20.01.2021 00:47 Интервью с автором фразы "Слава Тебе, Господи, что мы – казаки!" | |
Продолжая диалог с казаками, отличающимся тем, что они знают ответы на большинство вопросов особенно волнующих казаков, КИАЦ не мог не взять интервью у Бориса Александровича Алмазова. Если кто-либо из казаков не знает кто такой Борис Алмазов, то можно совершенно точно сказать, что не знающий кто есть Борис Алмазов - не является казаком. Почему? А вот почему. Борис Александрович, вы известный в стране писатель. Написанные вами и изданные 82 книги – это большой труд. Многие неоднократно переиздавались. Немало часть этих книг посвящены казачеству и его славному историческому прошлому. Расскажите о своих корнях, о своем творчестве, как вы к этому пришли? Я веду свою родословную от казаков Хоперского Округа Области войска Донского. Мои предки проживали в станицах и хуторах: Добринской, Урюпинской, Преображенской, Букановской и Слащевской. Пускаемое в адрес моей фамилии шипение, дескать, таких на Дону нет – опровергнуто профессором С. Рябовым, проделавшим титанический труд и создавший по церковным документам и записям поименные списки казаков станиц и хуторов Хоперского и Усть-Медведицкого округов. Земной ему за это поклон. Отыскались и Алмазовы... От себя могу добавить, что упоминаемый им последний атаман хутора Самойлова Слащевской станицы Хопёрского округа "урядник П. Алмазов", избранный хуторцами в 1916 году, был младшим урядником Донского казачьего Атамана Ефремова полка №14 и звали его Прокофий... Я прекрасно знал и знаю свою родословную, более того, в нашей семье сохранилось много фотографий моих родаков. Считаю их ценнейшим семейным богатством и не собираюсь выставлять на всеобщее обозрения досужим людям. Вот помру, а там уж дети и внуки распорядятся этим, сберегаемым мною, как зеницу ока, наследством как хотят... В отличие от моих мучеников предков, я никогда не скрывал, что я донской казак и этим гордился. В художественной школе, где я учился у меня даже прозвище было – "казак", но думаю, что мои одноклассники расценивали это, как если бы назвался "мушкетером" или "пиратом"... Но душа моя болела, я считал своей Родиной Ленинград и в равной степени Донскую станицу, куда мы постоянно ездили и где подолгу жили, пока была жива родня. С 1962 года я стал петь свои песни, где основное место занимал Дон. Они стали широко известны, их стали передавать по радио из Японии, Канады, Франции, что доставляло мне известные неприятности, хотя я и не знал как туда попали мои концертные записи. В конце 80-х начале 90-х вы принимали активное участие в политической и общественной жизни страны. И, прежде всего, в возрожденческой жизни казачества. Как все начиналось до первого круга? Какими были побудительные мотивы? Вообще у меня было ощущение, что я последний казак на планете, хотя конечно среди моих знакомы были казаки. Всю жизнь, как себя помню я занимался историей казачества. Поэтому, когда вдруг по ТВ. прошел сюжет о том, что в Москве возникло казачье землячество под руководством Г. Немченко и В. Латынина – сердце моё затрепетало и я собрался в Москву. И тут ко мне приехал А.Г. Мартынов (с которым я до его приезда знаком не был) с предложением войти в оргкомитет Учредительного Круга. Откуда он узнал о моём существовании я его спрашивал, но он убедительного ответа так и не дал. Первый Учредительный Круг свою основополагающую роль в идеологии казачества сыграл. Но не нужно преувеличивать мою роль, просто как профессиональный писатель, работавший со словом, как театровед по образованию, я сформулировал и произнёс то, о чем думали в ту пору делегаты. Вероятно, те, кто "дозволил" в Коммунистическом, на тот момент, государстве разговоры о "возрождении и реабилитации", предполагали в этом движении еще один рычаг для развала государства. Однако, казаки явили собою не центробежную, сепаратистскую силу, а центростремительную, пророссийскую и патриотическую, что в задачу кукловодов не входило. Потому очень скоро возникший Союз казаков стал неудобен и неугоден. Доказательство: зарегистрировать его как Общественную Организацию не могли почти год, а альтернативный Союз казачьих войск России и Зарубежья (было открытое письмо казаков зарубежья с протестом – они никого не уполномочивали на вхождение в подобный союз) – за три дня. Вас ветераны казачьего движения хорошо помнят по первому учредительному кругу 1990 года в Москве. И говорят это был круг Бориса Алмазова. Он его вел, построил, выступал бесчисленное количество раз. Мы его слушали с замиранием сердца. Расскажите, как все происходило? Ведь это был единственный такой круг. Не до не после не было такого. Можете передать атмосферу этого круга? Учредительный Круг был кратким мигом эйфории и восторга перед призрачными перспективами реабилитации и возрождения, по сути – прекраснодушными мечтаниями. Но реальность уже стучала в двери. Стоном стонали уральцы и семиреченцы догадываясь, что скоро их оторвут от России и они станут эмигрантами на собственной земле. Просили помощи приднестровцы и уже начинал полыхать Кавказ. О этом говорил тогда терский атаман Александр Подколзин, убитый на могиле матери через несколько месяцев после Круга. Что произошло потом? Как вы разошлись с атаманом Мартыновым? На какой почве произошел разлад? А никакого разлада и расхождения не было, да и нет... Начинать нужно с того, что я не хотел быть атаманом и не хотел ни кем "руководить" ни в каком качестве. Меня вполне устраивало мое писательское дело. Мартынов настоял, чтобы я стал атаманом ЗЕМЛЯЧЕСТВА Невская станица, которую я, собственно, и собрал. Он был на Первом Круге, где меня избрали атаманом. Приезжал на проводимые в Питере мероприятия. Я постоянно ездил в Москву. С первых дней под "Невскую станицу" начали "копать". Вдруг обнаружилось, что землячество "независимая организация" не входящая в Союз казаков, чего, в общем, даже и не предполагалось и, разумеется, я этим слухам противостоял как мог… Пошли "наезды" на меня, вплоть до покушений. Приехавший в Питер Мартынов приказал сдать дела походному атаману Е.М. Полякову и назначил меня Наказным атаманом Северо-Западного округа Союза казаков в местах нетрадиционного проживания казаков. Таким образом, я был атаманом Невской станицы – 14 месяцев. В соответствии с приказом, я стал собирать Округ. И собрал его. Туда входили казачьи организации Ленинградской, Псковской, Новгородской, Мурманской, Архангельской (2 организации), Калининской областей, Республики Карелии, Республики Коми (несколько организаций), Балтийский союз казаков (Калининград), казаки Эстонии и Латвии. Во всех организациях шел, примерно одинаковый по технологиям, раздрай. Тем не менее, я состоял в должности и исполнял ее по мере сил около 10 лет. Меня трижды переизбирали открытым голосованием на съездах во Пскове, Твери и Воркуте. Подчеркну, что это была тяжелейшая ОБЩЕСТВЕННАЯ работа. За неё я не получал ни копейки, живя как прежде, на гонорары от книг (не имевших никакого отношения к казачеству), преподавания в ВУЗе и государственной службе в Республике КОМИ. Мне доносили, что в Союзе казаков ко мне резко изменилось отношение (В частности, говорил об этом В. Наумов), что из Питера в Москву ездят "гонцы" с какими-то "доносами". Я с питерскими организациями отношений вообще не имел и никаких поводов для доносов за собой не знаю. (Правда, покойный В.Т. Новиков, говорил, что мои телефоны прослушиваются – тогда появилась соответствующая техника и этим занимался все кто хотел. Новиков называл и фамилии, да и так было легко догадаться, кто занимался прослушкой в качестве "отхожего промысла"). В последний приезд Мартынова в Питер, я сказал ему, что по Обычному казачьему праву, я отбыл уже три срока в атаманской должности и более эту должность мне занимать не положено. Через неделю я получил известие, вполне в коммунистических партийных традициях, что я "освобожден от должности по состоянию здоровья по собственному желанию"... (Хотя никаких заявлений я не подавал и не высказывал...) Честно говоря, я этому увольнению обрадовался, поскольку видел во что выливается т.н. "возрождение". На этом, собственно, мои взаимоотношения с Союзом казаков закончились, с Александром Гавриловичем я более не виделся и не разговаривал, ни на какие юбилеи я приглашений не получал.... В общей сложности Союзу казаков я отдал 12 лет своей жизни. У вас есть книжка «СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ, ЧТО МЫ КАЗАКИ». Сегодня немало тех, кто высказывает в ее адрес критические оценки: надумано, фантазии, выдумки Алмазова. А вот ветеран казачьего движения П. Косов по-иному ее оценил. По его мнению, для казаков это было что-то вроде Коммунистического манифеста Маркса для социалистов. Она им очень сильно помогла и в идейном и в организационном плане. А ваше мнение? Нет ли здесь ностальгического преувеличения? Я всю жизнь руководствуюсь правилом: "Делай что должен и будь что будет". Всё что я говорил и делал на Учредительном Кругу, я сделал бы точно так и сегодня. Первые слова, которые мне довелось сказать перед Кругом были: "Именем Господа и Спаса нашего Иисуса Христа!" – и зал встал как один человек! Значит, я не ошибся: это было то, что требовалось в тот момент и тем казакам – делегатам от казаков. И дальше всё было единственно правильным в тот исторический момент. Вот уже 30 лет прошло, а до сих пор со мною "борются". А я ведь ничего не выдумывал, долгие годы по источникам я собирал крупицы информации о том "как оно було" (кстати, списки источников цитирования, я неоднократно приводил в своих статьях и книгах). Многое тогда говорилось под действием минуты, но говорилось то верно. Теперь, имея багаж знаний ПР-науки, могу сказать, что, не зная тогда ПР-технологий (PR /public relations, паблик рилейшнз, связи с общественностью, пиар/ — это управление потоками информации между организацией и общественностью. Цель PR — создание положительного образа организации в сознании заинтересованных сторон. Ред.) и даже не представляя, что они существуют, я действовал по всем правилам создания Организации зафиксированных еще отцами ПР в 18 веке. Первое – Заявление о миссии. т.е. о том, что собираются создать. (Собственно, это и Декларация Независимости - 18 в., и Манифест Коммунистической Партии и т.д. и Памятка "Слава , Тебе , Господи, что мы казаки" – это заявление о миссии – так это именуется в науке), затем, создание зрительного и иного образа – включающего символику, атрибуты, униформу (в том числе национальную одежду, например) и т.п. Вот тут, в силу объективных причин, казаки, поддавшись влиянию клубно-военной реконструкции, "перегнули палку", нацепив погоны. Этот "перехлест" многое извратил и погубил... Второй фразой на Кругу, что зафиксировано в кинохронике, были слова "Мы не сословие и не войско, а мы – народ!" – что было встречено шквалом аплодисментов станичников, кривыми ухмылками униформистов и недоумением тех, кто представлял возрождение казачества в виде секций ДОСААФ или кружков "Ворошиловских всадников". Я не знаю, и никто не знает, как могло бы быть по-другому... Потому закончу римской фразой: "Я делал всё что мог, пусть кто следует за мной сделает лучше!" Вы писатель и историк. Какова роль истории и литературы в становлении казачества? Вопрос риторический т.е. ответ на него очевиден. Человечество вообще развивается по принципу "Смотрю назад, а иду вперед". А что касается литературы – не было бы "Тихого Дона", ни о каких казаках и речь бы не возникла! Именно Тихий Дон сохранил и дал образное видение (а это главное) казачества. Правда, парадокс заключается в том, что большинство населения роман не читало, а видело фильм С.Герасимова, который по силе воздействия роману равен, а многие, обязательные для коммунистической литературы 20-30 гг, шаблоны в фильме отсутствуют. Собственно, и нынешнее казачество во многом виртуально-литературное явление. К счастью, идет мощнейшее, профессионально-научное изучение и популяризации истории казачества. Появились имена казаков профессиональных высокообразованных учёных, чьи имена, безусловно, войдут в список выдающихся историков России и мира. Идет очень важный процесс, когда поэтов сменяют учёные, сохраняющие, однако, тот же национальный пыл и ту же боль, казачий стереотип мышления, но вооруженные по последнему слову науки знаниями и умениями искать и работать с документами, создавая точную, обоснованную неопровержимыми фактами историю, а стало быть, и картину действительности народа. Сегодня в общественной жизни казачества вы участия не принимаете. С чем связан отход? Если разочаровались, то в чем? В этом вопросе требуются уточнения – что понимать под общественной жизнью? Если разнообразные, в основном чужеродные т.н. "казачьи структуры", "партии" и прочие объединения – безусловно, я в них не вхожу. Считая, что это, как показывает практика, все легко управляемо и при самых благих намерениях, легко перерождается в полную им противоположность. Зачастую, искренне уповающие на "единение и организованность" рано или поздно убеждаются, что, фактически, служат не тому, о чем мечтали... Что же касается моего участия в жизни казаков, которое, формально, никак не обозначено (и слава Богу), то безусловно, участвую (даже против своей воли и даже если помру, мое участие не изменится и продолжится) и еще как! Мои Памятки и прочие публикации растащены на цитаты, которые считаются "народной мудростью" и стали фольклором, начиная со сказанной и опубликованной в 1990 году моей фразы "Слава Тебе, Господи, что мы – казаки!", которая – моя интеллектуальная собственность, на неё распространяется моё авторское право. Как шутил мой иллюстратор Михаил Дмитриевич Гаврилов о себе, что он стал "народным" художником, поскольку его рисунки из моих книг, в частности, "Казаки" нещадно воруются, выставляются в музеях, в Интернете и даже стоят на постерах (2Х4 м) вдоль дорог. Гонорар, разумеется, платить никому в голову не приходит, мол, не заграница! Хотя, прецедент для судебного разбирательства в этом очевиден. Мои книги и статьи до сих пор тиражируют и цитируют, причем, и те, кто знает и ценит мое творчество, и тот, кто не знает об авторстве, и те, кто ненавидит, а всё равно читает и цитирует... Значит: влиял, влияю и буду влиять, пока будут читать, помнить и ссылаться на мои работы или опровергать. Что же касается меня лично, то по пословице "что прожито – то моё". О каком участии в т.н. общественной жизни (кого?) речь? Один пример: приглашают на странное мероприятие "Казачью присягу" (вообще так на Дону, в шутку, называли кислое молоко) в некую "казачью" охранную структуру. В строю 420 охранников в служебной черной униформе. Дружно кричат в ответ на приветствие "Слава Богу" и на мой вопрос "Сколько здесь казаков?" удивленно отвечают – 420! Но когда я настоятельно повторяю свой вопрос из дальних рядов голос: – Батя, двое! Я не видел и не вижу своей задачей работу с военно-историческими реконструкторами, клубами "казачьих" единоборств и т. п. "общественной жизни". Не тот сезон. Мне скоро перед Господним Престолом отвечать за то, о чем мечталось и за то, во что эти благие мечтания выродились. С воспоминаниями и поучения выступают разнообразные дураки, неучи, чаще негодяи и провокаторы, которые попытку объединения казаков пресекли и частично превратили в собственный "чепок" частное предприятие. Правда плохо получается. На милосердие Божие уповаю... Тогда в девяностые вы понимали, что дважды в одну реку не войти? Что того казачества не возродить? Другое время, другая эпоха? Или были иллюзии тогда? А как сейчас мыслится? Разумеется, иллюзии были! Я же не пророк. Кто знал, что СССР развалят? Мечталось об избавлении от коммунистического тоталитаризма, от диктатуры партайгеноссе, а избавились от экономики, значительной части территорий и народа... Это теперь я могу с уверенностью сказать, что в любом государстве, а в России тем более, все изменения происходят наверху во властных структурах. Правда, иногда из страха перед напряжением возникающем в народе. Плохо это или хорошо? Это нормально. Если власть не успевает, происходят революции, которые приводят к чудовищным кровавым результатам, отбрасывают государство на много лет назад, а иногда и вообще выбивают из ряда цивилизованных стран. Революция – всегда хаос... Правда, хаос не возникает стихийно и всегда управляем... Но, как правило, управляем извне. Ну, и, разумеется, я не думал, что наболевшие и высказанные мною идеи, будут перехвачены, обретут извращенное воплощение и для значительной части "деятелей" станут кормушкой, помогут им социализироваться, в том числе их опровержением. Конечно, даже предположить не мог сколько народу будут за счет "казачьей идеи возрождения" славно кормиться. Сколько и как талантливо они отсосут из государственного бюджета. Мы всем задаем традиционный вопрос: что сегодня, да и тогда в 90-е было – возрождение или конструирование? Или что-то иное? Я не знаю как планировалось "кукловодами", но мы то, собравшиеся в 90 году, мечтали о вещах достаточно конкретных – они изложены в программных документах Союза казаков, восстановления исторической памяти и справедливости, реабилитации... Многие требования, сейчас выглядят иначе, чем тогда, когда они формулировались. Например, создание казачьих частей тогда мыслились как избавление казаков-новобранцев от разгула дедовщины в армии. Очень быстро казаки сообразили, что выделение какой-то части любого народа в особую воинскую часть, при возникновении военного конфликта тут же приведет к гибели этой части народа. А как же Терский батальон и т.п.? А это уже была защита Родины, а не служба в регулярной армии! Здесь уж все кто мог брался за оружие. Конечно, такого в 90 году большинство не предполагало. А вот Подколзин предполагал и говорил, и, наверно, готовился... Потому и убили первым из атаманов СК. Предполагал ли я, что через год буду думать с казаками куда прятать казачьи семьи, в случае если в Питере на улицах полыхнет гражданская война? А к тому шло. Нет, конечно, не думал. В 90 году мечталось, что можно докричаться до властей, высказать народной власти свои проблемы и государство поможет, защитит, поддержит... Оказалось, что "феодальное, навозное казачество" по словам генерала Трошева, государству вообще не нужно. "Мы создадим новое!" Я думаю – создали! Вот только непонятно что, непонятно из кого и, главное, непонятно для чего? Однако, это реалии сегодняшнего дня. Не секрет, что ныне мы в казачестве наблюдаем кризисные явления: тысячи мелких и мельчайших организаций, масса всепланетных атаманов, генералы и маршалы. Звездопад и крестопад. Как так случилось? Откуда и почему это пришло? Каковы пути преодоления этого кризиса? Последние 20 лет я преподавал в ВУЗе такую науку ПР. (название переводится как "Связи с общественностью" хотя точнее это – технологии управления массовым сознанием. Эта наука многое объясняет. По законам ПР развивается общество и управляются общественные настроения. За всю историю человечества эти технологии не давали сбоя, потому, зная их, можно кое-что предсказать. Например, для блокирования стихийно возникшего общественного движения. Во-первых, его нужно возглавить "своим человеком", во-вторых, создать множество т.н. "плавающих центров" враждующих между собой и таким образом, раздробить и подчинить – сделать управляемым. Участники этого процесса действуют, как правило, искренне и неосознанно, но абсолютно в рамках ПР-технологий. Мы уже все это проходили в 20-е годы прошлого столетия в Церкви. С одной стороны, отделение церкви от государства (правда, не отделение государства от церкви), возвращение Патриархата, и тут же возникновение параллельной структуры "Обновленческой церкви", которая захватила большинство приходов. Возможно такое стало после дискредитации приходских священников (значительная часть пастырей была в гражданскую войну физически уничтожена, эмигрировала), а на их место поставлены алкоголики, развратники, прямые уголовники, которые иной раз никакого отношения до того к церкви не имели, поддержка сектантов и раскольников, одновременно очернение истории и, в частности, церкви в СМИ. Результат не замедлил – прихожане от Церкви отшатнулись... Вся эта искусственная накипь была впоследствии уничтожена или разбежалась, но население в массе своей (не переставшее верить в Бога на личном, индивидуальном уровне) перестало быть воцерковленным и приходская общинная Православная традиция была утрачена. В чем мы можем убедиться и нынче, когда вера заменяется соблюдением обрядности – постом в качестве диеты и лечебного, в медицинском смысле, голодания, нырянием в прорубь, изготовлением и поеданием куличей массового фабричного изготовления и т.п. При сохранении формы, церковь во многом утратила влияние и перестала формировать нравственность народа. Далее можно провести аналог не только с казачеством, но вообще с любой организацией, поскольку в государстве, в том числе и в России все управление всегда идет сверху.... В настоящее время прослеживается этап дискредитации казачества, далее из него будут формировать образ врага, как это происходило до революции, с тем чтобы туда отвести народное озлобление на эксплуататоров и власть. Администрация Ростовской области вознамерилась для детей издать что-то в виде пособия или иллюстрированного учебника. А ветераны, знающие вас, уверяют что у вас он уже написан? Проясните пожалуйста, что имеется в виду? В серии «Иллюстрированная история Отечества» выходила и уже четыре раза переиздавалась моя книга «Казаки» (история, нравы и обычаи, быт и тд), рассчитанная в первую очередь на детей среднего и старшего школьного возраста. Об успехе книги говорит то, что текст и многочисленные иллюстрации разворованы, без ссылок на авторство, в десятках публикаций и гуляют по Интернету в свободном доступе. Нынешние атаманы читают по ней доклады, не дрогнув, присваивая изложенные там мысли, идеи и факты, что, безусловно, является нарушением моего авторского права, но это никого не смущает... Вдоль дорог в Волгоградской и Ростовской области попадаются постеры 2 Х 4 метра с иллюстрациями из этой книги худ. М. Гаврилова, они выставляются в станичных музеях, сотрудникам коим невдомек, что это интеллектуальная собственность и для ее использования требуется хотя бы формальное разрешение автора... Думаю, что книга для детей о казачестве, о которой вздыхают и собираются выделить на издание деньги власть предержащие, обязательно будет написана, но в угоду нынешним политическим тенденциям, установкам и желаниям нынешних руководителей т.н. "возрождения"... "Кто девушек ужинает, тот их и танцует" – грузинская пословица. Член комиссии по работе с общественными объединениями казаков | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||