Публикуемое интервью было дано КИАЦ директором Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации Александром Владимировичем Журавским.
На нашем портале мы ранее сообщали, что во время встречи в мае этого года руководителя КИАЦ с Министром регионального развития Российской Федерации И.Н.Слюняевым, Министром было дано поручение директору Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений А.В.Журавскому дать интервью по предложенным КИАЦ темам.
В качестве подготовки читателей к разговору мы опубликовали материал по названием "Российское казачество «из чего угодно». Штрихи к портрету". Этот материал в своей рубрике побил все рекорды по просмотрам - 1224 за 20 дней.
Всего предлагалось вынести на обсуждение с Минрегионом России 6 тем:
1. Тема признания за казаками статуса народа.
2. Исполнения законов касающихся реабилитации казачества.
3. Формирования механизмов реализации положений законодательных актов, касающихся несения казаками государственной службы. Возможно ли их создание в принципе, исходя из положений N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 года.
4. Создания законодательной базы, которая могла бы лечь в основу экономической деятельности казачьих обществ.
5. Политики государства в вопросах защиты русскоязычного населения, и казаков в том числе, от их вытеснения выходцами из кавказских республик в Ставрополье и на Кубани и в некоторых других регионах.
6. Участие Минрегиона в разработке и принятии мер, направленные на предотвращение раскола казачьего сообщества (вследствие деления на «реестровых» и «общественных» казаков, устранения этнической составляющей в уставах казачьих обществ и т.д.).
Вопросы и предложения, которые вы хотели бы через КИАЦ задать Министерству уполномоченному Правительством Российской Федерации быть федеральном органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами, можно изложить на Форуме КИАЦ, или направить по электронному адресу, указанному в шапке Казачьего Информационно-аналитического Центра.
Состоявший по первой теме разговор и предлагается вашему вниманию.
КИАЦ: Уважаемый Александр Владимирович, чтобы вести речь о казаках как о народе, имеет смысл для начала определиться в терминах «казаки», «казачество», «российское казачество» и «народ». Давайте попробуем разобраться.
Казачество, военное сословие в дореволюционной России 18 — начале 20 вв. В 14—17 вв. — вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму, главным образом на различных промыслах, а также лица, нёсшие военную службу на окраинах страны и т. н. вольные казаки. Служилые казаки разделялись на городовых (полковых) и станичных (сторожевых) и использовались для защиты соответственно городов и сторожевых постов, за что получали от правительства землю на условиях поместного владения и жалование. Как социальная группа эти казаки были близки к стрельцам, пушкарям и др. В 18—19 вв. большая часть их была переведена в податное сословие и вошла в категорию однодворцев, другие вошли в состав казачьих войск (Сибирского, Оренбургского и др.).
Хочу также обратить внимание на следующее:
В Указе Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» сказано: «Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых и иных традиционных для казачества обществ».
Т.е. речь шла не о казаках как таковых, а о гражданах, относящих себя к прямым потомкам казаков. При этом, членство в казачьем обществе не является обязательным условием для получения права на несение государственной службы.
Согласно статье 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» казачество отнесено к иным исторически сложившимся культурно-этническим общностям людей.
И в том и в другом Указе просматривается, что казачество это культурно-этническая общность, сложившаяся исторически.
Такое определение не стыкуется с определением «российского казачества», данном в N 154-ФЗ от 5 декабря 2005 года «О государственной службе российского казачества». Читаем:
1) российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ;
2) государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации - информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах;
3) казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Как видим, про исторически сложившуюся культурно-этническую общность людей, равно как и о гражданах, относящих себя к прямым потомкам казаков речи нет. Нет речи и о «казаках». Только о членах казачьих обществ. Причем, исключительно реестровых, членами которых, как известно, может быть в принципе кто угодно.
По этому Указу, в отличие от Указа № 632, в казачьи общества могут объединяться только граждане, принявшие обязательства по несению государственной службы. Те же, кто не может принять такие обязательства (по состоянию здоровья, возрасту или по иным причинам, согласно п.3 Указа объединяться в казачьи общества не могут). На практике мы видим, что во многих таких обществах отсутствуют культурно-этнические общности, да и с прямыми потомками казаков, мягко говоря, не густо. Назвать членов таких обществ «казаки» можно лишь исходя из названия общества или при наличии на них формы одежды утвержденной Указом президента России. Налицо подмена изначального исторически сложившегося понятия «казаки» и его определения в более ранних законодательных актах на некий суррогат.
Конечно, говорить о признании народом членов какого-либо общества, пусть даже внесенного в государственный информационный ресурс, просто бессмысленно….
С позиции N 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации» проблематично также говорить о государственной службе членов некоммерческой организации. Но о несении казаками, а на самом деле только членами реестровых казачьих обществ, государственной или иной службы мы поговорим в другой раз.
Вопрос: Так что же такое «российское казачество» и есть ли в России «казаки»? Что означают эти понятия сейчас, и где они закреплены?
А.В.: В последнее время в ряде средств массовой информации активно продвигается тезис, что в России казачества и казаков нет. Дескать, старое казачество закончилось со смертью последних представителей служилого сословия, а новых так и не народилось.
Вместе с тем, казаки в России есть. На наш взгляд, казачество будет существовать до тех пор, пока жива русская культура и ее носители. В ходе служебных командировок мне и сотрудникам Департамента довелось побывать в самых разных регионах России. И могу с уверенностью сказать, что данные о существовании в большинстве субъектов Российской Федерации казачьих организаций подтверждаются.
От Камчатки до Калининграда российское казачество активно участвует в жизни страны: воспитывает подрастающее поколение в духе патриотизма и любви к Отечеству, участвует в охране общественного порядка, защите Государственной границы, природоохранной деятельности. В казачестве есть представители разных народов – и русские, и украинцы, и белорусы, и калмыки, и буряты, и осетины, и якуты, и другие народы. Главное, что вне зависимости от национальности, от принадлежности к казачьему обществу или общественному объединению казаков, это всё люди небезразличные к судьбе своего края и нашей Родины, с обостренным чувством справедливости.
Теперь, что касается законодательства Российской Федерации. В статье 2 Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» казачество приведено в качестве примера исторически сложившийся культурно-этнической общности людей, отличной от наций, народностей или этнических групп.
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», изданный в развитие в развитие названного упомянутого закона, с одной стороны подтвердил отнесение казачества к исторически сложившейся культурно-этнической общности, с другой упомянул о недопустимости возврата к каким-либо сословным привилегиям и принудительному навязыванию гражданам казачьего уклада жизни. Таким образом, в Указе Президента Российской Федерации при определении современного правового статуса казачества дается ссылка на его исторически сложившуюся сословную специфику (как дворянство, крестьянство и т.п.).
Упомянутый вами Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» подразумевает под термином российское казачество – граждан Российской Федерации, состоящих в казачьих обществах. При этом данный закон содержит очень важную оговорку о том, что его действие не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой. Поэтому не стоит столь категорично полагать, что государство видит казаков только как членов казачьих обществ.
И Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству, одобренные Правительством Российской Федерации в 1994 году, и Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденная Президентом Российской Федерации в 2008 году, и Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденная Президентом Российской Федерации в 2012 году, признают за казачеством право объединения не только в казачьи общества, но и общественные объединения казаков.
Таким образом, если комплексно принять во внимание все предусмотренные действующим законодательством трактовки непосредственно связанные с понятием «казаки», «казачество» можно сделать вывод о том, что:
а) казаки – это граждане Российской Федерации, относящие себя к потомкам казаков (как сословия), а также граждане Российской Федерации в установленном порядке добровольно вступивших в казаки, объединенные желанием совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также наделенные правом объединения в казачьи общества, общественные объединения казаков;
б) казачество – исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей, представители которой могут объединяться в казачьи общества, общественные объединения казаков.
КИАЦ: Если признать, что в России существуют «казаки» не только как члены казачьих обществ, но и казаки настоящие, т.е. этнические, а также их культурно-этнические общности, то нужно признать, что термин «российское казачество» в Законе N 154-ФЗ трактуется неправильно (?).
Следующие отрывки текста взяты мною из публикации в Интернете под названием «Казачий народ требует признания»:
….«Современное состояние казачества на Дону не так давно изучал Центр системных региональных исследований и прогнозирования Института повышения квалификации Южного федерального Университета. В итоге оказалось, что подавляющее большинство казаков считают себя русскими, а значит, о казачестве можно говорить лишь как субэтносе - части русского народа. К этой части причисляет себя и директор центра Виктор Черноус с его запорожскими казацкими корнями. Но простой казачий люд слово "субэтнос" не любит. "Никакие мы не "супы",- говорят казаки, - а самый настоящий народ".
…. Сегодня и по стратегии национальной политики РФ, и по Конституции мы можем самостоятельно определять свою национальность. В казачестве есть разные группы. То исследование, которое мы проводили, и другие показывают, что абсолютное большинство казаков идентифицирует себя с русскими. Тем не менее, существует группа, которая пытается конструировать казаков как народ. Есть даже крайние варианты, которые казаков не только к русским, но даже и к славянам не причисляют. Это их право».
В связи с результатами исследования указанного института, насколько на самом деле актуальна тема признания казаков народом? Какие именно группы казаков поднимают этот вопрос? (если брать за основу места традиционного проживания казачества, где подобные темы имеют наиболее благодатную почву для развития: донские, кубанские, терские, сибирские и т.д.)
Что такое «народ» не в широком толковании этого понятия, когда «народом» называют собравшуюся на митинг толпу людей, а с позиции его «признания народом»? Существует ли процедура «признания народом»? Есть ли нормативные акты определяющие данные понятия?
А.В.: Начнем с того, что не только действующее законодательство на федеральном уровне, но международное законодательство не имеет четких определений, что из себя представляет и чем между собой отличаются понятия: «народ», «нация», «национальное меньшинство», «этническая группа», «этническая общность». В федеральном законодательстве Российской Федерации мы найдем лишь определения понятий: «коренные малочисленные народы» и «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Отсюда сложности с признанием самостоятельным народом не только казачества, но и любой другой локальной группы. Например, в Архангельской области регулярно поднимается вопрос признания самостоятельным народом потомков поморов.
Стоит отметить, что вопрос признания казачества народом не нов. Недавно вышло заслуживающее внимание исследование петербургского ученого Бориса Корниенко, посвященное детальному изучению истоков казачьего национализма в Области войска Донского. Автор находит непосредственную связь между кризисом донского казачества как военно-служилого сословия и поиском новой идентичности, способной сохранить права казаков на землю и привилегии. Именно на заре XX века появляются два основных идеологических течения, рассматривающих донских казаков как самобытную часть русского народа и как отдельную от русского народа нацию.
В условиях распада российской государственности в годы Гражданской войны в непризнанном государственном образовании Всевеликое Войско Донское донские казаки были объявлены народностью. Впоследствии данный вопрос не мог не остаться без внимания советской власти. В Резолюции «О задачах казачества» Первого Всероссийского съезда трудовых казаков 20 февраля - 6 марта 1920 г. отмечалось: «Казачество отнюдь не является особой народностью или нацией, а составляет неотъемлемую часть русского народа». Таким образом, вопрос признания казачества отдельным народом на время существования советского государства был закрыт.
Вместе с тем, идея о казачестве как об отдельном народе продолжала развиваться в среде казачьей эмиграции в рамках так называемого «Вольноказачьего движения». Данная идея была использована нацистской Германией, а впоследствии США в рамках противостояния с СССР, что сыграло свою негативную роль в восприятии данной идеи патриотически настроенной частью российского общества.
В XXI веке вопрос признания казачества народом стал наиболее остро подниматься в тех регионах Российской Федерации, где ранее существовали казачьи области и распространен казачий национализм.
В ходе проведенного в 2008 году социологического исследования по заказу Минрегиона России, был выявлен интересный факт: этнический статус казачества находит поддержку у 73,1% атаманов и всего лишь у 25,9% рядовых казаков, чаще всего народом казачество признают сельские жители и молодежь, а в региональном разрезе эта идея наиболее популярна у казаков Краснодарского края.
Интерес представляет и то малоизученное обстоятельство, что в целом ряде случаев горячими сторонниками признания казачества отдельным народом были люди с колеблющейся этнической идентичностью, часто не относящиеся к потомкам казаков, а принадлежащие к потомкам иногороднего населения казачьих областей.
Зачастую также катализатором такого процесса выступали противоречия внутри казачьих обществ, когда противоборство элит заканчивалось исключением части недовольных действующими атаманами. Из числа недовольных и комплектовались носители новой идеологии этнической идентичности казачества.
Иногда казачья идентичность использовалась и отдельными региональными политическими элитами для внутренней мобилизации населения, конструирования новой этнической общности в целях последующего политического торга с федеральным центром.
Не стоит также недооценивать сеть Интернет. Из числа пользователей сайта «Вольная станица» сформировались группы наиболее активных сторонников признания казачества отдельным народом.
Основными зонами формирования идеологии казачество – народ на сей день являются – Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Ростовская области, Челябинская область, г. Москва и Московская область.
КИАЦ: Судя по всему законодательной основы для реализации идеи признания казаков народом крайне мало. Предположим, что в силу невероятных причин это все же произошло. Казаков признали народом. Те, кто этого добивается, например т.н. «Донская Казачья Республика» (ДКР), в подготовленной на этот случай Конституции, рассчитывают на территориальное отделение казачьей республики в составе России. Называться она будет «Всевеликое Войско Донское». В ее состав войдет территория, на которой находятся города Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Волгоград, Таганрог, Азов и некоторые другие.
Мы, на примере ситуации на Хопре видим, что население ничего не может сделать для защиты своей земли (она им, по сути, не принадлежит), все земли и недра уже поделены…, а здесь люди всерьез рассуждают, о возможности передачи им огромной территории со своей инфраструктурой, населением, большинство которого очевидно не захочет быть гражданами «Всевеликого Войска Донского».
Другие, менее амбициозные последователи идеи признания казаков народом, рассчитывают, что такое признание позволит получить компенсацию членам семей казаков подвергнутых репрессиям в годы советской власти. Основания для этого есть – тот же закон «О реабилитации репрессированных народов». Но, опять таки, потребуется четкое определение кто такие «казаки» и создание механизма отделения «прямых потомков казаков», на которых этот Закон распространяется, от казаков по членству в реестровых казачьих обществах и им подобных.
Имеются ли серьезные основания для одного из двух описанных вариантов развития событий, в случае положительного решения вопроса о признании казаков народом?
А.В.: Отвечу сухим юридическим языком. Вопросы, касающиеся реализации Закона Российской Федерации от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» в отношении российского казачества, регулируются в настоящее время постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 г. № 3321-1 «О реабилитации казачества» и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества». Кроме того, в Краснодарском крае эти вопросы дополнительно регулирует закон Краснодарского края от 9 октября 1995 г. № 15-КЗ «О реабилитации кубанского казачества».
Реализация положений о возмещении ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам, отраженных в Законе № 1107-1, осуществляется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации». Положения Закона № 1107-1 в части территориальной реабилитации репрессированных народов конкретизированы Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1995 г. № 948 «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов».
Таким образом, признание казачества народом не гарантирует создания национальных казачьих субъектов Российской Федерации или даже муниципальных образований, а также введения какого-либо иного порядка компенсационных выплат, кроме предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Маловероятно и создание новых казачьих национально-культурных автономий с учетом определения Верховного Суда Российской Федерации о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области».
Кроме того, в дореволюционной России казачество при преобладании славянского населения имело существенный удельный вес неславянских народов. И сейчас потомки казаков – представителей неславянских этносов (калмыки, буряты, осетины, татары, якуты, и др.) составляют заметную часть в войсковом казачьем обществе «Всевеликое войско Донское», Волжском, Забайкальском, Иркутском, Оренбургском, Сибирском и Уссурийском войсковых казачьих обществах. Боюсь, что они не согласятся с решением о признании их еще каким-либо народом.
На наш взгляд вопрос о казачьей идентичности сопряжен с успешностью реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Только конкретной и эффективной работой по реализации действующих документов концептуального и стратегического характера можно преодолеть очередной кризис казачьей идентичности.
Интервью провел руководитель КИАЦ Алексей Зборовский
|