Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2011 » Сентябрь » 26 » Фестиваль славянской культуры "Хотмыжская осень"

Фестиваль славянской культуры

26.09.2011 11:33
Фестиваль славянской культуры "Хотмыжская осень"
«Хотмыжская осень» 2011 года.
 
     В воскресный солнечный день 18 сентября больше сорока казаков Белгородского казачьего отдела вместе с семьями под руководством атамана Евгения Ивановича Костюкова приняли участие в традиционном международном фестивале славянской культуры, который проходил в селе Хотмыжск Борисовского района Белгородской области. Представители трёх славянских народов собрались на «Хотмыжскую осень» в восьмой раз. В этом году он был посвящён 100-летию канонизации святителя Иоасафа. Древний Хотмыжск находится на высокогорном месте у излучины Ворсклы. Давайте на несколько минут перенесёмся в волнующее историческое прошлое.

     …С детства наш слух привыкает к звучным и старинно-исконным названиям наших городов, несколько сотен лет назад построенных по линии Белгородской черты, лишь кое-где оставшейся на большаках, а в основном растаявшей в дымке времени: Белгород, Короча, Валуйки, Старый Оскол, Новый Оскол. Они и сейчас процветают, несмотря на седину времени, превратились в заметные промышленные, административные и культурные центры. Они центры районов, в них кипит общественная жизнь, они заполнены магазинами и рынками. И стоят все они обычно на наших знаменитых меловых холмах или у их подножий.Но до сих пор сохранились и другие древние поселения, великой поэтессой Историей отодвинутые на границы нашей памяти. Они превратились в села и деревни, или влились в соседние крупные поселения, и только гордые наименования на старинных картах напоминают об их былой роли и не показном величии. Они также стояли на рубежах государства Российского, защищая мирный люд от ненавистных татар. Среди них Вольный, Хотмыжск, Карпов, Болховец, Нежегольск, Яблонов, Верхососенск, Ольшанск, Усерд. Сыграв свою значительную роль в отечественной истории, они постепенно затерялись в российской провинции, оставив лишь иногда на своих околицах памятные знаки с годом основания.

     Так до недавних пор было и с городком Хотмыжск, который вдруг стал возрождаться к новой жизни, как символический центр единения братских славянских народов русского, украинского и белорусского и где каждые два года проводятся фестивали славянской письменности и культуры «Хотмыжская осень».

     Наша машина в составе целой казачьей кавалькады со всех районов Белгородчины мчится по дороге на Борисовку. Вдоль трассы сплошь села с расписными изгородями и искусно отделанными металлическими кружевами дымовыми трубами. А справа от дороги среди луговых прогонов появляется вдали Ворскла.

     Выше реки, по меловым холмам лес, очень много раздолья и шири. Вдруг прямо перед нами на высоченном меловом холме вознесся в небеса бело-розовый храм. Он парит над землею, как бы ничем не связанный с ней. Перед нами древний Хотмыжск.

     Речная долина в дымке. Ворскла причудливо петляет в низких берегах, оставляя на бескрайнем лугу старицы и озерки. Под горой притихшее и задремавшее село. Красивейший русский пейзаж словно на картине знаменитого художника. Наверное, и Петр Первый, гостивший почти месяц в Борисовке, тоже задохнулся от этой красоты, что даже уронил в безымянную речку свою подзорную трубу и прозвал ее за это «вор скла». Так говорит одна здешняя легенда.

     Хотмыжск ныне – большое село, со школой и сельской администрацией, раскинувшееся по пологим скатам холма и на его вершинах. Главная достопримечательность храм Воскресения с отдельной звонницей и анфиладой и памятник -- дуга единения русского и украинского народов, что радугой повисла над речной долиной на одиноком холме-утесе. Раскрашена он в государственные цвета Украины и России, посередине герб Хотмыжска, на котором копье, гетманский бунчук, телега и борозда черной плодородной земли.

     Тут, на взгорье, всегда дует ветер. Прямо под нами, насколько хватает глаз, неоглядная русская ширь. Старожилы говорят, что с этой верхотуры в хорошую погоду видны земли соседних Харьковской и Сумской областей. Внизу Ворскла, на которой далеко ниже по течению стоят Полтава, а в десяти верстах от Ворсклы в Полтавской области лежит и знаменитая гоголевская Диканька.

     Старые летописи многое рассказывают о Хотмыжске. Еще в VIII веке возникло здесь поселение роменско-борщевской культуры (земледельцы и ремесленники), переросшее в ХII веке в древнерусский город Хотмысль – пограничную крепость Переяславского княжества Новгород-Северской земли.

     После 1240 года город входит в состав Киевской земли. Тогда же возникает Хотмысльская волость Путивльского уезда. После 1360 года город находился под властью Великого княжества Литовского, отвоеван Московским княжеством в 1503 году. В это же время город под именем Хотмышль упоминается в ярлыке хана Менгли-Гирея королю польскому Сигизмунду I.

     В начале ХVII века город перешел в запустение, но уже в мае 1640 года вновь застучали топоры по сосновым стволам, возводя укрепление-городище Хотмыжск на русском порубежье по указу царя Михаила Федоровича под руководством воеводы В.И Толстого. Тогда тут начинала возводиться знаменитая Белгородская черта, поотяженностью более 800 километров, перекрывшая Бакаев, Изюмский, Муравский и Кальмиусский шляхи. Тогда же, в июне 1640 года, заложили деревянную церковь Воскресения Христова. Как явствует из летописи: «По Государеву, цареву, и Великого князя Михаила Фёдоровича, всея Руси Указу: … Велено воеводе Василию Ивановичу Толстому на поле, за реку, за Ворсклу, на Хотмыжском городище – для бережения от воинских людей поставить жилой горд-крепость Хотмыжск, устроив в нём жилецких людей – детей боярских и ратных людей – стрельцов, казаков, и пушкарей, и воротников, и кузнецов… Лета 7148 (1640) года».

     В 1663 году Хотмыжск находился на территории Белгородского полка (в полк входило 10 тысяч конных и 20 тысяч пеших воинов. Многие из них, в том числе и казаки, принимали участие в Полтавской битве, за что Петр I 12 раз выражал белгородцам « милостивое слово»). В 1720 году Хотмыжск был включен в состав Белгородской провинции Киевской губернии ( в 1727 году Белгородская провинция была преобразована в губернию, в которую вошли Орловская, Курская, Севская и часть Воронежской и Харьковской провинций).

     Через 52 года, в 1779 году, Хотмыжский уезд вошел в состав Харьковского наместничества, а в 1781 году ему был пожалован герб: « В верхней части щита герб харьковский, а в нижней – золотой плуг в черном поле, означающей изобильные в окрестностях сего города поля». В 1802 году Хотмыжск включили в состав Курской губернии. В 1835 году начали строить в городке каменную церковь Воскресения, которую освятили 31 декабря 1839 года. Но к тому времени центр Хотмыжкого уезда перенесли в Грайворон. С тех пор городок, утратив прежнее значение, стал постепенно превращаться в обычное среднерусское село.

     Но вернёмся к нашему празднику. «Культура не знает границ, это фундамент нашего единения, это цемент славянской дружбы, с помощью которой мы преодолеем все границы», – сказал на церемонии открытия фестиваля губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Глава региона выразил надежду, что граница между Россией и Украиной в скором времени станет такой же свободной, как между Россией и Белоруссией.
     На фестиваль этого года приехали фольклорные коллективы, ремесленники и представители из районов Центрального Черноземья и юга России, пяти областей Украины и двух областей Беларуси. «Официально здесь собрались представители трёх народов, но мы единый народ – славяне», – отметил депутат Госдумы РФ Олег Лебедев.

     Фестиваль проходил на двух больших площадках, расположенных возле Воскресенского храма с. Хотмыжск. Наиболее обширная представляла собой город мастеров, где свои изделия представили ремесленники из трёх стран. На некоторых стендах можно было воочию увидеть, как производится деревянная ложка мастером из села Подольхи Прохоровского района Николаем Михайловичем Ракитянским, или вышитое панно. Также здесь все желающие могли увидеть народные игры и забавы, принять участие в средневековых ристалищах. Казаки Белгородского казачьего отдела принимали участие в торжественном открытии праздника. Казаки Старооскольской станицы нашего отдела во главе с атаманом Авдеем Авдеевичем Фирсовым организовала проведение средневековых боев рыцарей и их вечных соперников казаков, на которые собрались в огромный круг сотни зрителей.

     Творческая часть фестиваля проходила на большой сцене. Здесь выступили 23 фольклорных коллектива из России, Украины и Беларуси. Они представили различные жанры народной песни и танца. На огромной площади развернулись пестрые выставочные ряды. Чего тут только не было: картины, украшения, вышивки, изделия из бересты, лозы и соломки, роспись, макраме, деревянные скульптуры, глиняная утварь, и прочее. Был даже знаменитый виноградарь из Борисовки Николай Николаевич Цыбульник со своими кистями огромного винограда «Монарх». Казаки побродили и пофотографировались на бутафорских улицах с нарядными хатками, куренями, крестьянскими подворьями, щедро накрытыми столами. Всюду звучали песни, разливались гармоники, резвились плясуны, затевались игры. Казаки и тут не подкачали. Они под гармошку сыграли перед зрителями немало народных и казачьих песен.
 
Сотник СКР В. Веников. 
атаман станицы «Прохоровская»
Белгородского казачьего отдела
Союза Казаков России.
Фото автора.

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Старые новости КИАЦ | Просмотров: 3826 | Добавил: севрюк | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 севрюк  
Достопочтимый "Алтайский казак"! Вы очевидно не совсем достаточно внимательно знакомитесь с информацией, размещаемой на КИАЦ. Уже была информация о том, что 12 июня 2011 года в Белгрородской области состоялся Первый международный фестиваль казачьей культуры "ХОЛКОВСКИЙ СПОРОЛОХ", а 18 августа 2011 года - уже Пятый Погоренский фестиваль казачьей культуры "КАЗАЧЬЕ БРАТСТВО".

1 Кукасов_ВВ  
Постоянно славянской культуры, а когда же будет КАЗАЧЬЕЙ культуры?

2 Sevastopolec  
А казаки по Вашему не славяне?
Хотя лучше было написать четырех славянских народов - великороссов, белороссов, малороссов и казаков.

Имя *:
Email *:
Код *: