совершать крестные ходы, т.е. открытые всенародные священно-соборные шествия или моления верующих вне храмов Божиих в предшествии святого креста, евангелия, хоругвей и св. икон. Избавление от моровых поветрий, одержание победы над врагами Церкви и государства, испрошение милости Божией во время засухи или безведрия - побуждают христиан собираться воедино, чтобы вознести Господу свою единодушную молитву. "При крестных ходах на путях и перекрестках, - говорит св. Симеон Солунский, - мы творим моления для того. чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами, подъемлем из храмов священные иконы, выносим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того. чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, т.е. дома, пути, воду, воздух и самую землю, попираемую и оскверняемую стопами грешников". Таков древний, исконный смысл и значение крестных ходов, по изъяснению учителей церкви. Несомненно, что Крестные ходы должны служить одним из сильных средств к воспитанию в нас веры, благочестия и страха Божия.Так оно и бывает, как это особенно наглядно можно видеть именно на крестном ходе с Табынскою иконою Божией Матери. Вот что свидетельствует нам рапорт причта, сопровождавшего св. икону в 1871 году из г. Оренбурга в г. Уральск. "По вниманию к тому, что следование с Табынскою иконою в г. Уральск, по желанию жителей и с разрешения Св. Синода, открыто в первый раз, - и что Уральский край в религиозном отношении преимущественно есть единоверческий, а в среде единоверия не малое место занимает и раскол, шествие святыни Табынской в таковой край заслуживало особенного внимания не только путевого причта, но и всех, кто ревнует о прославлении имени Богоматери в досточтимой Табынской Ея иконе. Для встречи и безпрепятственного шествия святыни в г. Уральск был командирован уральского уездного начальника помощник г. Черторогов. Он встретил святыню за 180 верст на черте Уральского края и именно в городке Илецком, откуда и сопутствовал до самого г. Уральска.Он же сопровождал нас и обратно. На протяжении пути по означенному тракту встречалось немало и селений, жителями коихмало того, что оказана подобающая честь Царице Небесной в единоверческих храмах службою и торжественною с крестным ходом встречею в оные; усердие их даже простиралось и до святого желания приносить святыню в свои дома. В форпосте Генварцевском, где проходила святыня и несколько часов совершалась служба в домах, передано жителям следующее событие, совершившееся в прошлом 1870 году от Табынской иконы Богоматери в бытность ее в Илецком. "У односеленного их казака больна была дочь ногами и несколько лет положительно ими не владела. Случилось быть этому казаку в г. Илецком по хозяйственным нуждам вместе со своим братом. Брат был единоверцем, а другой - отец больной - состоял в секте некудынцев (так называются там нетовцы).Приезд их в Илецк совпадал по времени с посещения онаго и Табынской святынею, что было в ноябре месяце 1870 года. Брат-единоверец, заметя почитание святыни жителями илецкими, сам возымел желание молиться Ей, к чему приглашал и брата своего - некудынца. Сей последний , отказываясь по своему сектантскому заблуждению, неверием в таковую святыню, долго не соглашался и склонился на молитву только по следующему убеждению брата: "Утебя ведь есть дочь больная, помолись лучше, быть может Пречистая и пошлет ей исцеленик". Такое убеждение брата подействовало на невера. Отслужили молебен Царице Небесной, и молитва их была услышана Ею. Возвратясь из Илецка домой - в форпост Генварцевский, вышесказанная больная встречает своего отца и с радостью объявляет, что она выздоровела. Отец спрашивает:"Когда дочь выздоровела?" Из ответа семьи казак узнал, что она выздоровление получила в то самое времия, когда он с братом молился Табынской чудотворной иконе Богоматери в городке Илецком. Благочинный г. Уральска иерей Донсков, в ведомстве коего состоит Генварцевский приход, по надлежащем расследовании, обещал сообщить о сем как своему епархиальному начальству, так и настоятелю Табынской церкви, со включением такового события в приходскую летопись. Заявляя об этом факте, не лишним считаем сообщить и о пребывании святыни в г. Уральске. Жители города, зная день прибытия (16 ноября) к ним святыни, за 20 верст и далее шли и ехали на встречу оной. Стечение граждан было весьма многолюдное. Духовенство двух соборов и шести приходских церквей с крестным ходом встретило святыню на пятой версте от города. В ходе этом участвовали и стар и млад. Каждый, увидев шествующую к ним Святую Гостью, старался с благоговением подойти к Ней и лобызать Ее, а некоторые с детской простотою теснились к массе народа, горя тем же святым желанием. При этом местным духовенством замечено было также и то, что некоторые из раскольников, быв первоначально любопытными зрителями, приступили сами к святыне и несли Ее на своих руках. Этот их приступ, совершившийся воочью всех и первоначально удививший как православных, так и единоверцев, еще более удивил, когда при приносе иконы в храм, раскольники, никогда не посещавшие оных, стали ходить в оные на богослужение и принимать святыню в свои дома. Не есть ли это видимый промысл Царицы Небесной, вразумляющий нас и соединяющий всех во едино стадо Единородного Сына Ея Иисуса Христа? Уральцы за единомесячное пребывание святой иконы в их городе не остались неблагодарными к Царице Небесной - усердие их было слишком велико: денно и нощно совершался крестный ход со святыней по домам. В день выноса св. иконы из г. Уральска в предлежащий путь несметная масса народа совмещала в себе всех и все; здесь уже не рознились ни православные, ни единоверцы, ни раскольники, а все дышали, так сказать, одним общим чувством одинаковой любви и благоговейного почитания святыни православия. Вообще можем донести вашему высокоблагословению (т.е. священнику Н. Гуменскому, настоятелю с. Табынского), что уральцы за честь, какую они воздали святыне, достойны подражания многих, ищущих заступления в деле спасения Пресвятой Матери Господа Бога. Месяца декабря 24-го дня 1871 г. № 94 .Подлинный подписали: священник Iоанн Смирнов, диакон Мефодий Скворцов и диакон Николай Гуменский". Основываясь на только что приведенном рапорте, с полною достоверностью можно сказать, что необычно продолжительный, из года в год повторяющийся, и по местам, как бывает, напр., в г. Оренбурге, весьма торжественный крестный ход с Табынскою иконою Божией Матери, действительно, имеет весьма благотворное влияние. Возвышая религиозное чувство до самой сильной степени, он не только способствует возбуждению веры, благочестия и страха Божия, но имеет еще миссионерское значение, так как по меньшей мере уничтожает ту вековую рознь между старообрядцами и православными, которая возникла между теми и другими еще со времен патриарха Никона. Но известно, что помимо православных и старообрядцев в оренбургском крае имеются еще и различного рода сектанты не только рационалистического направления, как то: штундисты. баптисты и т.наз. евангелики, но и мистического, - каковы, напр., хлысты. Мы глубоко убеждены, что не будь ежегодного крестного хода с древнею чудотворною Табынскою иконою Божией Матери, возбуждающего и питающего религиозное чувство многих жителей оренбургского края, число отщепенцев от православной церкви тогда насчитывалось бы по местам не десятками и сотнями, как теперь, а целыми тысячами. Русский человек - везде русский, и любит он помолиться древней чудотворной святыне, а оренбургский край, как край новый, не богат не только ими, но даже и храмами.На всю оренбургскую епархию, превосходящую обширностью своей территории даже некоторые государства Западной Европы, имелось в 1911 году только 710 храмов, считая в том числе церкви - школы и даже молитвенные дома. Неудивительно поэтому, что русские богомольные люди,вынужденные обстоятельствами жить в оренбургском крае среди чуждых им по духу инородцев и иноверцев, обыкновенно ждут - не дождутся прибытия к ним древней чудотворной Табынской иконы Божией Матери и всякий раз неудержимо - радостно, со слезами на глазах, устремляются на Ея сретение. Нельзя не пожелать, поэтому, чтобы крестный ход с Табынской иконой Божией Матери никогда не прекращал своего существования , чтобы он и впредь из года в год возбуждал религиозное чувство жителей оренбургского края и чрез то постоянно служил бы наилучшим доказательством целесообразности древних церковных установлений и учреждений. В заключение всего мы должны сказать, что Табынская икона Божией Матери является тем религиозным флагом, под сению которого объединяются все православные жители оренбургского края, не забывшие преданий старины глубокой и заветов земли родной... Не даром оренбургский отдел Союза Русского Народа объединился тоже под хоругвию "с изображением Табынской иконы, как местной святыни". Не даром и новый кафедральный собор г. Оренбурга носит наименование Казанского. Не даром и одной из главных святынь этого собора служит копия Табынской иконы Божией Матери. Не даром , наконец, и наибольшее количество храмовых праздников в оренбургской епархии падает на дни празднования Казанской иконы Божией Матери. Ведь Табынская икона есть один из древнейших списков Казанской иконы Божией Матери. _______________________________________________________________________________________________
Паломник
25 ноября 2010 г., г.Уральск. Состоялась встреча атамана У(Я)КВ Иртикеева С.П. с есаулом Иркутского казачьего войска Брагинцевым В.Ф., совершающим паломничество на Святую землю в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. Владимир Федорович намеревается у Гроба Господня просить у Господа прощения не только за свой род, но и покаяться за все казачество в грехе цареотступничества, приведшего к цареубийству в начале XX века, Он также будет просить Господа о даровании России самодержавной Монархии и Царя Православного. Для этого он практически пешком идет по казачьим землям. Уральское (Яицкое) казачье войско для него особо дорого: он участвовал в 1991 году в Уральске в праздновании 400 - летия служения Уральских (Яицких) казаков Царю и Отечеству. 20 лет спустя он вновь посетил наш город. Есаул Брагинцев В.Ф., помолившись Господу в Храме Христа Спасителя, Соборе Михаила Архангела и в других церквях нашего города, отправился в Гурьев, где по прибытию был радушно встречен Атаманом Гурьевского отдела С. И. Рожковым и местными казаками; помолился в местном храме Успения Божией Матери и, конечно, побывал на рыбалке на р. Урале. Теперь путь есаула Брагинцева, начатый в Иркутске 8 мая, направлен на г. Астрахань. Бог в помощь на благое дело!
ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА! _________________________________________________________________________________________________
ОБРАЩЕНИЕ К БРАТЬЯМ КАЗАКАМ И ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ
Не так давно в Казахстанских СМИ были растиражированы высказывания Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра о том , что планируется перевод Богослужения в некоторых храмах РК на казахский язык, перевод на казахский Священного Писания и Богослужебных книг и подготовка в семинариях священников со знанием казахского языка. В связи с этими высказываниями Митрополита, прозвучавшими 25 октября сего года в ответ на вопросы читателей газеты "Вечерней Алматы", у нас, Православных прихожан храмов РК, появился ряд вопросов, не могущих не волновать нашу Христианскую совесть. Первый и самый главный вопрос: угодно это Богу или это очередное мудрование нашего священоначалия по каким - то одному ему известным мотивам? Хотя можно догадываться, что находясь под контролем властей РК оно, священоначалие, выполняет не свою волю, а страха ради иудейска волю контролирующих государственных органов. Причина? Возможно, что это один из способов решить языковую проблему, т.е. ускорить внедрение государственного языка в общество на всех уровнях. Последние годы это никак не удается осуществить властям в силу ряда причин. Мы, Православные, в своем большинстве не видим в этом канонической необходимости, т.е. Воли Божией. Да, мы знаем из Писания, что Господь хочет спасения всем людям и желает всем им в разум истины придти и что у Господа нет лицеприятия, пред ним все равны: и рабы, и свободные, и мужи, и жены, и Еллины , и Иудеи; помним и предостережение Апостола не превозноситься перед язычниками и что последние будут первыми. Все народы призывает Господь ко спасению, всех зовет в лоно своей Святой Православной Церкви. Но мы также помним и знаем, что мы все сотворены со свободной волей, которую не нарушает Сам Господь.И все мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа: Никто не приходит ко Мне, если на то не будет воли Отца Моего. Т.е. по неведомому нам промыслу Божиему Господь Сам приводит народы ко спасению и притом не насильно, а по их свободной воле. Никогда Православная церковь не одобряла агрессивный прозеллитизм, как, например, у католиков с помощью огня и меча и никогда не занималась Церковь миссионерством при помощи лести, хитрости, подкупа и прочих, не совместимых с христианской моралью способов. И если наше священоначалие думает, что при помощи трюка с введением государственного языка в обиход Русской Православной Церкви оно приобретет себе адептов из числа казахов, то это вряд ли удастся: крепко держит сатана свои жертвы, они даже не язычники, какими были некогда Русичи, просвещенные Кириллом и Мефодием, учителями словесности, создателями Богоданного церковно-славянского языка, а откровенные хулители Христа, не признающие его Божество. И поэтому скорее тысячи Православных уйдут из Церкви (не приведи Господи) кто в ересь, кто в раскол, не сумев принять этого нововведения, непонятно, ради кого затеянного, неужели для тех единиц крещеных казахов, составляющих в Уральске не более десятка. Притом отлично владеющих русским языком, выросших в Русской среде, что ставит их на один уровень с русским новоначальным верующим, тоже не знающим церковно-славянского языка. Ведь за 1000 лет христианства на Руси никто из св. отцов не дерзнул перевести Богослужение на современный русский язык, считая это ересью обновленчества и не угодным Богу нововведением, понимая всю сакральность и красоту Богом данного церковно-славянского языка, языка нашего спасения. Кроме всего прочего население Казахстана почти на100% знает русский язык и при современных способах получения информации человек, ищущий истину, имеет возможность узнать все, что хочет о спасении души и для себя лично перевести на любой язык , ведь к Богу приходят не ради языка, а ради спасения. Одно дело просветить народ и на его языке принести ему благую весть, и если она будет принята и понята, лишь тогда будет и крещение народа, и богослужение, и иконопись, и все, чем народ выразит свою любовь к Господу в соответствии со своим менталитетом. Так вот, кто желает просветить казахский народ, учите язык, надевайте котомки за спину и идите в народ, в степи и горы и несите благую весть, как это делали Кирилл и Мефодий, Макарий Невский, Николай Японский, всей своей жизнью подкрепите вашу веру, не имея, где голову преклонить... Как сказано, да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели дела ваши добрые и прославляли Отца вашего Небесного и, может тогда, если будет угодно Богу, приобретете души для неба или же пострадаете мученически за Христа как пострадали все Апостолы. Простите нас, грешных, за дерзость, но от избытка сердца глаголят уста, много можно говорить на эту тему прислушиваясь ко всем за и против, но ясно одно: архипастырям необходимо убрать то, что смущает верующих, развеять наши сомнения, ведь все мы члены тела церковного, Глава которой есть Сам Христос. Спаси нас всех, Господи!
19 декабря 2010 г.
По поручению Совета атаманов У(Я)КВ.
Зам атамана У(Я)КВ по Духовности и Вере В.Б. Седов.
Председатель Совета Стариков У(Я)КВ Б.И. Стариков.
Атаман У(Я)КВ С.П. Иртикеев.
Уральское городское казачье историко-культурное общество
Адрес редакции 090000, г.Уральск, пр. Достык, 203, кв. 205. На сайте опубликована сокращенная интернет версия газеты ,с полной версией газеты можете ознакомиться на сайте Горынычъ.
http://gorynychforum.forum24.ru/?1-1-0-00000055-000-60-0-1296500353
| |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |