Понедельник, 10:21

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2021 » Июль » 24 » Интервью с Игорем Кочубеевым

Интервью с Игорем Кочубеевым

24.07.2021 14:42
Интервью с Игорем Кочубеевым

Как возникла идея создать VR-музей? 

Мы с моим товарищем, видеоографом и соратником Демьяном Шлапаковым обсуждали идею использования новых инновационных форм работы с казачьей молодежью. На тот период мы были некомпетентны в сфере технологий виртуальной реальности (VR 360). Да и в начале 2018 года их уровень развития в России был совершенно иным, стоимость была космическая, но мы рискнули. Наш проект с тех пор преодолел кардинальные изменения, аналогов ему в казачьей и вообще патриотической среде, насколько нам известно, нет. Пришлось изрядно потрудиться для того чтобы всё правильно описать и сформулировать. С каждым месяцем технологии становятся доступнее, а значит и популярнее. Мы сначала приняли участие в нескольких местных конкурсах, а потом посягнули на президентский грант. Победили только с 3-й попытки. Также получили грант Росмолодежи на VR-фильм «Казаки на фронте» (о вкладе казачества в победу в Великой Отечественной войне). Сами снимаем, монтируем и показываем готовый продукт целевой аудитории. В 2021 году провели более 300 презентаций для 7000 человек, в основном для учащихся казачьих кадетских классов и военно-патриотических клубов Ставрополья.

Как вы собираетесь развивать VR-музей, в других регионах?

Мы разработали для себя несколько вариантов развития проекта в разных регионах. Понимаем, что у каждого региона своя собственная специфика. Например, в нашем регионе почти 300 казачьих кадетских классов, более 60 военно-патриотических клубов. Нам для продуктивной работы оправдано иметь 25 комплектов систем виртуальной реальности, чтобы разом охватить целый класс. Но в соседнем Дагестане, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии казачьих кадетских классов немного, и вполне достаточно 5-6 очков виртуальной реальности для презентации мультимедийного контента в рамках проводимых там культурно-массовых мероприятий. Кому-то сподручнее сделать стационарный VR-музей, например, при действующем казачьем музее. Такие планы мы связываем, например, с музеем при доме культуры станицы Сенгилеевской, близ Ставрополя.

Правильный подход к планированию позволит запустить проект за счет относительно небольших ресурсов. К тому же, всем желающим мы совершенно бесплатно предоставим всё отснятые нами материалы.

Стоимость очков виртуальной реальности, которые мы используем - 18000 - 20000 рублей за комплект. Необязательно тратить полмиллиона на оборудование, если в этом нет реальной необходимости. Экономнее купить 6 комплектов, если не требуется показывать материалы в больших аудиториях. Конечно, для запуска проекта в других войсках можно приобрести VR-камеры, поехать на реконструкции и в этнографические музеи и самостоятельно снять контент для VR 360. Но это требует определенной сноровки и знаний, материал нужно не только отснять, но и смонтировать. Кадры, снятые на обычную камеру в формате HD, не подойдут: эффект присутствия будет потерян. 

К нам уже обратились казаки примерно из 10 регионов с вопросами о запуске отделений казачьего мультимедийного музея. Сейчас мы начали сотрудничество с казаками из Забайкальского войска, Астраханским округом Всевеликого войска Донского. Большие надежды возлагаем на Первый казачий университет.

При просмотре контента в очках виртуальной реальности изображение мы видим многомерно: со всех сторон. Ощущение, что ты находишься в реальном мире, именно в этом месте и видишь всё своими глазами. Например, показываем сражение Великой Отечественной войны. Основу визуального ряда составляют реконструкции освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков и «Битвы за Кавказ». Вот пошли в атаку казаки Кавалерийской дивизии Блинова, а там танки в наступление – и именно ты находишься сейчас в гуще этих событий. Это и есть «экшен» и невероятные эмоции от ощущений. Такие проекты содержат в себе колоссальный образовательный потенциал. 

Заинтересованным в развитии такого проекта на территории своего войска мы готовы помочь: предоставить контент, описание проектов, которые стали победителями на грантовых конкурсах, чтобы максимально упростить эту коммуникацию, помочь с подготовкой грантовой заявки.  

Мы мечтаем создать всероссийскую социальную франшизу казачьего мультимедийного музея и хотим, чтобы казачество в ассоциативном ряду наших сограждан было связано не только с традициями, но и с инновациями.

Сайт проекта: http://казаки-ткв.рф
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/channel/UCti6T5vCiWPm5Vv3FknRU_g

Какие идеи проектов есть еще?

Вообще идей – уйма! Недавно сформулировал принцип: мы молоды до тех пор, пока у нас денег (ресурсов) меньше, чем идей.

Если говорить о «технологичных проектах» Терцев, на ум приходит идея, поддержанная Северо-Кавказским молодежным форумом «Машук» в 2019 году. Проект называется «Этно-шоу «Здорово были». На YouTube есть несколько видеороликов, которые подготовлены в рамках этого проекта и вышли в эфире местного телеканала. В рамках него, мы разработали несколько игровых приложений, в частности «Симулятор рубки шашкой».  Здесь можно попробовать свои силы в рубке с шашкой по движущимся мишеням. На тебя летят предметы, и ты должен их разрубить. В процессе используются одновременно две VR-шашки. Интересно, интерактивно и мощно. Обратная связь дает много восторженных отзывов. Мы видим, что при верном подходе подобные технологии повышают интерес к истории казачества. На сегодняшний день есть еще несколько VR-приложений: 

- карта Российской Империи, на которой необходимо верно расположить казачьи войска;

- «хата казака», в которой необходимо оставить элементы казачьего традиционного быта и убрать весь «новодел»; 

- герб Терского казачьего войска, который необходимо правильно собрать из блоков.

Ютуб-канал этно-шоу «Здорово были»: https://www.youtube.com/channel/UCjmabdBDlCCrfSMH3gevjxw

Недавно начали развивать технологии 3D-сканирования. Проект называется «3D-музей казачьего наследия». В конце прошлого года получили небольшой грант на Всероссийском казачьем слёте, купили 3D-сканер. Наша задача – создать 3D-модели реликвий и других музейных ценностей Терского, Кубанского и Донского казачества. Это наш фронт в сохранении казачьего исторического наследия.

В ближайшие месяцы покажем, как это все выглядит. Пока решили остановиться на 100 объектах. 

Сайт проекта пока в разработке, но мы публикуем свои работы на специализированной платформе: https://sketchfab.com/Cossack_Heritage_3DMuseum

Мы надеемся, что и эти проекты в перспективе будут запускать наши братья-казаки в других регионах России. 

Что будет с проектом Мобильного мультимедийного музея истории казачества и какой у него потенциал?

Мы планируем до нового года завершить монтаж всех наших VR-роликов (они разной тематики и продолжительности, их будет около 20), разобрать их по темам и предоставить всем желающим для использования.

Свою миссию мы видим в тиражировании мультимедийного музея в масштабе Терского войска. Нам предстоит запустить небольшие инициативные группы в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестане и Чеченской Республике.

В запуске проекта на территории других войск у нас два стратегических партнера: Союз казачьей молодежи России и Первый казачий университет. У первых в учредителях войсковые молодежные казачьи организации, у вторых – серьезная материально-техническая база в головном ВУЗе и впечатляющая сеть филиалов в регионах.

В отношении подготовки нового контента - планируем и дальше посещать реконструкции, этнографические музеи, интересные мероприятия. Затеяли реконструировать и снять в VR 10 казачьих обрядов. 

Вы являетесь руководителем молодежной организации «Терцы» и работаете с молодыми казаками. Каким вы видите дальнейшее развитие казачьей молодежи и казачества в целом? 

Сегодня, на мой взгляд, системная работа с молодежью на войсковом уровне выстроена только в Кубанском казачьем войске и Всевеликом войске Донском. 

У нас в Терском казачьем войске есть хорошие успехи, которыми мы гордимся. Но в основном это «инициативы снизу»: у нас более 60 казачьих военно-патриотических клубов и секций, которые действуют либо на энтузиазме тренеров, либо при поддержке «первичек» (хуторских и станичных казачьих обществ). Действуют 300 казачьих классов, но из них более половины – номинально. Довольно сложная, на мой взгляд, ситуация в республиках Северного Кавказа.

Ресурсов и кадров на выстраивание системной работы пока нет. Но это не повод отчаиваться. Войско пробует структурно объединить и помочь методически. В 2019 году мы запустили за счет Президентского гранта ресурсный центр Терского казачества для этих целей. 
У ресурсного центра 5 основных направлений деятельности: 

- поддержка казачьего кадетского образования; 

- развитие казачьей культуры; 

- тиражирование лучшего опыта в сфере военно-патриотического воспитания;

- повышение информационной открытости деятельности казачьих обществ;

- развитие технологий социального проектирования (участие в грантовых конкурсах).

Нет отдельного направления, связанного с духовностью и верой казаков, но я вас уверяю, что в каждом из направлений есть тематические блоки о Православном Христианстве, потому что вера – это основа нашей жизни. 

В разгар проекта начались «ковидные» ограничения, но мы сориентировались и записали онлайн-школы по этим направлениям. Совокупно уроки школ просмотрели десятки тысяч человек со всей России. Продолжают смотреть и сегодня. 

Всех желающих приглашаю на сайт ресурсного центра Терского казачества: http://рц.црко.рф
Все наши курсы – к Вашим услугам!

Какова ваша политика по отношению к реестровым и не реестровым казакам?

В Ставропольском крае, за 10 лет моих наблюдений, могу сказать, что около 80% потенциала современного казачества — это именно реестровое Терское войсковое казачье общество. Терское войско однозначно и безоговорочно является здесь основной движущей силой. 

С другой стороны, у нас есть отделение СКВРиЗ и Союз Казаков России на территории Ставропольского края и Дагестана. Также есть активное общественное движение «Терское казачье войско» в Северной Осетии и на Кавказских Минеральных Водах. Мы готовы сотрудничать со всеми конструктивными силами. Ведь все мы – казаки! 

На сайте информагентства «Казачье единство» мы всегда идем навстречу, публикуем информацию представителей любых казачьих сообществ, если эти сообщения не нарушают принципы казачьего единства. Готовы и впредь давать слово казакам, которые ведут деятельность в рамках казачьих обществ, общественных объединений, а также вольным казакам.

Сегодня основные труды по ведению сайта лежат на плечах моей коллеги казачки Натальи Гребеньковой, которая на мой взгляд является одним из лучших специалистов в сфере казачьей журналистики. 

Да, у нас 95% публикаций связаны именно с терским казачеством, но есть и раздел «Российское казачество» для новостей из других войск.

Терское казачье войско и Ставропольский край в частности – это регион традиционного проживания казаков, поэтому какая может быть рознь?!

Чаще всего расколы и параллельные юрисдикции возникали из-за противоречий между атаманами. Но время лечит. Важно направить энергию казаков в конструктивное русло. Время созидать, а не ссориться! 

Тем более, что современный мир предлагает такое количество инструментов для развития. Мы придумали даже слоган «Всем мир, а Казакам - Единство»! Именно мир между казаками – одна из главных   ценностей современного казачества и казачьего народа. 

Одним из инструментов развития является наш сайт: http://kazak-edinstvo.ru

Заходите, будем рады сотрудничеству!

Многие ваши проекты имеют грантовое финансирование. Если казакам нужна будет помощь в этой сфере, можно к Вам обратиться?

Да, это тот талант, которым мы готовы служить ближним. Всем казакам вне зависимости от юрисдикции, принадлежности к казачьи войскам, всем конструктивным силам казачьей направленности мы готовы оказывать поддержку в целом по грантам.

Если обратитесь по телефону 89187798775, к вашим услугам будет наша Онлайн-школа социального проектирования, которую записала моя коллега Яна Бокова, описание наших проектов-победителей разных грантовых конкурсов прошлых лет, рекомендации и правки по вашим проектам от нашей команды. Да, ещё добавим вас в группу в WhatsApp, в которой уже состоят около 200 человек: здесь мы публикуем информацию о новых конкурсах. 

В рамках последней форумной кампании Фонда Президентских грантов, мы дали обратную связь по 62 заявкам из разных казачьих войск. Из них 20 проектов получили Президентские гранты. Речь не только о терцах. Например, мы помогли Калмыцкому округу Всевеликого войска Донского. Они подготовили 4 проекта и получили 3 Президентских гранта. Для них это был первый опыт в этой сфере. 

Уже три года мы плотно сотрудничаем со Ставропольской и Невинномысской епархией, консультируем по вопросам участия в грантах Православные приходы. Прежде эта работа не велась, а сейчас среди резидентов нашего ресурсного центра более 20 проектов приходов, получивших Президентские гранты. В последнем конкурсе в таком соработничестве со Ставропольской Епархией был получен грант на проведение Ставропольского форума Всемирного Русского Народного Собора. Это крупное федеральное мероприятие. Сумма гранта – более 7 миллионов рублей. Такие вот плоды.

Алексей Альбертович Зборовский говорил, что КИАЦ собирается подавать осенью-зимой заявки на гранты Росмолодежи и конкурс Президентских грантов, получится ли выиграть у КИАЦ?

Есть все шансы! 

Что из себя представляет на данный момент КИАЦ? Это такой может не очень широкий по количеству просмотров, но серьезный по глубине вовлечения и по своей направленности ресурс. Много глубоких аналитических материалов. Здесь важно понимать в каком русле планируется КИАЦ развивать.

Мои пожелания, чтобы эта площадка стала более интерактивной, более понятной для молодежи. 

Атаман Всероссийского казачьего общества Н.А. Долуда говорил о 150000 представителей Союза казачьей молодежи России (В основном, на Кубани, Дону, в Центральном казачьем войске и на Тереке). Это огромная аудитория подростков и молодежи, которых на федеральном уровне никто не охватывает. Нет полноценного федерального казачьего ресурса, который бы воспринимался молодежью как свой. Мы, терцы, взглядом из провинции, ощущаем такую потребность.

У нас есть группа ВКонтакте «Казачье единство» (https://vk.com/ia_kazak_edinstvo) в ней почти 14 тысяч подписчиков. Основная аудитория - казачья, она развивается за счет «сарафанного радио» и друзей. Есть довольно крупные сообщества в других социальных сетях. А в отношении сайтов, насколько я вижу, у нас сейчас полноценного общероссийского ресурса нет. Ниша свободна, кто знает может быть КИАЦ ее и займет. Ну и в добрый путь, как говорится! 

Можете обращаться, постараемся с точки зрения нашего опыта проконсультировать и помочь. 

Мы как представители Центрального Казачьего войска в Москве, мы часто ездили в школы, и я наблюдал за детьми, ходят в казачьей одежде, все красиво и хорошо, фланкируют и занимаются строевой. Но единственная проблема именно с офицером-воспитателем, они не относятся к казакам, они бывшие офицеры и ребята не воспитываются как казаки. Что вы думаете по этому поводу?

Это серьезная проблема. Те, кто не является носителем казачьей культуры не сможет воспитать казака. Если человек далекий от Христианства будет тебе рассказывать о Христианской вере и культуре – это будет профанацией. 

Я говорил, что мы объехали в этом году более 250 казачьих кадетских классов Ставрополья со своим VR-музеем и по моим подсчетам из них условно казачьими можно назвать только сотню. Почти 2/3 классов действуют номинально, казачьи только по названию. 

Мы своими скромными трудами что-то предпринимаем, но усилия пока недостаточны. В прошлом году в рамках работы Ресурсного центра Терского казачества по программе переподготовки обучили 20 казаков в Московском педагогическом государственном университете. Из их 17 человек сегодня работают с детьми в системе образования и культуры. Но проблема по-прежнему стоит очень остро.  

Также большая проблема, вы наверняка замечаете, что из сотни казачат именно к православным относится маленький процент, очень много берут в классы и корпуса мусульман, буддистов, атеистов и язычников. Как вы к этому относитесь?

Это и называется профанацией на самом первом этапе. Когда решали, где создать казачьи классы, вместо того чтобы провести подготовительную работу и проработать все «за» и «против», просто выполнили распоряжение сверху. У нас в регионе этот вопрос стоит не так остро: всё-таки, край казачий, базовые представления о казачестве и у наших чиновников присутствуют. 

Но эта холодность к казачьей теме может быть компенсирована инновационным подходом со стороны казаков. Когда дети оденут VR-очки, узнают что-то новое, что выделяется на общем фоне школьной программы, тогда и возникнет интерес. При правильном конструктивном подходе мы, считаю, можем представить казаков созидательным авангардом российского общества. Для начала только нужно стать самим этим «авангардом». 

У вас четверо детей, кем вы хотели видеть своих детей, являясь казаком с активной жизненной позицией? 

У меня есть три основные формы идентичности в жизни, в этом же ключе я хотел бы воспитать своих детей. 

Главная форма идентичности – я Православный Христиан. Этот путь сопряжен с чередой разрозненных попыток вести внимательную духовную жизнь, многое не получается, но мы говорим об устремлениях в первую очередь. Соответственно своих детей мы с супругой стараемся воспитывать в верности Святой Православной Церкви, регулярно посещаем храм, еженедельно причащаем детей и сами стараемся причащаться. 

Вторая форма идентичности — это наша общегражданская российская идентичность. Мы – граждане России, а казачья история последних 450 лет связана со служением казаков Отечеству и России. Казаки – русские люди, часть русского мира, созидатели русской цивилизации.

Третья форма идентичности – это национальная идентичность. Мы – казачий народ. Мои дети ещё только родились, но знают, что они казачьего рода. Они себя уже ассоциируют с казаками-героями детских сказок.  

Не согласен с теми братьями-казаками, которые во главу угла ставят казачью национальную идентичность. Очень важен древнехристианский принцип, высказанный Августином Блаженным: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем» ... С Богом хоть за море, а без Бога ни до порога. Это уже казачья пословица.

Кто такие казаки?

Выскажу своё частное мнение. В первую очередь казаки – это народ, который верит в Бога (реализует Божий промысел о себе) и служит России своими талантами! 

Во-вторых, казаки, подражая своим предкам, совмещают в себе два начала: традиционность (в вопросах семьи, веры, сохранения исторического наследия предков) и инновационность (использование наиболее актуальных новаций своего времени). Казаки ведь всегда были такими: когда наши предки переселились на Кавказ, они переняли у местных племен и народов наиболее подходящую для данной местности и климата одежду, оружие, предметы быта. Не только переняли, но и усовершенствовали, не только социализировались здесь, но и стали носителями российской государственности на Кавказе. При этом через взаимопроникновение культур в условиях совместного сосуществования с представителями многих народов сформировали ряд обычаев (куначество, аталычество), которые позволили мирно сосуществовать и взаимодействовать нашим предкам. 

Так и нам сегодня, важно не быть в глазах сограждан пережитком прошлого. Необходимо в себе формировать это инновационное начало. Если современная война – это новейшее вооружение, беспилотники, информационные войны и так далее, то казаки XXI века должны ими владеть. Как прежде казаки — это воины. Только 200 лет назад наши предки были воинами в контексте своего времени, а в XXI веке мы должны быть воинами, защитниками Отечества в контексте XXI века. Новое время – новые вызовы!

ПРИМЕЧАНИЕ

Если сопоставить показатели КИАЦ, например, с сайтом Казачье Единство то картина следующая:

Казачье Единство

КИАЦ

А вот как выглядит в этом свете самый главный казачий сайт- ВсКО

Если через сайт https://pr-cy.ru/site-statistics/ мы попробуем выяснить посещаемость в месяц и текущий день, то, по состоянию на 23.07.2021г. картина следующая:

Как видим из этих объективных показателей, заявление Игоря Кочубеева, что КИАЦ, «не очень широкий по количеству просмотров», не имеет под собой оснований. 

Стоит отметить, что, что наиболее значимым показателем является не столько количество просмотров, сколько Яндекс-ИКС - Индекс качества сайта. Этот индекс учитывает не только посещаемость сайта (могут зайти много людей, посмотрев одну страницу, но через пару секунд выйти, потеряв интерес, либо меньше людей, но просматривающих и читающих несколько страниц), но и иные параметры, включая ссылки на сайт с других сайтов и количество повторных посещений, свидетельствующих по мнению Яндекса об удовлетворенности пользователей сайтом.

Подробнее: https://yandex.ru/support/webmaster/site-quality-index.html

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Новости КИАЦ | Просмотров: 2434 | Добавил: Поддубный | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: