Понедельник, 10:31

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2021 » Март » 19 » Аввакум, крещенный огнем

Аввакум, крещенный огнем

19.03.2021 20:43
Аввакум, крещенный огнем

Масштабная выставка, посвященная истории и культуре старообрядчества открылась в начале второй декады марта в московском частном Музее русской иконы. Естественно, не обошлось без загадочной истории хранителя «старой веры» — протопопа Аввакума. Экспозиция «Аз Аввакум протопоп тако верую» приурочена к 400-летию этого духовного лидера старообрядчества...

«Огнепальный» протопоп (1620—1682) — ключевая фигура в истории нашей церкви, непререкаемый авторитет среди староверов всех конфессий. На государственном уровне он признан культурно-историческим феноменом, на годы и годы определившим путь России. Огромная мощь его личности и сегодня удивляет. Она воплотила в себе и яростного обличителя, и народного заступника, и горячего проповедника, и смиренного молитвенника и авторитетного учителя. Но мало кто вспоминает сегодня, что в дискуссиях о церковной реформе, затеянной патриархом Никоном и разрешенной в Кремле царем Алексеем Михайловичем, именно он, Аввакум, выигрывал все споры о «правильной вере». Этот факт напоминает, как важна забота о сохранении канонов древности, которые он отстаивал, сохраняя наследие мастеров слова и иконописи. Ведь это и благодаря ему мы можем сегодня лицезреть знаменитую «Троицу» Рублева, не отвергнутую потомками, читать «Слова о благодати...» и восхищаться «древними досками», дошедшими в списках от самих апостолов.

Аввакум был несгибаем, и потому без колебаний принял трагический путь сожжения в огненном срубе. И то, что он проповедовал, в «бунташное время» было всем ясно и понятно. Он воплощал не забытую в народе традицию церковников-нестяжателей, которых, как водится, победили стяжатели, — те, кто расширял монастырские владения, умножая число своих крепостных. Вот почему Аввакум, как аскет и бессребреник, проповедовал истину, что перед Богом должно быть равны все — «от царя до псаря».

Последние 14 лет своей жизни он провел в опале, в далеком заточении Пустозерска — в остроге за холодным Полярным кругом. Там, весной 1682 года его и спалили вместе с не дрогнувшими, верными сподвижниками. И, пройдя огненное испытание, наследие непокорного протопопа удивительным образом не потерялось. Нетронутым оно дошло до наших дней. Рукописные тексты, написанные в заточении и объединенные в три книги под названием «Пустозерских сборников», были заботливо представлены на выставке исследователями и меценатами.

Музей русской иконы порадовал любителей старины сохраненными оригиналами. Один — из собрания Дружинина (библиотеки Российской академии наук). Второй — из раритетов Барсова (Российской госбиблиотеки). Но была и третья книга. В рукописях от Заволоко сохранился знаменитый оригинальный текст «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». Последний труд никогда не покидал стен Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Однако передовые IT-технологии позволили представить на выставке его электронные копии — оцифрованные исторические автографы, никогда не соединявшиеся вместе. Именно от этого ощущения сопричастности к событиям истории возникало явное чувство погружения в пучины далеких драматических исканий. А более 70 икон, написанных с XVII по XX век дополнили картину «эпохи исканий» разнообразием библейских сюжетов, техникой меднолитой пластики, гравюр, а также уникальными географическими картами из частной коллекции.

Среди экспонатов были и предметы, принадлежавшие главному антагонисту протопопа – патриарху Никону. Они расширили представление об «опаленном времени». Тяжелые вериги и янтарные четки патриарха из музея «Новый Иерусалим» напомнили историю личного возвышения и падения Никона, дерзнувшего поставить власть церкви выше власти царской. За это реформатор поплатился, унеся за собой и огненную историю самого Аввакума.

Конечно, раскол Русской православной церкви, начавшийся в 50-х г.г. ХVII века был связан не только с замыслом патриарха по исправлению богослужебных книг и унификации их с греческими текстами. Тут разыгрался конфликт более глубокий, конфликт несогласия с уложениями самих Соборов, одобренных царем, но не принимаемых многими выходцами из народа, увидевшими впереди крушение самих основ. Вот почему противники реформы стали официально именоваться старообрядцами, были объявлены еретиками и преданы анафеме на Московском соборе 1656 года. А на другом, Большом соборе 1666—1667 г.г., их заклеймили за пристрастие к отмененному двоеперстию. Такие вехи испытало сердце несгибаемого Аввакума.

Церемония открытия выставки началась с выступления хора Духовного училища РПСЦ. В его исполнении прозвучали древние песнопения, существовавшие еще до разделения церкви. Церемонию открыла Галина Абрамова – мать трагически погибшего основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова. Ее слова напомнили о русском цивилизационном коде, известном не только по стилю «слов, житий и писаний», но и по дошедшей до нас традиции обратной иконной перспективы, которую сменил «живоподобный» стиль Симона Ушакова. Речь Абрамовой напомнила и о непримиримости исторических споров, которые обернулись революцией 1917 года, искавшей справедливости в большевистских переустройствах и поддержанных промышленными кланами старообрядцев. Это напомнило о том, сколь необходимо сегодня согласие общества для его мирного, гармоничного устремления в будущее.

Организаторы мероприятия проделали титаническую работу, собрав более 180 памятников культуры, строго подчиненных принципам историчности и документальности. Протоиерей Иоанн Миролюбов, руководитель Патриаршего центра древнерусской традиции передал приветствие Патриарха Кирилла. А за проделанную работу слова благодарности высказал Митрополит Корнилий, епископ и предстоятель старообрядческой церкви, напомнивший, что не зря «пепел протопопа Аввакума стучит в нашем сердце..., сохраняя нас и православную Россию».

Почетный гость данной выставки
Есаул ВКО ЦКВ Артур ЦАПЕНКО,
Специально для КИАЦ



Слева на право: Почетный гость данной выставки, Есаул ВКО ЦКВ Артур ЦАПЕНКО и директор музея Русской иконы Задорожный Николай Васильевич

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Новости КИАЦ | Просмотров: 1887 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: