Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2011 » Июнь » 22 » Александр Таболаев: «Государство не знает, что делать с казаками»

Александр Таболаев: «Государство не знает, что делать с казаками»

22.06.2011 12:04
Александр Таболаев: «Государство не знает, что делать с казаками»

Атаман общественной организации «Царицынский округ донских казаков» о том, куда двигается нынешнее возрождение казачества

Ровно 20 лет назад в  СССР вышел закон «О реабилитации респрессированных народов и казачества». Что изменилось с тех пор в жизни «сыновей Дона»? Куда двигается нынешнее возрождение казачества?

Об этом «АиФ» – НП» беседует с атаманом общественной организации «Царицынский округ донских казаков» Александром Таболаевым.

На языке Шолохова

«АиФ» – НП»:– Александр Евгеньевич, что удалось, а что нет за два десятка лет реабилитации казачества?

Александр Таболаев: – Не удалось главное – выполнить основное положение закона РСФСР о реабилитации казачества, а затем и указов первого Президента РФ Бориса Ельцина  1991-1995 годов – реабилитировать казачество территориально, вернуть казачеству утраченные права и уклад жизни, главное из которых – служение России и пограничная защита её рубежей.

В местах традиционного проживания донских, кубанских, терских казаков на территории нынешнего ЮФО и Северо-Кавказского округа есть Калмыцкая, КБР, Чеченская, Ингушская республики, а вот территориального образования донского казачества как не было, так и нет.

«АиФ» – НП»: – Всё-таки казачество – национальный этнос или сословие?

Александр Таболаев:  – Казачество – категория национальная. Это свой уникальный народ, крупнейший субэтнос русской нации. У нас, казаков, есть даже свой словарь казачьего языка, неоднократно переиздаваемый и в России, и за рубежом филологическими центрами США, Канады. Словарь, заметьте, не диалектов, а именно языка, «остатки» ещё можно почитать в произведениях Шолохова, Сухова. Когда в XVIII веке Александр Суворов воевал вместе с казачьими частями против турок, а Кутузов против французов, то они просили прислать специальных толмачей – в основном казачьи конники и пластуны не понимали по-русски, соответственно, их толком не понимали ни в cуворовской армии, ни в кутузовской. Во всех дореволюционных справочниках Российской империи казаки учитывались в составе народонаселения отдельно. А недавняя перепись показала, что к казачеству относят себя около 7 млн. граждан страны, и при переписи населения в 2002 году более 20 тысяч жителей Волгоградской области назвали себя казаками. С учётом того, что в ходе расказачивания в первые годы советской власти было уничтожено более миллиона казаков Дона, даже такая цифра всё ещё значительная.

«АиФ» – НП»: – Откуда взялся стереотип о казачестве как сословии?

А. Т.: – Миф о том, что казачество – служивое сословие, а в прошлом и вовсе какой-то «разбойный люд», потомки беглых холопов и крестьян, возник не вчера, ещё в позапрошлом столетии в царствование Александра I. Он оказался необычайно живуч. Дошло до того, что принадлежность казаков к отдельной национальной группе пришлось нам недавно доказывать… через суд, где мы доказали, что казаки являются культурно-этнической общностью людей и относятся к национальности. К тому же у нас не сословное государство и официально никаких сословий в России теперь не существует и существовать не может.

Корпус без казаков

«АиФ» – НП»:  – Почему, на ваш взгляд,  провалилась идея государственной службы казачества? 

А. Т.: – Многочисленные ведомства куда только не «отсылали» служить казаков – лесоохранное, рыбоохранное, МВД. При этом неоднократно давали понять, что им не нужна дополнительная «морока» с казачеством. В конечном итоге всё вылилось в создание в нескольких регионах пресловутых казачьих дружин – слабой пародии на советские ДНД.

Хотя охрана общественного порядка – прерогатива милиции, а теперь уже и полиции, при чем здесь казачество?! Казаки никогда не были жандармами! Складывается впечатление: государство совершено не знает, что делать с казаками, и постоянно пытается отвлечь казачье движение на какие-то сиюминутные кампании – то игры в 131-й закон, то в госслужбу, втайне надеясь, что со временем казачество «само собой рассосётся» и исчезнет. Вероятно, от этого происходят ситуации, что у современного казачества нет своих земельных наделов, нет собственной экономики. Единственная (!) в нашем казачьем регионе сельскохозяйственная казачья община на базе хутора Ветютнев под Фролово прекратила недавно своё существование. Причина банальна: с позиций государства казачья община – обычная частная агрокомпания, «придушить» её налогами, кредитами ничего не стоит. Не менее серьёзно и трагично, что руководителем недавно открытого на юге Волгограда казачьего кадетского корпуса назначен не казак и из преподавательского состава всего несколько человек признают себя казаками. А на знамени кадетского корпуса стоит православный крест на фоне звезды. Каким таким «казачьим традициям» там могут обучить молодёжь?

Аулы вместо хуторов

«АиФ» – НП»:  – Полагаете, увлечение части молодёжи казачьими традициями – наносное и преходящее?

А. Т.: – Увлечение – это прекрасно, но казачьим традициям невозможно обучить, ими нужно жить. В условиях большого города молодёжь окружает своя специфичная среда, с укладом казачьей жизни имеющая очень мало общего. Обернуться к сельской жизни? Давайте посмотрим на места традиционного проживания казаков – где-нибудь в Задонье, за Трёхостровской, Голубинской, Сиротинской. Брошенные, мёртвые хутора либо хутора, давно превратившиеся в «аулы», исходя из национального состава населения. Есть и такой момент. Иногда молодые казачата мне задают крайне неудобный вопрос: «Скажи, атаман, а какую Родину нам нужно сейчас защищать? Заводы и фабрики, нам не принадлежащие, и зарегистрированные в офшорах компании? Олигархов? Депутатов с двойным гражданством, чьи дети давно живут и учатся вне России по «лондонам»?». Признаться честно, я не всегда нахожу, что нашей патриотичной молодёжи на это ответить.

«АиФ» – НП»:  – В чём же должна быть современная роль казачества?

А. Т.: – У нынешнего государства Российского очень большие проблемы с поддержанием конституционной законности и порядка на рубежах и территориях Северного Кавказа. Дошло до того, что даже в «мирном» Ставропольском крае совершаются в год сотни убийств на национальной почве, из некоторых районов Ставрополья население всех национальностей просто уже бежит. Нужно вернуть казачеству традиционную «геополитическую» роль гаранта порядка не только пограничного заслона на Кавказе и Юге страны, но и всей России. Разработать и претворить специальные программы воссоздания «пограничных» казачьих станиц и линий. Иначе мы можем потерять не только казачество, но и сами эти территории.

Справка «АиФ» – НП»

Александр Таболаев родился в 1951 году в нынешнем Новомосковске Тульской области. В казачьем движении с 1989 года. Помимо общественной деятельности в казачьих структурах активно занимается поисковой работой. Избран окружным атаманом общественной организации «Царицынский округ донских казаков» в 2010 году. 

Источник: Аргументы и Факты-Волгоград

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Текущие события | Просмотров: 3525 | Добавил: Олег_Сытов | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]