06.10.2021 02:02 Интервью с Сергеем Саенко | |
Кем вы являетесь? Я атаман Невинномысского городского казачьего общества, войсковой старшина. В казачьем обществе с сентября 1990 года. Мне было 33 года, как Иисусу Христу, когда я пришел в казачье общество. С 1990 года я был командиром сотни, которая состояла из 52 активных казаков, а также было ещё 17 молодых казаков в возрасте от 16 до 18 лет. Так что сразу начался процесс воспитания молодежи в сотне, а затем в итоге всю жизнь занимался молодежью. В 1998 году пригласили в правление нашего казачьего общества на должность заместитель атамана по связям с населением, но был в этой должности не очень долго. С осени 1998 года назначен на должность начальника Учебного кадетского центра и 22 года руководил им. Детей на 1 этапе было 120 человек, было отдельное здание, два ЗИЛа-131, полевая кухня, примитивные палатки брезентовые 2-3-х местные. Но было огромное желание познать историю, быт, традиции казачества, ребята хотели этого, и их надо было только направлять в это русло. Я служу в казачестве не за деньги, а чтобы возродить казачество. Поэтому я возможно был не всегда не удобен кому-то, в чине есаула я прослужил 19 лет. Начинал службу урядником, потом в чин подхорунжего произведен, по сроку выслуги -хорунжий, в 1993 году я получил сотника. Через 3 года получил подъесаула. В 1999 году Москва (Главное Управление при Президенте РФ по казачеству) присвоила есаула и только в августе 2018 года стал войсковым старшиной. Хотя в войске я в то время занимал должность – начальник отдела по военно-патриотическому воспитанию. Проехал с детьми всю Россию по соревнованиям с 2010 года, каждый год я один месяц дома не живу. Был в Екатеринбурге, в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Краснодаре, Анапе, Москве и кучу городов, где еще был. В 2018 году на вручении премии общественного признания «Казачья слава» приехал к вам в МГУТУ. Жил на втором этаже общежития, когда еще там была Валентина Иванова (бывший ректор МГУТУ). То есть я с вашим университетом дружу. Когда устраивали к вам в университет Татьяну — это одна из моих казачек, то Валентина Николаевна сказала, вы наш почетный гость. То есть для МГУТУ я не чужой, в той же Анапе, я с Валентиной Николаевной и спорил, и что-то доказывал, и самое главное, что она меня слышала. И когда я приехал в 2018 году, она встретила меня как будто мы с ней родня! А как вы считаете, какое казачество было раньше? Когда все начиналось, было очень интересное время, не то, что сейчас. Это все было новое, в то время были живые свидетели казачества, которое было до 1917 года, такие как Некрасов Николай Николаевич-это папа моего друга. Он умер в 94 года в 1994 году, то есть, когда была революция, он был достаточно взрослым парнем, которого хотели в 1920 году расстрелять. Он был в бегах и бегал по России до 1936 года, пока им не разрешили служить в армии. Также отвоевал на фронте. Я был свидетелем тех людей, которые помнили Ивана Кочубея и Григория Шкуро. Когда мы в 1991 году одели новые пошитые черкески, которые были на манер во время Первой Мировой войны. Как-то раз мы приехали в станицу Георгиевскую, зашли к знакомым бабушкам и дедушкам, так они со страху убежали в кукурузу, думали, что приехал Григорий Шкуро, спросить их за то, что они предали казачества. История про Невинномысское казачье общество. В 1991 году в Невинномысске казачьей молодежью занимался Муренко Анатолий Александрович. Так как он был офицером, который до этого преподавал в военном училище и у него были нужные навыки для этой работы. Он недолго проработал, на его должность был назначен майор в отставке Рой Роберт Филиппович — это тоже потомственный казак. Занятия проводились стихийно, не было системы. Собирали молодежь вечерами, когда было время, проводили занятия. Затем в 1995 году с развалом Советской армии, к нам в казачье общество пришел Нагорный Николай Васильевич. Он был радиотехником, служил на Байконуре, старшим лейтенантом. С его приходом, начали подготовку молодых казаков к военной службе. Как пришел так сразу начал формировать радиодело и появились радиостанции С-105 в количестве двух штук. Телефонная проводная связь появилась. Он параллельно стал начальником связи в казачьем обществе. В 1998 году выезжали на полевые сборы в ущелье Аксаут и после этого мне было предложено провести полевые сборы в хуторе Воротниковском. Во время сбора к нам приехал генерал-майор Бельченко Василий Федорович — это заместитель секретаря совета безопасности Ставропольского края. Он посмотрел уровень подготовки. И у нас в 1998 году были первые целевые призывы на военную службу. С развалом Союза граница у нас пришла сюда на Кавказ. Пришли люди из погранотряда и сказали: «Ребят у нас дефицит с кадрами, нам предоставляют таких людей, которые не пригодны к службе, тем более в горах. Местное население лучше адаптировано, чем пришедшее». И в общем попросили помощи у нас. Мы наших мальчишек во время полевых сборов обучали на лошадях ездить, строевой занимались и основам рукопашного боя. Приехал начальник погранотряда, посмотрел уровень подготовки и сразу в присутствии Невинномысского и Кочубеевского военкома отобрали из 40 человек, 36 казаков. Остальных не взяли, потому что им было по 16 лет. С 1998 года стал заниматься обучением молодых казаков в учебном центре. Хотя в летние периоды заготавливал сено и так далее. Когда я принимал кадет, их было 120 человек, но потом потихоньку начали отсеиваться, так как дисциплина, обязательное посещение занятий не всем было по плечу. В итоге в УКЦ стало 70-80 казаков. Дети были умные, не надо было на них кричать, ими нужно было только управлять, они сами себе делали всевозможные занятия. Если я задержался, где нибудь, прихожу, командир учебного взвода и командиры отделений со своими кадетами занимались в радио классе или строевой во дворе ходили. У них была ответственность, и сказывалось то, что в Советское время была военная подготовка в учебных заведениях. Хочу сказать, что, когда начался этот развал, и военное дело стало вдруг не нужным мы собрали учебные автоматы, которые стали не нужными в школе и принесли в УКЦ. У нас до сих пор эти деревянные автоматы, с которыми бегал еще я в школе. Понимаете сколько им? Мы их ремонтируем, красим, что-то делаем, и они живут. Мины противотанковые, противопехотные, все что со школы по выкидывали, я это забирал и на учебный центр относил. Мы просуществовали до 2017 года, пока не начало рушиться здание УКЦ, зданию было более 110 лет, ветхое. Потом переехали на новое место, ремонт 2 года практически занял. Сейчас мы перешли на новый уровень, у нас есть общеобразовательная школа и там 4 кадетских класса. Худо-бедно мы проводим какие-то там занятия, детей обули-одели. Но опять же проблема в чем? мы делаем пока «оболочку», но содержание плохое, на не устраивает. У нас не хватает специалистов и людей, которые имеют педагогическое образование, желающие заниматься казачьим образованием. Я сам в 49 лет пошел получать педагогическое образование, добросовестно отучился 6 лет в институте и получил диплом педагога-психолога. Почему я так сделал? Потому что наступал момент, когда мне сказали: «Сергей Алексеевич, вы хороший парень, но такого образования и профессии нет». Пришлось учиться. Что такое казачество для государства? Если государство начнет поворачиваться к казачеству лицом, то оно выиграет в разы. Если бы не упустили момент в 1990 годы и казачество использовало бы свой потенциал, то бы у нас не было очень многих неприятностей. В 1991-1993 года люди не ходили в милицию, они ходили к казакам. Потому что доверяли больше. И сейчас тоже самое происходит и на Кубани. Дай Господи, чтобы государство повернется к нам лицом, 30 лет стараемся им сказать, что мы наши, мы вот они, мы готовы служить нашему Отечеству. История о дежурстве казаков. В 1995 году при нападении банды Шамиля Басаева у нас в городе все дороги и тропинки были закрыты казаками, организованы круглосуточные дежурства. Я работал на производстве, в 17.00. заканчивалась основная работа, ехал домой, кушал. К 18.00. ехал в управу, там стояли машины, мы получали свой маршрут. Выезжали на Невинскую гору, за кладбище, то есть все дороги к городу ночью были охраняемы казаками. В то время на трассе был сумасшедший беспредел, мы тогда добровольно выходили на трассу тормозить фуры с водкой и всякой контрабандой. Тормозили транспорт со швейными машинками - без документов, везли обувь- без документов, контрабанда везлась. Мы сдаем в милицию, протоколы составляют, а на следующий день приходим, а это машина уже ушла со всей контрабандой дальше. Поступали просьбы, чтобы мы на трассу дежурить не ходили. Они зарабатывали там деньги таким способом, пропуская контрабанду. Но мы тогда были сила, с нами считались, мы по щелчку пальца могли перекрыть трассу Кавказ. Для отстаивания интересов казачества и населения региона перекрывали аэропорт Мин-Воды. И с нами самое главное разговаривали. Атамана Выходцева арестовали на Ново-Троевском водохранилище, закрыли в тюрьме за то, что у него произошел конфликт с чиновниками из Ставропольского края. Из Краснодарского края на БТРах приехали казаки. Вот это была сила! А потом вот эти обещания, которые каждый год нам дают перед выборами. Когда выбору в Госдуму только начинаются, с нами начинают заигрывать, говоря, что мы такие хорошие парни, лучше нас никого нет, наобещают в три короба, потом после выборов плавно все это забывается. Хотелось, чтобы слова не расходились с делами. Расскажите об организации полевых сборов. У нас есть палатки, и мы в любой момент можешь организовать палаточный городок, примерно человек на 200. Туалеты, полевая кухня, все можем сделать. Походного храма нет, но мы устанавливаем мачту в виде креста, на ней висит икона и флаги Терского, Кубанского и флаги тех обществ, кто к нам приезжает. С 1998 года мы начали проводить полевые сборы. Раньше выезжало 30-40 человек. Мы выезжали на своих машинах, и требований к перевозкам детей таких не было. Полный ЗИЛ с бортами закидали спальными мешками, детей сверху посадили, и никто не останавливал. По 2-3 сбора за лето было, на 2-3 дня сборы были. Затем в 2000 году начали проходить первые двухнедельные сборы, было это в июне и августе. Потом поняли, что в августе не удобно, так как детям подавать документы в школу и нужно еще собраться в школу. Мы делали так, чтобы не нам было удобно, а детям. В 2001-2003 годах стабильно выезжало 30-40 человек, в основном наши, городские. Потом нами заинтересовался Кисловодск, приехал заместитель атамана со своими детишками около 7-8 человек. В следующий раз приехало человек 15, то есть нас уже стало больше. Мы были на сборах около 10 дней. Задача была подготовить молодежь на службу в армии. И я хочу сказать, что у нас стало получаться. На службу из воспитанников 1999-2000 годов служили и в президентском полку, в ГРУ и 205 мотострелковой бригаде, погранвойсках, это подразделения боевой готовности, Воспитанники наши участвовали во второй Чеченской компании. Они имеют соответствующие документы, что они участвовали в боевых действиях, получают пенсию. Мой младший сын участвовал тоже, 3 года был в Чечне. Все вернулись младшими командирами, даже Степа Власов, по росту самый маленький казак. Он служил в инженерных войсках, и делал сооружения для САУ, мосты и тому подобное. Я думал, что его в армии замучают вообще, он был худенький, маленький, но он оттуда вернулся старшиной, для меня это было шоком. Он сын моего кума, мы больше всего за него переживали. К нам на полевые сборы начали ездить ребята с Кисловодска, и затем мы к этим ребятам в Кисловодск. Проводили там совместные мероприятия. Мы сильно поднялись в проведении сборов, когда стала работать муниципальная программа поддержки казачьего общества и город стал выделять нам деньги. Когда первый раз мы получили деньги, мы одели и обули казачью дружину. Наша дружина стала получать зарплату за выходы, три выхода в месяц — это немного. За квартал у нас получалось около 3000 рублей, для нас это было достаточно серьезные деньги. Когда мы стали обрастать материально у нас появились новые друзья, которые стали приезжать со Ставрополя, Ипатово лицей казачества и народов Кавказа, Иноземцево, Железноводск, Дивное, Георгиевск, Лозовое Воронежской области, Харовск, Вологодская область Армавир и Кубань. На первом этапе продукты мы приносили каждый что может, кто картошку, кто морковку в общий котел, но со временем определились уже, теперь организовываем 4-х разовое питание, взносы на питание из расчета 1 тысяча за 7 дней пребывания в лагере с воспитанника. Расскажите о вашем конкурсе казачьей культуры. «Городской конкурс традиционной казачьей культуры», начинался с 12 коллективов, 4 номинации: танец, кухня, песня и обряд. Это был 2010 год. Призы были достойные, когда еще техника была не дорогая, дарили телевизоры, музыкальные центры, микрофоны и тому подобное. То есть призы были, чтобы не просто повесил на стенку, а чтобы людям в процессе их творческой деятельности пригодится. В последней раз, когда проводили в 2019 году на одну только номинацию «Казачья песня», было 62 коллектива. Мы начали в 9 утра, а закончили в 18 вечера и в тот вечер мы даже не могли подвести итоги, на это не было времени. Пришлось конкурсантам сказать, что итоги будут через неделю. Призы вручали в администрации города. Из-за пандемии второй год этот конкурс не проводим, люди кто участвовал в конкурсе, меня спрашивают: «когда будет конкурс?» Раньше было 5 участников, три первых места- награды, а остальным поощрительные призы. А сейчас возрастные категории: до 7 лет, с 7 до 14 лет, с 14 до 18 лет, 18+ лет и это только сольно. Потом еще хоровое пение в таких же номинациях, в общей сложности около 19 номинаций. Чтобы оценить казачью кухню, надо было потратить час, пару блюд попробуешь, а уже наешься, плюс каждый коллектив еще как-то обыгрывает это, все участники хотят, чтобы их блюдо попробовали и посмотрели на их представление. А там еще и обряды, и танцы. Нам повезло с нашей главой, у нас с ним хорошие отношения. Благодаря ему, поддержке администрации, муниципальной программе поддержки казачьего общества эти конкурсы и проводятся. Какими наградами, которые вручило вам казачье общество, вы гордитесь? Вот за что мне дали, как я считаю заслуженно. Это Серебряный крест «За возрождение Терского войска», за 3 место во Всероссийской спартакиаде допризывной казачьей молодежи. Атаман ТВКО Бондарев мне, 2 тренерам и мальчишкам, которые там бились, вручил часы. Это я понимаю, мы отработали и получили заслуженно. Те награды, я получил заслуженно, но их не ношу, потому что носят те, как я считаю, кто не заслужил этого. Едем на разведку в Украину, февраль 2014 год, Крым. Спрашивают: «зачем приехал?!, говорю: «я приехал для организации детского отдыха», они говорят: «Ты что с дуба рухнул? Война начинается» и это было на таможне. А я был в казачьей форме. Мы поехали в ту сторону вчетвером на разведку и все это накануне 23 февраля. Вернулись домой, ночь переночевали, и обратно, как же без нас референдум? Ну я утром в управу: «казаки кто со мной поедет?» А в ответ тишина, один только Лешка Гончаров: «Сергей Алексеевич, я поеду!». Я ему: «Леша ты еще малой, сиди дома». Он мне: «Мне уже 18 лет есть». Я говорю: «Ты знаешь, что-то случится, твоя мамка меня не простит». Но он поехал в итоге. Все хорошо съездили и благополучно вернулись, поддерживали правопорядок до и во время проведения референдума. Вот только вернулись в Ставрополь , а там митинг «Крымская весна». И ко мне приходят казаки наши и говорят, что митинг у администрации, ну мы и сразу же туда. Мне говорят: «Когда обратился к вашему атаману, чтобы взять казаков с вашего общества на митинг, сказали все уехали в Крым». И получается, что я и Леха — это все казаки. Мне было очень приятно, что все казаки были в Крыму, а не просто сидели дома. Реально очень приятно. Потом мне говорят: «вы дураки, по вам же стреляли, могли убить». Я говорю: «Ну, не убили же, значит все хорошо». Когда в 2015 году Шойгу подписал приказ о награждении медалью «За возращение Крыма», нам медали вручили в Ставрополе. Кто-то сказал: « вот теперь вам к пенсии добавят», ага, добавили! Горжусь наградой «Патриоты России», в 2007 году одному из первых в Терском войске вручили эту награду. Какие напутственные слова вы можете сказать молодым казакам? Самое первое, чтобы у вас была Вера, Вера в Бога, Вера в себя. Вы делаете нужное дело и правильное дело. Нужно знать свою родословную, знать цель, куда вы идете, куда вы стремитесь в этой жизни дойти. Для того чтобы дойти и не просто идти, нужны попутчики — не только друзья, но и жена, потом дети. Потом ваше внутреннее состояние, вы его должны дать детям. Вы должны дать понятие детям, кто они и зачем на этой земле. Много читайте! Читайте много литературы, которая еще написана в 18-19 веках. Обязательно то, что прочитали, анализируйте. Потому что любая история пишется на заказ. Если мы до 1838 года были народом, то в угоду Царя мы стали сословием. Самое главное из разных источников читайте, проверяйте и сравнивайте. Где они перекликаются, где есть золотая середина, это значит что это близко к истине. Учиться обязательно надо! Без этого сейчас никуда не пойдете. Пока еще живо старшее поколение, с нами больше общайтесь, не просто с людьми, которые обвешаны орденами и медалями, а с теми, кто делал что-то реально полезное. Вы должны осознавать, что казачество не создано, чтобы кому-то что-то доказывать, что мы казаки. Мы и есть казаки! Мы были, мы есть, и мы будем! Если кому-то что-то доказывать, то это значит отбирать свое личное время. Ты не говори, что я казак, мой отец казак и дед казак. Просто возьми и что-то сделай, и о тебе скажут: «вот он Казак! И слово свое держит! » Оставаться самим собой и верить в себя. Также хочу посоветовать почитать хорошие книги авторов: Щербина, Соловьев, Гордеев, Ригельман и Колесников. Кто такие казаки? В моем понятии – это народ! Хотя в казачьих формированиях были люди разных вероисповеданий, разных национальностей, но они служили в казачестве. Могу перечислить: осетины, буряты, калмыки, они были буддисты, другой веры, как и православные, все они оставались сыновьями своего народа. Пример, приехали казаки-некрасовцы в 1962 году из Турции, это же были совсем другие люди! Они 300 лет в Турции прожили и сохранили язык, обычаи и традиции! Если с ними поговорить, то они говорят, как говорят на Дону, то есть к ним не вмешивались другие народы, которые жили в России. Они живут автономно, никто извне не приходит к ним. При Суворове, когда к ним переговорщика отправляли, чтобы вернуть их в Россию, они убивали переговорщика. Затем делали набеги вместе с черкесами на Россию. Они сказали вернутся, только тогда, как не будет царя. И в 1962 году при Никите Хрущеве вернулись, одни живут в Краснодаре, другие в Ставропольском крае живут. Они полностью сохраняли одежду, обычаи, традиции и язык. Старики, моего возраста традиций придерживаются, то некрасовская молодежь уже полностью ассимилирована в современном мире. Пока мы не определимся кто мы прогресса не будет. Или пока государство не определит кем она нас признает: народом или сословием. Дальше мы не пойдем, потому что это фундамент, на котором можно строить. А если его не будет, то любого человека позови, надень на него форму, заставь за деньги дежурить в дружине и это что казак? А где же воспитание, культура, традиции и православие? Все эти составляющие надо прививать, а они только присуще казачеству. | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |