30.04.2013 12:45 Как казаки празднуют Пасху | |
В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура российской культуры - культура казачества. В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков. Многочисленные увеселения у казаков устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. Празднование христианской Пасхи восходит к апостольским временам. Характер праздника, время празднования и способ его вычисления были окончательно определены на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.). Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, куклы). Детям покупали игрушки и обновы. Также детей шлёпали по лицу пучками цветущей вербы, приговаривая: «Верба из-за моря, дай верба здоровья!» Эта процедура по поверью имела целительную силу. Пыльца вербы, попадая на слизистую глаз и носа, вызывала появление слёз и непроизвольное чихание – организм взбадривался. Кстати, лечебные свойства пыльцы вербы подтверждает современная медицина. В подготовке, играх и гуляниях принимала участие вся станица. Обязательно пекли куличи (сдобный хлеб на дрожжах с изюмом или миндалём) и сырную Пасху – обрядовое блюдо, которое съедалось в знак окончания Великого поста. На Пасху дарили друг другу писанки – красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца. На второй день Пасхи играли «в катанки», спуская яйца с горки по специально устроенному желобу. Большинство жителей станицы участвовали во всенощной – церковной службе, начинавшейся после захода солнца. Богослужение продолжалось всю ночь, отсюда и название. Всенощная завершалась крестным ходом и обрядом свечения куличей и иной пасхальной пищи. Как и любой другой праздник годового цикла празднование пасхи обязательно предполагает посещение кладбища. Русская православная церковь не поддерживает традицию посещения кладбища в сам Великий День, так как сама Пасха есть прославление жизни и посещение могил противоречит общему жизнеутверждающему духу великого праздника. Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день – Радоницу, вторник на второй пасхальной неделе. Однако традиция посещения родных могил именно на Великий день крайне устойчива у казаков. Жители казачьих станиц и хуторов повсеместно подчеркивают правильность такого обрядового поведения: «Это батюшки ошибаются, говорят, нельзя на Пасху на кладбище ходить, испокон веков на Пасху ходят христосываться (Христосываться – обрядовое поведение на сорокадневный период, исчисляемый от дня самой Пасхи до Вознесения, включающее троекратное обрядовое целование, приветствие друг друга словами «Христос Воскресе» с непременным ответом «Воистину Воскресе» и обмен крашеными пасхальными яйцами) с родителями («Родителями» в русской похоронной традиции называют не только непосредственных мать и отца, но и всех предков, умерших в преклонном возрасте от естественных причин. Людей, умерших в молодом возрасте от различных несчастных случаев, обычно не включают в категорию «родители»), а сейчас новая мода в церкви – не ходить на могилки на Велик день». Подавляющее большинство жителей казачьих поселений, несмотря на явное неодобрение церкви, идут на кладбище. Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» С этим Пасхальным приветствием я обращаюсь к казакам и казачкам с пожеланием Божьего благословения казачеству и благоденствия всем живущим в нем! Верховный атаман Великого Братства Казачьих Войск - В.Ф. Никитин | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |