Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2021 » Февраль » 4 » Есть ли будущее у казачества, что такое казачий дух и «Много-ль в жизни надо казаку?»

Есть ли будущее у казачества, что такое казачий дух и «Много-ль в жизни надо казаку?»

04.02.2021 19:19
Есть ли будущее у казачества, что такое казачий дух и «Много-ль в жизни надо казаку?»

Когда Петро Косов предложил взять интервью у Валерия Ивановича Каюды, я решил предварительно навести о нем справки. Искать решил, как обычно в Интернете. Найти что-либо оказалось не просто. За исключением статьи, которая была опубликована в 2 года назад на сайте Пикабу.

Привожу выдержку:

Валерий Иванович Каюда родился 15 марта 1948 г. в казачьей семье.

Отец – Иван Емельянович – военнослужащий потомственный донской казак. Мать – Мария Алексеевна – потомственная запорожская казачка.

Трудовую деятельность начал в 14 лет, в 1966 году окончил среднюю школу. После службы в Вооруженных силах поступил на службу в органы МВД, окончил Саратовскую специальную школу МВД, получил квалификацию юриста. Работал на руководящих должностях.

По решению коллегии УВД Ростоблисполкома был направлен на учебу в Академию МВД СССР, получил специальность юрист-правовед.

С 1984г. по 1988 г. работал на должности председателя Горячеключевского Горсовета.

Был избран Президентом Ассоциации кооперативов, окончил международную школу бизнеса.

В июне 1990 г. создал Кубанскую казачью ассоциацию, был избран Атаманом, должность которого исполняет по настоящее время. В 1993 г. возведен в чин генерал-лейтенанта Казачьих войск РФ.

За успехи в службе на благо Отечества награжден многочисленными орденами и медалями Российской Федерации и Казачества, в том числе золотым Орденом Ермака I степени.

В ноябре 2006 года Президент России В.В. Путин в знак признания заслуг В.И. Каюды наградил его почетным оружием.

Монографии, научные работы и статьи по вопросам реабилитации и возрождения казачества легли в основу Указов и Положений, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации. Решением Международного Аттестационного Совета № 000029 от 30 января 1996 г. Лигой возрождения науки России В.И. Каюде присвоено ученое звание Профессора по разделам «Политология и Управление».

Прочитав статью, которая, как сейчас выяснилось, была предназначена для публикации в газете «Преображение», я понял, раз Президент России наградил Валерия Ивановича почетным оружием, то надо его «брать живьем».


Валерий Иванович, Вас называют ветеранистым ветеранам возрождения. Не Громова, не Нагая, а Каюду Валерия Ивановича! Прошло уже более 30 лет, многие ветераны покинули нас. Пришла вторая волна возрожденцев, среди которых многого не знающих предыстории. Расскажите о себе, о своем пути или как говорят казаки: «Вы чьих кровей будите?»

Спрашиваешь: «Вы чьих кровей будите?» Это главный вопрос, на который должен ответить каждый, кто пришел в казачество. Все пошло не так в деле возрождения казачества, именно потому, что этим серьезным делом стали заниматься люди, ничем не связанные с казачеством.

Я отношусь к знаменитому дворянскому казачьему роду Каюдиных. Каюдин Тимофей Данилович служил у Атамана Платова М.И. в чине войсковой старшина, был в Париже, строил Новочеркасск. Мой прадед Каюдин Константин Матвеевич по директиве Свердлова расстрелян в Новочеркасской тюрьме в 1920 г. Дед Емельян Константинович, спасая семью (отец был единственным сыном) передал Советам семейный дом в Новочеркасске, табун лошадей, 20 пар быков, паровую машину и т.п. и увез семью в ст.Кривянскую. Используя возможность, будучи секретарем в сельсовете, изменил фамилию на Каюда.

Отец, Каюда Иван Емельянович, прошел Финскую, Великую Отечественную войны в должности командира роты разведки, добивал бандеровцев на Украине, там и женился на моей матери Марии Алексеевне.

Станица Кривянская, где я рос и воспитывался, не изменила казачьего уклада жизни при Советской власти и после службы в Армии, Батя сказал мне: «Чтоб кровя не заржавела – иди сынок служить в милицию».

Дослужился до Начальника следственного отдела, но заболела дочь и врачи заставили сменить климат. Я перевелся в г.Горячий Ключ (самый лучший климат в России) на должность Начальника уголовного розыска. Так я оказался на Кубани.

В 1989 году из газет я узнал, что в Москве организовано землячество казаков, возглавлял его писатель Немченко Г.Л. Я сразу поехал в Москву, нашел Гари Леонтьевича, он принял у себя в квартире, где мы почти сутки разговаривали о казачестве, о судьбе казаков в современном мире. Говорили о Большом Круге казаков России. Возвратился на Кубань и начал свою деятельность по возрождению казачества на Кубани.

Создал в г.Горячий Ключ Кубанскую казачью Ассоциацию, возглавил делегацию на 1-й съезд казаков – в составе делегации включил членов исторического клуба Громова В.П., Бунина Ф.Г., Горбань А.Е. Таким образом выходит, что казаки Кубанской казачьей Ассоциации  первыми в истории современной России – зажгли факел возрождения казачества.

Вы – казак по рождению. А, что такое раньше было казачество? Кем или чем оно, на ваш взгляд, стало сегодня? Что это: народ, войско, сословие, общественная организация, или социокультурная общность?

История изучения казачества показывает весьма проблематичную попытку обнаружения традиционного для большинства народов способов этнообразования. Казачество как народ невозможно вывести не из какого материнского или базового этноса. И причина этому заключается не столько в том, что нет возможности обнаружить в составе казаков потомков русского, украинского, татарского, калмыцкого и других народов , сколько потому, что казаками исторически делало не столько исходное этническое происхождение, сколько идеология абсолютной свободы и особые условия коллективного пограничного существования.

Поэтому признания казачества субэтносом вполне логично. В конце концов, это право самих людей – кем себя считать. И никакая власть не может назначить его национальную принадлежность или тем более оспаривать ее.

Казачество – это социальное понятие, – это вполне самостоятельная идея человеческого общества, основанная на истинно демократических формах добровольного сожительства в едином союзе отдельных групп и народностей, часто различных по крови, но крепко, до неразрывности спаянных между собой бытом, хозяйственным укладом жизни, горячей любовью к своему краю, своим вековым порядкам и традициям.

В исторических памятниках казак предстает богатырем и пахарем, мореходом и землепроходцем, большим тружеником и храбрым воином, самоотверженным защитником Российского государства. Свобода и Святая Вера, обостренное чувство долга, справедливости и товарищества, лихая отвага и дерзость, беззаветная любовь к Родине – вот что ценили в казаках наши предки.

Сегодня возрождающееся казачество вновь становится активным творцом настоящего и будущего России, одним из надежных гарантов ее национальных интересов.

В далеком 1990 г. в июне месяце в Москве проходил Учредительный казачий Круг. Вы делегат, активный участник этого Круга. Расскажите, что ему предшествовало? Как он проходил? Каково его значение для казачьего движения?

Учредительный Казачий Круг в Москве в 1990 году посеял «зерно» возрождения казачества. Организаторам этого масштабного мероприятия низкий поклон и сердечная благодарность потомственных казаков, которые ждали этого события 70 лет. Попытки сорвать, заболтать Круг с недоброжелателями, предотвратила делегация Кубани. Я потребовал объявить перерыв, выставил на входных дверях своих казаков и пропустили в зал только делегатов. Провокаторы остались на улице и все состоялось как было намечено. Когда избрали меня в Совет Союза казаков – Косов П.С. делегат Войска Донского – удивленно спросил меня – почему донской казак возглавляет Кубанскую делегацию? После объяснений – дал мне наказ – служить верой и правдой казачеству и не опозорить Тихий Дон.

Принятые на Круге постановления, определили главные пути возрождения казачества, что имело огромное значение для казаков России. Стоит отметить умелое ведение Круга писателем Алмазовым Б.А.

 

Из Москвы вы прибыли на Кубань, как все пошло дальше?

После съезда из Москвы приехал на поезде в г.Горячий Ключ, на вокзале собрались жители города, встречали с оркестром и цветами. На следующий день пригласил 1-й секретарь Горкома Давиденко А. и раздраженно сказал: «Вы либо будите в партии, либо «бейте лбы», как в Москве на присяге». В то время я был секретарем партийной организации горисполкома. Вспомнил, как принимали в партию. Секретарь обкома в Ростове – Бондаренко спросил, почему я ношу усы? Я ответил, что я казак и это наша национальная гордость. Он сказал: «Казака в партию – вон отсюда.» Вступать тогда было надо, т.к. начальник следственного отдела – номенклатура партии. Повторно, на бюро спросили с какими мыслями я вступаю в партию? Я ответил, что, общаясь с достойными людьми мне удастся достичь карьерного роста. Меня обозвали карьеристом и вновь выгнали из заседания бюро. Только в третий раз, когда Бондаренко был в отпуске, меня приняли в партию. Все это перед глазами «промелькнуло» у меня на встрече с Давиденко А., я достал из кармана бешметки партбилет, со словами «мы будем бить-лбы», и отдал его секретарю.

После в г.Краснодаре мы создали Оргкомитет по проведению Большого Круга Кубани и, для удобства, избрали председателем Громова В.П., так как он жил в Краснодаре.

Перед съездом я организовал заседание Совета атаманов Кубани в Горячем Ключе в здании Горисполкома, на котором определили дату и порядок проведения Круга.

Тогда, на Учредительном казачьем Круге, на должность Атамана Кубанского Казачьего Войска избрали Громова. Через два года вы создали Кубанскую Казачью Ассоциацию? Какова причина? В том, что два медведя не могут жить в одной берлоге? Или вы с Владимиром Прокофьевичем пошли разными курсами?

Съезд состоялся на Покрова 14 октября в здании Краевой филармонии. Кубанская казачья Ассоциация полностью профинансировала это мероприятие. Круг избрал Громова В.П. Атаманом, меня Кошевым Атаманом. Созданная организация была названа «Кубанская Казачья Рада». Я бросил службу в Горячем Ключе, переехал в Краснодар и профессионально исполнял свои обязанности. Громов редко появлялся в штабе, т.к. преподавал в Университете. К тому же склонял казаков отделиться от России к Украине, ссылаясь, что Екатерина выделила землю Запорожским казакам и поэтому Кубань принадлежит Украине. Да и само название «Кубанская Рада» - никак не говорило о принадлежности к России.

Эти обстоятельства побудили меня написать рапорт на увольнение, и я вернулся в Кубанскую Казачью Ассоциацию, которую перерегистрировал в Юстиции Краснодара и умышленно добавил к её названию «РОССИЯ».

В 1992 г подготовил документы и зарегистрировал Кубанское казачье Войско. Организовал Большой Круг в Тамани, на котором был избран Атаманом Нагай Е. Я свою кандидатуру не выставлял, чтобы не усугублять раскол в казачьем движении.

Мы рассчитывали объединить Кубанскую Раду и Войско, назначили проведение Круга, но Громов В.П. собрал казаков в здании театра в Краснодаре, а Нагай на стадионе – объединения не получилось.

Только что казаки отметили печальную дату 102 года со дня принятия Оргбюро ЦК РКП(б) 24 января циркулярного письма... По сути директивы в отношении казачества. Какова роль этого документа в трагической истории казачества?

Печальная дата – геноцид в отношении казачества, можно сравнить с геноцидом еврейского народа в Гитлеровской Германии. В 1991 году был принят Закон «О репрессированных народах в СССР, в том числе казачества». Народы были реабилитированы, получили компенсацию, им возвратили конфискованное имущество, а казакам разрешили носить традиционную форму и объединятся в общественные организации. Атаманов возвели в ранг Заместителей Губернаторов, дали им зарплату, затем подчинили через Госреестр органам Государственной Власти. Казаки ничего не получили. Свои собственные здания и землю они арендуют, вся деятельность свелась к патрулированию с полицией и работе в частных охранных предприятиях. Считаю это – чудовищной несправедливостью.

Какую оценку Вы бы дали нынешним казачьим обществам? Почему наблюдается сильнейший отлив казаков практически изо всех организаций? Что нет актуальных привлекательных идей? В чем причина?

Причина в том, что в настоящее время, мы отошли от традиционной формы управления и организации уклада жизни.

Прежде всего казачьи Войска – это региональные организации, и они устраивали свою жизнь в местах компактного проживания казаков и сотрудничали с Федеральными властями через «Посольские станицы», которые располагались в Москве.

Представители казачьих Войск и должны составлять Совет при Президенте по вопросам казачества. Региональные казачьи объединения должны обладать всем набором административных полномочий с выборным Атаманом. Для несения государственной службы (реестр) именно община направляет своих казаков на службу, которые после службы возвращаются в Войско.

Недавно Президент В.В. Путин подписал Стратегию государственной политики в отношении казачества, а М.В. Мишустин План по её реализации. Почему казаки как-то вяло отреагировали на эти документы, не дав им своей оценки? И что вы лично думаете относительно этих документов?

Стратегия в отношении казачества направлена не на развитие казачества, а на выживание и сохранение. Общественные, самые многочисленные организации, названы «иными». Этим все сказано. Казаки, а это в большинстве своем обычные граждан, не имеющих отношения к казачеству, согласно этой стратегии, на деле будут и дальше работать казаками, а не нести государственную службу.

В Плане по исполнению Стратегии не учтено главное, что казачество – драгоценный союзник государства. Мы готовы, как и прежде, служить Великой России, быть опорой или фундаментом, на котором будут строиться государство и общество, внешняя и внутренняя политика, военная реформа, социально – экономический курс, наука и культура.

Есть ли по-вашему будущее у казачества?

Будущее казачества зависит от самих казаков. Если нам удастся установить в своей среде подлинные принципы казачьей чести, народоправства и народовластия. Создать общество свободных, равных людей, основанное на социальной справедливости, на праве трудовой собственности. Возродить казака – человека смелого, работающего, бесконечно преданному своему народу, справедливого и высоконравственного. Настоящим казаком может стать только человек исключительно духовной твердости и легендарной смелости, у которого жажда искания справедливости и любовь к свободе побеждают общечеловеческие слабости.  Казачий дух – это профессия верности и веры, это добровольное обречение себя на жертвы во имя того дела, которому служишь.

Быть казаком – это проникнуться духом – не терпящим болтовни, личной выгоды и зримого успеха, а зовущим к глубинной борьбе за свою идею, готовых отдать за нее последние свои материальные и моральные ресурсы.

К такому казачеству Государство не только не будет посягать на «вольности», закрепленные нашей историей, но даст ему широкое самоуправление и пойдет навстречу свободному развитию духовных и материальных его сил.


В заключение хочу поблагодарить Валерия Ивановича Каюду за то, что приоткрыл малоизвестные факты из истории возрождения Кубанского Казачьего Войска.

Отдельное спасибо Петру Косову, что познакомил с В.И. Каюдой и помог составить для него вопросы.

К своим ответам на вопросы Валерий Иванович добавил два куплета из песни «Казачий Круг». Музыку к ней написал Заместитель Атамана по культуре Заслуженный артист России и Республики Беларусь, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии МВД России, кавалер ордена Дружбы Юрий Булавин. Автором текста является не менее известный советский и российский актёр театра и кино, поэт, поэт-песенник, музыкант, народный артист РСФСР (1980), член Союза писателей России Михаил Ножкин.

Эта песня была взята в качестве Гимна Кубанской Казачьей Ассоциации:

«Много-ль в жизни надо казаку? -
Не сломаться б на своём веку,
Да чтоб жил в достатке наш народ,
Да ждала б казачка у ворот.

Да здоровье б дедам да отцам,
Да удачи б нашим молодцам,
Да чтоб быть добру всегда с руки,
Бог вам в помощь, братья казаки!»

Послушайте и полюбуйтесь как замечательно звучит этот Гимн в исполнении кубанской казачки заслуженной артистки России и Республики Беларусь Ольги Булавиной.

Член комиссии по работе с общественными объединениями казаков
и комиссии по взаимодействию со средствами массовой информации
Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества,
руководитель КИАЦ
Алексей Зборовский

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Новости КИАЦ | Просмотров: 3409 | Добавил: Сталкер | Теги: Кубанская Казачья Ассоциация, история кубанского казачьего войска, Атаман Каюда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2   [Материал]
Не ловко даже как-то, такому человеку возражать. Напишу коротко. С мнением Валерия Ивановича Каюды по большинству вопросов, я не согласен. Да и противоречия у него в ответах. И выводы у меня сложились соответствующие.

"Сегодня возрождающееся казачество вновь становится активным творцом настоящего и будущего России, одним из надежных гарантов ее национальных интересов." Спасибо уважаемый Валерий Иванович. Вот ответ всем злопыхателям и пытающимся обвинить казаков в сепаратизме, выбить клеймо на чело казака, как врага России, вытащить самые грязные портянки из фашистских сапог, обвиняя всех и вся в предательстве казаков в годы ВОВ. В это же время тысячи казаков воюя за Родину снискали себе немеркнущую славу, напоив коней водой из рек Европы, процокав по мостовым Берлина копытами казачьих коней.
Валерий Иванович, очень жаль , что в 90-е мы были рядом , но не в одном строю, хотя и пытались, понимая, как надо быть вместе. Очень жаль, что Вы тогда отошли от Владимира Громова, дав ему свободу "полета", который привел к великой беде - расколу. "Ассоциация Россия", "Кубанское войско", "Всекубанское войско"... и вот что получилось. Думаю, сегодня у нас есть еще шанс , сделать шаг, объединив усилия , и добиться того, что Вы четко сформулировали : "... установить в своей среде подлинные принципы казачьей чести, народоправства и народовластия. Создать общество свободных, равных людей, основанное на социальной справедливости, на праве трудовой собственности. Возродить казака – человека смелого, работающего, бесконечно преданному своему народу, справедливого и высоконравственного." А для этого надо вернуть национальность "Казак", "Казачка", создать ячейки казачьих общин, войти в структуры местного самоуправления , через территориальные общины. Возродить экономические структуры через товарищества, кооперативы, с выходом на более крупные хоз. предприятия производства, переработки и пр. Община живет своей жизнью. Она учит, воспитывает, отвечает за каждого с рождения до ухода в мир иной. В основу воспитания должны быть положены обычаи и традиции казачьего народа. Уверен ,что так и будет. Слава Богу, есть казаки!

Имя *:
Email *:
Код *: