Понедельник, 06:04

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2009 » Июль » 31 » Открытый республиканский фестиваль казачьей культуры в честь празднования 350 - летия добровольного вхождения Бурятии в состав России.

Открытый республиканский фестиваль казачьей культуры в честь празднования 350 - летия добровольного вхождения Бурятии в состав России.

31.07.2009 23:21
Открытый республиканский фестиваль казачьей культуры в честь празднования 350 - летия добровольного вхождения Бурятии в состав России.

31 июля, в Гусиноозерске прошел I открытый республиканский фестиваль казачьей культуры в рамках подготовки к празднованию 350 -  летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. В этот день  представители более 120 тысячного казачьего населения республики встретятся, чтобы совершить экскурс в родную историю, в самобытное искусство забайкальского казачества.

История казачества – это сложная, во многом еще не изученная страница российской истории, но именно казаки создали Россию за Уралом. Они были первооткрывателями, разведчиками, мореплавателями. Постоянная связь с землей и труд на ней на протяжении веков сделали из казаков замечательных тружеников и хозяев. Специфические условия жизни заставляли казаков быть одновременно и воинами, и землепашцами. Яркая история казачества, их труд и подвиги позволили создать им свою культуру. На протяжении веков казаки создавали песни, поговорки, сказки, которые являются богатейшим культурным наследием. Забайкальское казачье войско, как и все остальные казаки России, оставило глубокий след в ее истории. С их помощью наше государство расширило свои территории в Забайкалье и на Дальнем Востоке.

Бурятские казаки

По Нерченскому договору 1689 г. была определена восточная граница России с Китаем. Вместе с русскими солдатами, буряты и эвенки стойко охраняли пограничные земли. Русские послы давали высокую оценку действию бурят при пограничной службе: «Служат верою России, не уступая природным россиянам: своим оружием и кочеванием границу распространяли, мунгальской землицы великою частью завладели, на границе с великим чаянием и верностью были доброоружны и доброконны, держали оную почти по всему расстоянию в многолюдстве, прикрытием границ и разъездами служили без жалованья с добрым сердцем и учтивостью, на которых имеем большую надежду, видя их храбрость и добросердие». Такая верность бурятских казаков России была высоко оценена: семи пограничным родам селенгинских и одиннадцати родам хоринских бурят были вручены особые знамена «за их прилежную службу». Буряты – казаки считались отличными стрелками и наездниками. Природные скотоводы, они являлись хорошими «следопытами», различая следы лошадей и скота, переходивших границу. В 1764 г. были сформированы 4 бурятских казачьих полка, имевшие по 6 сотен в каждом. Военная служба считалась обязательной для всех бурят, причисленных к казачьему сословию. Во главе казачьего войска стояли выборные начальники: атаман, четыре полковых есаула, сотники, пятидесятники и десятники. Все они подчинялись пограничному начальству. Фактически главные командные должности сосредоточивались в руках бурятского нойонства. Первым атаманом был казак Бадалуев из Ашехабатского рода. После его увольнения в отставку в 1802 г. атаманом стал его сын Гомбо Цыренов. В дальнейшем главные атаманы назначались по наследству. В 1851 г. на базе 4-х бурятских конных ,1-го тунгусского и 2-х  русских пехотных полков Указом Сената России было создано Забайкальское казачье войско. 

Казачий быт

За время проживания на территории Забайкалья казаки практически осваивали все виды хозяйственной деятельности, которые существовали в крае. Начиная с 18 века многие из

них участвовали в разработке полезных ископаемых (слюды, свинца, серебра, золота), занимались кожевенным, деревообрабатывающим производством, заготовкой леса, пушным и рыбным промыслами. В18-19 вв. уклад жизни казаков был спокойным и размеренным, большинство казачьего населения жило если не зажиточно, то безбедно. Исследователи писали: «Пограничные казаки довольно зажиточны, доброй нравственности, видные и расторопные. Везде вы встретите у казаков вежливость и радушие. Каждый казак, живущий не хуже сельского купца, примет и угостит вас. А чтобы кто – нибудь решил взять за это плату – избави бог. Дома их довольно обширны, чистота и опрятность царствуют повсюду» самый бедный казак имел разного скота до 50 голов, зажиточный от 2 тыс. до 10 тыс. голов. Ни крупных ссор, ни воровства, ни пьянства среди казаков не было. При заключении договоров между собой они верили друг другу на слово. Особое место в быту занимали праздники. Главным войсковым праздником считался день утверждения Положения о Забайкальском казачьем войске он отмечался 17 марта и считался всеобщим праздником для всего войскового населения. В этот день сходился Войсковой круг. В этот же день отмечали «День Алексия» - Божьего человека – покровителя забайкальских казаков. Помимо общих войсковых праздников у каждой части казаков был свой праздник. Обязательно отмечали и общегосударственные события и даты. Праздновали обычно шумно и весело, начиная все с парада и молебна и заканчивая богатым застольем с удалыми скачками и играми.

Традиции и современность

И сегодня у забайкальских казаков наряду с воинскими обязательствами огромное желание возделывать землю, вести частное и общее хозяйство, поднимать село и производство. Разработана и успешно реализуется  молодежная программа. Налаживаются дружественные отношения с соседними республиками и государствами. Это подтвердил недавно прошедший  1-й международный росийско – монгольский студенческий экологический туристический слет «Байкал – Найрамдал -2009» организованный ГОУ СПО «Байкальский медицинский колледж МЗ РБ» ((п. Селенгинск) и VOCATIONAL AND TRINING CENTR BAYANKHONGOR (Монголия). Руководитель Байкальского медицинского колледжа, к.м.н. – Владимир Александрович Козин является атаманом 10-го Посольского отдела ЗКВ (прибайкальских районов Бурятии), потомственным кубанским казаком, чей древний род служил России на протяжении многих веков. Как у каждого атамана у него существует служебная и хозяйственно – экономическая программа развития казачьего общества подведомственных ему районов. – Прекрасной души человек и отличный хозяйственник, он умело сочетает руководство образовательным учреждением и свою деятельность казачьего полковника – говорит Иннокентий Константинович Жербаков, атаман Забайкальского казачьего войска – в колледже у него прекрасная дисциплина, за километр вы не увидите курящего человека. Каждый студент в ближайшем будущем будет выпускаться не только с дипломом и военным билетом, но и с водительскими правами. На свои средства колледж построил автотренажер, где будут обучаться как учащиеся,  так и поселковое население. Военно – патриотическое воспитание здесь на самом высоком уровне. Общественным попечителем колледжа является Тагиб Омарович Толбоев, депутат НХ, летчик – испытатель, Герой России.

- Побольше бы нам таких атаманов - продолжает Иннокентий Константинович- в наших планах дальнейшее развитие и укрепление позиций казачества, создание казачьих поселений как на Дону и Кубани. Это даст нам возможность войти во многие федеральные программы, что предусматривает федеральное финансирование. А это в свою очередь даст хороший импульс для развития поселковых администраций, значительно расширив их возможности, поможет созданию рабочих мест, что во время кризиса очень актуально. В целом создание таких поселений будет способствовать и развитию самого казачества. Которое понесло значительный урон от того, что связь времен прервалась на столь длительное время. Сейчас уже недостаточно считать себя казаком по рождению, им нужно становиться по делам и преемственности всех добрых традиций российского казачества.

Надмит Байминова
 

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Забайкальское казачье войско | Просмотров: 3123 | Добавил: В_Дорофеев | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: