Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2012 » Январь » 5 » Сословие или этническая группа?

Сословие или этническая группа?

05.01.2012 20:37
Сословие или этническая группа?
По следам публикации о закладывании нерусской идентичности казаков …

Накануне Нового Года на РНЛ было опубликовано сообщение о том, что в Постановлении, принятом Архиерейским собором РДЦ, выражалась надежда на то, что казаки «найдут в себе духовные силы восстановить в своих обществах веру своих благочестивых предков».

Кроме того, в обращении подчеркивалось, что «особенно это важно и возможно теперь, когда даже светское общество признало за казаками статус особого народа (?! – РНЛ), и у казачества нет более никаких препятствий для возвращения к историческим корням».

При этом под «признанием казаками статуса особого народа» понимался Закон РСФСР от 26 04. 1991г. за №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов».

Редакция РНЛ дала свою оценку этому документу, усмотрев в нем весьма тревожную тенденцию, работающую на раскол общерусского единства.

Материал вызвал некоторый резонанс, был републикован на старообрядческих и казачьих сайтах, вызвал ряд комментариев. В основном комментарии представляли собой обвинения в клевете и доносительстве. Имела место и откровенная демагогия.

Не хочется называть имен, но один из наших постоянных форумчан вывернул дело так, что раз уж «Патриарх Александр и его архиерейство – это ученики Духовной семинарии (никонианской)», то именно мы, никониане, дескать, и виноваты в том, что они «беглопоповское архиерейство» чему-то недоучили.

Я знаком лично с первоиерархом Русской древлеправославной церкви, и знаю, что владыка Александр является настоящим патриотом России, и нелепо подозревать его в каких-либо действиях, направленных на разрушение страны.

Однако, как известно, интерпретацию определяет контекст.

В июле прошедшего года политолог Анастасия Митрофанова дала оценку скандальной попытке провозглашения т.н. «казачьей автокефальной церкви» на «Чрезвычайном круге Союза казачьих войск России». «Мероприятие в Подольске <…> собрало представителей "вольных" казачьих организаций, которые не находятся на государственной службе. Там обсуждался вопрос, ключевой для вольного казачества: происхождение и сущность казаков.

Являются ли они сословием или этнической группой? И как эта группа возникла?

В годы гражданской войны интеллектуалы из казачьей среды сформировали идею казачьего этноса, который должен жить в собственном государстве — Казакии. Идея освобождения Казакии использовалась различными антисоветскими силами: польскими "прометеистами", нацистами. В 1959 г. Казакия была включена в число "порабощенных наций" законом США № 86-90.

То есть здесь можно найти две важные для собравшихся в Подольске идеи — антикоммунизм и этнический сепаратизм.

К ним добавилась третья: стремление создать собственную церковь.

К Русской Православной Церкви разные сепаратистские группы предъявляют две базовые претензии: сотрудничество с Советской властью и близость к современной российской власти. Обе идеи важны для вольного казачества (во всяком случае, для его части). На собрании присутствовали представители духовенства РИПЦ (катакомбной церкви), а во «временное духовное управление» казачьей церкви вошел также представитель РПЦЗ — надо полагать, одной из ее юрисдикций, не подписавших Акт о каноническом общении с РПЦ (более точной информации найти не удалось). Представляется, что "казачья церковь" будет одним из подразделений РИПЦ, поскольку самостоятельно существовать она не сможет.

Есть клубок проблем, где этнический сепаратизм сплетается с церковным.

Тревогу вызывает, что к движению могут примкнуть казаки, которые этническими сепаратистами не являются и считают себя русскими, но которые недовольны политикой РПЦ.

Добавим многочисленные конфликты на местах между казачьими организациями и епархиями, в основном связанные с тем, что казаки хотят видеть в своих организациях близких им по духу священников, а епархии, похоже, этого побаиваются и стараются не допускать. При наличии доброй воли такие конфликты можно изжить, но ее-то как раз и не видно».

И вот именно в контексте того, что в деле закладывания основ формирования новой нерусской национальной идентичности ключевую роль играет идея отождествления казачества с одной из православных церквей, пребывающих на данный момент в расколе с Московским Патриархатом, и воспринимался пассаж из Постановления Архиерейского собора РДЦ.

Отождествление казаков со староверием основано на том, что основная масса казачества до вынужденного перехода в единоверие с последующей «церковной ассимиляцией» твердо придерживались старообрядчества.

Кто знаком с реальным, а не романтическим старообрядчеством, наверняка, сталкивался с тем, важным элементом самоидентификации является «потомственность», т.е. фамильная принадлежность к старообрядчеству. Зачастую люди позиционируют себя так: «мы казачьего рода, потомственные старообрядцы». В этом случае схему «старообрядец, значит, потомок казаков», несложно заменить другой схемой. «Казак, значит, старообрядец».

Конечно, если воспринять обращение Собора в ином контексте, т.е. как обращение архипастыря к тем казакам, которые готовы воспринять веру предков, то, разумеется, никакого раскалывания нет. Казаки имеют право внимать именно своим духовным наставникам. Но мы-то, как указывалось выше, имеем место с другим явлением, с процессом формирования новой нерусской идентичности. Особенность которой подчеркивается вероисповеданием, несколько отличным от вероисповедания «не казачьего остатка» русского народа.

Именно в этом контексте и комментировался один из пунктов Постановления Архиерейского собора РДЦ.

В заключение – повторю слова Анастасии Митрофановой: «Тревогу вызывает то, что к движению могут примкнуть казаки, которые этническими сепаратистами не являются и считают себя русскими, но которые недовольны политикой РПЦ».

Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»

Источник: http://ruskline.ru/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Казак без веры - не казак | Просмотров: 2274 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 13
ну начнём с того что на сегодняшний день мы живём в бессословном обществе так что кто носит лампасы как представатель сословия противоречит сам себе (вы небылица), да ещё Романовы разбавляли казаков (родовых) инородным казакам элементом (русскими, бурятами и т.д.) во первых чтобы недопустить выступлений новых Разиных и Пугачёвых и во вторых потому что не хватало родовых казаков для охраны всех разрошихся границ империи, а дешевле пограничников и кавалиристов для казаны не было (сами себя снаряжали). вот и до разбовлялись тем что в 1917 произошол раскол среди казаков и многие станичники даже находясь на стороне добровольцев не хотели воевать за чисто белые идеи без учёта казачьих (см тот же Тихий Дон), и об чём спорить ну нету сейчас у русских своей идеи для консолидации собственных сил берут казачью (традиции, чины, национальную одежду) да приятнее согласитесь ходить в шароварах с лампасамами и папахе чем в лаптях, хотя по моему в истории русского народа немало героических страниц которыми русскому человеку безусловно можно гордиться. ведь заявляет человек что казак, а не русский ну ладно в чём проблемы, ведь из за великоросского (совкового) мы (граждане бывшей РСФСР В составе СССР ) стали врагами наших ближайших братьев народов Прибалтики, западной Украины (кстати этнических казаков), а также народов Кавказа и Средней Азии. если у нас свободная страна то пусть будет право на самоопределение. А то уже мне недавно достотачно умный человек доказывал, что нет такго народа как украинцы, так куда уж тут казакам. хотя если судить обо всег кто сейчас "носит лампасы" раньше казаки были народ, а сейчас это зброд. Печально.

были и есть народом

Ну если, господа, нас отделёными от русского народа считать хотят, то русских по крови "блатных" тем более нужно: и неречие и обычаи... Не этнос, браты, сословие...

10   [Материал]
biggrin Не смешите мои чоботы! В сословиях можете ходить вне земель присуда. А казаки на Дону хочуть своего: и были, и есть, и будут НАРОДОМ.

7   [Материал]
А что такое "Казачий народ" в современной России? Как его идентифицировать? По языку? Так для всех казаков родной язык - русский. И тот словарь на 5 тыс. казачьих слов и терминов представляет больше интереса для филологов. Да и сами эти слова укоренились в большинстве своем в русском языке, став его составной частью. Может быть по крови? Но начиная с XVIII века, а еще больше в веке XIX в казачество влилось много русской крови. Так, например, в 1850 году в сибирское казачество было записано 5 тыс. рекрутов-выходцев из центральных областей России. Среди них был и мой прадед, выходец из Рязанской Губернии. Отсюда идет моя казачья родословная. И таких примеров было много. И если прадед еще не был настоящим казаком, то его сыновья, рожденные в станице и получившие казачье воспитание, были уже настоящими казаками, участниками походов Семиреченского казачьего войска, а также участниками восстания атамана Анненкова и расказачиванию подверглись в 1920 году с такой же жестокостью, что и их братья-казаки с более древней родословною. Так что мое казачество от русских корней. И я не считаю себя ущербным казаком. А православные якуты, ставшие казаками. Они разве не казаки? Компактное проживание на одной территории? Но 11 казачьих войск были разбросаны по всей Российской Империи от Дальнего Востока до Днестра. Конечно, колыбель казачества - Дон, но потом все изменилось. Семиреченское казачье войско, например, и до Революции единой территории не имело, а формировалось станицами, расположенными на географическом пространстве между реками Чу и Аягуз, а также на побережье озера Иссык-куль в составе Туркестанского Края. В отличие от донцов и кубанцев, например. Так что, к началу двадцатого века казачество и де-факто, и де-юре сформировалось как ЕДИНОЕ военное служивое СОСЛОВИЕ России. И муссировать идею о казачьем этносе - вносить раскол в казачество и ослаблять Россию.

8   [Материал]
Уважаемый казак-семирек . Во всем видется Ваша начитанность и компетентность. Простите нас, необразованных, говорящих на чужом для нас русском языке, живущих на земле наших предков изгоями, лишёнными права называть себя народом. Если Вам хочется быть сословием- Ваше право. Но ненадо навязывать свою волю другим. И даже если предположить, что на юге России один или несколько субьектов будет переименован из "области" или "края" в "Область Войска Донского" или "Казакию", то казачество на чукотке, по моему убеждению, ну никак не расколется от моророза. И Мин.Обороны не войдёт в стопор от паралича. А масква ничуть не оскудеет.
К тому же простому обывателю всё это будет до лампочки.

ЛЮБО!!! МНЕНИЕ, МНЕНИЕ!!! ))) И нечего всем остальным казака-семирека пугать, якобы навязывааением своего мнения, это не так, это просто голос, свой, мативированный, рождённый в рассуждениях, поданый, если хотите мыслями о чём-то своём. МОЛОДЕЦ!

Казаки руководствуются обычаем и традициями.
Члены казачьих обществ тем, что им велят.
Стойкий оловянный солдатик, он везде стойкий оловянный солдатик.

5   [Материал]
Такое ощущение, что все черти devil повылазили накануне Рождества Христова и мутят как хотят!? Основная масса казаков этой хренью deal голова себе не забивает. fool
Будем считать, на провокацию казаки не клюнули. dont

конечно зря данная статья была размещена на КИАЦ, новых раздоров нам не нужно, здесь же просматривается явная провокация

Статья вызывает недоумение. Ярко правакационная. Россию раскололи по территориальному признаку, причём в грубой форме, раскалывают по национальному признаку. Теперь взялись лишить нас духовности и веры. Нам подбрасывают больную тему национальной индивикации казаков, в свете непризнания казаков народом и ещё и религиозный раскол.

Старый скандал, около годовой разницей во времени. Задачи, либо затеять споры к казачестве, которые давно прошли и затихли... Либо проверить на каком уровне реакция от свершившегося действа. И стоит ли разворачивать вновь этот вопрос путем вброса инфы.

Какая муть? Снова причём здесь исповедание и причислению себя к казачьему народу. Среди русских тоже есть приверженцы разных исповеданий и даже мусульмани, буддисты, католики, протестанты и вообще атеисты, но никто не говорит о расколе в обществе. Как не хотят в нас видеть народ.

Имя *:
Email *:
Код *: