27 сентября отмечался праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установленный Русской Православной Церковью в память Креста Христова и Его воздвижения. Этот праздник относится к числу великих двунадесятых непереходящих праздников. Перед этим начинается всенощное бдение - торжественные вечерня и утреня, содержащие в себе множество вдохновенных молитв и песнопений, прославляющих Крест Господень. На утрене бывает вынос Креста для поклонения.
В этот день, по приказу войскового атамана Центрального казачьего войска В.И. Налимова, в 11 часов было назначено расширенное заседание Совета атаманов ЦКВ. Кроме членов Совета атаманов, проходившего в расширенном составе, на него были приглашены гости. Среди гостей присутствовавшие с почтительной любовью встретили народную артистку СССР Э.А.Быстрицкую, являющуюся советником войскового атамана ВКО «ЦКВ» по делам культуры.
Всего в зале совещаний правления ЦКВ собралось более 30 человек.
В общем, обычное рабочее мероприятие, проводимое во всех войсковых казачьих обществах, на этот раз привлекло повышенное внимание не только казаков и атаманов ЦКВ, но и далеко за пределами Центрального федерального округа, в границах которого оно располагается согласно войсковому уставу. Поэтому, в качестве представителя средств массовой информации на нем присутствовал руководитель КИАЦ А.Зборовский.
Такое особое внимание было вызвано недавними публикациями в СМИ и Интернете, где сообщалось о наложении на войскового атамана ЦКВ Валерия Налимова епитимии Митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом – председателем Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством. Она была наложена во время совещания проводимого Председателем Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д.Бегловым 18 сентября, в помещении МГУТУ им. К.Г.Разумовского. В тексте епитимии, которую войсковой атаман порвал и выбросил в урну, указывалось, что она наложена «В связи со скандалом, связанным с войсковым священником иереем Марком Кравченко, а также за раскольнические действия». Там же обращалось внимание, что «Во время исполнения епитимьи вы не имеете права исполнять обязанности войскового атамана».
То, что атаман ЦКВ решил провести Совет атаманов 27 сентября, вопреки просьбам митрополита Кирилла не проводить его в день церковного праздника, могло означать, что он не только порвал текст епитимьи, но и не намерен исполнять церковное прещение. Как бы не относился действительно воцерковленный христианин к наложению на него епитимии, со смирением, как, к примеру, атаман Терского ВКО Сергеем Клименко, на которого она также была наложена владыкой Кириллом во время проведения Круга Терского ВКО 17 сентября этого года, или более эмоционально, как в случае с Валерием Налимовым, он обязан ее исполнить. Воцерковление как раз и означает, что воцерковленный человек просто не может не исполнить прещения (запрета).
Разворачивающиеся события приобретали особую остроту, так как на Совет атаманов прибыл войсковой священник иерей Марк Кравченко, скандал с которым был одной из причин наложения епитимьи, а также атаман Московского областного казачьего общества ЦКВ Геннадий Сидорин и атаман Московского окружного казачьего общества ЦКВ Леонид Макуров, представляющие своего рода оппозицию войсковому атаману ЦКВ Налимову и ряду лиц из его ближайшего окружения в таком значительном по территории регионе Центрального казачьего войска, как столица и ее область.
Во избежание обвинений в необъективности и попытках стать в защиту одной из трех втянутых в конфликт сторон (руководство ЦКВ, представители «оппозиции» и представители РПЦ), опуская взаимные упреки, «разоблачительные» факты и фамилии «плохих» чиновников различного уровня, приводимые разгоряченными конфликтом сторонами, ограничусь пока констатацией вполне очевидных фактов, оспаривать которые просто бессмысленно.
1. Совет атаманов ЦКВ, названный Валерием Налимовым «производственное совещание», состоялся под его председательством. Т.е. требование епитимьи, запрещающее ему исполнять служебные обязанности и просьба владыки Кирилла не проводить Совета атаманов во время церковного праздника, войсковым атаманом исполнены не были. 2. На совещании одновременно оказались два представителя РПЦ: назначенный Патриархом Кириллом войсковой священник иерей Марк Кравченко и заместитель атамана Московского городского казачьего общества ЦКВ иерей Дмитрий Ненароков, сидящий на месте войскового священника и облаченный в епитрахиль (часть облачения христианского священника, без которой он не может совершать службы). Возник эмоциональный спор относительно правомочности Дмитрия Ненарокова исполнять по факту обязанности войскового священника, не будучи на то благословленным Патриархом Кириллом. 3. Сходная ситуация возникла, когда выяснилось, что на Совете атаманов присутствуют два атамана Московского окружного казачьего общества (?): избранный на Круге 04.12.2010г. Леонид Макуров и избранный на Круге 12.05.2013г. Сергей Шишкин (Круг переизбравший С.Шишкина вместо Л.Макурова, определением Минюста Российской Федерации по городу Москве был признан неправомочным. Подробнее). В. Налимов пояснил, что Л.Макурову позволено присутствовать на нем не как атаману, а как Председателю Комитета по делам казачества города Москвы, т.е. как представителю органа власти. На этот раз шум и спор возникли с еще большей силой. Во время него В.Налимов и Б.Кутний безуспешно пытаясь лишить слова и усадить Макурова на место, потребовали от двух приставов из числа казаков прибывших с иереем Дмитрием Ненароковым вывести руководителя органа власти из помещения.
Все это происходило до официального открытия Совета атаманов. Для прекращения разогревшегося конфликта, сопровождающегося нелицеприятными сценами взаимных оскорблений (есть полная видеозапись КИАЦ), Л. Макуров предложил собравшимся покинуть помещение и направиться в близлежащий Храм для молитвы и участия в праздновании Воздвижения Животворящего Креста Господня. Часть атаманов и иерей Марк Кравченко поднялись и вместе с ним ушли.
Рабочее совещание было продолжено оставшимися членами Совета атаманов ЦКВ. Молитвы читал Дмитрий Ненароков. Было принято решение о временном назначении иерея Дмитрия Ненарокова войсковым священником Центрального казачьего войска (до того как окончательную точку в этом вопросе не поставит Патриарх Кирилл).
В числе вопросов под пунктом "разное" внимание собравшихся вновь было перенесено на взаимоотношения с представителями органов власти и представителями РПЦ. Приводились конкретные факты неисполнения руководителями Совета при Президенте РФ по делам казачества официально заявленных обещаний, бездеятельности отдельных комиссий, вмешательства во внутренние вопросы деятельности ЦКВ. Делались выводы о создании "пустой государственной вертикали" и попытках Совета по делам казачества "узурпировать власть", вместо решения насущных проблем российского казачества. Некоторые атаманы заявили, что на них оказывают сильное давление федеральные инспектора и представители силовых ведомств, побуждая инициировать вопрос о переизбрании войскового атамана В.Налимова.
Судя по накалу эмоций и готовности всех сторон конфликта к «борьбе до победного конца», эскалация его неизбежна и в него будут втянуты не присутствовавшие на рабочем совещании высокопоставленные чиновники и целый ряд представителей органов власти в регионах ЦФО, имена которых неоднократно упоминались на совещании в КЦВ. Уместно в этой связи отметить, что термин «российское казачество» относится к представителям реестровых казачьих обществ взявшим на себя обязательства по несению государственной службы. Априори это означает тесное сотрудничество с властью и дает ей право со своей стороны вмешиваться в деятельность «российского казачества» в части регулирования и контроля всех вопросов такого взаимодействия, включая вопросы согласования Уставов, и кандидатов при выборе атаманов, либо прекращения их полномочий, как в данном случае.
От себя позволю добавить, что ситуация в ВКО «ЦКВ», в Терском ВКО, а сейчас еще и разворачивающиеся события в ВКО «ВВД», менее известные явления в Сибирском и других войсковых казачьих общества, дают основания считать, что имеет место все более явный системный кризис в отношениях российского казачества с органами власти в центре и на местах. Образовалась и продолжает расширяться опасная трещина в отношениях части казачества России с Русской Православной Церковью. Этим не замедлят воспользоваться оппозиционные, националистические, антиправославные и иные силы, играющие на руку теневой закулисе, создающей и периодически находящей очаги, куда достаточно только понести спичку…
Руководитель КИАЦ Алексей Зборовский Продолжение следует....
|